Программа «Экоквантум»
рабочая программа

Резниченко Лариса Михайловна

Создание и развитие современной инновационной площадки интеллектуального развития, и досуга для детей и подростков используя современные знания в области экологии, биологии и биотехнологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekokvantum.doc774 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Управление образования МО Советский район

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Советского района

«Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза

генерал-полковника Гришина Ивана Тимофеевича

Программа «Экоквантум»

технопарк-кванториум-тамбов

Срок реализации: 3 года

Авторы:

                                        Зав. отдела  «Центра «Созвездие» Сивакова О.М.     ,

                                       Педагог дополнительного образования Чащихина Е.Е.

Педагог дополнительного образования Резниченко Л.М.

г. Советский, 2019 г.

Содержание программы

Наименование

Страница

Информационная карта  

                                                             

3

Пояснительная записка                    

                                                               

5

Целевой блок программы

7

Механизм реализации программы

                                                                   

9

Этапы реализации программы

12

Методическое обеспечение            

                                                   

13

Схема управления программой

14

Условия реализации программы (кадровое, информационно-методическое, материально-техническое)

15

Критерии и способы оценки качества реализации программы

16

Список литературы          

                                                                             

17

Приложение.

1. Перечень нормативных документов, используемых при составлении программы

2. Анкета для детей средних классов «Интерес к экологической деятельности, мотивация личностного отношения к природе»

3. Анкета для детей старших классов «Индивидуальное осмысление понятия экологической культуры человека и его компонентов»

18


Информационная карта

Полное наименование программы

Программа экологического образования «Экоквантум»

Руководитель

Директор Советского  районного Центра развития творчества детей и  юношества « Созвездие» Васянин О.Н.  

Составители программы

Сивакова О.М., заведующий эколого-биологическим отделом

Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования

Чащихина Е.Е., педагог дополнительного образования

Цель программы

Создание и развитие современной инновационной площадки интеллектуального развития, и досуга для детей и подростков используя современные знания в области экологии, биологии и биотехнологии.

Задачи программы

  1. Обучающие:

- развитие у детей познавательного интереса к предметной области экология,биология;

 - формирование практических навыков в области экологии, биологии и биотехнологии;

 - формирование умения применять теоретические знания на практике.

  1.  Развивающие:

- развитие памяти, внимания, наблюдательности;

- развитие абстрактного и логического мышления;

- развитие творческого и рационального подхода к решению задач;

 - развитие умения работать в команде, а также организовывать работу в команде.

  1.  Воспитательные:

- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;

 - воспитание умения работать в мини-группе, культуры общения и ведения диалога;

 - воспитание навыков обращения со сложным высокотехнологичным оборудованием.

Формирование компетенций

Личностные    

  1. формирование картины окружающего мира      
  2. формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия
  3. развитие познавательных интересов, учебных мотивов
  4. формирование самооценки, оценки своих поступков
  5. развитие познавательных интересов, учебных мотивов
  6. формирование мотивов достижения и социального признания
  7. формирование границ собственного знания и «незнания»

Метапредметные

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение практически применять полученные знания в ходе учебной и проектной деятельности. Предметные компетенции: • понимание роли естественных наук и научных исследований в современном мире; • знания о различных направлениях развития современной биологии и биотехнологии, а также смежных отраслей знания; • применение научного подхода к решению различных задач, овладение умением формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы и действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • освоение техник микроскопии; • получение практических навыков работы в современной биологической лаборатории; • умение интерпретировать полученные результаты, проводить обработку результатов измерений с использованием пакетов прикладных программ;

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • использование знаково-символических средств
  • осознанное построение речевого высказывания
  • ориентировка на разнообразие способов решения задач
  • структурирование задания

Логические учебные действия

  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей
  • умение усуществлять сравнение, сериацию и класс сификацию по заданным критериям
  • умение устанавливать причинно-следственные связи
  • выдвижение гипотех и их обоснование
  • умение строить рассуждения в форме доказательства
  • формулировка проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

  • понимать и сохранять учебную задачу
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
  • различать способ и результат действия
  • уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной самооценки
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • уметь задавать вопросы
  • уметь контролировать действия партнера
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Срок реализации программы

2019-2023 учебные года

Вид программы

Адаптированная

Краткое содержание программы

Обучающиеся научатся распознавать биологическую проблематику за реальными ситуациями, применяя базовые научные методы познания; 
проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; 
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; 
использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 
понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь между естественными науками: биологией, экологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; 
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; 
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. 
применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и биологические методы решения в инженерных проектах;
разрабатывать ТЗ на модификацию исследовательского и диагностического оборудования для решения своих исследовательских и проектных задач.

