Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»
методическая разработка

Сивоволова Татьяна Владимировна

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятельность с исполь­зо­ва­нием ИКТ», предназначенный для поддержки инвариан­т­но­го модуля «Информационно-коммуни­ка­цион­ные технологии в современной школе» дополни­тель­ной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6-ой мастер-класс317.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 525
с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________

Методическая разработка мастер-класса

«Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

мастер-класс № 6

цикла мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ»

Автор: Сивоволова Татьяна Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

2017


Пояснительная записка

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенный для поддержки инвариантного модуля «Информационно-коммуникационные технологии в современной школе» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.

Актуальность и перспективность использования возможностей сервисов Google в преподавании различных предметов в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. Происходит лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется широким внедрением информационных технологий в образовательный процесс. Современные условия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной находить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия,  и брать на себя ответственность за конечный результат.

ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивается информационно-образовательной средой. Среди множества информационных ресурсов наиболее соответствующими новым федеральным государственным образовательным стандартам являются сервисы Google.

Одна из проблем, с которой сталкивается учитель с введением новых образовательных стандартов, заключается в том, что необходимо ориентироваться на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды, и материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может не хватить. Это значит, что учителю самому приходится становиться автором и разработчиком. Чтобы использовать возможности информатизации образования на практике, преподавателю недостаточно овладеть информационными технологиями. Помимо этого, ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями. Учитель в современных условиях должен быть готов к использованию и внедрению ИКТ в преподавание учебных предметов.

Другая проблема, которая стоит перед любым учебным заведением, – обеспечение учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим значительные материальные затраты. Отличным вариантом решения этой проблемы может стать внедрение в учебный процесс «облачных технологий». Лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование инновационных IT-приложений – сервисов Google.

Проблемы, которые возникают на этом пути:

  • учителям не достает компетенций при работе с сетевыми сервисами;
  • учителя мало обмениваются друг с другом своими разработками;
  • большая часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выполнить на практике небольшой проект по созданию совместной презентации в Google.

Задачи:

  • привлечь внимание учителей к новым сетевым технологиям;
  • познакомить с понятием Google-сервисы;
  • рассмотреть технологии использования сервисов Документы Google и  Google Диск;
  • смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Google;
  • подготовить педагогов к осуществлению дистанционного взаимодействия посредством  сервисов «Google» и сформировать начальные навыки их использования для организации проектной учебной деятельности учащихся;
  • рассмотреть использование сервиса Google в совместной работе членов учебной группы над коллективной презентацией.
  • распространить передовой педагогический опыт в использовании технологии Google.

Целевая аудитория мастер класса: учителей всех типов  образовательных учреждений.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Методы обучения: наглядный (сопровождение рассказа презентацией, демонстрация работы с сервисами Google); практический (привлечение слушателей к созданию совместной презентации с использованием сервиса Google).

Практическая часть отработана на слушателях учебной группы 3.1.П.1 курсов профессиональной переподготовки в СПб АППО по программе «Теория и методика обучения (естественнонаучное образование)» в апреле 2014.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность слушателей к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в применении «Облачных технологий»;
  • использование сервисов Google для организации проектной учебной деятельности учащихся;
  • апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс обучающихся различных категорий;
  • активизация работы учителей по разработке собственных ресурсов для обеспечения учебного процесса, созданию электронных учебных объектов, обмену ими и предоставлению их обучающимся для обучения;
  • умение мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и проявление инициатив;
  • умение показывать обучающимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое;
  • дистанционное взаимодействие посредством  сервисов Google.

Предметные результаты: 

Участник мастер-класса научится:

  • создавать аккаунт в Google;
  • создавать собственные слайды в общей коллективной презентации с использованием сервиса Google;
  • размещать графику и текст на подготовленном шаблоне коллективной презентации, редактировать их;
  • компоновать слайды в Google-презентации;
  • создавать необходимый фон слайда;
  • создавать гиперссылки.

