Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
рабочая программа (6 класс) на тему

Анисимова Татьяна Ивановна

        Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravs_progr.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

 общеобразовательная школа-интернат

«Куртамышская кадетская школа-интернат»

   Программа по нравственному воспитанию

   «Я и мои нравственные                

           убеждения»

Куртамыш 2012г.

Содержание программы.

  1. Паспорт программы.
  2. Актуальность  программы.
  3.  Цель , задачи и  ожидаемые конечные результаты программы.
  4.  Нормативно-правовая и документальная основа.
  5. Основные блоки программы нравственного                                                                                  воспитания

  1. Диагностический.
  2. Нравственное воспитание.
  3. Здоровье плюс.
  4. Гражданско – правовое воспитание.
  5. Патриотическое воспитание.
  6. Культурно – эстетический.
  7. Трудовое воспитание.
  8. Работа с родителями.
  9.  Формирование активной жизненной позиции кадет.

Паспорт программы.

Заказчик

Педагогический коллектив

Основной разработчик

Анисимова Т..И.

Патысьева С.Л.

Цели

формирование нравственных ценностей у средних школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи

• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;

• формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

• обогатить эмоциональный мир детей;

. вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Сроки реализации

2012-2015г.

Ответственные за реализацию программы

Анисимова Т.И.

Патысьева С.Л.

Шушарин О.А.

Ожидаемые результаты

— формирование навыков и привычек нравственного поведения;

— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

— накопление и обогащение опыта нравственного поведения средних школьников путем организации их практической деятельности;

— формирование у детей ответственности за свое здоровье;

— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

— воспитание толерантности в поведении школьников.

 

 Актуальность программы.

Средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности средних школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

— развитие детского общественного движения;

— совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

        Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

        Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

         Программа нравственного воспитания средних школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

          Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому  школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

         Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит  школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание  школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

 

Цель, задачи и ожидаемые конечные результаты программы

Цель программы — формирование нравственных ценностей у средних школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;

• формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

• обогатить эмоциональный мир детей;

• вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Ожидаемые конечные результаты программы:

— формирование навыков и привычек нравственного поведения;

— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

— накопление и обогащение опыта нравственного поведения средних школьников путем организации их практической деятельности;

— формирование у детей ответственности за свое здоровье;

— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

— воспитание толерантности в поведении школьников.

Нормативно-правовая и документальная основа

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Закон об образовании
  4. ФГОС начального общего образования второго поколения
  5. СанПин
  6. Положение  о кадетских школах-интернатах

Первый блок : «Диагностический»

Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

Названия мероприятия

дата

ответственный

1

Тест: «Мои моральные качества»

Патысьева С. Л.

2

Т ест: «Я и власть»

Анисимова Т.И.

3

Анкета: «Умею ли я распределить время»

Шушарин О.А.

4

Анкета: «Моё физическое развитие»

Патысьева С. Л

5

Тест: «умеете ли Вы правильно оценивать поступки людей?»

Анисимова Т.И

6

Тест: «Ваше чувство ответственности»

Шушарин О.А.

7

Тест: «Легкомысленный ли Вы человек?»

Патысьева С. Л

8

Тест: «Ваша уличная компания»

Анисимова Т.И

9

Вопросник: «Благоразумны ли Вы»

Шушарин О.А.

10

Тест: «Моё положение в классе»

Патысьева С. Л

11

Тест: «Справедливый ли Вы человек»

Анисимова Т.И

12

Тест: « Сможете ли Вы устоять…?»

Шушарин О.А.

13

Дневники наблюдения.

Патысьева С. Л

14

Индивидуальные беседы.

Анисимова Т.И

15

Тест: «конфликтная ли Вы личность»

Шушарин О.А.

Второй блок:  «Нравственное   воспитание»

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, конкурсы.

Название мероприятия

дата

ответственный

1

КТД, День рождения коллектива

Анисимова Т.И.

2

Умей сказать себе - НЕТ

Патысьева С.Л.

3

Познав.беседа«В человеке должно быть все

Шушарин О.А.

4

Конкурс прог. «Посвящение в рыцари»

Анисимова Т.И.

5

Этическая. Беседа «Из истории этикета»

Патысьева С.Л.

6

Клас. час» Умей сказать «Нет!»

Шушарин О.А.

7

Поз.беседа «Знаменитые люди Зауралья»

Анисимова Т.И.

8

Этичек.беседа. «О вреде сквернословия»

Патысьева С.Л.

9

Круглый стол «Милосердие»

Шушарин О.А.

10

 Круглый стол. « Рядом с нами»

Анисимова Т.И.

11

Клас. Час « День пожилого человека»

Патысьева С.Л.

12

КТД «Валентинки»

Шушарин О.А.

13

«Мой характер и мои поступки»

Анисимова Т.И.