Участники программы

  • Участники: обучающиеся и учащиеся образовательных организаций, родители, население г.Советский и Советского района.
  • Общее количество участников: более 1000 человек.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется сотрудниками эколого-биологического отдела Центра "Созвездие", педагогами дополнительного образования эколого-биологической направленности, а также привлекаются специалисты учреждений социальных партнеров.

Последействие

Реализация программы может привести

К позитивным изменениям:

  • Создание полноценного курса экологического образования, развитие способностей у обучающихся думать, формировать точку зрения и действовать в отношении вопросов экологии.

К негативным изменениям:

  • слабая финансовая и кадровая поддержка (или ее отсутствие), в организации и проведении занятий

Компенсаторные меры:

  • подбор эффективных методов и средств для реализации основного содержания программы;
  • составление плана реализации мероприятий, в рамках программы, ее корректировка относительно интересов детей;
  • поиск дополнительных денежных средств.  


Пояснительная записка.

Современные экологические проблемы на международном и российском уровнях, Концепция устойчивого развития и цели в преобразовании мира до 2030 годы выдвигают перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Для того чтобы требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Экоквантум  – это многофункциональный центр, обеспечивающий  формирование экологической культуры нового поколения югорчан, готовых к вызовам будущего. Цели достигаются посредством оптимального использования комплекса ресурсов; целевых комплексов дидактико-игровых средств; наличием экспериментория для проведения исследовательских работ; предпосылки участия в природоохранной деятельности; непрерывным процессом повышения квалификации педагогических работников

Биотехнологии – активно развивающаяся отрасль прикладной биологии. В современном мире эта сфера выходит на одну из значимых позиций. Биотехнологии используют потенциал живых организмов и с их помощью возможно управляемое получение полезных продуктов для самых разных сфер человеческой деятельности.

В самом общем понимании биотехнологии – это интегрированное использование экологии, биохимии, микробиологии, молекулярной биологии и прикладных наук в технологических процессах с применением микроорганизмов, культур клеток и тканей.

Концепция проекта.

 Новизна «Экоквантум» – это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей проектной деятельности, но и  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление) и решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей природоохранных предприятий.

Дополнительная общеразвивающая программа «Экоквантум» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования. Программа опирается на основные нормативные документы:

 • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 27.04.2016)),

 • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008

• СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, где установлены требования к организации образовательного процесса

  • программа ХМАО-Югры «Обеспечение экологической безопасности ХМАО-Югры на 2014-2020 годы",
  • "Развитие гражданского общества ХМАО-Югры на 2014-2020 годы",
  • Устав МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.

Основная идея проекта заключается в улучшении психологического здоровья детей, формировании нравственных качеств, активизации их познавательного интереса к животному миру посредством вовлечения в интерактивную экскурсию путем внедрения метода  анималотерапии.

Участвуя в нашем проекте «Зоопарк в ладошках» ребята смогут познакомиться с обитателями животного мира и их особенностями, смастерить животное, будь то сурикат или кролик, хорь или насекомое собственными руками используя различные техники ИЗО и ДПИ.

Социальная значимость проекта просматривается

- в получении ребенком следующих результатов: снятии напряжения, проявлении своих способностей и умений, приобретении конкретных навыков, умений при общении с животными, при изготовлении поделок;

- в увеличении количества детей, охваченных активным отдыхом в летний период.

Участниками проекта являются воспитанники ДОЛ дневного пребывания и дети в возрасте от 6 до 15 лет, желающие углубить и расширить знания о животном мире и провести активный содержательный отдых, в количестве не более 25 человек за одно занятие. Количество комплексных занятий от 1 до 3 по выбору группы детей.

Срок реализации проекта - каникулярный период (основной: июнь-август, дополнительный: осенние, зимние, весенние каникулы).

Место реализации проекта.

Проект реализуется на базе эколого-биологического отдела «Центра «Созвездие». Занятия контактного зоопарка проводятся с 9.00 до 15.00 (для ДОЛ дневного пребывания) и для  детей, не посещающих ДОЛ, ежедневно с 15.00 до 16.30 (кроме воскресенья). Продолжительность занятий от 1 до 1,5 часов в зависимости от возраста детей.

