О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья

Ковалева Марина Александровна

Настоящая публикация посвящена использование творческого наследия популярных детских композиторов при организации и проведении мероприятий творческой направленности. Приводится обширная информация о музыкальных произведениях наиболее известных детских композиторов второй половины ХХ - начала ХХI века для использования при организации и проведении мероприятий творческой направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА ХХI ВЕКА  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Песни и музыка для детей имеют свой особенный характер. Ведь при прослушивании детских песен возникает ощущение беззаботности даже у взрослых. Каждый вспомнит, как услышав знакомую мелодию из мультика или телепередачи их детства появляется ощущение теплоты и радости, а на лице возникает улыбка. Именно поэтому кажется, что песни для детей пишут люди, сумевшие сохранить детскую невинность и беззаботность.

Написание детских песен – очень ответственное занятие. Ведь именно под них выстраиваются воспоминания о лучших годах нашей жизни. Детская песня должна доносить мораль, которая поможет ребенку построить правильное мировоззрение и воспитает принципы, заставит петь и танцевать. Такие шедевры удается создавать далеко не каждому композитору. Это сможет сделать только человек, который любит детей, знает подход к ним и владеет детской психологией. Ведь главная задача – сделать ребенка счастливым. Образы персонажей из песен остаются в сознании ребенка на долгие годы.

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то, что некоторые из них были созданы уже несколько десятков лет назад они до сих пор остаются актуальными и современными. В своей работе я хочу рассмотреть образы самых известных детских композиторов рубежа XX-XXI веков: В. Шаинского, Г. Гладкова, а также молодого композитора А. Ермолова, который прямо сейчас создает огромное количество современных песен для детей.

Григорий Васильевич Гладков

Григорий Гладков, заслуженный деятель искусств, представил публике огромное количество песен для детей и в этой сфере даже попал в Книгу рекордов Гиннеса, как композитор выпустивший самое большое количество альбомов с детскими песнями. Многие произведения Гладкова стали классикой. Это — музыка к мультфильмам, фильмам спектаклям и сказкам.

Музыкальные произведения Г. Гладкова, рекомендуемые для исполнения в рамках мероприятий творческой направленности

Музыкальные фильмы (песни, инструментальная музыка)

  • «Чудетство» (популярные детские песни исп. Гр. Гладков и дети г. Киева, Укртелефильм);
  • «Город в подарок» (Гр. Гладков исполняет взрослые песни о Петербурге под гитару, Лентелефильм;
  • «День сказок» (Гр. Гладков и кантри-группа «Кукуруза», Лентелефильм);
  • «Несси на Волге или летние каникулы Григория Гладкова» (детский музыкальный фильм, участвуют: Г. Гладков и студия «Товарищ», детские коллективы г. Самара, Самарское телевидение, к этому фильму написана замечательная песня о Волге – « Волга-река стихи и музыка Григория Гладкова);
  • «Старый двор или соло для гитары с детским оркестром или Пой, Гриша!» (взрослые песни под гитару, место действия – дворы города Москвы, ЦСДФ);
  • «Тот самый Дед Мороз» (участвуют: «детский ансамбль «Непоседы», актёр Дмитрий Назаров, певец Антон Бизеев, ТВЦ);

Музыка и песни к мультфильмам;

  • «Пластилиновая Ворона» (реж. А.Татарский, 1981);
  • «Падал прошлогодний снег» (реж. А.Татарский, 1983);
  • «По щучьему велению» (реж. В.Фомин, 1984);
  • «Будильник» (реж. А.Татарский, 1984);
  • «Вера м Анфиса в детском саду» (реж. В.Фомин, 1986);
  • «Кубик» (мультжурнал, сюжет-песня «В коробке с карандашами», реж. В.Барбэ, 1986);
  • «Молочный Нептун» (реж. Б.Акулиничев, 1987);
  • «Вера и Анфиса тушат пожар» (реж. В.Фомин, 1987);
  • «Вера и Анфиса в школе» (реж. В.Фомин, 1988).