Участник мастер-класса получит возможность научиться:

  • работать с совместными электронными документами;
  • использовать технологии сервисов Документы Google и  Google Диск;
  • разрабатывать структуру проекта в Google-презентации;
  • подготавливать шаблоны коллективных презентаций в Google;
  • управлять настройками доступа совместной презентации в Google.

План мастер-класса:

I. Подготовительный этап.

II.Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).

III. Активизация деятельности.

IV. Учебная информация (сопровождение – презентация)

- Преимущества Google-технологии;

- Обзор возможностей сервисов Google;

- Работа с документами и сохранение данных «в облаке» Google Drive

- Организация коллективной деятельности средствами Google;

- Сервис Google  для создания коллективной презентации.

V. Практикум «Создаем совместную презентацию с использованием сервиса Google».

VI. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

I. Подготовительный этап

1.  В ходе подготовки к мастер-классу руководитель разрабатывает

а) специальный сайт с методическими указаниями для участников мастер-класса

https://sites.google.com/site/masterclass11ssp/ 

б) форму регистрации участников

https://docs.google.com/forms/d/1p74Rij_VM5Ly1MmmVRuh9ed3Sxic6_0tuK7q-IfSNVQ/viewform 

в) шаблон коллективной презентации

https://docs.google.com/presentation/d/1TYM_P3CtLumS56rTgA5A1HliNPFCnKX1bZd7AcLIUcA/edit#slide=id.g4e755e250_030 .

2. Перед началом мастер-класса участники

- получают ссылку на материалы мастер-класса https://sites.google.com/site/masterclass11ssp/ 

- проходят регистрацию в Google;

- заполняют форму регистрации для участия:

II. Вступление

Приветствие участникам мастер-класса. Представление ведущего мастерской – Сивоволовой Татьяны Владимировны, учителя информатики и ИКТ школы № 525.

Учителю сегодня необходимо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями, средствами ИКТ в преподавание учебных предметов. Организации проектной деятельности с использованием ИКТ в настоящее время уделяется особое внимание, т.к. она способствуют формированию надпредметных компетентностей, позволяет включить в образовательный процесс различные категории обучающихся. И вообще, как говорил К.Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Поэтому современный учитель должен уметь организовывать коллективные проекты, включая сетевые, погружая всех учащихся в удивительный мир сотворчества.

III. Активизация деятельности

Но вначале давайте обсудим:

Какие технологии играют ведущую роль в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся? и

С какими проблемами вы сталкиваетесь при разработке урока деятельностного типа?

Выслушиваются мнения участников мастер-класса. Подводится итог:

 В процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии.

Основная проблема, с которой сталкивается учитель при разработке и организации урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, выбор тех средств ИКТ, которые позволят оптимально организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий, не требуя при этом от учителя-организатора колоссальных усилий на его подготовку. Кроме того, учитель должен исходить из реалий оснащенности школы компьютерным оборудованием и программным обеспечением.

IV. Учебная информация. (сопровождение – презентация)

Преимущества Google-технологии

Лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование инновационных IT-приложений – сервисов Google. Их можно рассматривать как инструмент реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Сервисы Google являются удобным и достаточно простым инструментом инновационных педагогических технологий деятельностного типа.

Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:

  • минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
  • Google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
  • Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
  • все инструменты Google бесплатны.

С их помощью можно организовать сетевые коллективные проекты,  включать в образовательный процесс различные категории обучающихся.

Обзор возможностей сервисов Google

Рассмотрим, как Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся в качестве активных создателей образовательного контента, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.

Google – это одна из мощнейших и популярных поисковых систем интернета, которая позволяет найти нужные ресурсы интернета. Отличительная особенность Google – надежность. Это крупная корпорация, которая предоставляет огромный набор услуг. Базовые сервисы, которые предоставляет Google – это почта GMail, работа с документами и сохранение данных «в облаке» Google Drive, сервис календарей Gooogle, и платформа для создания сайтов. Но кроме этих сервисов существует огромное количество других, доступ к которым имеет каждый зарегистрированный пользователь Google.

«Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».

Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:

  • минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
  • Google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
  • Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
  • все инструменты Google бесплатны.

Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей, и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. Можно отобразить это в виде простой схемы (Рисунок 1):

Google-Media

Рисунок 1. Таксономия сервисов в среде Google

Все основные Google-инструменты учитель может использовать в своей работе.

Работа с документами и сохранение данных «в облаке» Google Drive

Google Drive (он же Гугл Диск) — сервис от Google, который позволяет хранить файлы в веб-пространстве (облаке) и пользоваться ими совместно с другими пользователями (например, готовить совместный проект с коллегой). Google Drive поддерживает 30 типов файлов для редактирования и (или) просмотра и любые файлы для хранения.

Бесплатно можно хранить до 5 Гб данных. Дополнительно можно купить еще 20 ГБ места за 2.49$ в месяц. Расширить дисковое пространство до 100 ГБ можно за 4.99$ в месяц и до 1 ТБ за 49.99$ в месяц. При покупке дополнительного места на Google Drive, объем Gmail ящика будет автоматически увеличен до 25 ГБ.

Ключевое преимущество программы – доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету (при этом доступ защищён паролем).

Организация коллективной деятельности средствами Google

Технологии Google можно применять для построения образовательного пространства, членами которого являются учителя и их ученики. Электронный кабинет учителя рекомендуется составлять из виртуальных кабинетов и рабочих тетрадей в формате google-сайтов, которые позволяют организовать сетевое взаимодействие между обучающимся и учителем. На сайтах кабинетов удобно размещать учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Обучающиеся на сайтах-тетрадях могут публиковать результаты выполнения домашних заданий. Для тестирования и анкетирования рекомендуется применять google-формы, а для создания совместных документов и публикации успеваемости обучающихся – google-документы с общим доступом.

Сервис Google  для создания коллективной презентации.

Поскольку сегодня нам практически предстоит работать с коллективной презентацией, то рассмотрим, что такое Google Презентация.

Google Презентация — это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работе над ними, который позволяет учителю (или обучающемуся) и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени не только со школьных компьютеров, но и со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Каждую презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления — редактировать фрагменты текста по своему усмотрению. В процессе работы над документом можно видеть соавторов, которые одновременно редактируют материал в режиме реального времени. При этом за каждым из них закреплен определенный цвет. Это помогает распознать, кому из соавторов и какие правки принадлежат. Именно эти замечательные возможности и стали главными помощниками уже многих учителей.

Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на уроках при изучении некоторых тем, позволяют узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе.

С помощью Google Презентации можно создавать замечательные коллективные проекты, испоьзуя эту технологию не только на уроках, но и во внеурочное врямя.

Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.

V. Практикум «Создаем совместную презентацию»

  • Участники открывают полученную ссылку на материалы мастер-класса https://sites.google.com/site/masterclass11ssp/ 
  • Открывают шаблон совместной презентации "Венок славы Московского района"
  • Действуя согласно инструкциям:
  • Выполняют оформление коллективной презентации.
  • По ходу работы мастер при необходимости помогает, делает подсказки.
  • В результате совместной работы получилась презентация, рассказывающая об объектах Московского района, связанных с Великой Отечественной войной.

VI. Рефлексия.

В конце занятия все члены группы высказывают свой интерес к созданию коллективной презентации, и предполагают, в какой еще форме могли бы использовать сервис Google в своей работе.

Ресурсное обеспечение мастер класса

Список информационных источников

1. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Д. Патаракин – 2-е изд. – исправленное и дополненное М.: Интуит.ру, 2007. – 63 с.  : ил.

2. Ильина, М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы [Электронный ресурс] / дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ильина; Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. – Защищена 29.06.11. – Калиниград, 2011// Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi-shko#ixzz2sADSnWr4

5. Патаракин, Е.Д. Новое пространство для учебной деятельности [Текст] / Е.Д. Патаракин // Научн.-педагог. журнал МО РФ/ Высшее образование в России. – 2007. – № 7. – с.70-74.