При наличии транспорта и заявок от городских поселений или образовательных организаций Советского района возможен выезд с интерактивной экскурсией на базы Домов культуры, школ.


Целевой блок проекта.

        

Цель:

Создание условий для отдыха и личностного роста детей, удовлетворение потребностей в активной творческо-познавательной деятельности в летний период.

Задачи:

  1. Формирование культуры общения с животными.
  2. Укрепление эмоционального здоровья детей через вовлечение в творческую деятельность, с использованием метода анималотерапии.
  3. Активизация познавательного интереса  детей через знакомство с  обитателями и особенностями животных мини-зоопарка «Центра «Созвездие».
  4. Воспитание нравственных качеств.
  5. Создание ситуации успеха для творческого развития детей.

Этапы и сроки реализации проекта.

Этап

Сроки

Действия

Подготовительный

февраль-май

  • Разработка комплексных занятий.
  • Создание материально-технической и методической базы для реализации проекта.
  • Рекламная деятельность.

Организационный

май

  • Составление графика проведения экскурсий- занятий.

Основной

в период проведения занятий-экскурсий

  • Включение детей  в проект.
  • Реализация комплексных занятий.

Итоговый

в конце экскурсии

  • Анализ качественных изменений, произошедших с участниками проекта.
  • Внесение предложений по дальнейшему развитию проекта.

Аналитический

25 августа-28 августа

  • Итоговый сбор организаторов проекта.
  • Выработка перспектив развития проекта.


Содержательный блок проекта

Содержание  и средства реализации проекта.

Реализация проекта включает разработку и проведение трёх серий комплексных занятий: «Пушистики», «По дорожке к Дракошке», «В гостях у насекомых и зверей». Каждая серия может варьироваться от 1 занятия (общего) до 3 (индивидуально по каждому виду животного) в зависимости от возможностей и желания детей. Каждая группа детей посетив комплексное занятие контактного зоопарка оставляет на стене природы цветную ладошку с именем и возрастом. В ходе проведения беседы-презентации и мастер-класса дети зарабатывают жетоны "анималики", которые прикрепляются на именные цветные ладошки. При получении большего количества "анималиков" дети награждаются бесплатным билетом на разовое посещение выставочных залов мини-зоопарка "Центра "Созвездие" в течении каникулярного периода и нового 2016-2017 учебного года.

Темы комплексных занятий "контактного зоопарка"

Длинный узенький зверек под названием - хорек

(лесной хорь,

сурикат)

В гостях у шестилапых

(палочники,

экзотические тараканы)

Тук-тук, кто в домике живет?

(хомяки,

мыши лабораторные, песчанки)

Пушистики

В гостях у насекомых и зверей

Тук-тук, кто в домике живет?

(улитки - ахатины)

Зайкина лужайка

(кролик  декоративный,

морские свинки, шиншилла, дегу)

Проект

"Зоопарк в ладошках"

Здравствуйте, черепахи!

(черепахи (красноухая, сухопутная, болотная)

По дороге к дракошке

Лапы и хвосты

(агама бородатая,

капский варан,

эублефар)

Колыбельная для Змейки

(удав радужный, маисовый полоз)

Интерактивная экскурсия(комплексное занятие контактного зоопарка) предусматривает  3 части: увлекательное мероприятие с беседой и презентацией, контакт с животными, творческое занятие (мастер-класс).

В ходе интерактивной экскурсии решаются следующие задачи:

 образовательные: познакомить с видовым составом животных мини-зоопарка; с характеристикой, средой обитания и питания, особенностями, интересными фактами об изучаемых животных.

развивающие: способствовать развитию наблюдательности; развивать навыки бережного общения с живыми объектами;

способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности; способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка; способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;

воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу.

Проект «Зоопарк в ладошках» реализуется через:

  • Оздоровительно-игровую деятельность
  • Информационно-развивающую
  • Творческую
  • Психолого-педагогическую деятельность.

направления деятельности

оздоровительно-игровая

информационно-развивающая

творческая

психолого-педагогическая

Задачи

укрепление здоровья детей

создание условий для расширения кругозора, развития способностей детей,  формирования положительной мотивации самореализации

создание и улучшение морально-психологического климата в коллективе

Формы работы

массаж, музыкальные зарядки, гимнастика для  глаз, рук

просмотр видеороликов, презентаций; контакт с животными;

интеллектуальные, познавательные задания, игры

мастер-классы, творческие задания

анкетирование,

анималотерапия,

игры: коммуникативные, развивающие.


