Презентация к лекции Мотивационная среда образовательного учреждения
презентация к уроку

Кураева Виктория Савельевна

Материал относится к электронным образовательным ресурсам и является презентацие к лекции на тему "Мотивационная среда образовательного учреждения".

Ни для кого не является секретом, что одной из составляющих обучения детей в школе является мотивация обучающихся. И учащемуся очень легко ее потерять, если вокруг него сложилась неблагоприятная мотивационная среда, как дома, так и в школе. Этот материал поможет учителям понять, что мотивационную среду можно сформировать, и сформировать нужным для учащегося образом. Что мотивационной средой возможно корректировать отношение учащегося к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnaya_sreda_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационная среда образовательного учреждения

Слайд 2

Что такое мотив и мотивация?

Слайд 3

Мотив –это любой внутренний психологический или физиологический по свое природе источник поведения , отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Мотив – это опредмеченная потребность. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, стремление к условиям , без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.

Слайд 4

Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация – совокупность мотивов.

Слайд 5

Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано ее многообразие. Внешняя мотивация – не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду…) Внутренняя мотивация – связана с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет удовольствие, положительные эмоции) Положительная мотивация – основана на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители мне дадут поиграть на компьютере…) Отрицательная мотивация – основана на отрицательных стимулах ( если я не буду капризничать, то р одители не будут меня ругать…) Устойчивая и неустойчивая мотивация – первая основана на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода), вторая требует постоянной внешней поддержки (сбросить вес..)

Слайд 8

Если удаётся понять причины поведения ребёнка, то мы приблизимся к тому, чтобы управлять не только действиями ребенка, но и мотивами.

Слайд 9

Низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин: Бедность сообщаемого учебного материала Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя Незаинтересованность его в работе Однообразие занятий, повторяемость Недоброжелательный настрой педагога к аудитории Принуждение к деятельности А теперь давайте будем искать методы мотивации учащихся, и для начала ознакомимся с областями мозга, отвечающими за мотивацию: Формирование учебно-познавательной мотивации Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе. А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий: Оригинальности подачи материала (в игровой форме, или же путём совместной с детьми подготовки учебного проекта) За счёт использования инновационных, оригинальных технологий (ноу- хау) Приглашая гостей (работников музея, ветеранов, видных деятелей культуру, искусства и политики) Формирование положительной мотивации учащихся «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен Если человек стремится овладеть знаниями — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов. Давайте будем разбираться вместе, для того, чтобы помочь воспитателям и учителям привить нашим деткам интерес к познавательной деятельности, то есть научить более усердно выполнять свою работу – учиться только на отлично. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания, вот на них то, мы и обратим особое внимание. Давайте для начала выявим причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося, а ранее мы рассматривали – по вине педагога): 1. Непринятие новых условий, отсутствие адаптации 2. Трудности с восприятием нового материала 3. Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры 4. Проблемы в общении со сверстниками, учителями 5. Нежелание следовать нормам и правилам 6. Нервно-психические расстройства 7. Отсутствие интереса к предмету 8. Эмоционально-некомфортная обстановка Мотивацию ребёнка также снижает: o Недостаток родительского внимания и любви o Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика o Высокие нагрузки (не по возрасту) Выход: разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком). Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях. Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата. Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя — путь к успеху. Познавательные методы мотивации учащихся Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле (и главный ее компонент – самоконтроль и самооценка). УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПОТРЕБНОСТЬ + МОТИВ + ЦЕЛЬ +САМОКОНТРОЛЬ = РЕЗУЛЬТАТ Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые действенны в самых разных учебных ситуациях: o Что случится, если…? o Приведите пример… o В чем сильные и слабые стороны…? o На что это похоже…? o Что мы уже знаем о…? o Каким образом…можно использовать для…? Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами: o Стрессоустойчивы o Креативны o Самокритичны o Иметь широкий кругозор Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами. Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности: o Словесные (беседа, лекции, рассказы) o Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес) o Поисковые методы (позволяющие ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию) o Методы самостоятельной учебной работы (вырабатывает стимул сделать лучше, чем у соседа) Необходимо иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность — есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми. Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся: 1. Эмоциональные методы (поощрение, наказание) 2. Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий) 3. Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах) 4. Социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, Стране) Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов» (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у учащихся, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы. Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы. P.S. Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: 1. Познавательный интерес (эмоциональное включение в решение поставленной задачи) 2. Творчество (креативность) – вложить в идею что-то своё 3. Любознательность (стремление узнать что-то новое) Все эти понятия близки по содержанию, имеют общее объединяющее начало — направленность человека на бескорыстное узнавание нового и получения чувства удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть — мотивации. Низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин: Бедность сообщаемого учебного материала Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя Незаинтересованность его в работе Однообразие занятий, повторяемость Недоброжелательный настрой педагога к аудитории Принуждение к деятельности :

Слайд 12

Создание мотивационной среды

Слайд 13

Создание мотивации означают организацию такой среды, в которой у человека активизируются важные для работы его собственные мотивы. Мотивационная среда – это совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной среды у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей.

Слайд 14

Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт. Может ли дискомфорт действовать как мощная мотивирование? Какой может быть в этом случае мотивационная среда?

Слайд 15

Задание: Ученик 8 класса, мальчик, интроверт, не очень уверен в себе, самооценка низкая. Мотивация к учебе отсутствует. Во второй четверти начинает п рогуливать школу. Наотрез отказывается туда ходить, дома заниматься тоже не хочет. Причины сообщать отказывается. С психологом встречаться – отказывается. Просьбы и уговоры ни к чему не приводят. По словам ребенка причина не в семейных отношениях, но отец к этому времени семью оставил. Влияние отца на ситуацию не привело к положительным результатам. Мать эмоционально опустошена, сил резко настаивать нет, только мягкие уговоры. 1 команда разрабатывает мотивационную среду для дома, в семье. 2 команда – создание мотивационной среды для такого ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение образовательной среды образовательного учреждения

В работе даётся описание определение организационной и образовательной среды школы. данная работа проводилась с целью подготовки проекта программы развития школы....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Презентация по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».

Презентация направлена на обобщение опыта учителя по теме: «Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения»....