Методическая разработка по составлению экологического паспорта школы.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шаповал Наталья Анатольевна

Простая и доступная методика, которая поможет ребятам и педагогу при создании исследовательского проекта по экологии и естествознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_pasporta_shkoly.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 3

имени И.А.Флерова»

При составлении методики использовалось

пособие Т.Я. Ашихминой

 и рекомендации ЦДО г. Ногинск

Автор: преподаватель экологии

                              Н.А. Шаповал

Разработка является

интеллектуальной собственностью, использование

и копирование данного материала возможно только с согласия автора

2018 г.

Методика составления экологического паспорта пришкольной территории и здания школы.

Экологический паспорт территории школы является отчетным документом по исследовательской деятельности в рамках школьного мониторинга. При составлении паспорта здания школы и пришкольной территории можно использовать следующие методики:

  • Санитарно-эстетическая оценка общественного помещения.

 Оценивая санитарно-эстетическое состояние общественного помещения, обращают внимание на следующие факторы:

  • его размеры,
  • планировку и мебелировку,
  • освещенность,
  • температурный режим,
  • проветриваемость,
  • влажность,
  • озеленение,
  • цветовое оформление,
  • удобство и безопасность передвижения и нахождения в этом помещении.

Попробуйте провести свое исследование, используя следующие нормативы:

  1.  Размер классной комнаты

Площадь - не менее 50 м²;
Высота - З м.

Норма на 1 ученика:
Площадь - не менее 1,25 м²;
Объем - не менее 3,75 м³.

  1. Средняя температура 20-25° С (измеряется в центре комнаты, у наружных и внутренних стен на высоте 1,5 м от пола).
  2.  Естественное освещение  определяется при  помощи светового коэффициента (СК) по формуле:

СК= площадь окон/ площадь помещения Нормы СК: не менее 0,25 в учебных классах; 0,17 в спортзале и столовой.

4.          Искусственное освещение   определяется   при   помощи   коэффициента искусственного освещения (КИО) по формуле: КИО = кол-во ламп х мощность ламп /  площадь помещения

Нормы КИО - не менее 40 Нт/м.

5.  Запыленность среды в классе (сильная или слабая).

  1. Проветриваемость помещения определяется при помощи коэффициента аэрации (КА) но формуле: КА= площадь вентиляционных отверстий/ площадь помещения

Нормы КА:  не менее 0,02 в классах;  не менее 0,018 в других помещениях.

7.     Оптимальная относительная влажность воздуха 30-60%.

8.        Количество комнатных растений в классе и их состояние (хорошее или плохое).

9. Чистота в классной комнате (неудовлетворительно, хорошо, отлично).

10. Шум в классной комнате (сильный или слабый).

11. Цвет стен в помещении влияет на психическое состояние человека.

Наиболее благоприятны для человеческого глаза зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, гак как это цвета растений, солнца, неба и воды.

цвет

Психофизическое воздействие цвета на человека

красный

Увеличивает мускульное напряжение, учащает дыхание, способствует повышению кровяного давления

оранжевый

Вызывает лёгкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению

жёлтый

Стимулирует умственную деятельность

зелёный

Нежный, умиротворяющий, спокойный

голубой

Снижает кровяное давление, успокаивает

синий

Располагает к серьёзности, строгости в поведении

фиолетовый

Возбуждает деятельность сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

  • Исследование микробного загрязнения воздуха.

О количестве микроорганизмов в воздухе можно узнать, если подсчитать число колоний, выросших на чашках  Петри на питательной среде.

Ход работы.

  1. Стерильный бульон в пробирках расплавить на водяной бане и разлить в простерилизованные    чашки Петри, слегка приоткрывая крышку.
    Распределить среду равномерным слоем и оставить стоять на ровной поверхности до застывания.
  2. Открыть чашки Петри с питательной средой в исследуемом помещении на 5 минут.
  3. Закрытые чашки выдержать в термостате или теплом помещении при температуре 30° С в течение 2-3 суток.
  1. Подсчитать количество  колоний в  чашках,  учитывая,  что каждая колония выросла из одной микробной клетки.
  2. Рассчитать количество  микробов на  10 л  воздуха. Известно, что на площади в 100 см за 5 минут оседает столько же микробов и спор, сколько их содержится в 10 л воздуха.

Пример расчета:

Радиус чашки Петри- 5 см, ее площадь равна: S= πR²=3,14x25 см²= 78,5см².