Музыка к спектаклям:

«Буратино», «Медвежонок Тимчо», «Трям, здравствуйте!», «Когда расцветут маргаритки», «Сладкая собачка или ошибка Великого Васи Осокина», «Про Федота – стрельца», «Илья Муромец», «Слонёнок», «Винни-Пух», «Красная шапочка», «Вера и Анфиса», «Кошкин Дом», По щучьему велению», «Пол-царства в придачу», «Моя бабушка – ведьма», «Следствие ведут Колобки», «Дети, Дети, Дети», Четверо с одним чемоданом», «Три поросёнка», «Здравствуй, дождик», «Золотой ключик», «Играй, шарманщик», «Лоскутик», «Не буду просить прощения», «Окна, улицы, подворотни», «Поющий поросёнок», «Сказка о незадачливом драконе», «Сказки дядюшки Римуса», «Рассмешите Гиппопо» и др.

По данным Российского авторского агентства, спектакли с музыкой Григория Гладкова идут более чем в 50-ти театрах страны.

А совсем недавно, 7 октября 2018 года, состоялась премьера детского мюзикла для самых маленьких «Незнайка» в Перми. До этого мюзикл был гениально поставлен в Чикаго в театре «Антракт».

Все роли в спектакле сыграли дети. Ведь взрослые дяди и тёти не смогут сыграть героев Солнечного города – Пилюлькина, Пончика, Тюбика, Цветика, Знайку. На компакт-диске Незнайку сыграл и спел Игорь Сорин, трагически погибший солист группы «Иванушки Интернэшнл». Текст от лица автора Николая Носова в постановке блестяще прочитал актер Эммануил Виторган. Об этом сообщил сам композитор на своей официальной страничке в социальной сети.

Григорий Гладков является президентом детского образовательного кинофестиваля «Киноёжик», а также членом попечительского совета Фонда «Связь поколений» и «Фонда поддержки детского кинематографа».

С 2005 года Гладков является бессменным членом жюри Детского Евровидения от России, член жюри международной премии для инвалидов «Филантроп».

В. Гладков является бессменным членом жюри Детского Евровидения от России, член жюри международной премии для т лица ДЕТСКОтека», в который вошли 14 тематических аудио-сборников песен для детей. Песни написаны в разное время и вошли в популярные мультипликационные и телевизионные фильмы.

В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 2493-р Гладкову Григорию Васильевичу за него была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Григорий Гладков  является членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ и председателем Попечительского совета детского кинофестиваля «ЗОЛУШКА», избран Академиком Детской Телевизионной Национальной Академии «За выдающийся вклад в развитие детского отечественного телевидения», награждён премией Фонда развития детского кино и телевидения имени Ролана Быкова «За верность детской теме».

Владимир Яковлевич Шаинский

В. Шаинский – легендарный создатель современных песен для детей. Их у него свыше трехсот. В советской и русской детской музыке Шаинский занял лидирующее место. Его музыка по своей роли в формировании т развитии личности ребенка может быть сравнима с поэзией С.Я. Маршака. Она пользуется неугасающей популярностью среди нескольких поколений. Его песни просты для восприятия и одновременно красивы, напеть их может любой человек.

Существенное влияние на творчество Шаинского оказывало и его происхождение. Как признавался композитор, многие его мелодии навеяны клезмером (Кле́змер — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения). Кроме того, в мелодиях и аранжировке его песен заметно влияние венской классической школы. Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik — «венская классика») — направление европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен

Шаинский по своей природе являлся художником универсального дарования. Нет практически ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Первыми произведениями композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году ещё во время обучения в консерватории, и симфония, созданная в 1965 году. Позднее сочинил оперу для детей «Трое против Марабука» (1974 г.), несколько мюзиклов (например, «Аз, Буки, Веди»,1975, либретто и стихи Михаила Пляцковского; «Путешествие Нильса», 1984, по сказке Сельмы Лагерлёф, стихи Роберта Рождественского; «Рэкет»,1993, либретто и стихи А. Гангова; «Жених для приданого», 1994, либретто и стихи А. Гангова), а также снялся в нескольких художественных фильмах.

Но все же главной областью приложения творческих сил для него стала детская песня. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки – он был наделен непревзойденным талантом истинно детского композитора, а работа в кинематографе и мультипликации доставляла ему истинное удовольствие.

Музыкальные произведения В. Шаинского, рекомендуемые для исполнения в рамках мероприятий творческой направленности

С задорной песни «Антошка» началась карьера Шаинского, как детского композитора. Исторической стала его встреча с поэтом Ю. Энтиным, ведь именно на его стихи композитор напел мелодию ныне знаменитой песенки.

Шедевром стала и трогательная «Песенка мамонтенка», который мечтал добраться до своей мамы.

Сколько мечтательности и задора в песенке «Облака» про трех друзей, путешествующих по дороге с облаками.

