Методическая разработка мастер-класса «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”»
методическая разработка

Сивоволова Татьяна Владимировна

Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педаго­гической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенных для подготовки педагогов к эффек­тивному использованию информационно-коммуникационных технологий в современной школе, и посвящен методике организации и реализации практико-ориенти­ро­ван­ного проекта с использованием ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-ый мастер-класс702.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 525
с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________

Методическая разработка мастер-класса

«Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике.

Проект “Великие малые открытия”»

мастер-класс № 1

цикла мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ»

Автор: Сивоволова Татьяна Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

2015

Пояснительная записка

Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенных для подготовки педагогов к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в современной школе, и посвящен методике организации и реализации практико-ориентированного проекта с использованием ИКТ.

Актуальность мастер-класса обусловлена прежде всего основными стратегическими направлениями развития Петербургской школы, необходимостью формирования ИКТ- компетентности педагогов и школьников в области использования современных информационных технологий.

В Стратегии развития «Петербургская школа 2020» говорится, что новое поколение образовательных стандартов рассматривает в качестве основного результата школьного образования подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в ситуации выбора. Ведущим ориентиром образования становится ориентация на компетентностные модели выпускников и новый профессионализм педагогов, на способность учащихся и педагогов решать проблемы в быстроменяющихся социокультурных условиях.

Одним из прогрессивных образовательных методов в современном образовании школьников является проектная деятельность на основе ИКТ. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Обучая проектной деятельности, педагог выполняет функции управления и коррекции, активизирует учебную деятельность, стимулирует учеников к самостоятельному поиску решения задачи, формирует у них умения определять цель, планировать результат, способствует формированию у обучающихся метапредметных и личностных компетенций. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения.

Цель мастер-класса – формирование и развитие у учителей профессиональной компетентности по использованию информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности для получения практически значимого результата.

Задачи:

  • познакомить с методикой организации и реализации практико-ориентированного проекта на основе ИКТ на примере проекта школы № 525 «Великие малые открытия», являющегося частью всероссийского проекта «Издательская деятельность в школе»;
  • сформировать элементы профессиональной компетентности  педагогов в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;
  • мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;
  • заинтересовать работой над всероссийский конкурсным проектом «Издательская деятельность в школе», организатором которого выступает Северо-Западный институт печати СПГУТД, при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Российского Книжного Союза;
  • апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми способностями;
  • повысить уровень организации и результативности преподавания.

Целевая аудитория: учителя образовательных учреждений.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Методы обучения: интерактивный: рассказ, показ, беседа, практическое выполнение.


Требования к материальному обеспечению мастер-класса

Оборудование:

  • демонстрационный ПК;
  • мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office PowerPoint,
  • Adobe Acrobat
  • мультимедийные презентации.

Ожидаемые результаты:

  • овладеть методикой организации и реализации практико-ориентированного проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • повысить профессиональную компетентность по использованию информационно-коммуникационных технологий;
  • уметь мотивировать себя и мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и инициатив;
  • включиться в работу над всероссийский конкурсным проектом «Издательская деятельность в школе», организатором которого выступает Северо-Западный институт печати СПГУТД;
  • апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми способностями;
  • повысить уровень организации и результативности преподавания.

Сценарный план мастер-класса:

I. Вступительное слово.

II. Определение задачи, мотивация.

III. Краткое описание технологии проектной деятельности на основе ИКТ.

IV  Пример использования технологии и методические рекомендации по организации и реализации проекта. Проект «Великие малые открытия» (сопровождение – презентация).

1. Аннотация проекта

  • Предметно-содержательная область.
  • Участники проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Цели и задачи.
  • Краткое описание проекта, отражающее суть работы.
  • Информационные технологии.
  • Сайт проекта: http://ruttic.org/

2. Этапы проведения проекта

  • Актуальность и оригинальность проекта.
  • Программа проекта: что необходимо для реализации проекта; план работы над проектом; перечень ИКТ.
  • Ожидаемые результаты.
  • Образовательная среда проекта.

3. Учебно-методические материалы и оценка проектов

  • Учебные материалы.
  • Методические рекомендации.
  • Руководство для учащихся.
  • Критерии оценки.

V  Рефлексия. Обсуждение.