Если в чашке найдено 15 колоний, то в 10 л воздуха содержится (15х100):78,5=19 микроорганизмов и спор.

  1. Подсчитать число микроорганизмов в 1 м³  воздуха, учитывая,  что 1м³  =1000л.
  2. Проанализировать результаты эксперимента.  Сделать  вывод о микробном загрязнении воздуха в помещении, пользуясь таблицей.

Критерии для оценки воздуха в помещении.

Летний режим

Зимний режим

Чистый

Менее 1 500

Менее 4500

Грязный

Более 2500

Более 7000

*В таблице указано число микроорганизмов в 1 м³  по А.И. Шафиру.

  • Исследование загрязнения воздуха городским автотранспортом.
  1. Недалеко  от  школы  выбрать  две  или  три  улицы  с  разной интенсивностью автомобильного движения.
  2. На  каждой  из  них  определить  участок  дороги,  протяженностью примерно 100 м.
  3. Подсчитать число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 мин. Умножив полученное число на 4, можно узнать их численность за час (N).
  4. Рассчитать общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 ч. S=N x100м.
  5. Рассчитать количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R). R=S x К,

 где К- расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых
двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных- 0,4.

  1. Рассчитать количество выделившихся вредных веществ на выбранном
    вами  участке дороги  по  бензину.  Для  этого  необходимо воспользоваться такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л  диоксида  азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 раза меньше.

  • Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны.

1.        Выбрать несколько молодых сосен и осмотреть их хвою на побегах

предыдущего года.

2.        Определить класс повреждения и усыхания хвои.
Классы повреждения хвои:

  1. хвоинки без пятен;
  2. хвоинки с небольшим числом мелких пятен;

3 .    хвоинки с  многочисленными черными  и  желтыми  пятнами, мелкими и крупными.

Классы усыхания хвои:

  1. нет сухих участков;
  2. усохли кончики хвоинок на 2-5 мм;
  3. усохла треть длины хвоинок;
  4. вся хвоинка желтая или более половины ее сухая.
  1. Сделать вывод о степени загрязнения воздуха по состоянию хвои.
  • Физико-химический анализ воды.

1. Определение качества воды по ее физическим свойствам.

  • Температура воды.

Для измерения температуры воды используется ртутный термометр со шкалой на 100 С.  При измерении термометр погружают в воду на глубину 4-5 см не менее чем на 5 минут, после чего делают отсчет показаний, не извлекая термометра из воды.

  • Прозрачность и мутность воды.

Для определения прозрачности используется следующая шкала оценки:

  • прозрачная вода
  • слабо опалесцирующая
  • слабо мутная
  • мутная
  • очень мутная

Для питья пригодна только прозрачная вода!

Мутность измеряется в миллиграммах взвешенных частиц в литре воды. По санитарно-гигиеническим нормам содержание взвешенных частиц в питьевой воде  должна быть не более I мг/л, a в отдельных определениях (обычно в весеннее время) - не более 2 мг/л.

Для количественного определения прозрачности воды можно использовать цилиндр или стакан из прозрачного бесцветного стекла емкостью 40-50 мл.

Налив воду в сосуд, и подложив под него листок бумаги с текстом или цифрами, определяют  уровень, с которого сквозь воду видны буквы или цифры. С помощью линейки измеряют высоту столбика воды -  показателя прозрачности.

Доступная прозрачность  питьевой  воды должна  быть  не  менее 30  сантиметров.

  • Цветность.

В пробирку из бесцветного стекла диаметром 10-15 мм и высотой 10-12 см наливают    8-10 мл  исследуемой питьевой  воды  и  сравнивают с аналогичным столбиком дистиллированной воды.

Цветность выражают в градусах.

Окрашивание сбоку

Окрашивание сверху

Цветность в градусах

Нет

Нет

0

Нет

Едва   заметное   бледно-желтоватое

10

Едва уловимое бледно-желтоватое

Очень слабое желтоватое

20

Едва уловимое бледно-желтоватое

Желтоватое

40

Едва заметное бледно-желтоватое

Слабо-желтое

50

Бледное желтое

Желтое

150

Бледно-зеленоватое

Интенсивно-желтое

300

Хорошая питьевая вода должна иметь цветность ниже 20 градусов. Допускается цветность до 40 градусов.

  • Запах.

Запах воды определяется при температуре 50-60 С.

