Главные вкладки

    Краткий теоретический курс занятий для учащихся студии флористики «Солнечный мир», занимающихся по программе "От природы к творчеству"
    методическая разработка

    Кондратьева Екатерина Васильевна

    Данный материал содержит краткий курс занятий для учащихся студии флористики "Солнечный мир", занимающихся по программе "От природы к творчеству"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации г. Кемерово

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования «Центр детского творчества»

    Центрального района города Кемерово

    центр детского творчества-01

    Краткий теоретический курс занятий

    для учащихся студии флористики «Солнечный мир», занимающихся по программе «От природы к творчеству»

    Составитель:

    Кондратьева Екатерина Васильевна,

    педагог дополнительного образования

    МБОУДО «ЦДТ» Центрального района

    Кемерово 2018

    Содержание

    1. Флора, флорист, флористика…………………………………………………..3

    2. Что такое фитодизайн………………………………………………………….3

    3. Правила заготовки, засушивания и хранения природного материала……...3

    4.Что такое аранжировка…………………………………………………………9

    5. Язык и символы цветов………………………………………………………...5

    6. Правила срезки цветов………………………………………………………….5

    7. Способы продления жизни срезанных цветов……………………………….11

    8. Биологическая совместимость цветов в букете……………………………...13

    9. Обработка растений перед составлением букета или композиции…………13

    10. Букет………………………………………………………………………….13

    11. Сочетание окрасок цветов в букете………………………………………...14

    12. Правила составления букета………………………………………………...15

    13. Композиция…………………………………………………………………..16

    14. Вспомогательные средства для скрепления композиций…………………16

    15. Разновидность композиции – икебана……………………………………...17

    16. Основные правила составления «икебана»…………………………………17

    17. Растения для зимних букетов………………………………………………..18

    18. Способы заготовки растений для сухих букетов…………………………...19

    19. Составление букета или композиции из сухих растений и природного материала…………………………………………………………………………20

    20. Декорирование корзин……………………………………………………….20

    21. Технология изготовления поделок из природного материала……………21

    22. Алгоритм построения композиции на любой основе……………………..23

    23. Домашние обереги…………………………………………………………...24

    24. Правила пользования термопистолетом……………………………………25

    25. Список литературы для педагогов и учащихся…………………………….27

    Основные понятия во флористике

    1. Флора, флорист, флористика.

    Флорой называют совокупность всех растительных организмов на Земле, а также отдельные сообщества растений, присущих какому либо участку, району, региону.

    Соответственно, флористика – это изучение, научное описание строения, биологии и мест обитания различных видов растений. В настоящее время этот термин используется также для обозначения украшения интерьеров, создания композиций, букетов из цветов, природных и искусственных материалов.

    Занимаются этой работой флористы. Деятельность их многогранна: оформление праздников, торжественных мероприятий, концертов, выставок, квартир, офисов. В проектировании и подборе растений для ландшафтного дизайна флористы также принимают непосредственное участие.

    2. Что такое фитодизайн.

    Термин этот появился недавно. Он обозначает научно обоснованное введение растений в интерьеры («фито» - растение, «дизайн» - проект). Или, другими словами, оформление чего-либо растительным материалом.

    Это может быть составление букетов и композиций, украшение залов для торжеств и выставок, озеленение жилых и производственных помещений, разбивка цветников, скверов, ландшафтный дизайн.

    Фитодизайн решает эстетические, медико–биологические, психологические проблемы, а занимаются этим специалисты – цветоводы, флористы, декораторы совместно с проектировщиками и художниками.

    Требования к зеленому интерьеру вполне определены: декоративный эффект, продолжительность функционирования и оздоравливающее действие на окружающую среду.

    При создании композиций в интерьерах приходится решать несколько задач одновременно, находить сочетания растений и неживых материалов, правильно определять объем каждого элемента и цвета.

    Гармонично сочетающиеся интерьер и композиция, обогащают друг друга, создают новое художественное качество оформления.

    3. Правила заготовки, засушивания и хранения природного материала.

           

    Существует очень много поделок из сухоцветов. Картины, панно, декоративные композиции…

    Всего даже не перечислишь. Это — благодарный материал для творчества. Предлагаю Вам сегодня узнать об основных методах и способах сушки и консервации цветов и растений. Сейчас осень, листья расцвечены всеми цветовыми сочетаниями желтого и багряного. И именно сейчас я предлагаю Вам собрать и засушить цвет осени для тех поделок, которые мы с Вами будем делать в дальнейшем. Сбор растений всегда производится в сухую погоду, после того, как с цветков и листьев сойдет роса. Обычно — после 11 утра.

    Сушить растения можно двумя способами. Различают объемную и не объемную засушку.Как сушить не объемно, мы с Вами знаем с детства. Заложил листик в книжку. Этот способ называется «Сушка под прессом».

    Воздушная сушка.

    Крупные толстостебельные растения связывают пучками по 70-75 штук в каждом, а тонкостебельные по 25-30 штук.

