Занятие ПАВ
план-конспект

Данное занятие входит цикл занятий по программе подготовки волонтеров за здоровый и безопасный образ жизни. Занятие является первым в разделе программы «Профилактика социально-значимых заболеваний» первого года обучения и направлено на формирование общих представление волонтеров и психоактивных веществах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Лашманова Екатерина Владимировна,

методист, педагог дополнительного образования

Конспект занятия

по теме «Психоактивные вещества»

Аннотация:

Данное занятие входит цикл занятий по программе подготовки волонтеров за здоровый и безопасный образ жизни. Занятие является первым в разделе программы «Профилактика социально-значимых заболеваний» первого года обучения. Тип занятия – занятие объяснения нового материала.

Цель занятия: введение в тему психоактивных веществ (ПАВ).

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «психоактивные вещества».
  2. Формировать знания о причинах употребления ПАВ.

Развивающие:

  1. Развивать самостоятельность мышления.
  2. Развивать коммуникативные умения, навыки аргументации мнения.
  3. Развивать культуру диалога.
  4. Развивать познавательную активность.

Воспитывающие:

  1. Создать мотивацию на изучение темы.
  2. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение друг к другу.
  3. Воспитывать толерантное отношение к мнению окружающих.

План занятия:

  1. Орг.момент.
  2. Адаптивная часть.
  3. Целеполагающая часть.
  4. Конструктивно-практическая часть.
  5. Рефлексивная часть.
  6. Эмоционально-завершающая часть.

Ход занятия:

1. Орг.момент (2 мин.)

Контроль посещаемости,  проверка готовности к занятию.

2. Адаптивная часть (10 мин.)

• Упражнение «Несколько фактов о себе».

Рулон секционной туалетной бумаги пускается по кругу. Обучающимся предлагается оторвать от рулона бумаги столько секций, сколько захочется. После того, как каждый оторвал определенное количество секций обучающимся предлагается рассказать о себе столько фактов, сколько секций бумаги у него находится.

3.Целеполагающая часть (15 мин.).

• Вспомним определение слову «волонтер».

Волонтер (volontair – доброволец, желающий) – человек, добровольно, сознательно и безвозмездно занимается общественно-значимой деятельностью.

Волонтер – активный, жизнерадостный человек, который обладает определенными умениями и навыками и участвует в просветительской, благотворительной, досуговой деятельности.

Начинаем изучение большого теоретического блока «Профилактика социально-значимых заболеваний». По итогам работы в рамках этого блока мы рассмотрим различные формы волонтерской         деятельности, а также будем организовывать просветительские мероприятия по теме профилактики наркомании, а именно по профилактике курения и алкоголизма.

• Можем ли мы сразу приступить к разработке мини-лекций, бесед, кино-лекториев по заданной теме? (ответы: нет, не хватает знаний…)

• Какие знания нам необходимо получить для того, чтобы организовывать просветительские мероприятия со школьниками по данной теме? (ответы: влияние наркотиков на организм…)

Итак, в ходе освоения данного тематического блока нам необходимо:

- овладеть терминологией по теме;

- определить причины наркомании в среде сверстников;

- узнать механизмы развития зависимости;

- познакомиться с формами профилактической работы по теме.

На этом занятии мы начнем погружение в тему наркомании и определим понятие «психоактивные вещества», выясним причины приобщения подростков к наркотикам.

  1. Конструктивно-практическая часть (45 мин.)

•Упражнение Джеффа.

Обучающимся предлагается выслушать утверждения и встать к тому варианту ответа, с которым он согласен. Варианты ответа представляют собой таблички с надписями «да», «нет», «может быть» и прикреплены к разным стенам в учебном кабинете.

Утверждения для обсуждения:

- В жизни нужно попробовать все.

- Наркотики не так опасны, как их представляют.

- От наркотической зависимости можно вылечиться.

- Курение – вид наркомании.

- Никогда не буду дружить с наркоманом.

• В широкой среде часть используют понятие «наркотики». Синонимами этого понятия являются такие понятия как «наркотическое вещества», «психоактивные вещества». Как вы понимаете значение этого понятия?

• Психоактивное вещество (ПАВ) – любое вещество, которое при введении в организм человека может изменить восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и движения человека.