Ресурсный блок проекта.

Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

  • Директор МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И. Т.: обеспечивает функционирование учреждения;
  • Заместитель директора: обеспечивает общее руководство проектом, отвечает за организацию комплексных занятий, подготовку материала для мастер-классов;
  • Педагог-организатор: составляет и организует сюжетную линию экскурсии, игровые моменты занятия; отвечает за информационное обеспечение проекта,  разрабатывает беседы-презентации с элементами игры, организует и проводит контактную экскурсию, обеспечивает создание положительного микроклимата в коллективе.
  • Педагог дополнительного образования: обеспечивает создание положительного микроклимата в коллективе, организует и проводит мастер-классы.
  • Зооинженеры эколого-биологического отдела: консультирование педагогов и детей по интересующим вопросам в рамках реализации проекта.

Схема управления проектом.

Партнёры  реализации проекта.

  • Образовательные организации г. Советский, Советского района;
  • Учреждения культуры г.п. Советского района.

Наименование социального партнера

Область сотрудничества

Эколого-биологический отдел Центра «Созвездие»

Обеспечивает проведение комплексных занятий.

Образовательные организации г. Советский, Советского района, Учреждения культуры

Обеспечивает проведение выездных комплексных занятий (реклама, подготовка помещения)


Диагностический блок проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта

Предполагаемые результаты по социализации и адаптации детей

  • Сохранение и укрепление психологического  здоровья детей.

–  Развито чувство уважения к родной природе.

  • Повышение экологической культуры детей.

-Расширен диапазон знаний, умений и навыков в области экологии, зоологии, ИЗО, ДПИ.

  • Формирование бережного отношения к животному миру.

– Участниками проекта успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения.

  • Расширение интеллектуальных и познавательных интересов о животном мире.

– Повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной  деятельности.

  • Развитие художественно-эстетического вкуса при создании творческой работы.

– Использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.

  • Личностный рост участников проекта.

  • Создание системы малозатратной формы летнего отдыха и занятости детей  в рамках эколого-биологического отдела.

Критерии и способы оценки качества реализации проекта

Для успешной реализации проекта осуществляются следующие формы контроля:

- цветопись «Ладошка настроения» на входе  

- рефлексия на выходе экскурсии

- анкетирование

- выставка работ

- викторины, тестовые задания

- наблюдения педагогов.

Фиксация результатов достижений и личностного роста

 детей осуществляется на стене Природы по критериям:

1. Творческие достижения (работа в мастер-классах) - 1 "анималик" за творческий подход к выполнению поделки.

2. Участие в мероприятии (беседа-презентация, викторина, тест)- 1 "анималик" за каждый правильный ответ. Каждая экскурсия имеет свои "анималики" с изображением того животного, с которым знакомились.

Ребята, набравшие большее количество "анималиков" за все интерактивные экскурсии награждаются Грамотой "лучшего знатока живой природы" и бесплатным билетом на разовое посещение выставочных залов мини-зоопарка "Центра "Созвездие" в течении каникулярного периода и нового 2016-2017 учебного года.

Оформление

Стена Природы, расположена в актовом зале. каждая группа детей имеет свой образ из ладошек (дерево, солнце, облака, растения, животных и т.д.), всё они подписаны. в течении каждой интерактивной экскурсии увеличивается количество "анималиков" на каждой ладошке ребенка.


Финансово-экономический блок проекта.

 Особенности материально-технического обеспечения проекта

Для реализации проекта в эколого-биологическом отделе Центра "Созвездие" имеются следующие материально-технические условия:

-одноэтажное деревянное здание; два учебных кабинета, актовый зал.

Рабочая мощность здания-25 человек.

Библиотека насчитывает более 500 экземпляров: методическая литература и дидактический материал.

В  эколого-биологическом отделе Центра «Созвездие» имеется музыкальный центр 2 шт., магнитофон - 2 шт., компьютер - 1 шт., мультимедийная установка - 1шт., телевизор -1 шт, DVD проигрыватель - 1 шт, видеомагнитофон - 1 шт..

Имеется интернет для просмотра видеороликов в режиме онлайн, диски с записями звуков природы, голосов птиц.

Мини-зоопарк Центра «Созвездие» насчитывает более 500 животных, относящихся к 101 виду, среди которых имеются как экзотические, так и виды, занесенные в Международную книгу охраны животных.

