Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс)

Нетеребская Вера Анатольевна

Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного воспитания, характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пгт Славянка»

Программа нравственного воспитания

«Развитие коммуникативной и нравственной культуры»

Воспитатель:

Нетеребская Вера Анатольевна


Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного воспитания, характер.

Как правило, дети - воспитанники детских домов, являются носителями негативного нравственного опыта предыдущей ,если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребёнка является негативный пример родителей. Находясь в условиях детского дома, дети лишены подобного примера вообще, либо имеют негативный опыт с родителями. Причём ребёнок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остаётся нормой, ориентиром в собственных поступках.

Детский дом - учреждение закрытое, поэтому контакты детей с окружающим  миром носят эпизодический характер. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности .

Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни ребёнка в детском доме. В маленьком человеке отмечается предрасположенность к общественной среде, в обстановке коллективной жизни ребята развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы.

Важным аспектом нравственного воспитания в условиях детского дома является привитие навыков самостоятельности, ответственности за полученное дело, воспитание детях стремления к порядку, вытекающего не столько из требований воспитателя, сколько из осознания полезности и необходимости его дружной, хорошей жизни.

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста.

Работа по данной программе ведётся, как дополнительное образование и осуществляется по основным направлениям :

  • «коммуникативная культура»
  • «нравственная культура»
  • «я и чувства других людей»

Форма проведения: этические беседы, диспут, просмотр и обсуждение фильма, игры, консультации, час общения, групповые занятия, тематические групповые часы, тренинги, викторины, круглый стол.

Программа рассчитана на три года.

ЦЕЛЬ: Обогащение детей знаниями об окружающем мире, содействие нравственному развитию ребёнка путем формирования у него представления о добре, милосердии, дружбе, культуре общения.

ЗАДАЧИ:

  • формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками, создавать нравственные основы личности ребёнка, пробудить интерес ребёнка к себе как формирующейся личности;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг, стремление радовать окружающих хорошими поступками;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать собеседника и не перебивать его;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;
  • развивать волевое качества :умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
  • продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости  (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
  • формировать самооценку своих поступков, учить адекватно оценивать поступки других людей;
  • развивать в детях качества «толерантной личности»;
  • развивать самосознание детей, моделировать проблемные ситуации и их решение;
  • развивать познавательный интерес.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование мероприятия

Цель

Кол – во часов

1

Групповой час «Доброта основа всему»

Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, уважения, любви к близким

1

2

Экскурсия в лес по тропе здоровья

Формирование ответственного отношения к окружающей среде, развитие коммуникативных навыков в условиях групповой работы

3

3

Занятие «Час вежливости»

работать над формированием уважительного отношения к окружающему миру, приучать к вежливости

1

4

Воспитательное мероприятие «Человеческие ценности»

Формировать умение различать дружбу товарищества, воспитывать культуру чувств, прививать нравственные ценности

1

5

Брейн – ринг «Этикет и мы»

Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми

1

6

Занятие «Будем милосердны к старости»

Воспитывать чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям

1

7

Урок знаний «Россия – все, чем я живу»

Воспитывать чувства родины, не разрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе

1

8

Беседа «Культура информационного общества. Мобильный этикет»

Сформировать основы культурного общения. Знакомство с мобильным этикетом

1

9

Литературно – музыкальная композиция «Бессмертный подвиг»

Способствовать формированию патриотических чувств и воспитанию характера

1

10

Воспитательное мероприятие «Спешите быть милосердными»

Формировать чувства милосердия, доброты, сочувствия

1

11

Дискуссия «Мудрость веков»

Способствовать формированию нравственных качеств

1

12

Круглый стол «Свой путь мы выбираем сами»

Подвести воспитанников к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы

1

13

Тематический групповой час «Человек отражается в своих поступках»

Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

1

14

Беседа «Дорогу осилит идущий»

Формирование умения ставить цели в жизни, понимание, предназначение человека, проходящего в мир для добра и созидания

1

15

Викторина «Величие человека в труде»

Формирование отношения к труду как главной ценности личности

1

16

Просмотр фильма на тематику «Любовь. Единение»

Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота, согласие, доброе имя семьи и др.

1


Прогнозируемые результаты:

Научить детей договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу. Научить анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами. Научить воспитанников приветливо общаться, использовать правила хорошего тона, вежливые слова, соответствовать установленным нормам поведения, адекватно реагировать на замечания взрослых.

Список использованной литературы

  1. «Уроки нравственности». Учебно – методический комплект. ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2005.
  2. Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Ю. А. Шрейдер Этика – Москва, 1998.
  4. А. Федь Воспитание прекрасным. – Москва: Молодая гвардия, 1994 г.
  5. С. А. Козлова Мой мир. – Москва: Линка – пресс, 2000.
  6. О. В. Поляков – Система работы по нравственному воспитанию учащихся 5 – 11 кл. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Духовно- нравственное воспитание на занятиях «Основы православной культуры» в начальной школе

ДОКЛАД ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ОПК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

«Духовно-нравственное воспитание средствами искусства, важнейшие нравственные истины, их осмысление и «проживание» учащимися на уроке»

Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека....

Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".

Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе,  обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...

"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...