А вместе с песенкой «Чунга-Чанга» мы тут же оказываемся на тропическом острове.

Невозможно не улыбаться после песни к мультфильму «Крошка енот»

Особенную популярность имеют персонажи сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Песенки Чебурашки, крокодила Гены и струхи Шапокляк стали неувядающими хитами на все времена.

Для детей Шаинский писал не только песни к мультфильмам. Композитор успешно реализовал себя и в более серьезных жанрах. Им было написано несколько детских опер: опера-сказка «Трое против Марабука», оперетта «Аз, буки, веди», а также мюзикл «Путешествие с Нильсом» по мотивам знаменитой шведской сказки.

 Шаинский-композитор, оставил нам немало жизнерадостных песен, научил мечтать и дорожить дружбой, всегда оставаться немного ребенком, улыбаться и дарить улыбку миру.

Спустя год после смерти композитора в Государственном Кремлевском дворце прошёл творческий вечер под символическим названием «Шаинский-FOREVER», что в переводе означает «Навечно» и «Навсегда»! И это правда! Фраза: «Спасибо за наше счастливое детство!» – стала настоящим гимном концерта. На детских песнях Шаинского вырастают целые поколения, с его лиричными и романтичными композициями влюбляются и расстаются, переживают горечь обиды и уколы ревности, радуются и разочаровываются, обретают надежду и вдохновение на мечты. Музыка Великого композитора – живительный эликсир и очень действенное лекарство против пошлости и пессимизма, подлости и негатива.

Всё творчество Владимира Шаинского можно назвать Гимном – Любви и Дружбе, Детям и Взрослым, Родине и Природе, Мечтам и Фантазии, Романтики и Лирики – Всему Человечеству.

Александр Владимирович Ермолов

И ещё один детский композитор-песенник, которому хотелось бы уделить внимание в этой статье, – Александр Ермолов. Несмотря на то, что ему всего 42 года он уже успел написать более 200 детских песен, а также детскую сказку-мюзикл «Волк и семеро козлят» на новый лад на текст известного писателя-сатирика Вадима Дабужского.

С декабря 2007 года – член Союза Композиторов России. Кроме сочинения музыки он так же занимается аранжировками. Их он делает не только для своих песен, но и на заказ.

Очень часто так бывает, что музыка появляется раньше текста, и приходится делать подтекстовку. И очень немногие поэты любят этим заниматься, так как это ограничивает их творческий простор. Поэтому тексты к значительной части своих песен А. Ермолов пишет сам (уже на готовую музыку).

Кроме того, он сотрудничает с многими поэтами. Среди них: Вадим Борисов, Анна Бочковская, известный писатель-сатирик Вадим Дабужский, один из лучших переводчиков России Михаил Загот, Наталья Мартишина, Анна Гулевская, Игорь Кохановский, Виктория Кузьмина, Евгений Мартишин и другие.

Некоторые песни написаны на стихи поэтов-классиков. Среди них: Цветаева, Блок, Пастернак, Гумилев.

Все свои песни А. Ермолов пишет прежде всего для себя и всегда исполняет их сам на концертах.

Кроме того, он постоянно сотрудничает с детским коллективом, театром-студией детской песни «Ладушки», который живет и работает в городе Одинцово Московской области (руководитель – Диана Миниханова). Дети из этого коллектива пели или поют почти все его песни на различных концертах, конкурсах, фестивалях. Они же были первыми исполнителями песни «Чудесный Артек».

В последнее время исполнителями песен Ермолова стали почти все детские творческие коллективы страны (и не только в России).

Музыкальные произведения А. Ермолова, рекомендуемые для исполнения в рамках мероприятий творческой направленности

  • «Всё ещё впереди, Михаил Загот», исполняет Маша Блохина;        
  • «Добрые сказки», Михаил Загот, исполняет Театр песни «Талисман» и Александр Ермолов»;
  • «Мир, который нужен мне», Сергей Золотухин, исполняет Ансамбль «Мы вместе»;
  • «Мы вместе», Александр Ермолов, исполняет ТСДП «Ладушки»        ;
  • «Навстречу солнцу», Анна Бочковская, исполняет Александр Ермолов;
  • «Новый день», Анна Бочковская, исполняет гр. «Алешки-Наташки»;
  • «Прадедушка», Михаил Загот, исполняет Николай Нарочный;        
  • «Светит солнышко», В. Орлов, исполняет Театр песни «Талисман»;
  • «Свет добра», Ирина Гуляева, исполняет        Вокальный ансамбль «Премьера»;
  • «Старый рояль», Михаил Загот, исполняет Ксения Кондратова;
  • «Я мечтаю о чуде», Вадим Борисов, исполняет Юля Фоменкова.