Для проведения мастер-классов необходимо иметь следующий материал: краски карандаши, ластик, фломастеры, ножницы, белая и цветная бумага, креповая бумага,  клей ПВА, карандашный клей, шпажки, перья, соломенные трубочки, двухсторонний скотч, пластилин.

Для проведения выездных комплексных занятий в г.п. Советского района необходим транспорт или ГСМ, помещение с интерактивным оборудованием, столы, стулья для проведения мастер-классов и демонстрации животных.

Финансовое обеспечение

Финансирование  деятельности педагога-организатора, педагога дополнительного образования осуществляет работодатель.

Затраты на приобретение расходного материала, за счет пожертвований, получение Грантов согласно смете на сумму 30000 руб..

 


Смета расходов

на реализацию проекта «Зоопарк в ладошках»

№ п/п

Наименование

Ед. изм

Кол-во

Стоим.

Сумма

Печатно-множительные работы

1.

Бумага «Радуга»

уп

5

500

2500

2.

Картридж  цветной

шт

1

3000

3000

3.

Картридж черный

шт

1

2500

2500

Приобретение канцелярских товаров

Креповая бумага

рул

10

50

500

Маркеры

шт

10

50

500

Фломастеры

уп

10

100

1000

Картон

пач

8

100

800

Цветной картон

пач

12

50

600

Клей карандашный

шт

6

50

300

Пластилин

шт

6

50

300

Приобретение расходных материалов

ГСМ

л

300

40

12000

Террариум переносной

шт

4

1500

6000

ИТОГО:

30000

Итого: Тридцать тысяч рублей 00 копеек


Список литературы.

  1. Авдонина  М. И.Полная  энциклопедия  насекомые. « Экспо- Пресс» , М.: 2000.- 200с.
  2. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство – Москва, 2007
  3. Иванов А.В. Игры и праздники. Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005.
  4. Дидактические игры по экологии /  С. В. Алексеев [и др.]. –      С.-Пб.,2003.
  5. Голубева Е.Б. Земноводные . СПб.: 2007. – 340 с.
  6. Гусев В.Г. Живой уголок / В.Г. Гусев. - М.: «Изат –пресс» , 1999.
  7.  Гусев В.Г. Наши верные друзья / В.Г. Гусев, В.С. Нехаев. - М.: Агропромиздат, 1999.
  8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В. Петрусинского – М.: 1994.
  9. Красная книга  Ханты – Мансийского автономного округа животные и растения. 2003.
  10.  Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие  технологии» М., «ВАКО» 2004.
  11. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Сост.: С.П. Беткер., Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ренева; Под ред. Е.Г. Мазуровой. – Х-М.: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
  12. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центор ВЛАДОС, 2003.
  13. Журнал "Коллекция идей", ЗАО "Эдипресс-Конлига",  2007-2012 гг.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр <Академия>, 2000.
  15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  16. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  17. Стидворти Д. Хищники. « РОСМЭН»  М.:  1999. – 256 с.
  18. Ясвин В.А., Пупиньш М.Ф. Азбука содержания животных. - М.: Центр «Образование и экология», 2001.


Приложение 1.

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)
  2. Конституция РФ;
  3. Закон РФ «Об образовании»;
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3.
  5. Постановление Правительства РФ от 05.03.2008г. №148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 г.г.»
  6. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 г.
  7. Извлечения из Федерального  закона Российской Федерации.

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52  ФЗ от 30 марта 1999  г. (с дополнениями и изменениями).

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (ст. 55).

  1. ФЗ «Об охране животных»
  2. Инструктивное письмо Минобразования России от 30 октября 1998 года № 55 «Об условиях содержания животных в учреждениях дополнительного образования детей»
  3. Уставом Центра «Созвездие»
  4. Положением об эколого-биологическом отделе Центра «Созвездие».

Приложение 2.

Игры в свободную минутку.

«Животные на спину»

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее.

Загадки- обманки № 1

Владимир Борисов

Ребята должны правильно продолжить предложение.

Быстрее всех от страха

Несётся .... (черепаха-заяц)

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый...(слон-медведь)

По горной круче проходил

Обросший шерстью ...(крокодил- козёл)

В тёплой лужице своей

Громко квакал...(соловей,муравей- лягушонок)

С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает...(корова-обезьяна)

Над лесной поляной

Ночью

Долго слышался

Кошмар:

Ухал, ахал,

Выл по-волчьи

И пугал зверей ...(комар-сова)

К цветку приставишь ухо,

А в нём жужжит, поёт

Старательная...(муха-пчела)

И собирает мёд.