6. Брыксина, О.Ф. Сервисы Google через призму ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина// Режим доступа: http://naidal.ucoz.ru/news/ servisy_google_kak_instrument_realizacii_federalnykh_gosudarstvennykh_obrazovatelnykh_standartov/2013-03-28-169

7. Брыксина, О.Ф. Облачные сервисы в организации внеурочного проекта в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина // Режим доступа:  https://sites.google.com/site/2013cloud09/2-slovo-vedusemu/ poznavatelnye-uud

8.  Заславская, О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов [Текст] / О.Ю. Заславская // Научно-методический журнал / Информатика и образование. – М., 2012, №1 (230). – с. 45-50.

11. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. [Текст]:  учеб.-метод. пособ. / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.

12. Сидорова, Е.В. Используем сервисы  Google: электронный кабинет преподавателя. [Текст] / Е.В. Сидорова – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 288 с.

13. Глазырина, О.Ф. Сервисы Google в образовании. [Электронный ресурс] / О.Ф. Глазырина // Режим доступа:  http://guo-chernogorsk.ru/docs/ glazirina_servisi_google.pdf 

14. Сероштанова И.Г. Создание совместных учебных объектов с помощью Google-сервисов. [Электронный ресурс] / И.Г. Сероштанова // Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/19TRX6kZw6Zl12LVMLFT5QPSRT Mtdw-Jm1fBXN2mS86I/edit#!

15. Google Apps Education Edition [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com/a/help/intl/en/edu/index.html 

16. Herrick, D.R. Google this!: using Google apps for collaboration and productivity / Dan R. Herrick // In Proceedings of the ACM SIGUCCS fall conference on User services conference (SIGUCCS '09). – ACM, New York, NY, USA, 2009. – pp. 55-64.

17. Шаповалова-Спиридонова, М.В. Использование Google презентаций как инструмента для создания успешных групповых творческих проектов учащихся. [Электронный ресурс] / М.В. Шаповалова-Спиридонова // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/

19. Короповская, В.П. О Возможностях сервисов Google для образовательной деятельности. [Электронный ресурс] / В.П. Короповская // Режим доступа: http://kak.znate.ru/docs/index-17803.html?page=35

20. Казенина, Ю. А. Сервисы Google в обучении. [Электронный ресурс] / Ю.А. Казенина // Режим доступа: http://fizikgoogle.blogspot.ru/p/blog-page_4946.html

21 Рождественская, Л.В. Google Docs для создания коллективной презентации. [Электронный ресурс] / Л.В. Рождественская // Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=910

22. Сервисы Google. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com

ЭОР и учебные материалы:

1. https://www.google.ru – сеть поисковых систем и сервис Google Drive; 

2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/sozdanie_akkaunta_v_google.pdf –
инструкция по созданию аккаунта в Google
(авторская разработка);

3. https://sites.google.com/site/masterclass11ssp/ - материалы для работы участников мастер-класса;

4. https://docs.google.com/forms/d/1p74Rij_VM5Ly1MmmVRuh9ed3Sxic6_0tuK7q-IfSNVQ/viewform  - форма регистрации участников

5. https://docs.google.com/presentation/d/1TYM_P3CtLumS56rTgA5A1HliNPFCnKX1bZd7AcLIUcA/edit#slide=id.g4e755e250_030  - шаблон коллективной презентации

Методические рекомендации:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/algoritm_sozdaniya_obshchey_prezentatsii.pdf – методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Алгоритм создания совместной презентации с использованием сервиса Google»;

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/19/rabota_s_servisom_google_drive.pdf – методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Создание документов в сервисе GoogleDrive».

Требования к материальному обеспечению мастер-класса

Оборудование:

  • демонстрационный ПК с выходом в интернет,
  • мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры на рабочих местах участников мастер-класса с выходом в интернет;

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows.