Приложение № 1

Презентация с описанием примера межпредметного проекта на основе ИКТ

Приложение № 2

Ожидаемые результаты

В процессе участия в проекте, изучая великие открытия (науки, культуры, географические) и анализируя свои малые открытия, учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  1. Ценностно-смысловой компетенцией
  • способностью лучше видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
  • понимать ценности культуры, науки, истории;
  • приблизится к осознанию своей роли и предназначения;
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • уметь принимать решения;
  • выступая в процессе работы над проектом на различных районных, городских семинарах и конкурсах, форумах школьной прессы, сформировать активную жизненную позицию.
  1. Общекультурной компетенцией
  • компетенцией в бытовой и культурно-досуговой сфере (к примеру, статьи отдельных участников проекта о своих увлечениях, хобби в разделе «Раскрасить будни» специального тематического школьного журнала, поможет распространить их личный опыт владения эффективными способами организации свободного времени);
  • приобрести познания и опыт деятельности в вопросах общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества;
  • приобрести опыт освоения научной картины мира;
  • сформировать художественный вкус.
  1. Учебно-познавательной компетенцией
  • овладеть креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях;
  • уметь отличать факты от домыслов;
  • уметь выполнять грамотный набор текстовых документов, создавать и редактировать рисунки для печатных и электронных изданий;
  • сформировать представление об объектах издательских систем, графических редакторов, программах компьютерной обработки звука и видеомонтажа, а так же основных характеристиках соответствующего ПО;
  • знать аппаратный, программный, пользовательский уровни издательских систем и графических пакетов, программ компьютерной обработки звука и видеомонтажа; основные элементы графического дизайна, компьютерную верстку, видео и радио монтаж, особенности точечной и векторной графики, разновидности шрифтов.
  1. Информационной компетенцией
  • владеть современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), работать со всеми видами информации;
  • уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • опрашивать окружение; консультироваться у эксперта;
  • создавать собственные СМИ (газету, журнал, сайт, радио, телепрограмму).
  1. Коммуникативной компетенцией
  • уметь работать в коллективе, воспитать в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим,
  • научиться прислушиваться к чужому мнению, брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
  • приобрести навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе;
  • уметь принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться;
  • приобрести навыки общения с людьми при проведении интервью и блиц-опросов на улицах города.
  1. Социально-трудовой компетенцией
  • получив практически предпрофессиональную подготовку в области издательской деятельности воспитанникам легче будет адаптироваться в дальнейшем в социокультурной среде, а желающим в дальнейшем получить профессию и работать в отрасли печати или других СМИ;
  • активной включенностью участников проекта в деятельность школьной редакции.
  1. Компетенцией личностного самосовершенствования
  • определить свои наклонности и способности, сферу деятельности, в которой было бы интересно проявить себя;
  • самостоятельно заниматься своим обучением: овладев основными приемами работы в некоторых специализированных прикладных программах, научившись работать активно и творчески, учащиеся в дальнейшем смогут самостоятельно освоить работу в других текстовых, графических редакторах, настольно-издательских системах, программах обработки звуки и видеомонтажа;
  • выработать стремление к овладению появляющейся новой современной техникой и новыми программными продуктами.

Приложение № 3

Методические рекомендации для преподавателя по реализации проекта

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Великие малые открытия» является частью школьного проекта «Издательская деятельность в школе». Он был задуман с целью личностного развития учителя и учеников, освоения учащимися способов коллективной творческой деятельности, становления элементов профессиональной компетентности на основе использования новых информационных технологий в издательской деятельности, повышения уровня организации и результативности преподавания, а также активизации общественной жизни школы.

Школьный проект является частью всероссийского проекта «Издательская деятельность в школе», которому в следующем году исполнится 15 лет. Проект включает в себя конкурсную и образовательную программы. С 2006 года организатором конкурса выступает Северо-Западный институт печати СПГУТД. Проект поддерживают Комитет по печати и взаимодействию со СМИ Администрации Санкт-Петербурга, Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Российский Книжный Союз. За время существования у конкурса появилось много партнеров и спонсоров, среди которых компания «Метроком», издательский дом «Азбука», Санкт-Петербургский Дом книги и другие предприятия полиграфической отрасли.

В рамках проекта проводятся мастер-классы, семинары, лекции ведущих специалистов полиграфической отрасли, информационно-компьютерных технологий, журналистов.

Каждый год участникам предлагается раскрыть новую тему, используя различные формы представления информации: журнал, газета, дайджест, плакат, сайт. Темы конкурса «Глобальные проблемы современности», «Человек в мире. Мир человека», «Лица Петербурга», «Формула чтения», «Профессия: поэзия или проза?», «Открытие “америк”» и другие позволяют школьникам проявить свой творческий потенциал, расширить кругозор, овладеть навыками создания печатных изданий, научиться работать в команде.

Работы участников проекта оцениваются в следующих номинациях:

  • Печатное издание
  • Графический дизайн
  • Мультимедиа
  • Жанры журналистики
  • Авторская фотография
  • Очный этап
  • Радиопрограмма

Проект проводится в 5 этапов:

I. Подготовительный этап (до 15 октября): осмысление темы  проекта, формирование команды учеников, участвующих в проекте.

II. Планирование, поиск ресурсов (октябрь): выработка плана действий, формулирование задач; определение источников информации, определение способа сбора и анализа информации; определение технологии работы; распределение обязанностей между членами коллектива.

III. Исследование (до середины декабря): сбор информации и ее анализ, используя работу с литературой, опросы, наблюдения, ресурсы Internet.

IV. Представление и отчет (с декабря по март): создание отчета с использованием новых информационных технологий; размещение работ на портале  schoolizdat.ru.

V. Заключительный этап (апрель): оценка результатов и процесса работы над проектом; анализ и подведение итогов членами жюри всероссийского проекта «Издательская деятельность в школе», награждение победителей и призеров.

УЧАСТНИКИ

К участию в проекте приглашаются учащиеся 5 -11-х классов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Формирование команды

Для привлечения детей к работе в проекте учитель-руководитель может использовать различные методы.

Во-первых, провести широкую рекламную компанию в школе для привлечения интереса учащихся к соответствующему проекту: плакаты, объявления, устный рассказ, демонстрация лучших работ подобных проектов, указание адресов Web-сайтов, где можно более подробно ознакомиться с ними. Портал конкурса «Издательская деятельность в школе» http://schoolizdat.ru.

Чтобы собрать учащихся из различных классов на оперативные «летучки», можно делать объявления по школьной радиотрансляции.