Загадки- обманки № 2

Марк Шварц

В чаще голову задрав,

Воет с голоду...(жираф-волк)

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий...(конь-ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку ...(ёж-жираф)

Под луною песню петь

Сел на веточку...(медведь-соловей)

-Кто в малине знает толк?

- Косолапый, бурый ...(волк-медведь)

На заборе поутру

кукарекал...(кенгуру-петух)

Как в автобусный салон

К маме в сумку прыгнул...(слон-кенгуру)

Ест осоку в речке Нил

Неуклюжий...(крокодил-бегемот)

Над лесом

Солнца луч потух,

Крадётся Царь зверей...(петух-лев)

Все преграды одолев,

Бьёт копытом верный...(лев-конь)

Сено хоботом берёт

Толстокожий ...(бегемот-слон)

Простой вопрос для малышей:

"Кого боится кот?" ...(мышей-собак)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать...(соловей-свинья)

Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем ...(ворона-павлин)

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу...(кабан- дятел)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая ...(лисица-белка)

Кто стучит как в барабан?

На сосне сидит ...(баран-дятел)

Приложение 3.

Подвижные игры  "В гостях у зверей"

«Я змея, змея, змея»

Участники стоят в круге, через одного - мальчик, девочка. Начинает ведущий, подходя к кому-нибудь со словами: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берёт левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придётся!», и идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

 «Качели»

Слова игры разучиваются с детьми заранее и в первый раз просто поются.

Ведущий                Дети

Лучшие качели? - Дикие лианы.

Это с колыбели - Знают обезьяны.

Кто весь век качается? - Да! Да! Да!

Тот не огорчается - Никогда!

После того как дети запомнили свои слова, к каждой фразе добавляется свое движение:

1 строка - дети ничего не делают;

2 строка - дети на свои слова хлопают в ладоши;

3 строка - дети на свои слова подпрыгивают на месте;

4 строка - дети и хлопают и подпрыгивают.

После этой игры ведущий вполне может поблагодарить детей за доставленное зрелище - увидеть столько обезьянок в одном месте.

 «Зоопарк»

Ведущий: В зоопарк пойдем ребята,

                  Там посмотрим на зверят,

                  Рядом с мамами  зверята,

                  На детишек поглядят.

Ведущий:

Дети:

Это шустрая мартышка  -  

Бе-бе-бе!

Это косолапый мишка  -  

Шишка где?

Попугай  в  ветвях зеленых  

Какаду!

Мышь летучая на ветке –

Упаду!

Крокодил  стучит  зубами -  

Укушу!

А  кукушка прокукует -    

КУ! КУ!

Бегемот  в  бассейне плещет

Буль! Буль! Буль!

Крошки сыпем голубям  -

Гуль! Гуль! Гуль!

Машет крыльями  сова –

Ух!  Ух!  Ух!

Подскажите мне ребята,  как поет петух?-

Ку-ка-ре-ку!

Приложение 4.

Здоровьесберегающие упражнения.

Релаксация- массаж «Посещение зоопарка»

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом.  Ведущий  становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка , массируя спину тому, кто стоит впереди.

  • В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

  • Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

  • Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

  • Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

  • Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

  • Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

  • Слышаться дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

  • Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

  • А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

  • Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

  • А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

  • Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; затем убрать руки и поменяться местами).

Гимнастика для глаз № 1

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
  2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.
  3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

Гимнастика для  глаз № 2

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.   Повторить 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза

Приложение 5.

Игровые программы

Конкурсно-познавательная игра "Лапы, крылья и хвосты"

 (интерактивная игра)

Задачи: угадать по части тела животное, в каком зале он находится, получить информацию о данном животном.

Крокодиловый кайман (акватеррариумный зал)

Часто можно увидеть крокодилов, лежащих подолгу с открытой пастью. Это не выражение агрессии, а простое охлаждение. Собака в таком случае высовывает язык, а крокодил открывает пасть – лишнее тепло и пот выходит с дыханием.

Почему плачет крокодил? Ученые установили, что со слезами крокодилы избавляются от излишков соли в организме.

Крокодиловый кайман может менять свой цвет — особенно при понижении температуры.

Игуана обыкновенная зелёная (зал териологии 3)

Игуаны ядовиты. Это установили сотрудники Мельбурнского университета.

Игуаны общаются при помощи языка тела.

