Рабочая программа "Школа добрых дел"
рабочая программа

Светличная Валентина Николаевна

Рабочая программа "Школа добрых дел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_dobryh_del_2017.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1 от «26» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № 42 от «26» августа 2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа добрых дел»

основной уровень

5-9 классы

Срок реализации программы – 1 год

 Составил: Светличная Валентина Николаевна

учитель ИЗО, черчение

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружковой деятельности «Школа добрых дел» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика курса

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума.

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.

3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.

4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Место  курса в учебном плане

      Программа курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» для учащихся 5-9 классов рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, при 35 учебных неделях).

Учебно-методическое обеспечение

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983

3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967

7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990

8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991

9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.

13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999

14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

Интернет-ресурсы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • исследования;
  •  получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • способность регулировать собственную деятельность;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях слышать себя и других;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:

  1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  3. понимание образной природы искусства;
  4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  6. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  7. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  8. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  9. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  10. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  11. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  12. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  13. освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  14. овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  15. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  16. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  17. изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  18. умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  19. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  20. умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  21. выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  22. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.

Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • разнообразие освоенных задач.

 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Направление . Человек и природа.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению  к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Общественно-полезная деятельность.

1. Акция «Не жгите опавшей листвы». Прогулка-предостережение

2. Акция «Берегите птиц»

3.Операция « Покормите птиц зимой»

4.Сохраним в чистоте нашу землю

5."Осень разноцветная

6.. «Мои домашние животные»

  Экскурсии: на пришкольный участок, в лес.

      2 . Направление . Человек и общество.

        

        В данном  разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.

Общественно-полезная деятельность

1.«Чужих стариков не бывает»

2.Мои ручки – не белоручки (помощь маме.)

3.Акция «Поздравь ветерана

4 «День любимых бабушек и дедушек

5.«Как поздравить наших мам, пап»,

6.«Слава героям!»

 Экскурсия по родному селу.

    3. Направление . Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику  без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Общественно-полезная деятельность

 1."Береги учебник.

 

4. Направление .Я  и культура

Работа в этом разделе направлена  на формирование у детей чувства  прекрасного, позволяет  развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Общественно-полезная деятельность.1

1.Мастерская «Деда Мороза».

2.«Рождественский сувенир».

3 «В гостях у сказки»

4.«Пасхальная открытка»

5.Город мастеров. Декоративно – прикладное творчество.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Введение.

1

Человек и природа.

7

Человек и общество.

7

Я учусь дружить и находить друзей.

1

 Я и культура.

19

Всего

35

Приложение 1

к рабочей программе  по внеурочной деятельности

 студия «Юный художник» 5-9 классы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема

дата

План.

Факт.

1.

Введение. Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или учимся работать в команде.

2.

День города и района. Составление коллективной аппликации.

3.

 Составление букетов из осенних листьев и цветов.

4.

Акция «Не жгите опавшей листвы»,  Прогулка-предостережение. Выпуск плаката.

5.

Волонтерское движение «Уметь сочувствовать и помогать другим людям». Акция «Белый цветок».

6.

 Акция «Белый цветок».

7.

 Аппликация. "Осень разноцветная".

8.

Поделки. «День любимых бабушек и дедушек»

9.

Поделки. «Мама – главное слово».

10.

 «Как поздравить наших мам» праздник

11.

Проект "Спорт-это здорово. Плакат.

12.

Плакат.  "Спорт-это здорово". Рисунок в цвете.

13.

 Мастерская Деда Мороза. Поделки, рисунки.

14.

Мастерская Деда Мороза. Выпуск стенгазеты.

15.

Рождество.

 Мастерская Деда Мороза «Рождественский сувенир.

16.

Мастерская Деда Мороза

Создание коллективной работы  ( поздравительная открытки.)

17.

Акция «Берегите птиц».  Плакат.

18.

Операция « Покормите птиц зимой».

19.

Проект «Птицы вокруг нас.

20.

Мои домашние животные. Тестопластика (поделки).

21.

Мои домашние животные.

22.

«Мы – будущие защитники Отечества». Эскизы.

23.

«Мы – будущие защитники Отечества». Композиция в цвете.

24.

Аппликации по теме «Мы -  будущие защитники Отечества».

25.

 Акция.  «Поздравь ветерана».

26.

Практическая работа: выполнение головы человека.

27.

Портрет мамы.

28.

 Как поздравить наших мам «Подарок маме». Творческая работа.

29.

Подготовка к районной выставке декоративно – прикладного, художественного и технического творчества «Город мастеров».

30.

Выполняем интересные поделки.

31.

Проект «Пасхальная открытка».

32.

Проект «Пасхальная открытка».

33.

Скульптура. Виды скульптуры и материалы для работы.

34.

Практическая работа. Лепка из полимерной глины. «Дары леса».

35.

Мукосольки – история русской тестопластики. Технология работы с соленым тестом.

36.

Практическая работа: лепка деталей для панно.

37

Панно из соленого теста «У самовара».

38.

Композиция «Старая, старая сказка».

39.

Эскизы «В гостях у сказки». Линейно – конструктивное построение.

40.

«В гостях у сказки». Композиция. Гуашь. Цветовое решение.

41.

 Работа над композицией. Проработка переднего плана.

42.

Завершение композиции.

43.

Натюрморты М.Сарьяна, К.Коровина, П.Сезанна, А.Матисса.

44.

Практика. Натюрморт с натуры.

45.

Натюрморт. Ваза с цветами и лимон.

46.

Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»).

47.

Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт.

48.

Лепка формы цветом. Передача материальности.

49.

Рисование на тему «Праздник 9 Мая – День Победы».

50.

Решение композиции, передача светотени и объема.

51.

Монотипия. Пейзаж. Выбор сюжета. Выполнение работы.

52.

Оттиск листьев на бумаге, картоне.

53.

Раздувание краски трубочкой. Знакомство с техникой. Рисунок на тему «Ежики в лесу».

54.

Рисование тычком, палочкой. Ветка рябины.

55.

Ветка рябины, рисование тычком (окончание работы).

56.

Превратим пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге.

57.

Превратим пятна в рисунок. Прорисовка контуров.

58.

Декоративное рисование «Веселые зонтики». Акварель, фломастер.

59.

«Веселые зонтики», украшение зонтиков узорами.

60.

Фотокопия (рисование свечей).

61.

Фотокопия (рисование свечей).

62.

Коллективная детская аппликация. Составление мозаики.

63.

Составление мозаики из кусочков цветной бумаги, ткани, фольги.

64.

Последовательность выполнения аппликации.

65.

Декоративная работа. Композиция на тему «Весенний вернисаж».

66.

Композиция на тему «Весенний вернисаж». Передача светотени и объема.

67.

Композиция на тему «Весенний вернисаж». Гармоничное сочетание цветов.

68.

Экскурсия. Наблюдение за природой.

69.

Пленэр. Изображение уголка леса.

70.

Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

Отметка о выполнении программы и корректировка.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Рабочая программа "Добрая Дорога Детства" (ЮИД)

Программа кружка «Добрая Дорога Добра» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». Данная программа направлена на формирование у детей...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...