Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука туриста"
рабочая программа

Ветренко Елена Александровна

Лето - пора для отдыха и развлечений. Дети не должны скучать, а должны продолжать развиваться. В этом поможет лагерь дневного пребывания и кружковая деятельность, организованная на его базе.

Программа "Азбука туриста" разработана для повышения интереса детей туристско-краеведческой деятельностью, занятия в объединениях которых в летний период проводятся на природе (вдали от учебных кабинетов и спортзалов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_v_lagere_azbuka_turista.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Азбука туриста» разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели» одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом  «Об основах туристической деятельности».

Направление программы: туристско-краеведческая.

Отличительная особенность: Программа «Азбука туриста» разработана для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Она объединяет в себе одни из приоритетных направлений воспитательной работы летнего лагеря - физкультурно-оздоровительную и кружковую деятельности, объединяя детей в группы по интересам.

Главная идея: Заинтересовать детей туристско-краеведческой деятельностью, занятия в объединениях которых в летний период проводятся на свежем воздухе.

Актуальность данной программы: Туристско-краеведческая деятельность занимает большое место в жизни людей. Она способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивают познавательность, приобщают детей к различным видам общественно-полезного труда, укрепляют здоровье школьников. Краеведческая и туристическая работа воспитывает любовь к Родине, способствует приобретению навыков самостоятельной работы, она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально-психологических качеств, физической подготовке.

Туризм несёт в себе оздоровительную, образовательную и воспитательную ценность, а туристско-краеведческие  мероприятия являются выходом обучающихся из привычной семейной и школьной в более сложную и непривычную обстановку.

Педагогическая целесообразность программы в том, что на занятиях реализуются:

  • воспитание, образование, оздоровление;
  • физическое развитие – движение и преодоление естественных препятствий;
  • оздоровление и закалка организма – нахождение на свежем воздухе;
  • эстетическое воспитание – красота окружающей природы;
  • социальное и морально-нравственное воспитание – взаимоотношения в группе, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности;
  • патриотическое воспитание – знакомство с природными богатствами своей малой родины, с ее историческими и культурными памятниками.

Кроме этого, в объединениях туристско-краеведческой направленности развивается физическая подготовленность, воспитываются волевые качества, формируются инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, выдержка, самообладание и целеустремленность. Все эти качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности, дает возможность избежать влияния асоциальных явлений.

Цель программы:  Создание условий для привлечения детей к систематическим занятиям по туризму, развития интересов обучающихся к туризму и краеведению.

Задачи:

  • приобретение знаний по вопросам туризма и ориентирования, первой медицинской помощи,
  • приобретение умений в работе с туристским оборудованием (компасом, страховочной системой, палаткой и картой),
  • формирование самостоятельности и волевых качеств,
  • воспитание наблюдательности и ответственности.

Возраст детей: Программа «Азбука туриста» рассчитана для детей 10-13 лет. В группах занимаются дети, отдыхающие в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Сроки реализации: программа  рассчитана на 3 недели обучения (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Основные принципы:

  • доступности – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям,
  • наглядности – иллюстративность, наличие дидактических материалов,
  • демократичности и гуманизма – взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей,
  • научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы,
  • «от простого к сложному»  научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

Ресурсное обеспечение:

  1. Материально-техническое обеспечение - спортзал (на случай плохой погоды), специально оборудованная площадка (веревки натянутые на деревья),  веревки, карабины, страховочные системы, компасы, каски, палатки, жумары, перчатки,
  2. Дидактическое обеспечение - наглядные пособия, фотоматериалы,
  3. Методическое обеспечение -методическая и специальная литература,
  4. Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования.

Формы обучения: диалог, практическая работа, беседа, виртуальная экскурсия, работа по группам, рассказ.

Формы организации деятельности: диалог, игровые методы, метод наглядного и устного изложения, частично-поисковый метод, метод стимулирования, метод проблемного изложения, объяснение, показ способа действия.

Режим занятий: занятия проводятся с 10.00 до 11.00 (1 час в день), согласно режиму работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей.

Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы будет самостоятельно подготовленные туристские соревнования «Туриада», а так же желание детей в дальнейшем обучении в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Критерии и способы определения результативности:

Правильная организация туристских соревнований «Туриада» и результативное участие в них покажет умение пользоваться личным и групповым снаряжение, компасом; умение оказывать первую медицинскую помощь и ориентироваться по карте; умение преодолевать различные препятствия и выполнение туристских технических элементов.