Их слова формируются положением тела или частей тела (позы), движениями (стилизованная ходьба, расхаживание с важным видом, покачивание) и использованием трехмерного пространства (когда они в вертикальной плоскости, ища место повыше или в ужасе).

 Игуана может оставаться под водой около 28 минут.

 Несмотря на свое сходство с драконом, игуана – настоящая вегетарианка; она не ест даже насекомых, как это ошибочно считалось достаточно долгое время.

Фельзум  (дневной мадагаскарский геккон) (акватеррариумный зал) 

Дневные мадагаскарские  гекконы, как и большинство рептилий, яйцекладущие животные.

Интересно и появление потомства на свет. Малыши- гекконы вспарывают скорлупу имеющимся у них яйцевым зубом, но сразу наружу не спешат, а еще целые сутки могут находиться в яйце, выставив только голову.

Потомство дневных мадагаскарских гекконов рождается необыкновенно ярким, со временем приобретая более сдержанную взрослую окраску.

Златогрудый спрео

Живут эти красавцы в Африке. Как и все скворцы, они много шумят и поют, имитируя свисты, скрипы, журчание. Продолжительность жизни – 12-14 лет.

В противоположность другим блестящим скворцам, которые питаются преимущественно плодами, златогрудый спрео поедает исключительно насекомых, которых он ловит на лету или на земле.

Крупные попугаи (зал орнитологии)

Они - долгожители. Продолжительность жизни до 50-60, а иногда и до 100 лет.
Все они несут белые яйца.
Несмотря на способность имитировать естественный язык и голос, у них нет голосовых связок. Они произносят звуки, иногда очень сложные, только при помощи рта.
 

Радужный удав (абома) (акватеррариумный зал)

Змеи - не самые дружелюбные, но, определенно, одни из самых удивительных созданий. Обычно, образ змеи, высовывающей язык, производит неприятное впечатление. Их боятся из-за ядовитых укусов, а также жутковатого внешнего вида. Удавы, будучи неядовитыми и, зачастую, ручными, также вызывают в первый момент у людей страх.

Радужный удав - тихий, спокойный и доброжелательный питомец.

Живут в неволе удавы около 10 лет, но иногда и значительно дольше – до 23 лет.

Хорь лесной (зал териологиии 1)

Не уживаются хорьки с крысами, ящерицами и птицами.

Хорьки спят более 14 часов сутки. Но даже при этом факте, они все ровно остаются самыми активными животными в « Десятке непосед ».

Хорьки рождаются слепыми и глухими. Но уже в возрасте 1- 1,5 месяцев они становятся полностью самостоятельными.

Шиншилла (зал териологии 1)

Шиншиллы, в отличие от хомяков и морских свинок, живут в среднем 15 лет, некоторые из них доживают до 20 лет!

Шиншилла занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Кролик (зал териологии 1)

Кстати, кролики к грызунам не относятся. Они не входят в данную группу млекопитающих потому, что у них есть дополнительная пара резцов, а также, существуют другие скелетные особенности.

Глаза кроликов устроены таким образом, что они могут видеть происходящее сзади, не поворачивая при этом головы.

Кролики в чем то похожи на людей. Например они могут храпеть! Не все кролики храпят, но некоторые делают это с большим удовольствием.

 Хищник может напугать кролика до смерти (в буквальном смысле).

Обыкновенная игрунка (уистити) (зал териологии 2)

Большую роль в жизни игрунок играют запахи. Общаются они, конечно, не только посредством запаховых меток. Это очень "говорливые" существа, звуковой репертуар у них весьма богат: щебетание, визги, крики. Зверьки очень пугливы и легко впадают в панику. Игрунка занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Аквариумные рыбы (акватеррариумный зал)

Выражение «нем, как рыба» не совсем соответствует действительности, так как многие рыбы издают разнообразные звуки. Они могут крякать, кудахтать, каркать, щебетать, пищать и стучать. Все эти звуки возникают при колебании стенок плавательного пузыря, при скрежетании зубами или при трении жаберных пластинок друг о друга.

Игровая программа «Веселый зоопарк»

(с мультимедийной презентацией)

Цель: Познакомить воспитанников с  разными видами животных  через игровую и творческую деятельность.

Задачи:

1. Развить у воспитанников сообразительность, память, логическое мышление, внимание.

2. Научить воспитанников работать в команде.

