Нестандартные формы и методы профориентационной работы.
методическая разработка

Григорьевых Светлана Евгеньевна

В данной работе приведены примеры наиболее подходящих методов и форм работы с ущащимися по профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр профессиональной ориентации «ПрофСтарт»











       «Методическая разработка нестандартных уроков»

 Григорьевых Светлана Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
Центр профориентации «ПрофСтарт»













г.Мурманск 2019 год

Пояснительная записка

Актуальность темы: нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на обучающихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении педагогов разнообразить жизнь обучающегося: вызвать интерес к познавательному общению, к занятию; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких занятий свидетельствует и о попытках педагогов выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких занятий невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого педагога, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры занятия.

На нестандартных занятиях учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных).

Цель - формирование устойчивого интереса к обучению, снятию напряжения,  формирование навыков учебной деятельности, оказанию эмоционального воздействие на учащихся.

Практическая значимость.Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Ожидаемый результат: применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности педагога, отойти от строгих рамок занятия с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.).

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-фантазия.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: урок - лекция, урок-зачет.

Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает

Нестандартные уроки делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; развивают логическое мышление; творческие способности учащихся; проявляют интерес к предмету, любознательность; организуют связь с другими видами искусства.

Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна мера и мера.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях: нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; хорошее  владение  учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков; умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы; владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока; включение нестандартных  уроков в систему своей работы.

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Приложение № 1

Методическая разработка профориентационной деловой игры "Салон красоты «Твой секрет»

  Профориентационная деловая игра  предназначена для проведения нестандартного занятия в учреждении дополнительного образования.

3.Образовательные и развивающие цели и задачи данного мероприятия. 

 Цель: Познакомить обучающихся с новыми сферами деятельности человек – художественный образ.

Задачи:

  • Научить соотносить требования к профессиональной деятельности и качества человека;
  • Дать возможность обучающимся примерить на себя разные виды деятельности;
  • Познакомить обучающихся с образовательными учреждениями.

 4.Содержание мероприятия.

 Профориентационная деловая игра "Салон красоты «Твой секрет"

В современных экономических условиях у потребителя есть большой выбор, и чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. К ним можно отнести имиджмейкеров, менеджеров, мерчендайзеры, специалисты по рекламе и других. Некоторые из них мы сегодня примерим на себя.

Ведущий. Сегодня я предлагаем вашему вниманию деловую игру « Один день из жизни салона красоты. Давайте познакомимся. Генеральный директор салона. - __________________________

Наша компания уже 5 лет занимается созданием стильных причесок, эксклюзивных костюмов, имиджа для людей разной возрастной категории и статуса. Для усовершенствования нашей деятельности, мы решили открыть дополнительные вакансии: имиджмейкера, художника по костюму, парикмахера и специалиста по рекламе. Объявляется кастинг на перечисленные вакансии. Но для начала познакомимся с деятельностью людей этих профессий.

Ведущий. Итак, вакансия имиджмейкера. Чтобы ее получить, необходимо быть творческим человеком и уметь создать имидж не только себе, но и для всех клиентов нашего салона.

Слайд имиджмейкера.  

Кто претендует?

Будем знакомиться. Называйте свое имя, возраст, 3 положительных ваших личностных качества.

А теперь для вас экспресс - задание. Назовите составляющие имиджа?

Что, по вашему мнению, создать имидж для клиента? Спасибо вы ответили правильно на данный вопрос.

Мы вас принимаем для работы в нашем салоне.

Ведущий. Одна из вакансий нашего салона специалист по рекламе. Для получения данной вакансии, необходимо обладать определенным слогом и творческим подходом в деятельности, общительностью и умением убеждать.

Слайд специалиста по рекламе.  

Кто претендует?

Итак, давайте с вами познакомимся. Имя, возраст, 3 положительных ваших качества.

Для будущего специалиста по рекламе нашего салона мини- задание «Сложи стих перевертыш»

«Стихи перевертыши»

Оригинал

Заяц гордо шел по лесу,

Вел зайчиху как принцессу.
До верхушек длинных ушек
Заяц был в нее влюблен,
Но собраться и признаться 
Все не мог решиться он.
Перевертыш

Гордо шел по лесу заяц,
Зайчиху вел как принцессу.
До верхушек длинных ушек
Заяц был в нее влюблен,
Но собраться и признаться
Не мог он все решиться.

Спасибо, вы приняты.

Ведущий. Все хотят быть красивыми, а какая красота без прически. Очень на наш взгляд востребована профессия парикмахер.