Приложение

Описание урока по созданию коллективной презентации

с использованием сервиса Google

Краткая аннотация урока

Интегрированный урок с широким использованием межпредметных связей по организации сетевого коллективного проекта.

Коллективу обучающихся 9-х классов предлагается создать сетевую презентацию с помощью сервиса Google по теме «Храмы Санкт-Петербурга», раскрывающую богатое архитектурное наследие Северной столицы, в которой особое положение занимают храмы и соборы разных конфессий.

Урок формирования новых знаний сконструирован в форме проблемного урока.

Используется проектная технология и инновационное IT-приложение – сервисы Google.
С помощью этого инструмента инновационных педагогических технологий деятельностного типа, учащиеся погружаются в удивительный мир сотворчества, способствующий формированию надпредметных компетентностей обучающихся.

Такая форма работы может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания, а также в рамках внеклассной работы.

Описание урока информатики и ИКТ

Сивоволова Татьяна Владимировна,

учитель информатики, педагог дополнительного образования

ГБОУ школы № 525с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

Предмет

информатика и ИКТ

Класс

9

Тема урока

«Создание коллективной презентации “Храмы Санкт-Петербурга” с использованием сервиса Google»

Тип урока

интегрированный урок формирования новых знаний

Цель урока

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ

Задачи

  • продолжить знакомить обучающихся с новыми облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы;
  • сформировать и развить навыки совместной сетевой проектной деятельности посредством работы с презентацией Google;
  • формировать общее представление о культурном наследии Санкт-Петербурга – города многонационального и многоконфессионального;
  • мотивировать обучающихся к изучению памятников архитектуры Санкт-Петербурга, в том числе объектов культурного наследия религиозного назначения, и развивать познавательный интерес обучающихся к процессам их сохранения;
  • воспитывать чувство уважительного отношения к людям иной культуры, нации, религии;
  • воспитывать чувства ответственности и взаимопонимания, умения работать в команде.

Планирумые результаты /УУД/

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • познакомиться с облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы;
  • подготовиться к осуществлению дистанционного взаимодействия посредством Google-сервисов;
  • сформировать навыки использования Google-технологии для выполнения различных работ (в том числе дистанционных): учебных заданий, творческих работ, проектов, докладов и т.п.;
  • использовать инструменты сервиса Google для создания сетевой презентации;
  • сформировать и развить навыки коллективной проектной деятельности посредством работы с презентацией Google;
  • сформировать информационную культуру;
  • уметь формализовать и структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств;
  • владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умениями соблюдать нормы информационной этики и права;
  • уметь выбирать средства информационных технологий для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД:

  • уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации; 
  • уметь выделять главное;
  • совершенствовать навыки поискового, ознакомительного и изучающего чтения при работе с Интернет; 
  • уметь структурировать и визуализировать информацию; владеть информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключение и делать выводы;
  • уметь выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  • развивать познавательные интересы посредством деятельного познания культурного наследия родного города;
  • сознавать взаимосвязь современных объектов культурного наследия с их историей возникновения и развития.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно определять и формулировать цели и планировать пути их достижения;
  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • развивать самостоятельность.

Коммуникативные УУД:

  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • уметь общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности, воспитать в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • освоить способы коллективной творческой деятельности на основе использования новых информационных технологий;
  • использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
  • научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • осознавать богатое культурное наследие Санкт-Петербурга и стремиться к его освоению;
  • сформировать способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • владеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе морально–этическими нормами,    
  • критически оценивать информацию, публикуемую на неофициальных сайтах в интернете;
  • ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развить чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • выработать стремление к овладению новыми программными продуктами и технологиями;
  • уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
  • повышать свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
  • владеть навыками самообразования.

