ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста
статья

Варик Виктор Анатольевич

В работе рассмотрены основные характеристики самого младшего школьного возраста. Как формируются личностные новообразования с приходом в школу. Одни из важнейших изменений в личности ребенка – это дальнейшие перемены в его представлениях о себе и образе своего Я, а также окружающих его людях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной реальности в нашей стране наблюдается выраженная тенденция к формированию и развитию здорового образа жизни подрастающего поколения, организации и оптимальному функционированию здоровьесберегающей образовательной среды. Это предполагает прикладное обеспечение физического, психического и социального благополучия младшего школьника, что имеет существенное значение в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

По информации ВОЗ, за последние годы резко возросло число заболеваемости детей младшего школьного возраста; при этом в качестве причин отмечаются негативные условия жизни, низкая двигательная активность и крайне недостаточный уровень культуры здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций у педагогов при формировании и развитии здорового образа жизни у младших школьников, а кроме этого, недостаточное внимание родителей и педагогов к оздоровительной деятельности с детьми.

При этом практические исследования отечественных ученых неоднократно обнаруживают снижение основных показателей здоровья младших школьников (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, Е.А. Горская, Н.Д. Малиновская и др.). Негативное воздействие на состояние здоровья младших школьников оказывают психоэмоциональные переживания и преодоление трудных стрессовых ситуаций, которые связаны с учебной деятельностью.

Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.

Проблематика заботы о здоровье младших школьников представляется также одной из приоритетных еще и по той причине, что в условиях современной реальности увеличивается число влияющих на них различных стрессогенных факторов. Закономерной и весьма существенной представляется задача профилактики поведения, которое может вести к ухудшению состояния здоровья и формирования установок, способствующих формированию здорового образа жизни.

Цель исследования – анализ основных аспектов формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста как основу для формирования представлений о здоровом образе жизни.

        2. Рассмотреть сущность и общую характеристику понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

        3. Осуществить экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у младших школьников.

        4. Провести анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.

Объект исследования – здоровье и здоровый образ жизни. Предмет исследования – условия формирования конструктивного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая основа работы: Проблемы формирования и развития здоровой личности ребенка интересовали ученых давно: здесь необходимо отметить исследования таких авторов как Л. С. Выготский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. практическая разработка школьных программ формирования здорового образа жизни началась в начале 80-х гг. прошлого века.  

С середины 90-х годов ХХ века стали появляться научные исследования воспитательно-оздоровительного направления, которые изучали основные вопросы организации образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиены обучения и воспитания младших школьников, школьной валеологической работы.

В основе теоретических рассуждений и эмпирического исследования применены:

1) принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

2) системный подход (Б.Ф. Ломов);

3) основные положения концепции социально-психологической адаптации младших школьников (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев и др.).

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста будет эффективным при систематической комплексной работе образовательного учреждения, реализуемой через методы и приемы, которые соответствуют возрастному развитию младших школьников (т.е. игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования и т.д.).

Системный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность предположить, что одним из направлений улучшения здоровья современных младших школьников представляется формирование у них знаний и представлений о здоровом образе жизни, с чем связана практическая значимость настоящего исследования.

Часть1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста

        Прежде чем анализировать особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников, представляется целесообразным с психолого-педагогических позиций обратиться к рассмотрению основных характеристик самого младшего школьного возраста. Итак, многие отечественные и зарубежные исследователи в области возрастной психологии и педагогики младший школьный возраст определяют вершиной детства. Подрастающий ребенок сохраняет еще в себе много детских качеств, таких, например, как легкомыслие и наивность, но при этом уже начинает утрачивать и детскую непосредственность в поведенческом аспекте, у него формируется иная логика - логика системного мышления.

В коммуникативном поведенческом аспекте он приобретает для себя не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус в коллективе сверстников. У ребенка появляются все новые и новые друзья, изменяются интересы и появляются новые, формируются моральные ценностные установки, т.е. можно сказать, что с приходом в школу у ребенка младшего школьного возраста изменяется практически весь уклад его жизни и деятельности.

В настоящее время заслуживает внимания тот факт, что в последнее время все больше и больше растет тенденция к интегрированному и системному целостному рассмотрению развития и формирования личности с позиций различных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная комплексная концепция развития, которая принимает во внимание все согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон человеческой личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий в психолого-педагогической науке [11, с.14].

