ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Иванов Алексей Сергеевич

В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу.  Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.3.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Иванов А.С., педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №258 Колпинского района

Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу.  Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется, и оформляются воспитательные, образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно - образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования СанПин. Физ. минутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

В XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные системы. На сегодняшний день большинство учреждений дополнительного образования  имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо  не только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно их применение во всех творческих объединениях различной направленности.

Использование сети Интернет даёт доступ к различным библиотекам, позволяет  участвовать, как обучающимся, так и педагогам дополнительного образования и методистам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть Интернет позволяет всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас в сети Интернет существует большое количество ресурсов, созданных и поддерживаемых обучающимися учреждений дополнительного образования детей, а также педагогами.  Такие проекты развивают самостоятельность, коллективизм (так как поддерживаются данные проекты обычно группой обучающихся), целеустремлённость.

Благодаря интенсивному развитию сети Интернет, информация стала более доступна и намного обширнее. Интернет – это необъятное количество информации, возможность общения с людьми из разных стран, благодаря Интернет можно практически мгновенно получить ответы на интересующие вас вопросы. Несомненно, Интернет несёт в себе огромный потенциал образовательных услуг.

Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить педагога. Компьютер в данном случае выступает как средство воспитательно-образовательного процесса. Руководить же по-прежнему должен педагог. С другой стороны при дистанционном обучении на основе Интернет технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же обучающийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.

Современному обществу требуется не только информационно грамотный человек, но и творчески самостоятельная личность. Поэтому необходимо развивать самостоятельность и творческие способности обучающихся. Данную задачу можно реализовать средствами информационных технологий, вовлекая учеников в создание электронных учебников для образовательного учреждения.

Разработка электронного учебника для учреждения дополнительного образования обучающимися предполагает тесное общение с педагогом того творческого объединения, для которого собственно и создаётся учебник. То есть обучающиеся совместно с педагогом дополнительного образования должны для начала подготовить материал для будущего электронного учебника, разбить материал на темы, создать структуру учебника, подготовить иллюстрации и пр. Такая совместная работа педагога и обучающихся позволяет им взглянуть на процесс обучения с другой стороны, то есть в данном случае педагог является соучастником данного проекта, и общение между ними происходит в форме сотрудничества. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ и Интернет технологий. Потому что занятие с использованием ИКТ и Интернет технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающегося, позволяет обучающемуся работать в своем темпе. Позволяет педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

В дополнительном образовании - воспитание и обучение органически соединены. Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе, пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих лидеров неформальным, демократическим путем, учитывая их организаторские, деловые и личные качества.

Деятельность участников культурно-образовательного процесса строится на основе инициативы и самодеятельности её членов, а объединения становятся направлениями деятельности, частью культурной среды нашей школы, микрорайона или города.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие в системе дополнительного образования с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

Методическая разработка для занятия в системе  дополнительного образования....

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образованииЭлектронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются в образовательном процессе уже ...

Опыт использования цифровой образовательной среды на занятиях в системе дополнительного образования

С 2019 года на базе СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр «Детско-юношеский центр «Открытие»» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Java-п...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования

В статье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях дополнительного образования технической направленности.  Будет полезна руководителям объедине...