    Стягивают пучок резинкой и подвешивают соцветиями вниз в затемненном, хорошо проветриваемом помещении. Так же сушат бессмертники, дельфиниум, гипсофилум, розы.

    Сушка в песке, бурре или манке.

    Объемно засушивать цветы можно в песке, бурре или манной крупе.

    Песок для этой процедуры нужно брать мелкий, просушенный или прокаленный на огне. Для сушки потребуется деревянная или картонная коробка с отверстиями.

    Насыпьте на дно коробки тонкий слой песка, отверстие вставьте стебли растений так, чтобы нижняя часть цветка касалась песка, осторожно засыпьте песком весь цветок. Коробку подвесьте или поставьте на каркас на ножках в теплом и сухом месте на 10-15 дней.

    Здесь так же существуют методы, ускоряющие процесс засушки растений. Самый распространенный — поставить коробку в духовой шкаф. Главное помнить, что температура должна быть минимальной, а дверца шкафа — открытой.

    Потом удалите песок из коробки через отверстия на дне. То есть просто сделайте дырочки внизу коробки и дайте всему песку высыпаться. А лепестки очистите или мягкой кисточкой или просто легкими встряхиваниеми.

    В манке сушат по той же технологии. Крупа должна быть высушена и просеяна сквозь сито.

    Сушка в электросушилке или духовом шкафу.

    Сейчас в продаже появились электросушки для овощей и фруктов и некоторые мастерицы применяют их для сущки растений. Ну, а сушка растений в духовом шкафу применялась задолго до появления электричества.

    Тут главное сделать так , чтобы растение висело вниз соцветием. Вариантов для этого много. Дерзайте.

    Консервация в растворе.

    Это метод часто называют сушкой цветов с глицерином.

    Листья и ветки можно законсервировать в водном растворе глицерина. Особенно красивы осенние листья, расцвеченные всеми цветами и цветовыми оттенками зелено-желто-красного цвета.

    Рецепт глицеринового раствора для консервации очень прост. На одну 100 грамм глицерин берем 100 грамм воды (1:1). Затем нагреть готовый раствор до 60 или 70 градусов. Ветки кипариса, сосны, ели или других хвойных растений опускают в готовый горячий раствор так, чтобы он полностью покрыл их. Затем добавьте в емкость с растениями и раствором немного зеленки. Зачем? Ну, во-первых, она препятствует плесневению. А во-вторых, придает хвое приятный оттенок. На 1 литр готового раствора берем 1 аптечный флакончик зеленки.

    Держите ветки в этом растворе 2-3 суток, а затем выньте ветки, промойте их проточной водой и высушите на промокательной бумаге, салфетках или марле. Обычно бумагу несколько раз меняют. Пока вода полностью с них не стечет. Удобнее всего консервировать короткие, от 3 до 10 сантиметров, веточки. Потом их можно нарастить с помощью проволоки или деревянных палочек. Для консервации веточек липы или веточек других лиственных пород деревьев и кустарников используйте подогретый водно-глицериновый раствор из расчета (1:2), то есть на 100 грамм глицерина — 200 грамм воды.

    У липы для композиций срезайте ветки после образования семян-крылаток. За 1-2 минуты до консервирования этих веточек обновите срез ножом и расщепите его крестообразно на 2-3 сантиметра.

    Аналогично консервируют ветки аронии (черноплодной рябины), дуба, шиповника, магнолии, камелии, мушмулы и многих других пород лиственных растений

    Парафиновый метод.

    Он позволяет консервировать живые цветы и листья приблизительно на 6 месяцев.

    Композиции из таких растений не долговечны, но очень красивы. Особенно — на Новый год и Рождество. Среди зеленых веток сосны и ели яркость цветка вносит особое звучание всей декоративной композиции.

    Цветы можно брать любые. Нужен разогретый парафин и тонкая кисточка для нанесения его на лепестки цветка. Эта работа требует усидчивости и аккуратности.

    Расплавленный парафин наносится от самого крайнего лепестка к центру. Но обработав один лепесток, Вы должны подождать полного высыхания и лишь затем покрывать парафином следующий.

    Заканчиваете работу в самом центре цветка. Опять ждете полного высыхания парафина. И лишь затем покрываете парафином стебель и листья. Очень кропотливая работа. Не правда ли? Засушенные таким образом растения используют для создания картин, декоративных панно, аппликаций и т.д.

    Листья с деревьев, цветов, кустов можно сушить просто положив их между листами чистой бумаги, затем несколько слоев газет, а затем все это кладем под пресс.

    Есть специальные прессы, но они нужны лишь тем, кто часто работает с сухими растениями. Для любителей достаточно придавить всю конструкцию из растений и бумаги чем-то тяжелым.

    И здесь народ применяет быструю сушку утюгом. Особенно эффективно это для тонких листьев. Бумага-лист-бумага-утюг. Но я редко применяла этот метод и не сильно уверенна в нем.

    Сухие цветы и листья, полученные этим методом — идеальный материал для аппликаций.

    Листья пальм и папоротника сушат между листьями фильтровальной бумаги, пропитанной спиртовым раствором салициловой кислоты, чередующимися с листьями гладкой чистой бумаги. Для этой сушки обязателен пресс и теплое место. Листья при таком методе остаются зелеными, не теряют своей природной окраски.

