Интерпретация, психолого-педагогические рекомендации для воплощения вокалистом сценического образа
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Меирова Марфа Михайловна

В данной статье рассматриваются особенности интерпретации  вокалистом сценического образа и предлагаются психолого-педагогические рекомендации для воплощения вокалистом сценического образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interpretatsiya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация, психолого-педагогические рекомендации

для воплощения вокалистом сценического образа

Меирова Марфа Михайловна,

педагог-организатор, руководитель вокальной студии

ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Актуальность статьи заключается в рекомендациях и педагогических наставлениях молодым исполнителям-вокалистам, обусловленных как опытом предыдущих поколений, так и собственным, исходя из работы над вокальным образом, анализа различных вариантов прочтения роли, что, несомненно, должно помочь вокалисту в реализации образа на сцене.

Каждый вокалист проходит этапы творческого роста, от простого воспроизведения, подражания до собственной интерпретации. В связи с этим, в процессе исследования предстоит дать ответ на два основных вопроса:

1. Какие факторы оказывают на трактовку образов;

2. Что определяет перспективы становления вокалиста и превращение его в мастера, способного оказывать влияние своим искусством на огромные массы людей.

Рассмотрим понятие интерпретация. Этот термин можно охарактеризовать, как превращение вокалистом музыкальной информации, записанной в графическом (графемном) виде (буквенном, невменно-крюковом, линейном, нотном, компьютерном и т.д.) с помощью своего вокального аппарата в звуковые колебания, воспринимаемые слушателем «как музыка». Причем, термин «интерпретация» имеет более глубокий смысл, чем «простое вокальное исполнение».

 Интерпретация музыкального произведения подразумевает исполнение с выраженной актерской индивидуальностью с учетом исторических, стилевых особенностей, течений моды, традиций, а также, не в последнюю очередь, с отражением художественного замысла, заложенного композитором в исполняемое сочинение.

Таким образом, вокалист, исполняя записанное минимальными графическими средствами музыкальное произведение (понятно, что графически невозможно подробно изобразить ни стиль сочинения и эпохи, ни эмоциональные особенности произведения), привносит свою подготовку (школу), личное осмысление, свой талант и индивидуальность для максимальной передачи слушателю замысла автора, зачастую жившего за много веков до нашего времени.

Интерпретируя музыкальное произведение, исполнитель-творец дает свое понимание сообразно эпохе, эстетических взглядов, собственной индивидуальности. Каждый крупный исполнитель самобытен и его исполнение рождает присущую только ему трактовку музыкального произведения.  Этим и интересно искусство.

Основой интерпретацией всегда является текст – акт творчества автора.  Авторское прочтение, интерпретируемое исполнителем, является информацией для слушателей. Безусловно, слушатель должен иметь соответствующий уровень развития и компетентности в данной области, владеть необходимой музыкальной культурой.

Компетентность слушателя необходима для адекватного восприятия исполняемого произведения искусства, с эмоциональным откликом на него, с воображаемым диалогом слушателя с создателем произведения. И промежуточным звеном, интерпретирующим, передающим, доносящим зашифрованные музыкальными знаками произведение до слушателя является исполнитель.

Интерпретация исполнителя находит непосредственный отклик у слушателя (положительный, отрицательный или индифферентный).

Исполнитель не только должен соответствовать художественному уровню потенциального потребителя его творческого продукта или, по крайней мере, уровню большей части слушательской аудитории, но и обязательно быть несколько выше среднего уровня. Задача исполнителя - воспитывать, развивать, художественно обогащать слушателя.

В то же время, слишком тонкая, элитарная интерпретация вряд ли найдет понимание среди большей части любителей данного вида искусств, а исполнение «на потребу публики» низведет исполнителя-интерпретатора до уровня низкопробного развлекателя.

У молодого исполнителя трудность интерпретации художественного произведения заключается в недостаточно глубокой проработке исполнения, что объяснимо возрастом и отсутствием достаточного опыта. Зачастую первоначальная интерпретация перерождается в обыкновенную читку с листа с недостаточным пониманием стиля, формы, динамики, архитектоники интерпретируемого произведения. Безусловно, молодой исполнитель–интерпретатор (особенно это относится к интерпретации мало известных или новых произведений) должен приучить себя к алгоритму действия, к которому маститые мастера приходят с приобретение опыта.