        Взглянув на обширный список песен автора, многие из которых широко известны, и уж точно нет ни одного педагога по вокалу, не столкнувшегося с творчеством композитора можно понять масштаб его творческой деятельности.

Отличительной особенностью Ермолова является его активная преподавательская и общественная деятельность. На протяжении многих дет Ермолов является руководителем вокального ансамбля «Мы вместе».

Также Александр Ермолов ведет активную деятельность по созданию различных конкурсов и фестивалей для детей и молодежи. Так в 2009 году Александр вместе со своим коллегой и другом Александром Долговым решили создать свой песенный конкурс и дать ему название — «Созвездие талантов». Для проведения данного проекта был создан Продюсерский Центр «Созвездие».

        Александр Владимирович постоянный член жюри различных детских конкурсов и фестивалей, основатель и художественный руководитель международного конкурса-фестиваля «МЫ ВМЕСТЕ», президент Международных конкурсов «Мы вместе», «Созвездие» и «Национальное достояние».

Помимо очной формы, конкурсы имеют заочный, телевизионный вариант, что позволяет существенно расширить круг участников, а все выступления конкурсантов всегда можно посмотреть на Youtube-канале.

Подводя итоги нашего мини-обзора такой широкой темы как деятельность и творчество современных детских композиторов, можно прийти к выводу, что есть несколько неотъемлемых черт, которые объединяют многих из них. Вне всякого сомнения, это искренняя преданность и любовь к своему делу, открытость и готовность делиться со всем миром своим творчеством. Данные качества являются тем более важными и ценными, если не забывать, что детские песни – результат творческого процесса – предназначены для детей всех возрастов и составляет неотъемлемую часть воспитательного и образовательного процесса.

Тем заметнее становится взаимосвязь этих двух направлений деятельности – образования и культуры, а также влияние на них современных технологий. Уже сейчас можно констатировать, что все всё большее число молодых детских композиторов становится известным благодаря современным технологиям (интернет-площадки, социальные сети и др.). Более того, всё большая вовлеченность обучающихся и обучающих позволяет ставить и успешно достигать новых высот, а ведь каждый ребенок, который сегодня радостно и с удовольствием поет «По секрету всему свету» или «Мир, который нужен мне», в будущем может стать композитором и продолжить славные традиции Шаинского, Гладкова и Ермолова.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.         Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990, №3. С. 29-31.

2.         Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965.

3.         Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.

4.         Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000.

5.         Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977.

6.         Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.

7.         Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

8.         Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47.

9.         Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие. М., 1987.

10.         Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.

11.         Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998.

12.         Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Вып IV. Тесты по отечественной музыке XX века. М., 1998.

13.         Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000.

14.         Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988.

15.         Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51.

16.         Михеева Д. Методическая записка по музыкальной литературе – на правах рукописи.

17.         Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.

18. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.

19.         Роллан Р. О месте занимаемом музыкой во всеобщей истории / Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970. С.10-22.

20. Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89.

21.         Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.

22. Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978.

23.         Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990.

24.         Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.

25.         Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58.

26.        Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и жанры живописи второй половины 19 века в коллекциях музея им. Радищева и галереи Тейт. Сравнительная характеристика.

Everyone in Saratov knows the painting collection of the the Radishchev Museum of Fine Arts. Almost all of us have ever been to and have seen its canvases. When we began studying English we lear...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме «Литература второй половины 19 века»

Тест  на тему «Литература второй половины  19 века» содержит 25 вопросов. Каждый из них имеет четыре варианта ответов, один из которых является правильным. Верные ответы выделены жирным шриф...

Русские композиторы второй половины XIX века

Обзор композиторов - представителей второй половины XIX века...

Текст сообщения к публичной презентации опыта организации и проведения мероприятия технической направленности муниципального уровня "Слёт юных техников"

Текст в сжатой форме сопровождает слайдовую стендовую презентацию. Может быть полезен для оценки и обобщения опыта проведения массовых мероприятий....

Тема семинара-практикума: «Организация и проведение мероприятий, направленные на профилактику девиантного поведения у обучающихся»

Цель семинара-практикума:выработать механизм работы социальных педагогов с обучающимися девиантного поведения....