Организованная проектная деятельность создает условия для коллективной сотворческой работы учащихся разных классов. В ходе совместной деятельности по созданию газет, журналов, сайтов, радиопередач, видеорепортажей между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: организаторской, редакторской, журналистской, операторской, дизайнерской, в верстке газеты, видеомонтаже и т.д.

Распределение ролей

Однако мало заинтересовать учащихся работой в школьной редакции. Руководителю необходимо выявить наклонности детей, сформировать команду, распределив роли с учетом способностей и желания самих учащихся так, чтобы они были убеждены, что организовались и распределили роли между собой сами. Лидеры набирают себе команды и организуют их деятельность. Ребята, нашедшие себя в журналистике, объединяются в команды под начало лидеров, или самостоятельно совершенствуют свое мастерство в редакции. Но, независимо от выбранного направления деятельности, «старики» школьной редакции проводят мастер-классы для менее опытных товарищей, и, таким образом, подготавливают себе смену.

Работа «не по указке», а по собственному желанию, да еще, если она получается все лучше, и лучше (а это будет именно так, если соответствует наклонностям и способностям ребенка), при демократичном, но твердом руководстве, обязательно принесет высокие результаты.

На начальном этапе проекта руководителю надо постараться самому быть активному генератору идей. Эффективность действия группы в проекте обуславливается как профессионализмом отдельных ее членов, так и умением наладить групповую работу, когда проводится определенная специализация, и даже школьник, обладающий невысоким уровнем умений и навыков, может быть очень полезен группе, поскольку всегда находится масса черновой работы. Главное – образовать коллектив единомышленников.

Необходимо обеспечить психологически комфортную атмосферу в группе. Для этого можно подготовить «Памятку участнику групповой работы», обсудить эти правила всей командой, при общем согласии добавить дополнительно свои правила и придерживаться их неукоснительно.

Памятка участнику групповой работы

Правила

  1. Активность;
  2. Искренность;
  3. Равноценность;
  4. Не допустимы «Я» – высказывания;
  5. Безоценочность;
  6. Правило обратной связи;
  7. Позитивное отношение;

Оценка стартовых условий

Оценить уровень подготовки учащихся, выразивших желание принять участие в проекте, материально-техническое обеспечение, которое находится (или сможет находится в вашем распоряжении) для выполнения необходимых работ, свои возможности.

Как написать проект см. Приложение 4.

Планирование

Составить план работы над проектом, в котором указать стадии работы, содержание работы, сроки, деятельность учителя, деятельность учащихся.

План в дальнейшем можно при необходимости корректировать, но главное – придерживаться его по максимуму, жестко контролировать сроки выполнения работ на отдельных стадиях. Это позволит избежать нервозности, работать ровно, целенаправленно, правильно распределить свои силы, а также четко представлять результат и возможные пути его достижения.

Обучение

Учащиеся, конечно, должны отлично владеть современными информационными технологиями. При необходимости можно организовать дополнительные групповые обучающие занятия, индивидуальные консультации.

Постарайтесь привлечь к оценке вашей работы независимых экспертов-специалистов. Их рекомендации помогут сделать в итоге работу лучше. К тому же общение со специалистами полезно для повышения квалификации самому руководителю.

Помочь руководителям детских и юношеских СМИ организовать и успешно осуществлять проектную работу школьных редакций призвана ООДО «Лига юных журналистов». Целью Лиги является содействие созданию условий для самовыражения детей и подростков, защиты их прав и законных интересов через средства массовой коммуникации.

Санкт-Петербургское региональное отделение ООДО «Лига юных журналистов» проводит обучающие семинары, мастер-классы, конференции, форумы, конкурсы, привлекая к работе с детьми ведущих специалистов петербургских СМИ. Участие юных корресподентов в фестивалях и форумах школьной прессы дает им бесценный опыт работы с настоящими профессиональными журналистами и специалистами, ребята знакомятся с работой других детских редакций, конкурсы стимулируют их совершенствовать свою работу.

Используйте возможность бесплатного обучения у профессионалов отрасли печати и других СМИ. Высказать пожелание об участии в конкретных мероприятиях Лиги (даже если вы еще не вошли в ее состав), можно у координатора Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» в Московском районе Санкт-Петербурга — Татьяны Владимировны Сивоволовой по адресу: sivtany@mail.ru.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Печатное издание (журнал, газета)

В результате работы необходимо представить:

  1. Напечатанные экземпляры издания
  2. Печатное издание в pdf формате 72 ppi для публикации на портале проекта
  3. Превью первой страницы печатного издания размером 200*200px для публикации на портале проекта

Графический дизайн (открытка, плакат)

Открытка. Размер открытки - A6 (148*105 мм). Макет предоставляется в дообрезном формате - 154*111 мм. То есть текст, и другие важные объекты, не должны располагаться ближе чем на 4 мм к краю обреза А6.

В результате работы необходимо предоставить:

  1. Открытку в формате jpg, размер которой по большей стороне должен составлять 800px
  2. Макет открытки

Плакат

Размер плаката A2 (420*600 мм), вертикальный или горизонтальный

В результате работы необходимо представить:

  1. Напечатанный экземпляр плаката
  2. Плакат в формате jpg, размер по большей стороне 800px

Мультимедиа (сайт, баннер, видеоролик)

Сайт

Обращаем Ваше внимание на то, что сайты не должны быть сделанны на основе шаблонов.