Межпредметные связи

основы религиозных культур и светской этики, история, технология, мировая художественная культура (МХК), [иностранный язык]

Перечень оборудования к уроку

  • демонстрационный ПК с выходом в интернет,
  • мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры на рабочих местах обучающихся с выходом в интернет;
  • операционная система Windows.


Конспект урока

Этап 1. Актуализация знаний, способов действия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Предлагает вспомнить сервисы сети интернет, которыми пользуются обучающиеся;
  • Выслушав все мнения, резюмирует, что перечислена только небольшая часть сервисов, и для коллективной работы она используется слабо (больше для виртуального общения и игры);
  • Предлагает вспомнить, что такое а) презентация, б) компьютерная презентация, в) с помощью какого ПО ее можно создать;
  • Сообщает, что не только с помощью Power Point можно создавать компьютерные презентации; существуют интернет-сервисы для создания on-line презентаций.
  • Перечисляют известные сервисы интернета, определяют, какие сервисы наиболее популярны в классе, для каких целей используются;
  • Дают определения, называют программу(ы).

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Описывает проблемную ситуацию: «Ваш класс является группой разработчиков очень важного проекта, под моим руководством. До сдачи проекта осталось несколько дней, а ваш класс неожиданно оказался на карантине, и никто в школу ходить не может».
  • Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как спасти проект?» ;
  • Благодарит за предложенные варианты и предлагает свой – осуществление совместного проекта посредством облачных технологий.
  • Предлагает совместно создать проект-презентацию с использованием облачной технологии Google-сервиса, но сначала познакомиться с понятиями «облачные технологии»;
  • Сообщает тему проекта, которую должна раскрыть коллективная презентация.
  • Предлагают разные пути решения проблем;
  • Вспоминают, что такое аккаунт;
  • Подтверждают наличие у них собственных аккаунтов в Google.

Этап 3. Целеполагание

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Мотивирует обучающихся на изучение новых облачных технологий и освоение Google-сервисов, сталкивая их с ситуацией, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и умений;
  • Обеспечивает понимание цели и принятие ее учащимися как собственной, значимой для себя.
  • Осознают смысл учебной задачи и необходимость освоения новой облачной технологии, сервисов Google, как инструментов, требующихся лично им для эффективного общения и совместной работы;
  • Самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Этап 4. Планирование

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Помогает и советует правильно составить план с учетом уже имеющихся (заранее разработанных) алгоритмов и инструкций.

Планируют способы достижения намеченной цели, определив границы знания и незнания:

  • Познакомиться с помощью учителя с новейшими IT-технологиями и определить, какой сервис лучше использовать в своей работе;
  • Изучить этот сервис подробнее;
  • Выполнить практическое оформление презентации, распределив работу таким образом, чтобы каждый участник оформил один слайд об одном объекте (без повторов) – каком-либо храме, соборе, церкви.

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение знаний и умений.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Знакомит обучающихся с новой для них информацией об облачной технологии –технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис, используя демонстрационный ПК с выходом в интернет и проектор;
  • Предлагает обучающимся познакомиться самостоятельно более подробно с сервисом Google по созданию презентаций, используя материалы сайта, специального разработанного учителем к этому уроку;
  • Обеспечивает размещение всех участников проекта по рабочим местам, оборудованными ПК с выходом в интернет;
  • Далее выступает в роли фасилитатора – человека, организующего процесс обучения, в котором дети проявляют самостоятельность и активность, и только если нужна обучающемуся помощь, то учитель ее оказывает.
  • Изучают новые термины и определения, преимущества сервисов Google перед другими облачными технологиями;
  • Осваивают правила и приемы работы с сервисами Google;
  • Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами для урока и открывают ее;
  • Изучают материалы сайта и приступают к работе согласно его инструкциям;
  • Входят в свой аккаунт Google,
  • Находят на сайте-инструкции ссылку на общую презентацию и открывают ее в Google.
  • Просматривают основу совместной презентации, созданную учителем;
  • Находят свой слайд и определяются, о храме какой конфессии нужно оформить слайд;
  • Проводят обсуждения в группах, которые формируются согласно темам разделов презентации, договариваются о выборе конкретных объектов;
  • Действуя, согласно инструкциям на сайте, каждый участник проекта оформляет свой один слайд, размещая в соответствующие поля краткий текст о выбранном храме, его фотографию, делая ссылку на ресурсы интернета и на карту города, отмечая место расположения культового сооружения;
  • Советуются и при необходимости помогают друг другу;
  • При возникновение непреодолимых трудностей запрашивают помощь у учителя.

