Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
рабочая программа по внеклассной работе по теме

Исаченко Наталья Валентиновна

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы договоров, разрешения родителей, приказы по школе о разрешении ведения часов общения с представителями церкви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Isachenko__programma.doc68 КБ
Microsoft Office document icon Isachenko__prilozheniya_k_programme.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа совместной деятельности

МОУ «Седельниковская СОШ №1», семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

«Путь к себе»

Цель:    организация совместной деятельности МОУ «Седельниковская СОШ №1», семей обучающихся и общественности в лице отца Сергия настоятеля Храма Серафима Саровского и Центра  традиционной народной культуры на основе социального партнерства.

Задачи:

  1. Совершенствовать систему совместной деятельности школы, семьи и общественности, основанную на основах социального партнерства;
  2. Развивать у обучающихся высокое ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов;
  3. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;
  4. Приобщать  к опыту православной культуры;
  5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций;
  6. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей)
  7.  Восстанавливать в общественном сознании традиционные ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
  8. Творчески воссоздавать в современных условиях традиционный уклад жизни общества и семьи.

      Направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадровое обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационное  направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы различного уровня.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Этапы  реализации  подпрограммы «Путь к себе»

I.                   Подготовительный этап (август-сентябрь 2010 г.):

  1. Анкетирование родителей о необходимости введения  в школе часов общения с отцом Сергием и  подписание соглашения по данному вопросу;
  2. Заключение договора о сотрудничестве между школой и религиозной православной организацией Храмом Серафима Саровского с. Седельникова Омской области;
  3. Заключение договора о сотрудничестве школы и Межпоселенческого Центра традиционной народной культуры с. Седельникова;

II.                Основной этап  (октябрь 2010-апрель 2014 г.)

  1. Проведение  в рамках программы «Путь к себе » часов общения с о. Сергием  на базе  ГПД.
  2. Проведение православных лекториев для родителей.
  3. Введение в учебный план школы уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» со 2 класса;
  4. Введение в программу летнего  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе ОУ часов общения с о. Сергием.

III.  Аналитический (май 2014 г.)

  1. Обобщение опыта, изучение результатов работы (диагностика, анкетирование);
  2. Разработка и публикация методических рекомендаций, сценариев православных праздников и культурно-массовых мероприятий;
  3. Проведение практических семинаров по обмену опытом.

 Механизм реализации:

Механизм реализации Программы учитывает к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания, тенденции регионального и муниципального развития.

В осуществлении Подпрограммы участвуют следующие структуры: Межпоселенческий центр традиционной народной культуры, церковь Серафима Саровского,  Досуговый центр «Светоч», МОУ ДОД «Седельниковский детский дом творчества», МОУ ДОД «Седельниковская детская школа искусств»,МОУ  «Седельниковская СОШ №1»

Координацию деятельности по управлению реализацией подпрограммы осуществляет Совет по введению ФГОС в ОУ, который обеспечивает контроль за выполнением плана мероприятий, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации.

Главным исполнителем подпрограммы является МОУ «Седельниковская СОШ №1». Главный  исполнитель разрабатывает необходимые для проведения мероприятий нормативные документы (положения, приказы, планы и т.д.); определяет источники финансирования мероприятий, проводит  организационную работу, обеспечивает научно-методическое сопровождение, осуществляет корректировку Подпрограммы, в том числе включение в нее новых мероприятий.

План действий по реализации подпрограммы «Путь к себе»

Раздел программы

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Нормативно-правовое обеспечение

Проведение школой предварительных консультаций с потенциальными учасниками- родителями, центром традиционной народной культуры и настоятелем о. Сергием.

Выявление основных интересов, ресурсов, ограничений и рисков партнерства, направлений деятельности, определение форм социального партнерства

Разработка и старт реализации программы «Путь к себе»

Совет школы об утверждении программы «Путь к себе»

Подписание соглашения между родителями и школой о разрешении проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию и развитию отцом Сергием Черкасовым

Заключение договора о сотрудничестве между школой и религиозной православной организацией

Август-сентябрь

Сентябрь -октябрь

Сентябрь

Сентябрь

О.Сергий, настоятель храма Серафима Саровского

Директор , зам директора по УВР, Совет по введению ФГОС

Директор , зам директора по УВР, Совет по введению ФГОС

Совет по введению ФГОС

Совет по введению ФГОС

Кадровое обеспечение  

Создание Совета по введению ФГОС в школе

Определение ответственных и участников для реализации Подпрограммы

Семинар «Необходимость реализации Подпрограммы «Путь к себе» в условиях введения ФГОС»

Март

Сентябрь

Сентябрь

Педагоги школы

Метод. объединение учителей начальных классов

Директор

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УВР

Духовное просвещение учащихся

1.Уроки    «Основы  духовно-нравственной культуры народов России»  

2-4 кл

Зам. директора по УВР

Учителя нач. кл.

2.Часы общения учащихся с о. Сергием :

- Православная культура и религии мира

-История православной религии

-Православный образ жизни

-Нравственная культура Православия

-Православные праздники

По графику

4

4

1-4

1-4

1-4

Учителя нач. классов ,

О.Сергий. настоятель храма Серафима Саровского, старшая вожатая

  1. Слушание духовной музыки

В расписании ГПД

1-4

Муз. руководитель школы

Работа с родителями

Лекторий для родителей:

-Младший школьный возраст и его особенности

-Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников

 

-Отец и мать – первые воспитатели

 

-Воспитание трудолюбия в семье и школе

 

-Счастлив тот, кто счастлив дома. Традиционный уклад семейной жизни.