Рекомендуемая литература для изучения построения сайтов:

В результате работы необходимо представить:

  1. Ссылку на сайт для публикации на портале проекта
  2. Превью размером 200*200px для публикации на портале проекта

Банер

Размер банера - 500px. Формат swf(adobe flash)

В результате работы необходимо представить:

  1. Флеш ролик в формате swf
  2. Превью размером 200*200px

Видеоролик

Минимальная длина ролика 30 секунд, максимальная – 1 минута

В результате работы необходимо представить:

  1. Ссылку на видеоролик загруженный на сервис видеохостинга youtube.
  2. Превью размером 200*200px

Жанры журналистики (статья, репортаж, интервью, видеорепортаж)

Перед выполнением работ рекомендуем Вам разобраться в различиях видов журналистики. Необходимо четко понимать, чем статья отличается от репортажа, интервью и так далее!

В результате работы необходимо представить:

  1. Если это статья, репортаж или интервью - файл в формате pdf 72ppi
  2. Если это видеорепортаж - ссылку на видео загруженное на сервис youtube и превью размером 200*200px

Радиопрограмма

В результате работы необходимо представить:

  1. Файл в формате mp3, 44100hz, 128 kbps, Stereo, 16 bit
  2. Хронометраж программы: от 1 до 10 мин. Зависит от выбранной темы и задачи автора

Авторская фотография

В результате работы необходимо представить:

  1. Серию фотографий, фотографии должны быть 800 пикселей по большей стороне, формат jpg. Сохранение для web и устройств (функция save for web)
  2. Каждая фотография должна иметь название-расшифровку (подпись)
  3. Архив с фотографиями в исходном качестве в формате rar

Приложение № 4

Как написать проект:

Стадия

Содержание

Пример проекта 525 школы

на VII городской проектной олимпиаде по НИТ

Название

Отражает конечный результат проекта.

Создание альтернативного центра современного искусства в Петербурге.

Обоснование значимости проекта

  • Какие проблемы помогает решить.
  • Кого волнуют эти проблемы.
  • Как проект вписывается в перспективы развития.
  • Необходимость решения проблемы в цифрах и сравнениях.

Питерский андеграунд имеет солидный вес на мировом арт-рынке,  но при этом лишен возможности развиваться у себя на Родине. Многие деятели альтернативного жанра были вынуждены уехать на запад - и увезти с собой частичку души города.

  • Развитие городской культуры.
  • Привлечения иностранных туристов (т.е. нет языкового барьера).
  • Развития подрастающего поколения, расширение кругозора.
  • Интегрирование Санкт-Петербурга в мировой культурный процесс!

Замысел решения проблемы

Идея, до которой никто до нас не додумался.

Группы, которые относятся к так называемому альтернативному театру, могли бы приходить в этот центр и играть свои спектакли.

Можно сделать центр, который будет содержать не одну площадку, а несколько: 1 площадка, на которой будет происходить театральное действо, 2 площадка, которая работает в жанре ночного кабаре, 3 площадка – это галерея, 4 – ресторан.

План реализации проекта

  • Что сделано.
  • Что предстоит сделать в ближайшем будущем.
  • Что предстоит сделать в отдаленной перспективе.
  • Познакомились с режиссёром театра “Комик-Трест” Вадимом Фиссоном и его актёрами. Сходили на все спектакли этого коллектива и обсудили интересующие нас вопросы с его участниками, записали при помощи цифровой видеокамеры 20 мин. интервью, получили в подарок рекламный ролик спектакля “Белая история” на CD.
  • Создаем сайт (на двух языках),  ролик и плакат, освещающие альтернативное направление на примере «Комик-Трест».
  • Предстоит найти помещение и спонсоров.

Результат реализации проекта

Описать итоги.

Как изменится окружающая жизнь.

Человек будет иметь возможность выбора.

Создание Центра - дело выгодное не только в эстетическом, но и экономическом плане, так как не требует больших капиталовложений, но способно принести серьезную прибыль.

Необходимые ресурсы

  • Что сделаем сами.
  • Кого будем привлекать к реализации проекта.
  • Финансы.

Сами делаем рекламу (сайт, ролик, плакат).

Будем привлекать ген. директоров крупных предприятий.


Приложение № 5

Руководство для учащихся по выполнению проекта «Великие малые открытия»

Если тебя интересует работа журналиста газеты, радио или телевидения, фотокорреспондента, редактора или верстальщика, корректора или дизайнера, звукорежиссера или оператора видеосъемки и монтажа, то присоединяйся к нашему проекту!

В этом году творческая школьная команда работает над проектом  «Великие малые открытия». Он является частью всероссийского проекта «Издательская деятельность в школе», в котором мы активно участвуем уже 10 лет и достигли немалых успехов, войдя в «Высшую лигу» участников конкурса.

Наша задача – создать тематический школьный журнал, сайт, видеоролик, видеорепортажи, радиопередачи. Кроме коллективных творческих работ, можно выполнить индивидуальные: открытки, авторские фотографии. Лучшие работы будут представлены на всероссийский конкурс.

ОБЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ. Твоя первая работа в коллективном проекте предполагает подготовку материала для школьного журнала (сайта) в виде:

1. статьи, интервью, репортажа или материала в любом другом жанре журналистики (Объем: 1 стр. формата А4, размер шрифта 12 пт., тип - Times New Roman Cyr),

2. рисунка или (и)  фотографий (5 шт), иллюстрирующих ваш журналистский материал.

Все должно быть представлено в электронном виде. Текст в формате .doc или . rtf, графика - .jpg. Срок выполнения – до 1 декабря.

О ЧЕМ писать?