    Сушка под прессом

    При сборе материала надо помнить о том, чтобы не нанести вред природе.

    Сбор окончен. Следующий этап работы - самый ответственный - обработка и сушка растений. Вначале он покажется довольно трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится не сложным.

    Листья, травы, декоративные ветки засушиваются следующим образом:

    Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или дважды - это прокладка. Затем берется полгазеты или четверть и складывается пополам - это закладка. В закладки растения помещаются не очень плотно друг к другу. На толстый картон или фанерную дощечку укладывается прокладка, а на нее помещается закладка с растениями и закрывается
    опять прокладкой (или несколькими, в зависимости от растительного материала). Можно заложить 5-6 закладок. Все это сверху также закрывается фанеркой или плотным картоном. Подготовленный материал помещается под пресс. В настоящее время флористы используют для этих целей специальные прессы, состоящие из двух досок: нижняя - с двумя стержнями с нарезанной на них резьбой и верхняя — с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. Таким образом сжимаются закладки с прокладками. При засушивании под прессом свежей листвы обязательна ежедневная замена отсыревшей прокладки, а старые растения просушиваются на солнце, батареях или проглаживаются утюгом. Закладки не меняют до конца сушки. Однако сами растения перекладывать в новую сухую газету не рекомендуется (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно, а сердцевину выскоблить. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные листья, а также яркие осенние хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

    В сухую погоду растения сохнут три-четыре дня, при влажной - дольше.

    При сушке цветов и листьев не следует прибегать к утюгу, так как растения от этого теряют в цвете.

    Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений.

    Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить за тем, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску.

    Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается три-четыре закладки, и примерно в течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки станут сухими, прекращается проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго.

    У таких пышных цветов, как астры, георгины, пионы, розы, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или три-четыре) помещают в закладку под пресс.

    Для сохранения яркости и чистоты цвета прокладки в первые несколько суток меняют два раза. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5-10 кг.

    Пионы разрезаются (разрываются) на 4-8 частей, прокладываются также ватой и засушиваются. В дальнейшем из таких частей можно легко и быстро монтировать целые цветы.

    При засушивании осенних георгин нужно выбрать экземпляры, у которых как можно больше распустилось лепестков. При этом сама середина цветка удаляется и заполняется ваткой. Дальше лепестки рядами приподнимаются, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой. Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Лепестки сушат, как листья, а если сушить цветок тюльпана целиком, ему нужно дать подвянуть.Розы сушат отдельными лепестками, а если целыми, то полностью увядшими.У воронкообразных цветов (гладиолусы, мак, калы, колокольчики и др.) воронку заполняют ватой, изолировав ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2-3 кг, при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.

    Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с прокладками под грузом не менее 15 кг.Ветки люпина, дельфиниума со множеством цветков на них разрезают острым ножом от основания до верхушки, несколько подвяливают

    и закладывают под пресс. Сушат в закладках с прокладками под грузом 10-15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или между бумажными салфетками без рисунка и часто меняют газеты, между которыми они расположены.

    Автор для закладок всех цветов и растений использует исключительно белую, мягкую бумагу, легко впитывающую влагу, а не только для засушки нежных белых и розовых лепестков. Делать закладки из газет не рекомендуется, так как напечатанный текст часто остается на засушенных
    растениях. Различные мелкие полевые и лесные цветки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными
    прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15-20 кг.

    Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму - изгибают, заворачивают край и т. д., накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бодана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли используют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что позволяет создавать прекрасные фоны для композиций. Лучше засушивать мягкие и полые стебли растений, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемый изгиб. Сушат их под грузом 10-15 кг. Газеты меняют два-три раза. В первый день после закладывания цветов для сушки газеты обязательно дважды меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают.

    После засушки растения становятся достаточно прочными, и из них
    можно вырезать элементы различной конфигурации. Раньше так же засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время основная масса флористов ею не пользуется.

    Хранение материала

    Засушенный материал хранится в закладках, вата снимается с каждого цветка по мере необходимости. Чтобы легче было ориентироваться в накопленном материале, закладки укладывают в картонные папки, которые пронумеровывают, и составляют опись по видам. Затем в блокноте или тетради делают оглавление, заносят туда каждую папку (журнал) с указанием растений. Папки кладут горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелась ли в папках моль или другие насекомые. Заготовив материал, можно приступать к работе.

    4.Что такое аранжировка.

    Цветущие и декоративные растения идут на различные художественные цели и изделия: корзины с цветами, букеты и композиции, венки и гирлянды и прочее. Процесс составления этих изделий именуется аранжировкой.

    В современном искусстве аранжировки нет строгих правил, но разработаны и существуют некоторые общие принципы, помогающие упорядочить изготовление определенных украшений (букетов, гирлянд и т.д. ). Создаваемое аранжировщиком произведение цветочного искусства должно быть, прежде всего, красивым. Это достигается при соблюдении следующих правил:

    1- лаконичность. Перегруженная элементами композиция громоздка, непонятна основная идея автора.