14

Час размышления. «Что в имени тебе моем»

Патысьева С.Л.

15

Конкур.прог. Вопрос про нос

Шушарин О.А.

16

Конк.прог. Праздник детства

Анисимова Т.И.

17

Литературные викторины

Патысьева С.Л.

18

Игра. Поле чудес

Шушарин О.А.

19

Диспут «Давайте говорить друг другу комплименты!.. А как?»

Анисимова Т.И.

20

Беседа: «Как себя вести»

Патысьева С.Л.

21

Час-путешествие «этот удивительный этикет»

Шушарин О.А.

22

Беседа «Я в мире… мир во мне…»

Анисимова Т.И.

23

Поход в музей «Семейные реликвии»

Патысьева С.Л

24  

Праз. Прогр. «День матери»

Шушарин О.А

25

Конкур. Викторина «Многообразие культуры России и культура края».

Анисимова Т.И.

26

Круг.стол «Хочешь быть любимым, стань любви достойным»

Патысьева С.Л

27

Клас.час «Семейные традиции»

Шушарин О.А

28

Беседа «Семейные династии»

Анисимова Т.И.

29

Беседа «Вежливые отношения в семье»

Патысьева С.Л

30

Беседа «Что такое семейное счастье

Шушарин О.А

31

Беседа «Моё место в семье»

Анисимова Т.И.

32

Беседа «Взаимоотношения в семье»

Патысьева С.Л

33

Беседа «Добро и зло в семье»

Анисимова Т.И.

34

Беседа «Мои обязанности в семье»

Шушарин О.А

Третий блок : «Здоровье плюс…»

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно­массовые и физкультурнооздоровительные мероприятия (соревнования , Дни здоровья, конкурсные программы , турниры, соревнования, походы.

Название мероприятия

дата

ответственный

1

Беседа.    Правила личной гигиены

Шушарин О.А.

2

Прак.занятие  Первая медицинская помощь

Патысьева С.Л.

3

День здоровья

Анисимова Т.Л.

4

Беседа. ,Экология и здоровье

Шушарин О.А

5

Час  размышления Чистота залог здоровья

Патысьева С.Л.

6

Час .размышления О здоровом питании

Анисимова Т.Л.

7

Прак.зан .Способы закаливания

Шушарин О.А

8

Беседа .Стресс

Патысьева С.Л.

9

Беседа.Компьютер в жизни школьника

Анисимова Т.Л.

10

Беседа-диспут. Прежде чем закурить подумай

Шушарин О.А

11

 Клас.час Здоровый образ жизни

Патысьева С.Л.

12

Беседа. Береги здоровье смолоду

Анисимова Т.Л.

13

Практикум: Вредным привычкам скажем-нет.

Шушарин О.А

14

Беседа: Если хочешь быть здоров – постарайся

Патысьева С.Л.

15

Игра: строим дом своего здоровья.

Анисимова Т.Л.

16

Беседа: Формула успеха.

Шушарин О.А

17

Игра: Суд над вредными привычками.

Патысьева С.Л.

Четвертый блок :  «Гражданско – правовое воспитание»

 Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела (, конкурсы чтецов

  Название мероприятия

Дата

Ответственный

1

Беседа. Права и Обязанности ребёнка. Конвенция о правах ребёнка

Анисимова Т.И.

2

Беседа. Конституция , как основной закон

Патысьева С.Л.

3

Беседа: Права и обязанности кадет.

Шушарин О.А.

4

Беседа . Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Анисимова Т.И.

5

Беседа: Человек в обществе.

Патысьева С.Л.

6

Беседа: Достоинства и недостатки человека.

Анисимова Т.И.

7

Беседа: Жизнь даётся один раз.

Патысьева С.Л.

8

Диспут. О правонарушениях и наказаниях.

Шушарин О.А

9

Диспут. Преступление против личности.

Анисимова Т.И.

10

Беседа. О правопорядке.

Патысьева С.Л.

11

Устный журнал: Живая память.

Шушарин О.А

12

Беседа: Человек в обществе..

Анисимова Т.И.

13

Беседа: О правах и свободах человека и гражданина.

Шушарин О.А

14

Беседа. Гражданин и государство.

Шушарин О.А

15

Беседа Обязанности гражданина.

Анисимова Т.И.

16

Беседа: Современная семья.

Патысьева С.Л.

17

Беседа. Жизнь даётся один раз.

Шушарин О.А

Восьмой  блок : «Работа с родителями»

Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: психологопедагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в мероприятиях  совместные праздники, конкурсы, походы,

  Названия мероприятия

Дата

Ответ.

1

Индивидуальные беседы

В теч. года

Анисимова Т.И

2

Анкетирование родителей

Сентябрь

Патысьева С.Л.

3

Пед.просвящение  родителей

В течен. года

Шушарин О.А.