Нужно понять тему и раскрыть ее.

Тема конкурса в этом году – Открытие «америк». 560 лет тому назад родился Колумб, чье путешествие не только подарило нам новую часть света, но и обогатило русский язык всем известным выражением: «Подумаешь, открыл Америку!» Что ж, бывает, что и открывают. Каждый человек в своей жизни открывает для себя множество маленьких и больших «америк», обогащаясь новыми впечатлениями, размышлениями, чувствами. Они откладываются в копилку  памяти и души, создавая неповторимую мозаику нашего собственного опыта и личности.  Перекликаясь, переплетаясь друг с другом наши маленькие «америки» образуют целый континент открытий поколения, а поколение – это заметная часть человечества. Человечеству тоже случается открывать «америки», и оно от этого только выигрывает. В этом году мы предлагаем тебе поделиться своими знаниями, мыслями, наблюдениями по поводу открытия «америк» – общего или частного, известного или незаметного, вчерашнего или давнишнего...

Ты можешь исследовать и написать об известных великих открытиях, а можешь о малых, личных, но таких важных для тебя самого.  Поэтому тему можно несколько переиначить: «МОЕ открытие». Возможно, в твоей жизни была встреча с таким человеком или произошло такое событие, которые заставили тебя совершенно иначе посмотреть на этот мир. Может быть тебя увлекло интересное занятие, или ты побывал в потрясающих по красоте местах. Опиши свои открытия, предоставь фотографии, иллюстрирующие их.

КАК писать и фотографировать?

Помни, что ты пишешь не школьное сочинение, а материал в одном из жанров журналистики. Чтобы научится писать для газеты или журнала, тебе необходимо изучить хотя бы небольшой учебник «Издательство и журналистика», а для старшеклассников рекомендуем прочесть книгу Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист». Кроме того, интересно написанный материал должен быть грамотно набран и отформатирован в текстовом редакторе. Правила набора смотри ЗДЕСЬ.

Интересующихся фотографией просим ознакомиться с жанром фоторепортажа.

Все желающие могут получить консультации в редакции школьной газеты «Высокое напряжение» и у ее руководителя Татьяны Владимировны Сивоволовой, которая является также координатором Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» в Московском районе Санкт-Петербурга. Лига, в частности, проводит обучающие семинары, конференции, мастер-классы, форумы и фестивали школьной прессы, привлекая к работе ведущих специалистов и журналистов Санкт-Петербурга. Ты тоже можешь стать членом Лиги и участвовать во всех мероприятиях организации. Все подробности как вступить в ЛЮЖ можно у Татьяны Владимировны Сивоволовой.

Актив школьной редакции, имея богатый опыт сотрудничества с Лигой, используя возможности стажировки в городских СМИ (газетах и телевидении), готов поделиться с вами своими знаниями. Все желающие могут обучаться в мастер-классах, которые периодически проводит редакция «ВН» в школе.

В рамках дополнительного образования после уроков проводятся дополнительные занятия по компьютерной графике и верстке, компьютерной обработке звука и видеомонтажу. Присоединяйтесь!

На этом первом этапе должен образоваться коллектив единомышленников – учащихся наиболее активно работающих над проектом, имеющих свои идеи по его реализации, владеющих особыми умениями и талантами (см. ниже), а главное – желанием научиться чему-то новому.

Самоорганизуясь, вы должны сформировать отдельные группы, каждая из которых будет представлять тот или иной вид школьных СМИ:

  • Печатное издание
  • Web-сайт
  • Телевидение
  • Радио

Кто редактор?

Редактором журнала будет назначен член школьной редакции, имеющий опыт редакторской работы, предложивший интересные идеи обыгрывания темы проекта, оформления журнала и его структуры. Его работа: читка всех материалов, отбор интересных, их редактирование, создание рубрик (разделов), придумывание оригинальных заголовков статей, распределение материалов по разделам.

Ты грамотно пишешь?

Можешь стать корректором школьного журнала и газеты. Твои отличные знания русского языка очень пригодятся при проверке материалов юных журналистов и подготовке их к публикации. Срок работы с 1 по 10 декабря.

Ты хорошо рисуешь?

Тогда можешь принять участие в иллюстрации школьного журнала и его электронной версии. Статьи, рисунки к которым необходимо подготовить, можно будет получить у редактора журнала. Срок работы с 1 декабря по 10 января.

Кроме того, владея работой в программах компьютерной графики, ты можешь стать главным дизайнером журнала и его электронной версии. Можешь реализовать идеи главного редактора или предложить свои. Можно выполнить авторскую работу  - открытку или плакат по теме проекта. Срок работы с 1 декабря по 1 февраля.

Ты замечательно фотографируешь?

Тогда мы ждем от тебя фотографий на тему «Мое открытие». Срок до 1 февраля.

Внимание, владеющих компьютерной версткой!

Ваша работа по верстке журнала начнется после 1 февраля и должна быть закончена 1 марта.

Интересующиеся сферой IT!

Вы можете совершенствовать свои знания и умения по созданию web-сайтов, создавая электронную версию тематического школьного журнала.

Web-дизайнер должен разработать оформление сайта, а web-мастер – заняться web-программированием.  Контент (содержание) сайта, т.е. все статьи, фотографии, рисунки предоставит редактор журнала. Срок разработки макета сайта – до 20 января, всего сайта – до 20 февраля.