    2- свободное размещение в посуде растений разной высоты. В результате хорошо обозревается каждая деталь.

    3- по возможности, сохранение естественной формы и положение растений, использование наклонных, изогнутых, ломаных, закрученных линий.

    4- предпочтение отдается ассиметричному размещению цветов в вазе, особенно низкой

    5- четкость, красота и изящество линий. Впечатление портят лишние листья, сильно разветвленные растения.

    6- использование кроме цветов других компонентов: ветвей, трав, плодов, камней и пр.

    7- гармония цветов между собой и посудой по окраске, форме и размеру.

    8- соответствие стиля композиции окружающей обстановке.

    Для аранжировки необходимы вспомогательные материалы: бумага, ткани, ленты, проволока, наколки, корзины, горшки, камни и прочее.

    Обязательны знания по совместимости цветов, способам продления их жизни, сочетанию окрасок.

    5. Язык и символы цветов.

    Обычай дарить цветы очень древний. Когда–то существовал язык цветов. Собрав букет из растений, где каждое из них символ, можно было выразить свои чувства. Иногда набор цветов мог заменить целое послание. В чистом виде этот обычай не дошел до нас, но некоторые традиции сохранились. Символика цвета в разных странах неодинакова. Например, в Японии белый цвет – выражение печали, горя, траура. У славян это цвет чистоты, любви. Желтый японцы определяют, как жизнь, богатство, почитание старших. У православных это символ разлуки, ожидания .Оранжевый в Стране Восходящего Солнца отождествляют с завистью, своеволием, лживостью. У язычников это цвет тепла, радости. Красный – самый активный – символ жизни, страсти, любви, свободы .

    Фиолетовый – торжественный, означает роскошь, величие и достоинство.

    Голубой – память надежда, верность.

    Символом является не только окраска, но и сама разновидность цветка. Некоторые названия говорят сами за себя: незабудка, анютины глазки, подсолнух, водосбор.

    В Индии – священен лотос, существует даже орден его имени.

    У древних греков роза – грусть о прошлом, прошедшей юности, у испанцев это любовь. Выражение чистоты и непорочности – лилия, во Франции – она – эмблема власти . В Японии – хризантема – символ солнца и императорской власти. Она присутствует на старинном гербе и ордене. Китайцы влюбленным дарят пион, англичане – незабудку.

    Гвоздика во Франции – символ борьбы, а в Германии – постоянства и верности. Дельфиниум у многих народов – это честность, фиалка – недоброжелательность, колокольчик – болтливость, тюльпан – гордость, роза – любовь, незабудка – постоянство, вереск - одиночество. Растения часто изображались на гербах: в Испании – лилия, Англии – дрок, Мексике – кактус, Перу – пальмовая ветвь.

    6. Правила срезки цветов.

    Длительность сохранения свежести срезанных цветов определяется их генетическими особенностями, а также целым рядом условий, среди которых можно отметить следующие.

    Лучшее время для срезки – ранее утро, т.к. стебли наполнены влагой и более устойчивы к увяданию.

    1. Срезка производится острым ножом косым срезом.
    2. Для лучшей сохранности сразу после срезки стебли нужно опустить в воду до самых цветков.
    3. Через 15-20 минут вынуть, отряхнуть и поместить в посуду с водой концами стеблей или обернуть их мокрым материалом (бумагой, мхом ), если предстоит перевозка.
    4. Срезку нужно держать в прохладном затененном месте.
    5. Листья с нижней части стебля удаляются.
    6. Хризантемы, астры лучше ломать, а не срезать.
    7. Цветы с деревянистым стеблем (сирень, гортензия) срезают секатором, нижнюю часть стебля расщепляют.
    8. Не все цветы распускаются в воде, поэтому в бутонах можно срезать розы, пионы, тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы. Георгины, астры, циннии, календулу – при раскрытом цветке. Растения, имеющие колосовидные или метельчатые соцветия (дельфиниумы люпины, ирисы, львиный зев, колокольчик), срезают при роспуске первых нижних цветков.

    7. Способы продления жизни срезанных цветов.

    Чем ниже температура и выше влажность воздуха, тем дольше сохраняются цветы. Для длительного хранения их помещают в прохладное место, предварительно завернув в бумагу и пленку. Для кратковременного – лучше поставить в холод (не ниже 0º) в посуде с водой, накинув сверху пленочный колпак.