Поэтому в рамках рассмотрения психологических особенностей детей младшего школьного возраста интересна концепция зарубежного исследователя Э. Эриксона. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития заключается в выделении и описании известных восьми жизненных кризисов, которые неизбежно наступают у любого человека в процессе его формирования и развития [48, с.117]:

  1. Кризис доверия либо недоверия (в течение 1 года жизни).
  2. Автономия в противопоставление сомнениям и стыду (около 2 лет).
  3. Появление инициативности в противопоставление эмоции вины (примерно от 3 до 6 лет).
  4. Трудолюбие в противопоставление комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет).
  5. Самоопределение личности в противовес так называемой индивидуальной серости и стандартному конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и коммуникабельность в противопоставление личностной психологической отгороженности (в 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового подрастающего поколения в противоположность уходу в себя (30- 60 лет).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (от 60 лет).

Развитие личности в концепции Э. Эриксона определяется как некоторая смена указанных выше этапов, на каждом из которых наблюдается качественное преобразование внутреннего мира личности и кардинальное изменение его отношений с другими людьми и окружающим миром в целом. В результате этого человек как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей его дальнейшей жизни.

При этом сами личностные новообразования формируются совсем не спонтанно; их проявление на некоторой стадии обусловлено всем процессом предшествующего до этого развития личности. Новое в ней может сформироваться и утвердиться, лишь когда в прошлом опыте уже были сформированы нужные для этого психологические и поведенческие аспекты.

На первой стадии развитие человека детерминируется исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь его матери. На данной стадии уже могут формироваться предпосылки к проявлению в будущем стремления к окружающим людям либо наоборот отстранения от них.

Следующая - вторая стадия - детерминирует развитие у ребенка таких личностных качеств как самостоятельность и базовая уверенность в себе. Их развитие также в значительной степени зависят от характера общения и поведения близких взрослых с ребенком. Стоит отметить, что в рамках рассматриваемого нами возрастного этапа младшего школьного возраста третья и четвертая стадии развития в целом довольно похожи с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов на периодизацию возрастного развития и формирования необходимых практических качеств и компетенций для эффективной социализации [50, с.78].

В этой концепции акцентируется значение учебной и трудовой деятельности для формирования и развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов отечественных ученых от позиций, на которых опирается Э. Эриксон, состоит только в том, что он обращает внимание на развитие не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, которые являются связанными с определенными видами человеческой деятельности.

Таким образом, концепция Э. Эриксона дает возможность представить себе существенное значение периода детства, в частности, младшего школьного возраста, во всем процессе личностного развития и формирования для процесса эффективной социализации.

Изменения в сознании у младших школьников характеризуются появлением внутреннего плана действий, т.е. возможностью свободно на практике оперировать разнообразными представлениями в уме, а не только исключительно в наглядном плане [47, с.24]. Одни из важнейших изменений в личности ребенка – это дальнейшие перемены в его представлениях о себе и образе своего Я, а также окружающих его людях. Развитие и усложнение данных образований создает к семи годам вполне благоприятные условия для развития рефлексии как способности осознавать и отдавать себе отчет в собственных целях, полученных результатах, методах их достижения, а также чувствах, переживаниях и побуждениях; для морально-нравственного развития, и как раз для последнего младший школьный возраст является вполне сенситивным. Данный период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и одновременно очень благоприятен для системного педагогического воздействия. В процессе социализации и усвоении морально-нравственных норм формируются активное отношение к событиям окружающей жизни, а также забота и сочувствие к другим людям.

Кроме этого, появляется тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами индивида. Самооценка ребенка при этом довольно устойчивая, но вероятно ее завышение, а реже - занижение. Дети объективней оценивают результат деятельности, чем в общем процесса поведения. Одной из важнейших особенностей этого возраста также является проявление произвольности всех психических процессов на практическом уровне взаимодействия с окружающими людьми [37, с. 18].

Таким образом, умственное и психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и ровесниками создают предпосылки для дальнейшего развития личности ребенка, его конструктивной социализации в данном периоде. Следует отметить, что именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения - представления о себе, окружающем мире, о нюансах отношений с окружающими людьми.