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Ставит вопросы для обсуждения;
  • Выслушивает все мнения;
  • Делает краткий итоговый анализ работы.

«Давайте вернёмся к проблеме, которая была озвучена в начале урока (про проект). Как можно выйти руководителю из сложившейся ситуации?

Действительно это так и вы сегодня в этом убедились. Хотя работали вы над презентацией в одном кабинете, однако это можно было сделать и находясь в соседних кабинетах или вообще сидя у себя дома. Что и будут делать те, кто сегодня отсутствовал на уроке.

Благодарю всех за спасение проекта».

Отвечают на вопросы:

Вариант1 (краткий):

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Как можно решить проблему создания совместного проекта, не собираясь вместе?
  • Оцените наш урок, выведя изображение смайлика на экран.

Вариант 2 (подробный):

  • Что успели сделать?
  • Что осталось не выполненым? Почему?
  • Что нового узнали об архитектурных культовых сооружениях Петербурга в процессе работы? Что удивило/ порадовало/ огорчило?
  • Какие «+» и «–» в работе других участников группы?
  • Что необходимо для успешного выполнения всего проекта?
  • Заинтересовала ли работа с сервисом Google?
  • Какие плюсы видите в использовании сервисов Google вообще и коллективной презентации в частности? Есть ли минусы? Какие?
  • Подумайте, каким образом можете использовать презентации Google в своей учебной деятельности и для ведения коллективной деятельности во внеурочное время (классных часов, викторин, конкурсов, рекламы и пр.).

Этап 7. Домашнее задание

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Осуществляет дистанционное руководство проектом:

  • Делает необходимые рассылки обучающимся и отвечает на их запросы;
  • Периодически проверяет работу над  совместной презентацией и, используя специальные возможности on-line комментирования, делает подсказки, исправляет ошибки или недочеты, помогает решить возникающие проблемы..
  • Анализируют работу всех участников проекта, обсуждая сам процесс работы над слайдами в окне чата;
  • Окончательно оформляют свой слайд на домашнем ПК, с учетом критических замечаний членов группы и руководителя проекта;
  • Желающие оформляют дополнительно еще один слайд из оставшихся пустых незадействованных на уроке.
  • Отсутствовавшие на уроке: проверяют свою электронную почту, находят ссылку на инструкцию выполнения работы, открывают ее, изучают, выполняют оформление своего слайда на домашнем компьютере согласно инструкции.

ЭОР и учебные материалы:

  1. https://www.google.ru – сеть поисковых систем и сервис Google Drive; 
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/sozdanie_akkaunta_v_google.pdf – инструкция обучающимся по созданию аккаунта в Google (авторская разработка)  в локале ;
  3.  https://docs.google.com/presentation/d/1cRoit1Wq-P5JrEBn7T2K0dIHyrDzWCRIdHosWvW0zMU/edit?usp=sharing – основа (шаблон) коллективной презентации «Храмы Санкт-Петербурга», разработанная Т.В. Сивоволовой; образец
  4.  https://sites.google.com/site/lesson9a525scoool/home – алгоритмы работы для обучающихся по созданию совместного проекта «Храмы Санкт-Петербурга»

Методические рекомендации:

  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/algoritm_sozdaniya_obshchey_prezentatsii.pdf – методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Алгоритм создания совместной презентации с использованием сервиса Google»; в локале
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/19/rabota_s_servisom_google_drive.pdf – методическая разработка Т.В. Сивоволовой «Создание документов в сервисе GoogleDrive».