    1. Нижнюю часть стебля нужно ежедневно промывать и подрезать под водой, удаляя листья.
    2. Цветы, выделяющие млечный сок, при подрезке тщательно промывать теплой водой.
    3. Вода в вазах должна быть свежей, но не холодной, не ниже 20º.
    4. На ночь букет лучше убирать в более прохладное место.
    5. Срезанные цветы не должны стоять на солнце, даже в букете.
    6. Посуда ежедневно должна тщательно промываться.
    7. Для дезинфекции в воду невысокого качества можно добавить древесного или активизированного угля или соли (8 г на 1л)
    8. Лучше использовать кипяченую дождевую, снеговую или фильтрованную воду.
    9. Прибавление в воду сахара (7% раствор) увеличивают жизнь срезанным розам, гвоздикам, нарциссам, тюльпанам, флоксам, пионам, гладиолусам. При этом необходимо одновременно использовать антисептик или окислитель, иначе, в первую очередь ,сахар будет кормить быстроразмножающиеся гнилостные микроорганизмы и, вместо пользы принесет вред. Поэтому в литре кипяченой воды комнатной температуры, с добавлением 2 столовых ложек сахарного песка (40-50г), нужно растворить 150-200 мг борной кислоты (на кончике ножа). Вместо борной можно брать лимонную, яблочную, салициловую кислоту или 300 мг марганцево - кислого калия, 100 мг азотнокислого кальция или 30 мг азотнокислого серебра. Возможно использование хлористого калия 300 мг/л. или алюмосиликатных квасцов – 2 ч.л.
    10. 1 таблетка аспирина на 10л. воды хорошо действует на георгины, розы, хризантемы.
    11. Восстановить свежесть у подвядших хризантем и сирени можно, если погрузить кончики стеблей в кипящую воду: хризантем на 30 секунд, сирени – на 2-3 минуты. Подобная процедура рекомендуется и для таких растений, как наперстянка, георгин, гвоздика, пуансеттия, гортензия, вербена, цинния. Их стебли опускают концами в горячую воду на 30 секунд, но так, чтобы пар не попадал на листья и цветы.
    12. Простым и доступным средством восстановления упругости является прохладная ванна. На ночь цветы вынимаются из вазы и погружаются целиком в ванну с водой чуть ниже комнатной температуры, а утром вновь становятся в вазу. Такое «купание» особенно любят розы, полезно оно для гладиолусов, тюльпанов.
    13. Старению цветов и сокращению их жизни способствует этилен, выделяемый спелыми плодами, особенно яблоками. Поэтому не стоит ставить рядом с букетом вазу с фруктами.
    14. Ветка туи или герани в букете помогает дольше сохранить свежесть цветов.

    8. Биологическая совместимость цветов в букете.

    Не все растения способны безболезненно переносить соседство с другими. Очень мало видов, которые могут находиться под пологом хвойных из-за выделяемых ими смолистых веществ. В вазах присутствия «соседей» не любят розы, гвоздики быстро погибают в одной посуде с другими цветами, которые, в свою очередь, не выносят их.

    Хризантемы стоят долго только в компании себе подобных, как сирень и ландыши. Бархатцы испускают сильно пахнущее вещество, угнетающее соседей. Цветы, выделяющие млечный сок, отравляют жизнь находящимся в одной с ними посуде растениям. Летники более терпимы друг другу, чем многолетние цветы. Все эти особенности нужно учитывать, составляя букет или композицию.

    9. Обработка растений перед составлением букета или композиции.

    1. Перед началом работы на стоящих в воде растениях обновляют срезы, удаляют лишние листья.
    2. У колючих стеблей, по возможности, удаляют шипы.
    3. У линий и некоторых других цветов с обильной пыльцой удаляют пыльники. Это продляет жизнь цветам и защищает окружающие предметы и одежду от окраски.
    4. Определив форму и размер букета или композиции, отбирают нечетное количество цветов со стеблями разной длины.
    5. На растениях не должно быть следов пыли, грязи.
    6. Должны быть убраны лепестки и листья, поврежденные, пораженные вредителями или болезнями, пожелтевшими или подсохшие.

    10. Букет.

    «Букет» в переводе с французского значит красиво собранная вместе группа цветов. Букет появился в Европе в ХIV-ХV вв., но первое время его использовали только как источник аромата. Позже стало модным ухаживать свое жилище цветами, поставленными в вазу, и букет сразу завоевал популярность. Готовясь к встрече гостей, люди и себя стали украшать венками, преподносить друг другу цветы. До сих пор в некоторых восточных странах сохранился обычай - воодружать на приглашенные гирлянды. Форма букета значительно менялась на протяжении веков. В ХIХ веке он был круглым, цветы располагались концентрическими кругами снаружи обкладывались папоротником, кружевной обверткой. В настоящее время форма может быть различной: круглой, удлиненной, овальной, в виде пучка с плоской поверхностью или шаровидной. Таким букетом можно любоваться с разных сторон. Цветы в нем находятся рыхло, свободно. Лучшие по форме и тону ставятся в середину. Стебли их – длинные и прямые. Вокруг располагаются остальные растения. Вьющиеся или свисающие экземпляры раскладываются по краям. Существуют и односторонние букеты, имеющие прямую заднюю плоскость, образованную стеблями зелени и цветов. Головки растений располагаются на лицевой стороне букета симметрично или ассиметрично. Размер букета определяется его назначением, выбранной вазой, а также замыслом автора. На обеденный стол обычно ставят невысокие округлые букеты в небольших вазах. При оформлении стола для торжественного заседания размещают 2-3 низких букета со свисающими скромными цветами, которые не отвлекают внимания. Крупные композиции уместны на полу, сцене, в фойе или на лестничной площадке. На полку можно поставить букет из ампельных растений. Высокие и длинностебельные цветы хороши в напольных вазах. Для оформления детских праздников изготавливают бутоньерки – небольшие округлые или плосковерхие букетики из некрупных ярких цветов. Для свадебных торжеств, наоборот, больше подходят строгие или изящно – мелкие виды белые или пастельных оттенков. Для траурных мероприятий лучше выбирать цветы сдержанных окрасок, чаще красных или белых тонов, одного вида. При составлении букетов любого назначения необходимо соблюдать основные правила и владеть техникой обработки цветов.