ТЕЛЕМАСТЕРСКАЯ

Школьная телемастерская приглашает на обучение всех, увлекающихся видеосъемкой. Можно приобрести знания и навыки операторской работы, видеомонтажа. Интересующиеся журналисткой работой смогут практиковаться в создании телесюжетов и видеорепортажей.

В работе над проектом группа телевизионщиков должна создать видеоролик, видеорепортажи, видеоинтервью. Срок – до 14 февраля.

РАДИО

Группа радийщиков также имеет возможность обучения на дополнительных занятиях после уроков. Кто-то разрабатывает сценарий передачи, кто-то работает в эфире в качестве радиожурналистов, кто-то занимается компьютерной обработкой звука, а кто-то организует всю работу. Результат работы в проекте – создание радиопередач по заданной теме. Срок работы – до 20 февраля.

Если у тебя есть организаторские способности, то ты можешь стать координатором всей работы над проектом или отдельных ее частей, помогая учителю-руководителю оперативно доводить необходимую информацию до участников проекта; следить за тем, чтобы все работы выполнялись точно в срок.

СОВЕТЫ участникам проекта:

  1. Проект – это ваша самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекайте к работе родителей, друзей и других людей. Помните, что главное для вас – развить твои творческие способности.
  2. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также ресурсы Интернета.
  3. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  4. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
  5. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях
  6. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Информационные источники: Следите за информацией о ходе проекта на портале http://schoolizdat.ru, а также на школьном сайте http://525school.ru

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

Печатное издание (журнал, газета)

В результате работы необходимо представить:

  1. Напечатанные экземпляры издания
  2. Печатное издание в pdf формате 72 ppi для публикации на портале проекта
  3. Превью первой страницы печатного издания размером 200*200px для публикации на портале проекта

Графический дизайн (открытка, плакат)

Открытка. Размер открытки - A6 (148*105 мм). Макет предоставляется в дообрезном формате - 154*111 мм. То есть текст, и другие важные объекты, не должны располагаться ближе чем на 4 мм к краю обреза А6.

В результате работы необходимо предоставить:

  1. Открытку в формате jpg, размер которой по большей стороне должен составлять 800px
  2. Макет открытки

Плакат

Размер плаката A2 (420*600 мм), вертикальный или горизонтальный

В результате работы необходимо представить:

  1. Напечатанный экземпляр плаката
  2. Плакат в формате jpg, размер по большей стороне 800px

Мультимедиа (сайт, баннер, видеоролик)

Сайт

Обращаем Ваше внимание на то, что сайты не должны быть сделанны на основе шаблонов.

Рекомендуемая литература для изучения построения сайтов:

В результате работы необходимо представить:

  1. Ссылку на сайт для публикации на портале проекта
  2. Превью размером 200*200px для публикации на портале проекта

Банер

Размер банера - 500px. Формат swf(adobe flash)

В результате работы необходимо представить:

  1. Флеш ролик в формате swf
  2. Превью размером 200*200px

Видеоролик

Минимальная длина ролика 30 секунд, максимальная – 1 минута

В результате работы необходимо представить:

  1. Ссылку на видеоролик загруженный на сервис видеохостинга youtube.
  2. Превью размером 200*200px

Жанры журналистики (статья, репортаж, интервью, видеорепортаж)

Перед выполнением работ рекомендуем Вам разобраться в различиях видов журналистики. Необходимо четко понимать, чем статья отличается от репортажа, интервью и так далее!

В результате работы необходимо представить:

  1. Если это статья, репортаж или интервью - файл в формате pdf 72ppi
  2. Если это видеорепортаж - ссылку на видео загруженное на сервис youtube и превью размером 200*200px

Радиопрограмма

В результате работы необходимо представить:

  1. Файл в формате mp3, 44100hz, 128 kbps, Stereo, 16 bit
  2. Хронометраж программы: от 1 до 10 мин. Зависит от выбранной темы и задачи автора

Авторская фотография

В результате работы необходимо представить:

  1. Серию фотографий, фотографии должны быть 800 пикселей по большей стороне, формат jpg. Сохранение для web и устройств (функция save for web)
  2. Каждая фотография должна иметь название-расшифровку (подпись)
  3. Архив с фотографиями в исходном качестве в формате rar

Анализ работ и формирование команд для соревнования в очном туре всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе»

  1. Обмен мнениями о проделанной работе участниками проекта. Что удалось, а что необходимо доработать.
  2. Формирование команды на очный тур конкурса из наиболее знающих и умеющих учащихся, состоящей из трех групп: 4 человека – печатное издание, 3 человека – радио, 3 – видео.

Подготовка команд к очному туру конкурса.

Проведение серии специальных обучающих занятий. Продумывание стратегии и тактики предстоящей борьбы. Срок – 5 – 23 марта.

РАБОТА НА ОЧНОМ ТУРЕ КОНКУРСА ПРОЕКТА

24 и 25 марта  - очный тур в Северо-Западном институте печати СПГУТД (пер. Джамбула, 13).

«Разбор полетов»

Оценка результатов и процесса работы над проектом. Конец марта – начало апреля.

Заключительный этап (27 апреля):

Анализ и подведение итогов членами жюри всероссийского проекта «Издательская деятельность в школе», награждение победителей и призеров. 7 павильон ЛЕНЭКСПО.


Приложение № 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ учащихся по проекту (учителем)

Промежуточное оценивание работы участников проекта осуществляется по отдельным видам журналистики: газетно-журнальной, интернет-журналистики, тележурналистики, радиожурналистики.