Слайд парикмахера.  

Знакомство с претендентом. Имя, возраст, 3 положительных ваших качества.

Для вас вопрос. Назовите орудия труда парикмахера.

Спасибо, вы уже сотрудник нашего салона.

И наконец, последняя вакансия нашего салона - художник по костюму.

Слайд художника по костюму.  

Знакомство с претендентом. Имя, возраст, 3 положительных ваших качества.

Вам вопрос.

Какие бывают ткани по структуре ? (шерсть, шелк, бязь, хлопок, капрон)

Ведущий. Вы познакомились со всеми вновь принятыми специалистами нашего салона. Приглашаем гостей к участию в работе салона красоты, вы вправе определить для себя с каким специалистом вы хотите сотрудничать. Объединитесь все в группы по 3-4 человека во главе со специалистом. Некоторые из вас могут принять участия в роли наблюдателя.

Распределение на команды.

Ну а теперь, мы непосредственно начинаем работу в нашей довольно слаженной команде. Задания для групп.

Всем группам дается 10 минут для того чтобы подготовиться и устроить презентацию ваших проектов, регламент презентации 3-5 минут.

  • Группе имиджмейкеров предлагается создать имидж современной бизнес- леди или босс-леди;
  • Группе парикмахеров предлагается создать экспресс-прическу;
  • Группе специалиста по рекламе: предлагается создать рекламу нашего салона «Твой Секрет», проявив свое творчество. Это может быть рисунок, стих, песня, частушка и т.д.
  • Группе художников по костюму предлагается художественно оформить сарафан в русско-народном стиле и продемонстрировать его нам.

Ведущий. Объявляем презентацию проектов.

Подготовка проектов и выступления групп, все проекты, рисунки вывешиваются на доске.

Ведущий. Хотелось бы подвести итог. Мы убедились, что здесь собрались творческие, неординарные люди. Спасибо всем участникам.

5. Организация подготовки мероприятия.

Условие проведения игры: Игра рассчитана на работу с группой, оптимальное количество участников 12- 16 человек. Время проведения игры от 45 до 60 мин.

Требования к организатору игры (ведущему). Организовать и провести деловую профориентационную игру сможет педагог, имеющий опыт использования игрового метода со старшеклассниками на занятиях по профориентации.

Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. На предшествующем занятии желательно ознакомить старшеклассников с «Типами профессий», проанализировать их.

6.Технология проведения:

  1. Ведущий знакомится собучающимися и представляется генеральным директором салона красоты, рассказывает, что его компания уже 5 лет занимается созданием стильных причесок, эксклюзивных костюмов, имиджа для людей разной возрастной категории и статуса. Для усовершенствования деятельности, руководство компании решили открыть дополнительные вакансии: имиджмейкера, художника по костюму, парикмахера и специалиста по рекламе. Объявляется кастинг на перечисленные вакансии.
  2. Выбираются желающие на предоставленные вакансии. Ведущий знакомиться с каждым претендентом, по порядку просит назвать свое имя, возраст, 3 положительных качества и одно отрицательное. Затем показывается слайд презентация профессионально-важных требований к предъявляемой профессии, медицинскими противопоказаниями и др. и дается мини – задание испытание.
  3. После того, как все претендующие на вакансии, будут приняты на работу, ведущий приглашает всех желающих к участию в работе салона красоты, (участники вправе определить для себя с каким вновь принятым специалистом они хотели бы сотрудничать.) Предлагается объединиться всем в группы по 3-4 человека во главе со специалистом. Некоторые могут принять участия в роли наблюдателя. Распределение на команды.
  4. После того, как все участники определятся, в каком отделе они будет работать, ведущий дает задания: Всем группам дается 10 минут, для того чтобы подготовиться и устроить презентацию проектов, регламент презентации 5-7 минут.
  • Группе имиджмейкеров предлагается создать имидж современной бизнес- леди или босс-леди, с помощью коллажа.
  • Группе парикмахеров предлагается создать экспресс-прическу. 
  • Группе специалиста по рекламе: предлагается создать рекламу салона, проявив свое творчество. Это может быть рисунок, стих, песня, частушка и т.д.
  • Группе художников по костюму предлагается художественно оформить эскиз сарафана в русско-народном стиле и продемонстрировать его нам.
  1. После того, как все группы продемонстрировали свои проекты, организуется общее обсуждение (все проекты, рисунки вывешиваются на доске).