    11. Сочетание окрасок цветов в букете.

    Чтобы букет имел свое лицо, а не казался пучком случайно сложенных растений, необходимо грамотно подходить к выбору цвета и знать закономерности сочетаний окрасок. Существуют следующие законы подбора цвета:

    Закон контраста колеров.

    Согласно исследованиям физики, существующие в природе окраски образуются путем смешения трех главных: красной, желтой, и синей. Белый цвет при разложении дает спектр семи основных цветов радуги (красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий - фиолетовый).

    По вышеназванному закону наиболее оптимальны сочетания противоположных окрасок на половинках радуги: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. То есть берется одна часть «горячих» красок спектра (красно- желтых) другая - «холодных» (голубых- фиолетовых) .

    Закон гармонии колеров – означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Наиболее эффектно выглядят композиции, где цвет нарастает от краев к центру (розовый - красный – бордовый). При этом следует учесть, что красно- розовые цвета (впрочем, как и другие) могут иметь различные оттенки, не сочетающиеся между собой, например, карминный и лососевый .

    Допустимы сочетания цветов, расположенных через один (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый). Дисгармонично выглядят соседствующие в спектре (и букете) окраски: красный – оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый. При необходимости эту несовместимость можно сгладить, если поместить между ними белый цвет.

    Нейтральными цветами является белый и черный. Белый используется как самостоятельный, а также для смягчения резких сочетаний (красный - фиолетовый). Почти черных цветов в природе немного, они усиливают и подчеркивают яркость других расцветок.

    Подытоживая вышеуказанное, можно сформулировать следующие выводы: оранжевые и желтые цвета – теплые, праздничные, легкие, эффектно выглядят в сочетании с голубым, лиловым, фиолетовым;

    Красный цвет наиболее активный и привлекательный, он хорош сам по себе и по соседству с белыми и желтыми тонами, сочетается с зеленым.

    Фиолетовый –самый темный, в тоже время торжественно-роскошный. Осветляется белым, гармонирует с желтым.

    Синий – спокойный, холодный, отдаляющий, но полный энергии. Хорош с белым, розовым, огненно – оранжевым.

    Зеленый – сочетается со всеми красками, служит фоном.

    Светло-зеленый – оживленный и веселый. Темно-зеленый – холодный и сдержанный.

    12. Правила составления букета.

    Приступая к созданию букета, необходимо четко представлять, чему он будет посвящен, а, значит, и какие цветы будут использованы в основе.

    1. Если букет будет находиться в посуде, то подобрать гармонирующую с ним вазу или сосуд, ее заменяющий.
    2. Форма букета должна соответствовать форме вазы.
    3. Окраска цветов подбирается согласно законам контраста или гармонии колеров.
    4. Использование декоративной зелени оправдано, если цветы не имеют собственной или она незначительна. К общественным цветам для придания легкости и воздушности прикладывают растения с тонкой ажурной фактурой или метельчатой формы.
    5. Цветы и стебли должны быть соответствующим образом обработаны до составления букета.
    6. При создании букета необходимо учитывать биологическую совместимость видов, а при заготовке материала придерживаться правил срезки цветов.

    13. Композиция.

    Вид аранжировки из живых цветов, веток и различных природных и искусственных материалов называется композицией. В качестве вспомогательных элементов, добавляемых к живым растениям, могут быть использованы сухие ветви и цветы, камушки, ракушки, мох, кусочки стекла, сантехнические материалы, вода.

    При выборе материала для композиции следует учитывать место ее расположения и особенности отбираемых растений. Длина самого высокого цветка в низкой вазе не должна превышать ее диаметр в 1,5 – 2 раза, а в высокой она примерно равна высоте вазы.

    В отличие от букета, композиция более сложна, часто состоит не только из цветов. Но увлекаться большим количеством материала в ущерб выразительности не следует.

    Размещаться она может как в различного типа вазах, так и другой посуде: вазонах, кашпо, контейнерах, тарелках корзинах, бокалах и, даже, аквариумах.

    В широком смысле слова композиций можно назвать и декоративные украшения, состоящие из нескольких изделий или предметов, объединенных общей идеей, а также и натюрморты, и интерьеры, и красивое расположение растений в цветниках, и ландшафтный дизайн в границах определенного участка.

    Создание современной художественной композиции требует определенных знаний и навыков, а главное – художественной идеи и эстетического вкуса.

    14. Вспомогательные средства для скрепления композиций.