Система оценивания — 10-ти бальная:

«10» — очень хороший, высокий уровень знаний, полное владение навыком

«9» — высокий уровень знаний, владение навыком достаточное

«8» — «крепкие» знания, иногда очень хорошие, владение навыком достаточное

«7» — «крепкие» знания, достаточное владение навыком

«6» — «крепкие» знания, но есть некоторые недоработки в практической работе

«5» — уровень знаний средне-невысокий, частичное владение навыком

«4» — «слабый» уровень знаний, частичное владение навыком

«3» — «слабый» уровень знаний, навык практической работы минимален

«2» — «слабый» уровень знаний, навык практической работы отсутствует

«1» — знания отсутствуют, навык практической работы отсутствует

Группа газетно-журнальной журналистики

Критерии оценивания результатов учащихся:

  1. Знание основных жанров журналистики.
  2. Умение выполнять самостоятельный поиск необходимой информации.
  3. Умение написать материал в выбранном жанре.
  4. Умение глубоко и полно раскрыть тему.
  5. Умение провести анкетирование, опрос, взять интервью.
  6. Умение написать текст без орфографических и синтаксических ошибок
  7. Умение создать оригинальные заголовки, соответствующие содержанию статей.
  8. Знание основных правил набора и форматирования текста, умение грамотно набрать и отформатировать текстовый документ.
  9. Умение подготовить тексты для дальнейшей работы с ними в издательских системах, сохранять текстовые документы в разных форматах.
  10. Умение создать, отредактировать, обработать рисунки и фотографии средствами компьютерной графики с  целью их дальнейшего включения в печатное издание.
  11. Знание основных программных средств ПК для издательской деятельности. Владение работой в программе компьютерной верстки.
  12. Знание основных правил верстки.
  13. Наличие основных навыков верстки.
  14. Умение выбрать нужный шрифт (определить гарнитуру, кегель и т.п.).
  15. Умение выполнять совместное размещение графики и текста.

Группа интернет-журналистики

Критерии оценивания результатов учащихся:

  1. Умение создать интересный оригинальный дизайн сайта.
  2. Степень владение программами компьютерной графики.
  3. Наличие основных навыков для создания высокого качества компьютерной графики.
  4. Умение точно подобрать шрифты и цвета, уместный формат, соответствующие той аудитории и задачам, на которые ориентирован сайт.
  5. Умение правильно скомпоновать навигационные возможности.
  6. Умение обработать фотографии (рисунки) для размещения на web-сайте.
  7. Умение работать в различных программах-браузерах.
  8. Уровень web-программирования.
  9. Навыки владения программными средствами разработки и редактирования сайтов.
  10. Умение создать функциональный и технологичный сайт, который быстро загружается, все его ссылки «живые», а технологии применяются к месту.

Группа  тележурналистики

Критерии оценивания результатов учащихся:

  1. Знание различных жанров тележурналистики.
  2. Умение планировать работу над сюжетом.
  3. Умение написать сценарий, найти героев, подготовить информацию для ведущих, раздать задания корреспондентам, выполнить контроль озвучки и монтажа (для редактора).
  4. Умения держаться перед камерой, грамотно говорить (для корреспондента).
  5. Умение проводить блиц-опрос на улице (корреспондент).
  6. Умение вести диалог (брать интервью) перед камерой.
  7. Степень владения видеокамерой. Умение снимать монтажно. (оператор)
  8. Умение озвучить материал.
  9. Знание программного обеспечения для монтажа видеофильмов.
  10. Владение компьютерным монтажом.

Группа радиожурналистики

Критерии оценивания результатов учащихся:

  1. Понимание отличий радио от других СМИ.
  2. Знание особенности радиопрограммы и радиорепортажа.
  3. Знание этапов создания радиопрограмм (от идеи до записи).
  4. Умение написать текст, учитывая особенности стиля на радио.
  5. Умение удержать внимание слушателей: правильно выстроить композицию материала.
  6. Умение записать для радиопрограммы комментарии, музыку, интершум.
  7. Умение вести беседу в эфире.
  8. Знание программ компьютерной обработки звука.
  9. Наличие основных навыков монтажа звука на компьютере.

ИТОГОВЫЕ КРИТЕРИИ оценивания работы учащихся по проекту (учителем):

  1. Степень освоения выбранным видом работы в коллективном проекте, уровень достижения предпрофессиональной подготовки по выбранной специальности.
  2. Степень владения компьютером и другими техническими средствами, необходимыми в издательской деятельности и других видах СМИ.
  3. Сформированность художественного вкуса.
  4. Сформированность общей культуры работы в коллективе.
  5. Сформированность нравственной культуры участников творческого коллектива.
  6. Степень доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
  7. Стремление к овладению появляющейся новой современной техникой и новыми программными продуктами.
  8. Степень включенности в деятельность школьной редколлегии.
  9. Умение критически осмысливать выполненную работу.
  10. Стремление принимать участие в издательских проектах, конкурсах по издательской деятельности, форумах и фестивалях школьной прессы.

ИТОГОВЫЕ КРИТЕРИИ оценивания работы участников проекта (учащимися)

Работа каждого участника проекта оценивается по каждому критерию из списка по 6-балльной системе (от 0 до 5 баллов).