 -Что посеешь, то и пожнешь

Ежегодно, сентябрь

Ежегодно, октябрь

Ежегодно- ноябрь

Ежегодно, февраль

Ежегодно, март

Ежегодно, апрель

Родители

Учителя нач.кл.

Учителя нач. кл, Отец Сергий Черкасов

Семейные праздники светского и церковного календаря

-Рождество Христово

-Пасха

-Масленица

Центр традиционной народной культуры

1-4 кл, родители

Центр традиционной народной культуры, родительский комитет

6.

Анализ, контроль и коррекция программы

Процедуры экспертизы эффективности социального партнерства

Ежегодно, июнь

Зам.директора по УВР, Совет по введению ФГОС

7.

Информационное сопровождение программы

Размещение на сайте школы информации для родителей по реализации программы «Путь к себе»

Информирование общественности о реализации программы в газете «Сибирский труженик»,  на 12 канале, филиала ГТРК г. Омска

Зам.директора по УВР, Совет по введению ФГОС

8.

Обобщение материалов по реализации программы

Выпуск методического сборника по итогам реализации программы

Проведение практических семинаров по обмену опытом.

Ежегодно, май-июнь

Метод.объе-динение учителей начальных классов

Совет по введению ФГОС, руководитель метод. объединения учителей начальных классов

Ресурсное обеспечение:

Предполагаемый результат:

  1. Совершенствование системы совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
  2. Развивитие  у обучающихся высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов.
  3. Воспитание  уважения к нравственным формам христианской морали, умение различать добро и зло.
  4. Приобщение  к опыту православной культуры.
  5. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций.
  6. Повышение  педагогической культуры родителей (законных представителей)
  7. Восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
  8. Творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.



Предварительный просмотр:

Приложения.

                                                                    Приложение 1.

Обращение к родителям о согласии на проведение часов общения с о. Сергием настоятелем храма Серафима Саровского с. Седельникова

Уважаемые родители(законные представители)!

МОУ «Седельниковская средняя  общеобразовательная школа №1» предлагает вам  подписать соглашение о проведении часов общения с отцом Сергием  настоятелем местной церкви Серафима Соровского.

Данные часы общения рекомендовано проводить в рамках введения в МОУ «Седельниковская СОШ №1» новых образовательных стандартов, с целью  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

        Даю согласие_______________(Подпись) _____________(ФИО)

        

Приложение 2.

Договор

о сотрудничестве МОУ «Седельниковская СОШ №1»  и храмом Серафима Саровского с. Седельникова Омской области

01.09.2010г.

1.      Общие положения.

МОУ «Седельниковская СОШ №1», в лице директора школы Новолодской Любови Александровны, и церковь Серафима Саровского с. Седельникова , в лице отца Сергия, именуемые далее «стороны», основываясь на принципах:

1.1   Государственной политики в области образования, свободы совести и вероисповедания.

1.2   Признание особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры;

1.3   Провозглашенных во всеобщей Декларации прав человека и в Международной конвенции ОНН «О правах ребенка»;

1.4   Приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшими приоритетное место в  образовательно-культурной традиции российского общества;

1.5   Наиболее полного использование возможностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»;

1.6   Солидарной ответственности за духовно-нравственное воспитание детей и молодежи города. Заключили настоящий договор о сотрудничестве на основании приказа Министерства Образования РФ №49955 от 01.07.2003г. «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать религии детей вне рамок образовательных программ» и письма Министерства Образования РФ №01-51-013ин от 13.02.03 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры»».

2.      Предмет договора.

2.1   Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и учащейся молодежи в духе высоких моральных ценностей, анализ и обобщение опыта в области духовно-нравственного воспитания;

2.2   Сотрудничество в области преподавания «Основ духовно-нравственной культуры  народов России» 

3.      Цели настоящего договора.

3.1   Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях:

3.1.1          Совместная разработка и реализация  программы  по образованию и воспитанию в области христианской истории и культуры, введение в школьный компонент учебного плана курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России», рекомендованного Министерством Образования РФ.

3.1.2          Проведение совместных «круглых столов» по проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещение учащихся.

3.1.3          Организация и проведение совместных праздничных мероприятий.

3.1.4          Воспитание детей и молодежи в духе высоких духовных ценностей направленных на укрепление гражданской ответственности, патриотизма, семьи и культуры межнационального общения.

3.1.5          Содействие формированию целостной картины мира, понимания содержания жизни человека и общества, адекватному современному уровню знаний и культуры.

3.1.6          Организация православного лектория для родителей с целью создания необходимых условий для выработки молодежью собственной жизненной позиции, направленной на укрепление здорового образа жизни.

3.1.7          Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности, насилия и бродяжничества.

3.1.8          Информационной защиты от деятельности представителей тоталитарных и деструктурных сект и культур, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся.

4.      Заключительные положения.

5.1 Настоящий договор вступает силу со дня его подписания

5.2 Договор прекращается:

- по соглашению сторон,

В случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств, составляющих предмет договора.

 

Директор школы                                                     Настоятель храма                                                ____________                                              ______________                

Приложение 3.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области

ПРИКАЗ

 

от _______                                                                                  № ___

 

О разрешении проведения часов общения настоятелем на базе МОУ «Седельниковская СОШ №1» 

       На основании педагогической программы школы и договора от 01.09.2010. о сотрудничестве МОУ «Седельниковская СОШ №1» с местной православной организацией храмом Серафима Соровского

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Разрешить проведение часов общения с о. Сергием учащихся начальных классов во время их пребывания в ГПД

3.Утвердить расписание занятий 1-х  классов в ГПД

4. учителя музыки  назначить руководителем занятий по духовной музыке.

6.Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

7.Приказ вступает в силу с момента его подписания. 

                                            Директор                                     

 

С приказом ознакомлены : ___________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...