Вокальное творчество, многогранно и комплексно. Помимо вокального мастерства, сценическое воплощение вокальной партии обязательно включает в себя как органическое целое сценическую  речь  –  дикция, подразумевающая собой четкую артикуляцию,  скороговорки, правильное точное произношение каждого звука, декламацию четкое громкое произношение слов, выработка яркой, выразительной сценической речи, освоение орфоэпии (правила произношения слов, ударения,  нормы русского языка).

Вокальная интерпретация заключается в том, что индивидуальностью исполнителя с учетом его внутреннего физиологического, эмоционально-психического состояния голосом выражается и художественная сущность музыки. На интерпретацию важнейшим образом влияет и духовное богатство личности, творческая самостоятельность и душевная щедрость.

Для исполнителя очень важно иметь широкий кругозор, знать очень многие вокальные произведения в исполнение очень многих певцов. Казалось бы, для начинающего исполнителя, у которого нет еще концепции исполнения, логической продуманной трактовки есть опасность слепого бездумного копирование, работы проведенной сделанной другим выдающимся уже опытным исполнителем. Здесь уместно вспомнить слова Арнольда Шёнберга «Талант учится у учителя, гений учится у природы».

 Если перед нами еще молодой, но незаурядный в своей талантливости исполнитель, то, безусловно, роль его самостоятельности в отработке произведения и доработки его до совершенства достаточно высока. Но, как отмечали мы выше, данный исполнитель должен, тем не менее, кроме больших природных данных обладать гораздо большим по масштабности художественным вкусом, интуитивным чутьем. К сожалению, в жизни это практически невозможно, так как молодой исполнитель еще не обладает ни вкусом, ни наработанной базы.  Молодой артист, в первую очередь, должен овладеть богатством, созданным до него, переварить его и суметь трансформировать применительно своих вокальных данных, своего вкуса.

Идеальной реализации проделанной работы является такое исполнение, которое запомнится слушателем, как вдохновленное, незаурядное, вызывающее восторг, душевное волнение.

Вывод

Задача исполнителя, если он творец, а не ремесленник, не только повторить уже ранее интерпретированную партию, но и создать совершенно самостоятельную яркую художественную трактовку.

Исполнение не может быть застывшим, т.к. время идет, происходит историческая, эстетическая смена художественного вкуса, моды, традиций. Появляются новые певцы, которые должны это учитывать и, сохраняя все положительное, великое, найденное и предложенное предыдущими поколениями, находить в мучительных поисках новые грани интерпретации.

Время показывает, что вершин профессионализма достигает и становится кумиром слушателей тот певец, для которого вокальная партия является инструментом, служащим для создания яркого, художественно оправданного психологического портрета своего героя.

Эти аспекты должны помочь оперному артисту соединить вокальную технику и актерское мастерство в такой пропорции и таким образом, чтобы получить максимальное психофизиологическое воздействие на слушателя от его интерпретации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...

Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов-вокалистов к концертным и конкурсным выступлениям

Психологическая подготовка учащихся к концертному или конкурсному выступлению является одной из актуальных проблем в музыкально-исполнительском искусстве в целом и в вокальной педагогике в частности. ...

Психолого-педагогические аспекты изучения формирования образа матери у подростков

В статье обобщается изучение проблем материнства в психологии и других областях. Рассмотрены условия развития ребенка и материнства, как компоненты личности....

Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления

Статья«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»В данной статье освящаются актуальный  вопрос музыкального образования: ос...

Психолого-педагогический мониторинг становления "Я – образа" у обучающихся 5-9 классов

laquo;Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, ...

Современный учитель-психолого-педагогический образ в представлении школьников

Статья содержит    результаты психолого-педагогического исследования  образа   учителя в современное время  в представлении обучающихся, а также их  ожидания...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста

В работе рассмотрены основные характеристики самого младшего школьного возраста. Как формируются личностные новообразования с приходом в школу. Одни из важнейших изменений в личности ребенка...