  1. умение предложить оригинальные идеи,
  2. степень качества выполнения своей части работы,
  3. уровень ответственности,
  4. наличие лидерских качеств,
  5. степень исполнительности,
  6. уровень владения техникой и новыми информационными технологиями,
  7. умение представить свою работу,
  8. умение наладить контакт с другими участниками проекта,
  9. способность выслушивать критику и совершенствовать свою работу,
  10. уровень руководства редактором своего отделения редакции школьных СМИ (для участников – редакторов отдельных групп),
  11. уровень руководства учителем редакции школьных СМИ (для учителя-руководителя),
  12. степень самостоятельности работы в школьной редакции,
  13. степень важности полученных знаний, умений, опыта для дальнейшей деятельности,
  14. определение выбора будущей профессии.

РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ КРИТЕРИИ оценки работы учащихся по проекту (экспертами) –места участников проекта (индивидуальные и командные) в различных номинациях всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе», организованного Северо-Западный институт печати СПГУТД. Главный критерий командной работы – итоговое место в конкурсе (по совокупности всех номинаций).

Независимое жюри конкурса оценивает работы по следующим критериям:

  1. информативность;
  2. полнота раскрытия темы конкурса в содержательном плане;
  3. новизна содержания и формы представления информации;
  4. логика раскрытия темы;
  5. доступность и научность в изложении темы;
  6. знание основ настольно-издательской деятельности и полиграфической культуры исполнения;
  7. дизайн работы;
  8. креатив;
  9. литературно-художественное насыщение и подача информации (литературный стиль, разнообразие жанра).

Председатель жюри: Андрей Радин - главный редактор Piter.TV, лауреат многих наград «Золотого пера» и «САми», в различных номинациях, а также других журналистских премий и правительственных наград

Члены жюри:  

  • Строкин Александр Павлович - Генеральный директор Санкт-Петербургского центра книги и графики, член Союза художников РФ
  • Лезунова Наталья Борисовна - Директор Северо-Западного института печати СПГУТД
  • Крусанов Павел Васильевич - Петербургский писатель, член Санкт-Петербургской общественной организации «Союз писателей Санкт-Петербурга»
  • Лавренко Галина Борисовна - Зав. кафедрой графики Северо-Западного института печати СПГУТД, член Союза художников РФ
  • Захаров Андрей Сергеевич - Член Международной федерации журналистов и Санкт-Петербургского Союза журналистов, действительный член Всемирного клуба петербуржцев. Ведущий фотограф журналов «Top Manager», «Business Woman» и «Экономика. Политика. Инвестиции»
  • Калинко Мария Геннадьевна - Ведущая программы «Последние известия» 100 ТВ. Председатель СПб отделения «Лига Юных Журналистов»
  • Артем Филатов - редактор и специальный корреспондент «Радио Балтика». Лауреат премии «Вместе-Радио» в номинации «Тематическая программа».

Приложение № 7

Ресурсное обеспечение проекта

Необходимое техническое оборудование:

  • компьютеры типа IBM PC AT Pentium, объединенные в локальную сеть, и имеющие выход в Интернет;
  • принтер, сканер, или МФУ;
  • диктофоны, микрофоны, наушники;
  • цифровые фотоаппараты,
  • видеокамера.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows,
  • текстовый процессор Microsoft Word,
  • программа компьютерной верстки Adobe InDesign,
  • программы для просмотра и создания документов формата PDF Adobe Acrobat, Adobe Reader,
  • программы компьютерной графики Adobe Photoshop, Adobe Illustrator,
  • программа для создания сайтов Adobe Dreamweaver,
  • браузеры MS Internet Explorer , Opera, Google Chrome, Mozilla Firefox,
  • программа видеомонтажа Adobe Premiere,
  • программы компьютерной обработки звуки Adobe Audition, Sound Forge.

Приложение № 8

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации проекта

Аппаратные средства:

  • компьютеры типа IBM PC AT Pentium, объединенные в локальную сеть, и имеющие выход в Интернет;
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;
  • принтер или МФУ;
  • устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows,
  • текстовый процессор Microsoft Word,
  • программа компьютерной верстки Adobe InDesign,
  • программы для просмотра и создания документов формата PDF Adobe Acrobat, Adobe Reader,
  • программы компьютерной графики Adobe Photoshop, Adobe Illustrator,
  • программа для создания сайтов Adobe Dreamweaver,
  • браузеры MS Internet Explorer , Opera, Google Chrome, Mozilla Firefox,
  • программа видеомонтажа Adobe Premiere,
  • программы компьютерной обработки звуки Adobe Audition, Sound Forge.

Информационные источники: ресурсы Интернета. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно работают с поисковыми системами.

Например, при изучении вопроса: «Кто открыл Америку?» использовалась информация с сайтов:

http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/chrotkr.html - материалы исследований «Хроники открытия Америки». Книга I. М. Академический проект. 2000;

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kolumb/text1.phtml?id=718 – дневник путешествия Христофора Колумба;

http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/columbus4.html - Путешествия Христофора Колумба. М. Географгиз. 1956. пер. Свет Я. М;

а также http://istmira.com, http://news2000.com.ua, http://ktclan.ru, http://pda.privet.ru 

и многие др.

Средства организации:

http://schoolizdat.ru - портал всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе»

http://525school.ru/ - портал ГБОУ школы № 525 Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования информационных технологий на уроках в школе

Развитие общества, науки и техники требует использование новых информационных технологий в обучении....

Методическая разработка мастер-класса по теме «Использование аутентичного музыкального материала в обучении английскому языку»

Данный разработка поможет творческим учителям использовать такой замечательный языковой материал, как песни, на своих уроках...

Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле ма...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...