«Черепахи»

Ведущий: Начнем  мы с вами с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено от врагов прочным панцирем. Многие виды черепах  живут в пустыне, где тепло; они откладывают в песок яйца. Продолжительность жизни черепах 40-50 лет. Рекордсмены : Морская кожистая вес 600 кг, длина тела 2 м. Зеленая или суповая черепаха вес 200-400 кг, длина тела 1,5 м.

Задание: Кто сможет пройти с книгой на голове, чтобы она не упала.

«Пингвины»

Ведущий: А сейчас из жаркой  пустыни – к самой холодной точке  Земного шара – Антарктике. Там живут пингвины. Их тело покрыто густым , непромокаемым оперением, толстый слой жира помогает спасаться от морозов.  На суше они очень неуклюжи и не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами: крылья служат великолепными веслами  с их помощью пингвины могут развивать скорость до 40 км\ч. Для своего размножения пингвины образуют большие колонии состоящие до 1000 птиц. К пингвинам можно отнести следующие виды : Королевский пингвин, Очковый пингвин, Златовласый пингвин, пингвин Адели, пингвин Гумбольдта.

Вопрос : Угадайте какой вид пингвина представлен на слайде

А)  Королевский пингвин. Б) Златовласый пингвин, в) , пингвин Адели

Сейчас вы станете пингвинами, которые решили посоревноваться на берегу.

Задание: Дети между коленями зажимают воздушный шарик. Нужно пройти дистанцию, не уронив его.

«Зайцы»

Зайцы – лесные звери; днем они спят, а ночью выходят на кормежку. Зимой питаются корой деревьев, а летом  - листьями  и травой , осенью не прочь полакомиться в огородах капустой, морковкой .  Зайцы  значительно крупнее кроликов у них длинные уши, длинные задние ноги.

Вопрос : 1) Как вы думаете Зайца-беляка по- английски называют как

А) Горным; Б) Северным; В) Великим.  

Задание: Кто больше нарисует морковок за 1 минуту.

«Лягушки»

Ведущий: Лягушек на земле насчитывается более 5500 видов. Некоторые виды достигают в длину более 35 см. Большинство видов откладывают яйца в воду. Лягушек относят к животным – амфибиям. Питаются лягушки насекомыми, улитками  путем выбрасывания липкого  языка наружу .

Вопрос: 1. Назовите самую крупную лягушку, длина тела которой составляет 20-25 см, вес около 3 кг . Родина Северная Америка.

А) Лягушка – красильщик; б) Травяная лягушка; в) лягушка –бык. 

Задание: пропеть песню «В лесу родилась елочка» , «Маленькой елочке холодно зимой» по лягушачьи.

«Верблюды»

Ведущий: У  верблюда много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые  ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Если ему становится трудно дышать из-за песчаных бурь, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Пальцы на  каждой ноге верблюда соединены мозолистой подушкой, благодаря которой он не проваливается в песок. Жара почти не действует на него . Нечувствительный к шипам рот способен разжевывать любую колючку. Верблюд может не пить и не есть за счет запасов жира в своих горбах.

Задание : Сделать аппликативно верблюда из геометрических фигур.

« Медведи»

Ведущий: Медведи – мохнатые тяжеловесы среди хищников, но они с удовольствием едят различные злаки, корни, ягоды, орехи. Существуют разные виды медведей это такие как бурый медведь высотой 1,7, длиной 2,8 м весом до 215кг.

Белый медведь длина тела 2,5м, вес от 110-200 кг, окрас белый или желтоватый , питается нерпой, рыбой, морскими птицами, морскими моржами или тюленями. Вот вы сейчас побываете в « «шкуре» медведя  попробуйте быстро передвигаться.

Вопрос: Правда, ли что белый медведь выжидая добычу с близкого расстояния может, броситься к ней развивая, скорость 45 км\ч. (Да).

Задание: Вырезать игрушечного медведя из бумаги не используя ножницы и карандаш.

«Змеи»

Ведущий: Змеи бывают разные . Вот например, анаконда – самая большая змея на нашей планете. Анаконды живут в воде или около нее, прекрасно плавают и ныряют. На берег выползают, чтобы погреется, и пообедать пойманной добычей – рыбой, птицей. Не прочь полакомится они также мелкими домашними животными. Толстую блестящую кожу анаконды выделывают и изготовляют из нее прочные чемоданы, сапоги и многое другое. Мясо и жир употребляют в пищу, причем рассказывают, что мясо очень вкусное, чуть сладковатое.  

Задание: Встать друг за другом    и выполнить следующие задания: построить круг, треугольник, цифру 1, 3, 8.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...