ПАВ вызываю зависимость, разрушают организм человека.

ПАВ – легальные

- нелегальные

• Какие ПАВ вы знаете?

• Игра «Если хочешь – посмотри».

Обучающимся по-очереди предлагается посмотреть, что лежит в закрытой коробочке. Кто хочет, может посмотреть. Упражнение выполняется молча.

После того, как все участники опрошены, обсуждение:

- Почему вы посмотрели? (ответы: интересно, загадочно, предложили, все посмотрели, и я тоже хочу и т.п.)- причины выписываются на доске.

- Почему вы не посмотрели? (ответы: может лежать что-то опасное)

Те причины, которые мы назвали, зачастую являются причинами, толкающими людей к употреблению наркотиков. НО: любопытство и проба наркотиков ВСЕГДА приводит к печальным последствиям.

Какие причины еще можно назвать?

• Просмотр отрывка из фильма «Алкогольный террор» с объяснение причин приобщения подростков к употреблению наркотиков (5 мин).

Причин наркотизации молодежи много, и мы должны их учитывать при проектировании профилактических мероприятий.

• Упражнение «Мяч по кругу».

Обучающимся, сидящим в кругу, предлагается по-очереди продолжить фразы:

1 – молодежь мало знает о проблеме наркозависимости…

2 – молодежь хорошо знает о проблеме наркозависимости…

Вывод: о наркотиках знают много, о проблеме наркозависимости – мало.

На следующем занятии продолжим разговор по теме.

5. Рефлексивная часть (10 мин)

Обучающимся предлагается вытащить один заготовленных листов бумаги и продолжить фразу, написанную на листе.

Фразы:

- сегодня я узнал…

- сегодня мне понравилось…

- это занятие…

- полученную информацию…

- сегодня на занятии было…

- в дальнейшем я …

- по итогам занятия…

- я чувствую…

6.Эмоционально-завершающая часть (5 мин.)

Игра «Мигалки»: обучающиеся, перемигиваясь, меняются местами, а ведущий стремиться занять место одно из игроков.

  1. Заключительная часть (3 мин.)

Прощание.

Список литературы

  1. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама, 2006.
  2. Жирова Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого – педагогические рекомендации). – Волгоград: Панорама, 2006.
  3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Симонятова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П., Харисов Ф.Ф., Сударикова М.А., Балабан Ю.Л., Смирнова О.В., Аграчева Е.С., Церкевич А.Н., Абдрахманов Р.Р., Неудахина А.Е. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003.
  4. Киричук Н. А. Тренерский сундучок. – Новосибирск: Ин-кварто,  2001.
  5.  Кольцов С. На что идут ученики, чтобы быть взрослыми: О социально – психологической подоплеке подросткового курения. / Классное руководство и воспитание школьников. - № 4 (16 – 28 февраля). – 2007.
  6. Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  7. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А.Г. Макеева; Под ред. М.М.Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2004.
  8. Нелидов А.Л., Попова Л.В., Леднева Л.В. Программа профилактического семинара – тренинга подготовки учащихся – волонтеров «Миссия доброй воли». – Нижний Новгород, 2007.
  9. Подхвалитин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркотизации: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. «Работающие программы», выпуск 2. Соловов А.В., кандидат медицинских наук, врач психиатр – нарколог. «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9 – 12 лет. – М., 2000.
  11. «Работающие программы», выпуск 4. Программа «Путешествие во времени». Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков. – М., 2000.
  12.  «Работающие программы», выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программы формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.
  13.  «Работающие программы», выпуск 6. Без секрета всему свету… - М., 2000.
  14.  Сделай правильный выбор! Выпуск 2. – г. Н.Новгород: Педагогические технологии, 2009.
  15.  Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М.: ВАКО, 2004.
  16. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. Методика подготовки волонтеров «Равный – равному»: Методические рекомендации. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2009.
  17. Уроки здоровья: программа интегрированного учебного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы. 5 – 7 класс) / Е.В.Алексеева, О.С.Гладышева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 24с.
  18. Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образования Нижегор. обл., ГОУ ДПО НИРО «Нижегор. ин–т развитии образования»; [авт.-разработ.: О.С.Гладышева, М.В.Шуклина]. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. – 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....