Для чего нужны деньги
проект (5 класс)

Ольга Сергеевна Арефьева

Учебно-познавательный проект «Для чего нужны деньги», 5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektdengi_arefevaos.docx523.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-познавательный проект «Для чего нужны деньги», 5 класс

Учитель истории и обществознания – Арефьева Ольга Сергеевна

Аннотация.

Результативность при изучении темы занятия достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в  группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На Занятие дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на Занятие есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. Тема занятия «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.

Структура проекта.

Ценности, положенные в структуру занятия:

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

 - уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

 - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

 3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Актуальность проектирования.

Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни.  Занятие предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.  Занятие способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения. Занятие учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Занятие позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

 - государственную символику России; денежный механизм; нумизматику, основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей

уметь:

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране;

 - показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.

Цели учеников / Результаты обучения:

  • Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров».
  • Развивающий аспект - развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета.
  • Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
  • Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:

⎯ идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

⎯ проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

⎯ проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:

⎯ воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

⎯ выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

⎯ оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

⎯ применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

⎯ удерживать цель деятельности до получения её результата;

⎯ планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

⎯ осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

⎯ оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

⎯ анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

⎯ оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:

⎯ различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)  

⎯ выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

⎯ анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

⎯ воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:

⎯ сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

⎯ выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

⎯ классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

⎯ приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

 3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

⎯ высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

⎯ выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

⎯ преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:

⎯ воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

⎯ оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

⎯ описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:  формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.

2. Выявить причины возникновения денег.

3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;

4.Воспитывать бережливость.

В ходе Занятия учащиеся:

Актуализируют:

- представления об особенностях товарно-денежных отношений;

- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;

- представления о денежных единицах разных стран;

 - представления о функциях денег в жизни человека.

Приобретают:

- представления о том, что такое деньги;

- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;

- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;

- представления о самых первых денежных средствах на Руси.

Закрепляют:

- навыки работы в группе, фронтально и индивидуально;

- умения работать с различными источниками информации (текстовой,  ИКТ, наглядной);

- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;

- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Тип Занятия: объяснение нового материала.

Форма Занятия: комбинированный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Раздаточный материал:

  • монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка;
  •  образцы старинных денег, современных денег.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint

 Этапы Занятия и их продолжительность.

1.Организационный момент. 1 мин.

2 Актуализация знаний 1 мин.

3. Целеполагание и мотивация.2 мин.

4. Открытие нового знания. 22 мин. (физминутка)

5. Презентация продуктов проекта 15 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Итог занятия 2 мин.

 Проект с теоретическим обоснованием.

Этапы занятия

Деятельность учителя

УУД

Оргмомент

 Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Регулятивные (формирование целевых установок)

 Личностные (отношение к учебной деятельности)

Актуализация знаний

Показ стартовой презентации учителя  

 Личностные (отношение к учебной деятельности)

  Регулятивные (формирование целевых установок)

Познавательные ( умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность)

Целеполагание и мотивация

 Заполнение карты « Палитра моих знаний»

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

«Открытие» нового знания

Дети делятся на группы, получают конверты с дальнейшей инструкцией и начинают работать.

       Задания для группы «Историки» (работа с нетбуками)

  1.   Изучить презентацию.
  2. Подготовить сообщение по теме.

       Задания для группы «Знатоки языка» (книги из библиотеки)

  1. Найти пословицы и постараться объяснить их смысл.

Задания для группы «Нумизматы»:

Распечатка

Задания для группы: «Художники»:

  1. Рассмотреть купюры. Выяснить, что изображают на купюрах и нарисовать свои деньги.

  Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

  Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

Физкульт-

минутка  

Упражнения на релаксацию

Открытие «нового знания»

Продолжение работы над темой. Консультация учителя.

   Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

  Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

Презентация продуктов проекта

 Отчёт групп.

  1. «Историки»
  1. «Знатоки языка»

Два гроша – куча хороша.
Горе – деньги, а вдвое – без денег.
Без копейки рубль щербатый.
Деньги не пахнут.
Его копейка нищему руку прожжет.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Денег много, да разума мало.
Всюду вхож, как медный грош.
Дела на полтину, а магарычей на рубль.
Говорят, хорош, а дела ни на грош.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Денег нет, зато сами золото.
Были денежки – любили Сеню денежки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Дай вору целковых гору – воровать не перестанет.
Без хозяина деньги – черепки.
Денег палата, да ума-то маловато.
Больше денег – больше хлопот.
Алтын серебра не ломит ребра.

  1. «Нумизматы»

Проводят практическую работу, объясняют тему.

  1. «Художники»  представляют результаты своего труда

Коммуникативные (участие в учебном диалоге)

Личностные ( отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)

 

Рефлексия

Назовите ещё раз тему нашего Занятиеа.

Так что же такое деньги?

Заполнение таблицы «Палитра моих знаний»

Регулятивные ( формирование контрольно-оценочной деятельности)

Подведение итогов

Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на доске:

На занятии я вспомнил…

я узнал…

я научился

Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)

Коммуникативные (умение участвовать в учебном диалоге)

Личностные (отношение к учебной деятельности) 

Литература.

  1. Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 3 класс». М.: «ВАКО», 2004, 320 С. – (В помощь школьному учителю)
  2. Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения: сб. ст.\ [отв. Ред. Н.Н.Деменева ); НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.-199с.
  3. Методические рекомендации по выполнению проекта Занятиеа./

Составители сборника О.В.Медведева и др.; Информационно-диагностический кабинет управления образования, Павлово, 2008

  1. Хоритонова Л.А. «Проблемные ситуации на Занятиеахприродоведения»/журнал «Начальная школа» №4, 1998год, с.57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна гибкость

Презентация к уроку физкультуры по разделу "Гимнастика"...

Проект: Для чего нужны зоопарки.

Цель проекта:•расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных•определить значимость животных в жизни человека•применять знания, приобретенные на дру...

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...

Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес"

Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес" Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к н...

Учебное-тематическое планирование проектной деятельности "С чего нужно начать свой бизнес"

Учебное-тематическое планирование проектной деятельности "С чего нужно начать свой бизнес"...

практикум на тему "Зачем нужны деньги"

Роль денег в жизни людей...

Афлатун бережёт. Зачем нужны деньги.

Внеурочная деятельность  «Афлатун: финансовое и социальное образование детей»....