Формы подведения итогов: самоанализ, самоконтроль, тестирование, движение по азимутальному маршруту, зачет, соревнование, защита туристского маршрута, игра-путешествие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Туризм и туристы

1

1

-

2

Краеведение. Моя малая родина

1

0,5

0,5

3

Основы туристской подготовки

1

0,5

0,5

4

Туристские узлы

1

0,5

0,5

5

Топография и ориентирование

1

0,5

0,5

6

Основы первой медицинской помощи

1

0,5

0,5

7

Препятствия туристу не помеха

1

-

1

8

Туристские соревнования

1

-

1

9

Итоговое занятие. «Туриада»

1

-

1

Всего:

9

3

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие. Туризм и туристы (1 час)

Просмотр мультфильма «Ох и Ах идут в поход». Что такое туризм. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Законы, правила, нормы и традиции туризма.

Практическая работа. Игра-путешествие «Мы собираемся в поход».

  1. Краеведение. Моя малая родина (1 час)

Сызранский район Самарской области: история образования, климат, растительность, животный мир, памятники истории, природы и культуры. Знаменитые люди края, их вклад в его развитие, социальные институты.

Практическая работа. Разработка туристского маршрута по Сызранскому району.

  1. Основы туристской подготовки (1 час)

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.

Практическая работа. Укладка рюкзака, одевание страховочных систем, постановка туристской палатки на время и правильность выполнение.

  1. Туристские узлы (1 час)

Знакомство с туристскими узлами: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы, встречный, булинь и т.д. Задачи,

формы и способы соединения веревок. Техника вязания узлов.

Практическая работа. Закрепление веревки на твердой основе, вязание узлов из веревок разной и одинаковой толщины.

  1. Топография и ориентирование (1 час)

Понятие о топографической и спортивной карте. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Отметки высот, урезы вод. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Определение азимута. Компас. Правила обращения с компасом. Движение по азимуту, его применение.

Практическая работа. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).

  1. Основы первой медицинской помощи (1 час)

Туризм – здоровый образ жизни. Личная гигиена туриста. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Помощь при различных травмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. Приемы транспортировки пострадавшего. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практическая работа. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. Тест «Основы безопасности жизнедеятельности».

  1. Препятствия туристу не помеха (1 час)

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Техника преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов, неровностей поверхности. Использование жумаров на склонах. Организация переправы по бревну, горизонтальному маятнику и параллельным перилам с самостраховкой.

Практическая работа. Отработка техники преодоления препятствий.

  1. Туристские соревнования (1 час)

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований. Прохождение полосы препятствий.

Практическая работа. Разработка положения туристских соревнований «Туриада» с подробным описанием этапов и отработкой их прохождения.

  1. Итоговое занятие. «Туриада» (1 час)

Участие в «Туриаде». Прохождение полосы препятствий на время с определением лучших участников. Подведение итогов программы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Формы подведения итогов

Вводное занятие. Туризм и туристы

рассказ

диалог, игровые методы

игра-путешествие

Краеведение. Моя малая родина

виртуальная экскурсия, работа по группам

метод наглядного и устного изложения, частично-поисковый метод

защита туристского маршрута

Основы туристской подготовки

беседа

метод стимулирования

соревнование

Туристские узлы

практическая работа

метод проблемного изложения

зачет

Топография и ориентирование

практическая работа

объяснение

движение по азимутальному маршруту

Основы первой медицинской помощи

практическая работа

игровые методы

тестирование

Препятствия туристу не помеха

диалог

показ способа действия

зачет

Туристские соревнования

рассказ, практическая работа

метод проблемного изложения

преодоление полосы препятствия

Итоговое занятие. «Туриада»

соревнование

метод соревнования

самоанализ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демус В.А.  «Большая книга узлов. Рыбацие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые».  - М.: «Справочная литература»,  2014.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов.  - М.: Профиздат, 1990
  3. Махов И.И.: Туризм на уроках физической культуры для 5-8 классов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012
  4. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М.: ЦРИБ «Турист», 1992

Электронные ресурсы:

  1. Школа туризма - http://doropey.ru/ 
  2. Все о туризме. Туристическая библиотека - http://tourlib.net/statti_tourism/kulikov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»

Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...

Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"

Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи»,  определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической  д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"

Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»

Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена д...