Подведение итогов игры. В ходе обсуждения следует определить наиболее яркий проект. Важно также отметить, как претендент на вакансию презен-товал себя работодателю, легко ли справился с экспресс заданием ,и др.

Диагностические возможности игры. Деловая игра позволяет выявить интересы и склонности, обучающихся с целью выбора профиля дальнейшего обучения, а также соотнести собственные представления старшеклассников о его интересах с результатами мини - проб. Возможно использование игры, когда подросток выбрал сферу деятельности и необходимо уточнить, либо перепроверить свой выбор.

Перспективы развития игры. Эту игру можно варьировать, используя различные сферы деятельности: торговля, например изготовление и продажа одежды, медицина - частная клиника  и.т.д.

Оценка эффективности.

Важным способом (методом) оценки эффективности работы является наблюдение. Опытный специалист по поведению и эмоциональным проявлениям подростка может оценить «качество» того или иного проф-ориентационного мероприятия, индивидуальной беседы или игры. При наблюдении можно оценивать активность учащихся по следующим параметрам:

  • эмоциональная включенность (оживленность), радость или даже агрессия - важно, чтобы школьник не был равнодушен;
  • деловая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, дельные предложения, стремление провести время с пользой);
  • общее удовлетворение  (в отличии эмоциональной включенности- только положительные отношения к занятиям, которое проявляется в благодарностях, просьбах провести такое же занятие, изменения отношения к самому психологу и т.д.).

Каждый из этих параметров может быть оценен по 5-бальной шкале по следующим показателям (баллам).

Эмоциональная включенность:

  1. полное безразличие (отсутствие интереса, выражение скуки на лице и в позах);
  2. отдельные очень редкие проявления интереса;
  3. неравнозначная заинтересованность (кто-то заинтересовался, кто-то нет);
  4. нормальный интерес (отдельные вопросы учащихся, оживленные лица);
  5. бурные эмоциональные проявления (восторги, стремление поспорить, высказаться и даже не согласиться с преподавателем).

Деловая включенность:

  1. учащиеся заняты посторонними делами;
  2. учащиеся пассивны (тихое безделье);
  3. формальная включенность (сделаю, что хотите, только отвяжитесь…);
  4. нормальная деловая включенность (сосредоточенные лица, вопросы, активность…);
  5. сверхнормативная деловая активность (повышенная сосредото-ченность, желание сделать что-то по новому, готовность работать дополнительное время…).

Общая удовлетворенность:

  1. демонстративное недовольство (насмешливые позы, агрессия, желание сорвать занятие);
  2. сдержанное недовольство (недовольный внешний вид);
  3. трудноопределимая степень удовлетворенности (кто-то доволен, кто-то нет);
  4. удовлетворенность;
  1. полная удовлетворенность.

7.Необходимые материалы:

 мультимедийный проектор и компьютер для показа слайд - презентации профессий или классная доска с информацией о профессиях; 4 стола и стулья, мини- задания для участников; раздаточный материал для команд парикмахеров: лак, заколки, расческа, шпильки и т.д.; специалистов по рекламе: ручка, бумага, фломастеры; имиджмейкеров: вырезанные из журналов иллюстрации, клей, ножницы, ватман, фломастеры; художников по костюму: эскиз сарафана, орнамент в русском народном стиле из цветной бумаги.


Список литературы

1. Каплан Л.И. Познавательная деятельность студентов // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 24-25.

2. Гавриченков Ю.Д., Калабухова Н.Г. Деловая игра как способ развития информационной компетентности // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 40-42.

3. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118-130.

4. Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 80-86.

Ключевые слова: урок, формы уроков, виды нетрадиционных уроков, методика организации и проведения нетрадиционных уроков.



КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-i-provedeniya-netraditsionnyh-urokov-v-obrazovatelnom-protsesse-uchrezhdeniy-spo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Нестандартные формы и методы обучения математике

Использование нетрадиционных форм занятий создают благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирует у детей  такие качества личности как: самостоятельность, коллективи...

Статья "Формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками"

Описание работы в сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению трех школ города. Сборник региональной нучно-практической конференции Мичуринского государственного педагогического...

Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям у учащихся посредством нестандартных форм и методов обучения.

В связи с развитием компьютерной индустрии, а также информатизацией производства и всех сфер общества интерес к занятиям физической культурой и спортом падает как у взрослого населения, так и учащихся...

Формы и методы профориентационной работы с детьми с ОВЗ

В памятке представлены основные формы, методы работы по профориентации с детьми с ОВЗ, представлена тематика заятий, игр и др....