    В низких вазах, емкостях используют наколки для стеблей. Если стебли плохо держатся, их можно обернуть бумагой или липкой лентой, подложив кусочек дерева или пробки.

    Кроме металлических наколок в качестве держателя можно использовать пластилин, насыпать наполнитель из песка, кусочков стекла, камешков, мелкой нержавеющей проволоки.

    В высоких вазах цветы и ветки устанавливают при помощи палочек, вставляемых в расщеп и закрепляемых нитью или тонкой проволокой.

    Для композиций и букетов в виде плотного пучка применяются декоративные ленты – обвязки, сетки, бумага, ткань, синтетические шнуры и веревки, скотч, скрепки и степлеры, футляры для бутонов и прочее.

    15. Разновидность композиции – икебана.

    Искусство составления композиций получило широкое распространение в Японии. Зарождение его историки относят к VI веку. Точного перевода слова «икебана» до сих пор не найдено. Чаще всего склоняются к формулировке

    «цветы, которые живут». Цель икебаны – через цветочные композиции выражать красоту природы. Первоначально она была частью чайного ритуала, созерцание ее настраивало приглашенных на спокойную, неторопливую беседу.

    Особенность этого вида композиции в том, что ветки и цветы располагаются не произвольно, а строго подчиняясь определенным правилам.

    Часто основой аранжировки являются ветви хвойных деревьев.

    Со временем возникали и совершенствовались различные стили икебаны. Наиболее популярны стали «нагэирэ» и «морибана».

    Для первого вида характерно размещение в высокой вазе с узким горлышком. Второй стиль подразумевает композицию в низком плоском сосуде, где элементы фиксируются с помощью особых держателей. При этом произведение искусства напоминает маленький ландшафт с сохранением естественного облика растений.

    Формы первого вида икебаны может быть прямостоячей и наклонной. При установке цветов наколок не употребляют, а пользуются следующими способами.

    1. Палочку меньшей, чем ваза высоты расщепляют и в нее вставляют элементы, закрепляя проволокой.
    2. Две палочки, равные по длине диаметру вазы, скрепляют крест- накрест и вставляют в вазу в виде крестовины, которая удерживает стебли букета.
    3. Ветку срезают так, чтобы срез плотно упирался в стенку вазы, к этой основе крепят остальные части композиции.

    16. Основные правила составления «икебана».

    Основу японской композиции составляют три линии, создающие в вазе неправильной треугольник и имеющие символическое значение. Самая длинная ветка или цветок – « син» - олицетворяет собой небо и имеет как бы руководящее начало . Средняя – «соэ» - человек и, самая маленькая, - «хикае» - земля. Высота их зависит от размера вазы. Остальные стебли, дополняющие букет, называются «дзюси», устанавливают их произвольно.

    Длина ветви «син» в маленькой композиции равна сумме диаметра и высоты вазы; для средней величины композиции – полтора диаметра вазы плюс высота, а для большой вдвое превышает диаметр посуды плюс высота.

    Вторая ветка – «соэ» - равна ¾ от первой, третья «хикае» - 3/4 от второй.

    Главные ветки составляют основной скелет букета, к ним добавляют цветы и другие элементы, но они должны быть короче главных. В зависимости от формы композиции все основные ветви имеют определенный угол наклона.

    В прямостоячем букете первую ветку ставят под углом 15º от вертикали влево, вторую под 45º влево и вперед, третью – под 75º вправо и вперед.

    В наклонном букете основная ветвь стоит под 45º вперед влево, средняя – влево под 15º , третья вправо под 75º.

    В высоких вазах все эти правила сохраняются, но длина ветки измеряется от верхнего края вазы. Таков классический стиль икебаны. Но сами японцы говорят: « глаза и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил». В современном искусстве аранжировки нет строгих требований. Создаются самые разнообразные композиции, допускается свободный выбор посуды, и, чем причудливее сосуд, чем он менее всего похож на вазу, тем необычнее и оригинальное будет украшение.

    Важно показать не обилие цветов, а неповторимое своеобразие каждого, уникальность рисунка, колера, формы. Композиция должна привлекать линиями и изгибами, тональностью и настроением.

    17. Растения для зимних букетов.

    В зимнее время ассортимент живых цветов невелик, да и стоят они недешево. Хорошим декоративным материалом для изготовления композиций служат сухоцветы. Часто эти цветы называют бессмертниками или иммортелями. Венчик цветка таких растений имеет сухую фактуру. При условии правильной заготовки сухоцветы сохраняют внешний вид и окраску до года. К ним относят такие виды как гелихризум,  гелиптерум, ксерантемум, статице, аммобиум, гомфрену. Неплохо выглядят в сухом состоянии целозия, соцветия амарантов, ветки снежноягодника, фонарики физалиса, спаржа с ягодками, зонтики луков, коробочки нигеллы, лилий, мака, шишки ворсовки.

    Для сухого букета можно использовать многие растения природной флоры: тростник, камыш, рогоз, осоки, метелки конского щавеля, пижму.