4

Родительские собрания

В теч. года

Анисимова Т.И

5

Тематическое собрание: Пойми меня.

Патысьева С.Л.

6

Тем. Собрание: Формула решения школьных конфликтов.

Шушарин О.А.

7

Собрание: Детская агрессия

Анисимова Т.И

Шестой блок : «Культурно – эстетическое воспитание»

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи с интересными людьми — художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

Название мероприятия

дата

Ответств.

1

Час-размышление: Друг – это тот, кто рядом.

Анисимова Т.И

2

Игра: путешествие в страну вежливости.

Патысьева С.Л

3

Беседа: Речевой этикет.

Шушарин О.А.

4

Экскурсия в детскую библиотеку.

Анисимова Т.И

5

Диспут: Я в мире чувств

Патысьева С.Л

6

Экскурсия в Куртамышский краеведческий музей.

Шушарин О.А.

7

Беседа: Доброта спасёт мир

Анисимова Т.И

8

Беседа: семейные ценности в разных религиях

Патысьева С.Л

9

Практикум: Спасём нашу Землю.

Шушарин О.А.

10

Диспут: Школьная форма – вчера, сегодня, завтра.

Анисимова Т.И

11

Игра: Срочно нужен переводчик

Патысьева С.Л

12

Беседа: Умеем ли мы общаться?

Шушарин О.А.

13

Беседа: семья – начало всех начал.

Анисимова Т.И

14

Заочное путешествие: Синяя сказка гжели.

Патысьева С.Л

15

Путешествие в страну восходящего солнца.

Шушарин О.А.

Седьмой  блок : «Трудовое воспитание»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка спального помещения, школьного двора.

мероприятия

дата

ответственный

1

Влажная уборка.

Ежедневно

Воспитатели

2

Самообслуживание

Ежедневно

Воспитатели

3

Генеральные уборки

Еженедельно

Воспитатели

4

Субботники

В теч. года

Воспитатели

5

Помощь ветеранам

В теч.года

Воспитатели

6

Учимся готовить

В теч.года

Воспитатели

7

Операция пена

В теч.года

Воспитатели

8

Уход за цветами

В теч.года

Воспитатели

9

Навыки работы с бытовой техникой

В теч.года

Воспитатели

10

 Пятый блок: « Патриотическое воспитание»

Цель: Воспитание патриотизма, любви к отечеству и веры в его будущее.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела (, конкурсы чтецов

  Название мероприятия

Дата

Ответственный

1

Беседа Героическое прошлое русского народа

Анисимова Т.И

2

Беседа. Наши земляки в годы Вов.

Патысьева С.Л

3

Беседа: Далёкому мужеству верность храня.

Шушарин О.А.

4

Диспут: что такое патриотизм?

Анисимова Т.И

5

Беседа: Дети – узники концлагерей.

Патысьева С.Л

6

Беседа: Есть такая профессия – Родину защищать.

Шушарин О.А.

7

Беседа: Мы помним тебя солдат-победитель.

Анисимова Т.И

8

День космонавтики.

Патысьева С.Л

9

Урок мужества.

Шушарин О.А.

10

Встреча: Спасибо деду за победу.

Анисимова Т.И

11

Устный журнал: Живая память.

Патысьева С.Л

12

Беседа: Память Беслана.

Шушарин О.А.

13

Беседа: Сын земли зауральской. Т.С. Мальцев.

Анисимова Т.И

14

Встреча: Живая память Афгана.

Патысьева С.Л

15

Устный журнал: Моя малая родина.

Шушарин О.А.

16

Беседа: Я помню, я горжусь.

Анисимова Т.И

17

Бородинская битва в изобразительном  искусстве

Патысьева С.Л.

18

Клас. час «Бородинское сражение 1812 год»

Шушарин О.А.

19

 «  Бородинская игротека»

Анисимова Т.И

20

Клас.час  «России верные сыны»

Патысьева С.Л.

21

«Не  за горами 200-летие великой битвы»

Шушарин О.А.

Девятый блок :  «Формирование активной жизненной

                           позиции кадет»  

         

Цель: воспитание личности неравнодушной к судьбе страны, способной к сотрудничеству и самореализации.

Формы: беседы, встречи, мероприятия, праздники, конкурсы, олимпиады, походы, экскурсии.

                                                         

мероприятие

ответств

Дата

1

Работа самоуправлений школы, взвода, класса.

Воспитатели

В течен. года

2

Участие в конкурсных мероприятиях, общественной жизни школы.

Воспитатели

В течен. года

3

Принимать активное участие в различных видах деятельности школы, района, области.

Воспитатели

В течен.

года

4

Шефская помощь

Воспитатели

В течен.

года

5

Дни самоуправления

Воспитатели

В течен.

года

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания

Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности

Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....

Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы

Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...