"Пространство и задачи пленэра в пейзажах И.И. Шишкина"
статья

Ковалева Лилия Владиславовна

В данной статье рассматриваются особенности творческого метода И.И. Шишкина. Уделяя огромное внимание натурной работе, художник в своих работах добивался передачи характерных отличий каждой растительной формы, сохраняя при этом присущую ему индивидуальную творческую манеру: проработанность рисунка, выразительные возможности контура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пространство и задачи пленэра в пейзажах И.И. Шишкина

С именем Ивана Ивановича Шишкина связан расцвет пейзажного жанра в России второй половины XIX века. Поразительное умение передавать сложность переплетения ветвей, детальность планов, глубокое понимание характерных особенностей строения деревьев – отличительные черты лесных пейзажей художника. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» [1, с. 125]. Одной из главных тем его творчества становится изображение сложной, многогранной жизни русских лесов, стремление к углубленному, аналитическому познанию природы. Художник воспроизводит увиденное во всем богатом великолепии растительных форм. Внимательно изучая многообразие природного мира, стремясь к точнейшему выявлению характерных черт того или иного пейзажа, он добивается непревзойденного мастерства в передаче особенностей русского ландшафта. Завоевания Шишкина проявляются, прежде всего, в стремлении к богатству цветовых отношений пленэрных композиций, в усложнении построения пространственных планов. Мы встречаем и богато разработанную в оттенках зелень леса, и многоплановость цветных теней, и прозрачность облачного неба. Предпочитая «солнечные полдни», художник любит свет, его многообразную игру, возможность тонкой нюансировки цвета которую дает такое освещение.

И.И. Шишкин был не только выдающимся живописцем. Особо следует отметить графическое наследие художника. Его рисунки, отличающиеся глубоким пониманием жизни природы – весьма значительное явление в истории пейзажной графики. Владея разнообразными техниками работы карандашом, углем, пером он использовал выразительные возможности графического языка, создавая «графические картины, в которых с исключительным виртуозным мастерством переданы различные растительные формы в сложнейших переплетениях и сочетаниях» [2, с. 29]. Художник комбинирует линейно-штриховую манеру с тональной, применяет растушевку, использует эффект работы нетронутой бумаги и мел, усиливающие игру светотени. В период 1880–1890-х годов он особенно часто обращается к рисунку в технике карандаша.

В рисунке «Сосновый лес» (1889), находящемся в Государственном Русском музее Санкт–Петербурга главную роль играет не линия контура, а светотень. Используя разнообразную штриховку, свечение бумаги сквозь карандашные линии, контрасты черного и белого, легкий штрих в сочетании с подвижной линией художник создает образ словно живого, озаренного солнцем леса. Мастер не стремиться к проработанности всего пространства листа, оставляя нетронутым передний план с чуть обозначенными, почти намеком, травой и молодой порослью. Яркие пятна солнечных бликов на стволах деревьев ближнего плана подчеркнуты густыми массами теней, проработанных положенным в различных направлениях «живым», подвижным штрихом. Для передачи материальности фактуры хвои сосновых ветвей Шишкин использует короткий штрих характерной «метелкой».

Еще в студенческие годы, во время учебы в Московском Училище живописи и ваяния (1852–1856), И.И. Шишкин увлекается печатными техниками. В 1868 году он издает свой первый авторский альбом «Этюды пером на камне». Выполненные в технике, имитирующей рисунок пером, эти шесть листов поразили современников мастерством исполнения. Именно творчество Шишкина, как офортиста и литографа, способствовало возрождению в России во второй половине ХIХ века авторского, оригинального эстампа, свободного от задач простого копирования. Начиная с 1870-х годов, художник среди прочих печатных техник отдает предпочтение офорту. И если в работе над первыми досками Шишкин использует только офортную иглу, то, «вскоре он начинает экспериментировать» [2, с. 39]: для создания дополнительного тона использует шелковую ткань, наложенную на мягкий лак, применяет тоновые затяжки, добиваясь «живописных» пятен. В процессе работы он постоянно «дорабатывал» доску, добавляя или убирая какие-либо детали, тени или блики. В результате чего получались неповторимые оттиски, существующие в единственном экземпляре. Всего художником было создано 112 офортов на меди.

Молодое поколение пейзажистов не прошло мимо Шишкина, и многое извлекло для себя из его метода работы на пленере, из мастерства его рисунков и основных принципов освоения натуры, позволивших И.Н. Крамскому считать его «верстовым столпом» [1, с. 121] русской пейзажной живописи.

Список литературы:

1. Крамской, И.Н. Письма и статьи. В 2 т. Т.1 / И.Н. Крамской. – М.: Искусство, 1965.

2. Иван Шишкин. Из собраний Русского музея и Третьяковской галереи / Науч. рук. Е.Н. Петрова. – СПб.: Palace Editions, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.И. Шишкин. Пейзажи.

Презентация к уроку ИЗО. 6 класс....

6 класс 28 урок "Изображение пространства в пейзаже"

Урок изобразителього искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского по теме "Изображение пространства в пейзаже"...

Конспект урока по ИЗО 5 класс.Построение пространства в пейзаже

ЦЕЛЬ: Изображение пейзажа.Задачи:обучающие:Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве; Формировать  понятие о пейзаже,  как самостоя­тельном жанре в...

Тестовое задание для 6 класса по теме:"Человек и пространство. Пейзаж"

Проверка знаний в 6 классе по теме "Пейзаж" ( по программе Б. М. Неменского)...

Образовательный проект с методической разработкой занятий на тему " Создание пейзажа в условиях пленэра"

https://yadi.sk/i/Qe40V8dUZYbuRAПо этой ссылке можно ознакомиться с с проектом " Создание пейзажа в условиях пленэра", посмотреть мои практические работы: 3 графических этюда и с 4 живописны...