Ведущей функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Уже заканчивается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше является необходимым в учебной деятельности. У большого количества детей младшего школьного возраста обнаруживается относительное равновесие между различными видами мыслительной деятельности.

Важнейшее условие для развития теоретического мышления представляет собой формирование и развитие научных понятий. Теоретическое мышление дает возможность ребенку младшего школьного возраста решать задачи, ориентируясь не на внешние наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. При этом формирование теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от самого типа обучения [45, с.61].

Следует отметить, что речь как основа эффективной социализации детей является одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Одной из основных функций речи становится именно коммуникативная функция. Речь младшего школьника разнообразна по степени своей произвольности, сложности, планирования, но его высказывания еще довольно непосредственны. В данном возрасте довольно активно формируется и развивается самосознание ребенка. От оценки зависит формирование и развитие в дальнейшем учебной мотивации, именно на этой почве в некоторых случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки личности младшего школьника в процессе его социализации [30, с. 216].

Оценка успеваемости в самом начале школьного обучения служит оценкой личности в целом и детерминирует социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих школьников младших классов формируется на этой основе несколько завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников постоянные неудачи и низкие оценки вполне закономерно понижают их уверенность в себе, в собственных возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности в процессе эффективной социализации.

Для развития у младших школьников адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо развитие в школьном классе атмосферы психологического комфорта и взаимной коллективной поддержки. Педагоги, отличающиеся высоким профессиональным мастерством и опытом, ориентируются не только содержательно оценивать работу учеников.

На базе самооценки формируется и в дальнейшем уровень притязаний, т.е. уровень достижений, который младшему школьнику по силам. При этом чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и сам уровень притязаний.

Желание вступить в контакт детерминируется наличием определенной потребности и мотивов, некоего отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также своей собственной самооценкой. Практический навык вступать в коммуникативные отношения требует от ребенка способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею определенным образом [34, с.105]. 

Социальная уверенность как социальная компетенция личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с окружающими его людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и некоторых практических навыков, которые предоставляют ребенку возможность выбирать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающегося поведения, а также творческого самовыражения. Проанализировав основные характеристики младшего школьного возраста, можно сформулировать выводы о том, что основными новообразованиями данного периода можно считать:

1) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и всей деятельности, в том числе и внутренней, психической;

2) рефлексию, анализ и внутренний план действий;

3) развитие познавательного отношения к окружающей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2016. – 564 с.
  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., Академия, 2016.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2016.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2016. – 416 с.
  5. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М., 2014.
  6. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2015. – 390 с.
  7. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2015. – 301с.
  8. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. М., 2017. 302с.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2016. – 183 с.
  10. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 2016, 272 с.
  11. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 2016.
  12. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2015.
  13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Спб., 2017. 125 с.
  14. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2015, Т.5.
  15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2014, 269 с.
  16. Волков А.Г. Социология семьи. М., 2017. – 398с.
  17. Возрастная и педагогическая психология: Учеб пособие. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256с.
  18. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., Академия, 2017. – 320 с.
  19. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 2016. – 510 с.
  20. Гендерный подход в школьной педагогике / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДО, 2015. – 40 – 47 с.
  21. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. – М., 2016. – 38 с.
  22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 2013.
  23. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2014.
  24. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 512с.
  25. Касперович Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Мн., 2015. – С. 5-6
  26. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки. - Минск: Нац. ин-т образования, 2015. - 144 с.
  27. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2013. – 336с.
  28. Клюева Н.В. Психолог и семья. Ярославль, 2014.
  29. Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гришиани Д.М.– М., 2016.
  30. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. – М., 2013. – 464с.
  31. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2016, 192 с.
  32. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2017.
  33. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2016.
  34. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М., Гардарики, 2015.
  35. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., Линка - Пресс, 2014.
  36. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие М., Академия, 2016. -304с.
  37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2015. – 320с.
  38. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2016. – 374с.
  39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: МГППУ, 2017. – 460с.
  40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 2016. – 400с.
  41. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 2016.
  42. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 2015.
  43. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2015, с. 132-133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у школьника

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничтоСократЗдоровый образ жизни как социальный фактор: реальное положение и проблемыОдной из важнейших проблем социальной политики является фо...