Главные вкладки

    «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства, важнейшие нравственные истины, их осмысление и «проживание» учащимися на уроке»
    учебно-методический материал по мхк (11 класс) на тему

    Шарун Ольга Борисовна

          Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека.

          На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика.

          Задача учителя — так организовать встречу  учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у  детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

    Вашему вниманию предлагается фрагмент интегрированного урока (литература-МХК) в 11 классе, как пример погружения учащихся в проблему средствами искусства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шарун Ольга Борисовна,

    учитель музыки и мировой художественной культуры

    МБОУ «Средней общеобразовательной школы №24

    имени 9-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии»

    «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства,

     важнейшие нравственные истины, их осмысление и «проживание» учащимися на уроке»

                                                                                          «Не должно быть слепых к красоте,  

                                                                                       глухих к слову и настоящей музыке,

                                                                                       черствых к добру, беспамятных к  

                                                                                       прошлому…»                

                                                                                                                                    Д. С. Лихачев

               За последние десятилетия человечество произвело на свет много открытий в различных сферах научной деятельности, в чем мы можем гордиться перед всеми историческими эпохами. Но насколько нравственен современный человек, и насколько современное просвещение или – знание привело человека к подлинному пониманию таких базовых понятий как: духовность, нравственность культура, религия?

        Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель». Сегодня видно, несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Статистика неумолима: чем выше научно-технический прогресс и уровень жизни, тем более резко снижение нравственности и моральных устоев общества. Растет процент людей, разочарованных жизнью, потере ее смысла, нравственных отклонений, тяжелых расстройств психики.

         Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических? Процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, восприятие мира лишается нравственного критерия, подменяя традиционную нравственную психологию вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

          Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека.

          На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства, потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.

          Задача учителя — так организовать встречу  учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у  детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

          Но познание жизни через искусство — особый процесс, отличный от логического познания. Постижение искусства — это прежде всего «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной.

         Только непосредственное переживание — испытанное чувство радости, восхищения, сострадания и т.д. – становится единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения. Не рассудок, не логический анализ, не обращение к авторитетам, а голос собственного чувства диктует человеку оценку. Пережить что-либо — это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и, напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности.

           От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. «Взволновав, заставить задуматься» — эта формула Лии Михайловны Предтеченской стала концентрированным выражением сущности методики преподавания предметов искусства.

           Главный вопрос уроков: какими должны быть люди,  какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются. На первом плане оказываются такие нравственные категории:

    -нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм)

    - нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость)

    - нравственная позиция (способность различения добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)

    - нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление послушания, доброй воли)

           Нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план, но к решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Так ученики постепенно приобщаются к духовному поиску, стремясь к Красоте поступка.

    Пример:

    Интегрированный урок  литературы и мировой художественной культуры в 11 кл. (фрагмент урока)

    Прощание с Матёрой

    1976

         Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое. «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

         Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать». Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна... А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, …железна печка, тележка, санки... А ещё: капканы, петли, …лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. 

    Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

         Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

         Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».  

    Калязин – немой укор потомкам.

       * Калязин – один из старинных русских городов, на юго-востоке Тверской области. *Калязин раскинулся амфитеатром на высоком правом берегу р. Волги, на Угличском водохранилище, откуда открываются удивительные виды.   Впадающая в Волгу р. Жабня разделяет город на две части – восточную и западную. На берегах Волги и Жабни первые поселения угро-финских племен, затем славян-кривичей восходят к IV-Vвв. Первое  известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей, называлось «Никола на Жабне».  Появление этого поселения относится к XI-XII вв. Здесь был построен монастырь с таким же названием.  Напротив этого монастыря в XVв.  о.Макарием   была основана обитель, получившая название Троицкой, во имя Живоначальной Троицы, а по имени основателя она долгое время называлась Макарьевской.

      * Матвей Кожин, так звался в миру будущий о.Макарий, происходил из с.Кожино соседнего Кашинского уезда из боярской семьи. После смерти жены Матвей постригся в монахи, назвал себя Макарием и удалился Кашинский Клобуков монастырь. Через несколько лет Макарий с семью другими монахами  ушел из Клобукова монастыря и построил кельи в 18 верстах от г.Кашина, будущая  Троицкая обитель.

        Со временем Троицкая обитель превратилась в один из самых богатых и влиятельных монастырей в округе. В 1764г.  он был отнесен к первоклассным монастырям и в степенной лестнице занял 11-е место.

    Впоследствии перед святыми мощами смиренного инока Макария не раз склоняли венценосные головы царственные особы – Иван Грозный, его мать Елена Глинская, Борис Годунов, царь Алексей Михайлович. Юный Петр I совершал здесь свои первые  «потешные походы».

     В XVIII в. в монастыре останавливалась Екатерина II. По ее указу в 1775г. Калязин был признан уездным городом.  Царь Борис Годунов 1599г. подарил серебряную раку, в которой тогда же были перемещены из деревянной раки останки игумена Макария.