Для  этого необходимо наполнить пробирку исследуемой водой, нагреть ее в пламени спиртовки, закрыв  корковой   или   стеклянной   пробкой,  взболтать,  а  зачем  открыть пробку и сразу понюхать воду.

Интенсивность запаха можно определить по шкале ( см. таблицу 1).

В питьевой воде интенсивность запаха не должна превышать 2 баллов при температуре 20 С.

По характеру запах может быть химический, хлорный, углеводородный, затхлый, лекарственный, сернистый, гнилостный, землистый.

ТАБЛИЦА 1.

Интенсивность

Характеристика запаха

Балл

Никакого

Запах не ощущается

0

Очень слабый

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, основная масса людей его не ощущает.

1

Слабый

Запах замечается не сразу

2

Заметный

Отмечается сразу

3

Отчётливый

Запах привлекает внимание и заставляет отказаться от питья.

4

Очень сильный

Запах делает воду непригодной для питья.

5

  • Вкус.

Вкус и привкус питьевой воды определяют при температуре 20 С.

Интенсивность

Характеристика

Балл

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус не ощущается потребителем, но обнаруживается опытным путем

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус вызывают отвращение к воде

5

В питьевой воде допустимо наличие привкуса не более чем в 2 балла.

2. Определение качества воды по химическим свойствам.

Исследуемый

 показатель

норма

рН

Измеряется при помощи индикаторной бумаги

6,5-8,5

Общая жёсткость

Для оценки жёсткости предлагается использовать мыльный раствор. В жёсткой воде мыльная пена почти отсутствует, в мягкой воде её будет много.

7,0 мг. экв/л

Хлориды

В исследуемую воду по каплям добавляют раствор нитрата серебра. По выпадению осадка или появлению белой мути в растворе судят о наличии хлоридов.

Не более 500 мг.

Сульфаты

Если при добавлении к пробу воды хлорида бария  наблюдается помутнение раствора и(или) выпадение белого осадка, это свидетельствует о наличии сульфат-ионов.

Не более 500 мг.

Нитраты

При добавлении слабого раствора серной кислоты и медной проволоки к изучаемой пробе, при наличии нитратов цвет раствора приобретает бледно-зелёную окраску.

Не более 45 мг/л

  • Санитарно-гигиенические требования к пришкольному участку и зданию школы.

Размер пришкольного участка рассчитывается на одного ученика более 20 м². Здание школы должно находиться на расстоянии не менее 2,5 высот от противоположных зданий.

  • Пришкольный участок должен иметь:
  1. Зеленую   зону.   Растительность   по   периметру   должна   обеспечить
    снижение  шума   и  загрязнение   в   воздушной  среде;   растительность
    вокруг здания   школы  должна  располагаться  на  расстоянии  высоты
    взрослых посадок (сирень, шиповник, жасмин).
  2. Хозяйственный двор (сарай).
  3. Биологическую площадку.
  4. Физкультурную площадку.

  • Требования к расположению школы.

1.         Удаленность от общественных мест (рынок и т.д.)

2. Удаленность от медицинских учреждений  

3. Удаленность от промышленных объектов

4. Удаленность от проезжих дорог

Школьные помещения подразделяются на:

А) Вспомогательные (столовая и т.д.)

Б) Основные (классы)

Список литературы:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг// Москва: Агар – 1999.
  2. Алексеев С.В. Практикум по экологии [Текст]/ С.В. Алексеев // Москва: АО МДС. - 1996.- 156 с.
  3. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.
  4. Гриневич В.И. Экологические проблемы и основы природопользования [Текст]/ В.И. Гриневич// Иваново, 1994.
  5. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.
  6. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
  7. http://otherreferats.allbest.ru/ecology


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт школы

Обучающиеся 9х классов в течение двух лет создавали экологический проект. Результатом является "Экологический паспорт школы" Школу часто называют вторым домом. Слово «дом» ассоциируется у н...

Методическая разработка проекта на тему: "Экологический паспорт школы"

Актуальность:    Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Мы решили выяснить, в каких экологич...

Экологический паспорт школы

Экологический паспорт школы...

Экологический паспорт школы

Экологический паспорт школы...

Экологический паспорт школы

Цель  проекта:определение экологического состояния школыЗадачи:1.  Изучить литературу по выбранной теме.2.  Дать оценку эмоционального восприятия школьных помещений.3.  Исследовать...