Алгоритм применения ЭОР

1. Обучающиеся получают ссылку на материалы урока по созданию коллективной презентации «Храмы Санкт-Петербурга». Для этого:

- Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами;

- Получив ссылку, открывают ее;

- В окне браузера видят подготовленный учителем сайт с необходимыми для работы материалами;

- Изучают его главную страницу и страницу «Материалы» и приступают к работе согласно инструкциям на странице «Этапы работы».

2. Обучающиеся находят ссылку на общую презентацию и открывают ее в Google.

- Входят в свой аккаунт Google,

- На странице сайта-инструкции, находят ссылку на презентацию,

- Открывают ее,

- В окне браузера видят основу презентации, созданную учителем.

3. Заполнение совместной презентации обучающимися.

- Действуя, согласно инструкциям сайта, каждый участник проекта оформляет один свой (и только свой) слайд.

- Учитель по ходу работы помогает заполнить презентацию, делает on-line комментирования.

Домашнее задание

Окончательно оформить свой слайд в совместной презентации на домашнем ПК. Для желающих – оформить дополнительно еще один слайд из оставшихся пустых незадействованных на уроке.

Для отсутствовавших на уроке: проверить свою электронную почту, найти ссылку на инструкцию выполнения работы, открыть ее, изучить, выполнить оформление своего слайда на домашнем компьютере согласно инструкции.

Список информационных источников

1. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Д. Патаракин – 2-е изд. – исправленное и дополненное М.: Интуит.ру, 2007. – 63 с.  : ил.

2. Ильина, М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы [Электронный ресурс] / дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ильина; Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. – Защищена 29.06.11. – Калиниград, 2011// Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi-shko#ixzz2sADSnWr4

5. Патаракин, Е.Д. Новое пространство для учебной деятельности [Текст] / Е.Д. Патаракин // Научн.-педагог. журнал МО РФ/ Высшее образование в России. – 2007. – № 7. – с.70-74.

6. Брыксина, О.Ф. Сервисы Google через призму ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина// Режим доступа: http://naidal.ucoz.ru/news/ servisy_google_kak_instrument_realizacii_federalnykh_gosudarstvennykh_obrazovatelnykh_standartov/2013-03-28-169

7. Брыксина, О.Ф. Облачные сервисы в организации внеурочного проекта в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина // Режим доступа:  https://sites.google.com/site/2013cloud09/2-slovo-vedusemu/ poznavatelnye-uud

8.  Заславская, О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов [Текст] / О.Ю. Заславская // Научно-методический журнал / Информатика и образование. – М., 2012, №1 (230). – с. 45-50.

9. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

11. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. [Текст]:  учеб.-метод. пособ. / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.

14. Сероштанова И.Г. Создание совместных учебных объектов с помощью Google-сервисов. [Электронный ресурс] / И.Г. Сероштанова // Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/19TRX6kZw6Zl12LVMLFT5QPSRT Mtdw-Jm1fBXN2mS86I/edit#!

15. Google Apps Education Edition [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com/a/help/intl/en/edu/index.html 

17. Шаповалова-Спиридонова, М.В. Использование Google презентаций как инструмента для создания успешных групповых творческих проектов учащихся. [Электронный ресурс] / М.В. Шаповалова-Спиридонова // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/

21 Рождественская, Л.В. Google Docs для создания коллективной презентации. [Электронный ресурс] / Л.В. Рождественская // Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=910

22. Сервисы Google. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"

Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.Задачи:Познакомить с особенностя...

Методическая разработка мастер-класса «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”»

Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педаго­гической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектна...

Методическая разработка мастер – класс:«Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины.

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня – «Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины».  Это один из приемов используемый на зан...

Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения

laquo;Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения»Горина В.С., учитель информатикиМБОУ СОШ №5 г.о.МытищиВ условиях н...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выпо...

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»...