         В «смутное» время по калязинской земле два раза прошли поляки. В 1609г. Троицкий монастырь стал на время центром освободительного движения Русского государства от польско-литовских захватчиков.    

       Весь комплекс монастыря состоял из пяти храмов XVI-XIXвв., среди которых особую ценность представлял Троицкий собор, расписанный лучшими русскими мастерами (Василий Ильин, Симеон Авраамов, Иван Самойлов и др.) *Фрески Троицкого монастыря относят к кругу московской школы живописи XVIIв. Эти фрески, по мнению крупнейшего ученого и искусствоведа в данной области И. Э. Грабаря, «по красивому ритму и густой звучной гамме красок превосходят фрески московского Успенского собора».

    Монастырь был опоясан каменной крепостной стеной с башнями, построенной талантливыми мастерами. Калязинские резчики по камню, живописцы, каменщики были хорошо известны. Они строили храмы, каменные монастырские ограды в с. Рябове, в Новгородском монастыре, в Тверском кафедральном соборе.

        Революционные события в стране не обошли стороной Калязин. Установление Советской власти в городе многое изменило в жизни монастыря. 1 июня 1920г. Троицкий монастырь  был закрыт, на его территории в разное время размещались: Дом отдыха Московского электрозавода, пионерский лагерь, а в конце 1920-х гг. в его стенах открылся Историко-краеведческий музей.

        *В связи с созданием Угличского водохранилища ансамбль монастыря был взорван и разобран в 1939-1940 годы, * колокола Троицкого Калязинского монастыря были сброшены с колокольни и расколоты на куски, территория была затоплена. Под водой оказалась вся заволжская сторона (бывшая Подмонастырская слобода) с храмами и церквями.  

      * Современная панорама Калязина известна жителям России, стоящей посреди волжских вод колокольней, оставшейся от затопленного ансамбля Николаевского собора.  При создании Угличского водохранилища Калязин потерял свой исторический центр, с монастырем и церквями, торговой площадью, набережной, рядом городских улиц и домов.

       В настоящее время на этом месте можно увидеть поросшие деревьями и кустарником острова, называемые в народе Монастырскими. Летом остров – любимое место отдыха калязинцев: тишина, много зелени, чистый воздух, прекрасная волжская вода и хрустящий под ногами песок, оставшийся от прежнего пляжа, о котором помнят только старожилы.  И немногие также знают о том, что на этом месте до  1940г. стоял великолепный памятник древнерусского зодчества XVI-XVII вв., Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь.  

        А ведь уничтожать Троицкий собор не было необходимости, достаточно было сделать обвалование и этот памятник архитектуры сохранился бы до сегодняшнего дня, однако начальник Волгостроя Л.Берия дал другой указ и собор был взорван. На его месте ныне стоит деревянный крест.

      * От самого монастыря сохранились лишь снятые со стен фрески XVIIв., красные неполивные изразцы XVIв. с рельефным орнаментом, изразцы поливные, бирюзово-зеленые, фрагменты кирпичной кладки; куски белокаменной резьбы – фризы, надписи. Все перечисленное хранится в Москве в музее архитектуры и в Калязинском краеведческом музее. *В 2001г. на островах началось воссоздание угловой юго-восточной башни монастыря на сохранившемся там фундаменте. С ее постройкой предполагается разместить в ней часовню во имя преподобного Макария – основателя Троицкой обители.

     *  Неизменно возникает вопрос: «Как могло случиться, что шедевр древнерусского архитектурного искусства был бездумно разрушен?», «Какая была бы красота недалеко от Москвы, окруженная волжской водой, которая бы несомненно соперничала со знаменитыми Соловками в Белом море?».

    *  Но увы, над водой сохранилась лишь колокольня Никольского собора. Местным властям показалось удобным использовать колокольню как место для тренировок начинающих парашютистов. Поэтому ее решили на первых порах не сносить. Позже, когда революционное прошлое сошло с исторической сцены, колокольню и вовсе оставили. Более того, ее обсыпали грунтом, чтобы предотвратить разрушение, вызываемое водой и ледоходом.

    *  Колокольня среди воды – это красиво, грустно и одновременно жутко. Ведь когда-то здесь были улицы, кипела жизнь. Калязин распался. Третья часть Калязина – та, что окружала древний монастырь, исчезла под водой. Архитектурные памятники города в большей и наиболее интересной части своей канули в воду.

       Осталась лишь колокольня среди воды – немой укор тем, кто посмел оборвать жизнь города и нам – потомкам, как горький уроки предостережение, что подобное не должно повториться. Надо свято хранить свою историю, традиции и культуру.

    *** (демонстрация слайдов под музыку)

         Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной  школе. Уроки духовно-нравственного цикла  призваны способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы

    Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей и...

    Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

    Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

    Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

    Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

    Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

    Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

    С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...