    Из злаковых культур находят применение многие виды: это пшеница, овес, ячмень, просо, сорго, могар, рожь, тимофеевка, лисохвост, пырей, костер, волоснец, овсяница, щетинник, а также декоративные: бриза, зайцехвост.

    18. Способы заготовки растений для сухих букетов.

    Срезают растения в период наибольшей декоративности, а гелихризум – в период раскрывания бутонов. Со стеблей срезанных цветов необходимо удалить листья, затем связать в небольшие рыхлые пучки и подвесить вниз головками в затененном, хорошо проветриваемом помещении для сушки.

    Декоративные травы убирают перед цветением, сушат в пучках. Для придания светлой окраски – на солнце, зеленой в тени. Чтобы окраска злаков стала более яркой, их замачивают в растворе бриллиантовой зелени (0,5 мл на 1 л воды) в течение суток.

    После высыхания пучки растений обезжиривают тканью и хранят в темном месте. Перед использованием их нужно завернуть во влажную ткань или бумагу 1-1,5 часа для предупреждения ломкости.

    Красивы воздушные головки одуванчика и козлобородника, но они недолговечны. Чтобы закрепить семянки с летучками, можно использовать клей БФ, разбавленный ацетоном до 10-20 % . Смесью заливают шприц и вводят 2-4 капли раствора в середину цветоложа. Через несколько минут получается стойкий материал для аранжировки. В полый стебель вставляют проволочку и придают желаемый изгиб.

    Чтобы засушенный цветок сохранил свою форму и окраску эффективен способ консервирования в песке или мелкой крупе. Для этого слой мелкого, хорошо промытого и высушенного песка насыпают в картонную коробку слоем 1-2 см. На него кладут цветы головками вниз. Стебли обрезают или оставляют торчать вверх. Махровые цветы (розы, георгины, бархатцы) укладывают головками вверх, стебли выводят наружу через отверстия в дне и они свободно свисают. После засыпки цветов песком, коробку закрывают и ставят в проветриваемое помещение на 1-3 недели, так чтобы не сломать стебли. Когда они высохнут, в дне коробки делают отверстия и песок высыпается.

    Осенью консервируют ветки деревьев и кустарников. Концы их расщепляют на глубину 4 - 6 см, опускают в смесь глицерина с водой (1:3) и ставят в прохладное помещение. За 3 недели листья изменяют окраску, сохраняя при этом эластичность. Хорошо фиксируются ветки дуба, барбариса, клена.

    Иногда в композициях применяют «солевые» ветки. В горячую воду насыпают соль (1:2), растворяют и охлаждают. Затем в раствор погружают приготовленные побеги на 1-2 суток. После оседания кристаллов на растении, ветки вынимают из раствора, просушивают. Чтобы кристаллы отсвечивали голубизной, вместо соли используют медный купорос.

    « Заснеженные» стебли получают путем смазывания клеем и обсыпания шариками пенопласта. В последнее время применяют белые, закрученные спиралью ветки, придающие динамичность композиции. Для этого побеги ивы ошкуривают и накручивают на бутылку или другой сосуд желаемой формы, фиксируют до полного высыхания. При желании их можно подкрасить в любой тон.

    19. Составление букета или композиции из сухих растений и природного материала.

    При этом используются заранее заготовленные растения, ветки хвойных пород, засушенные листья, древесные коряги, трутовики, кисти ягод.

    В качестве посуды берутся вазы, кашпо, декоративные горшки, бутылки, стаканы, тарелки, корзины и прочие сосуды.

    Для закрепления растений в нужном положении в посуду можно вложить мятую бумагу, поролон, мох или клубок проволоки. При необходимости стебли скрепляют нитками, проволокой, скотчем, лентами.

    Для предупреждения осыпания (особенно злаковых) ветви можно опрыскивать лаком для волос.

    20. Декорирование корзин.

    Корзины с цветами являются оригинальным и универсальным украшением для любой обстановки. Материал для их изготовления может быть самым разным: лоза, нити, гибкие прутья, соломка, луб, проволока и т.д.

    Внутрь вкладывают металлическую или пластиковую форму, полиэтиленовую пленку, не пропускающую воду. Её заполняют землей (песком) наполовину, затем в землю высаживают растения с хорошо промоченным комом земли. Обычно , эта основа – декоративно-лиственные формы растений. Всю поверхность грунта декорируют мхом. Затем в нем делают палочкой отверстие, куда вставляют сосуды(пробирки) для цветов в срезке. В зависимости от замысла (симметричная композиция или нет) более высокие цветоносы помещают в центре или на заднем плане. Впереди – крупные цветы, прикрывающие задние. Края корзины и промежутки между растениями декорируют зеленью, вьющимися или стелющимися видами.

    21. Технология изготовления поделок из природного материала.

    Технология обработки основы.

    Основа – кора. Заготовка коры делается в сухую погоду. Кора собирается с сухих деревьев или срубленных. Ломается до нужных размеров, очищается от лишних частей.

    Определяется расположение композиции на коре, а затем с обратной стороны клеится кусочек картона с ниткой – петелька. Кора готова к работе.

    wsdx

    uikj

    Основа  –  спил.  Спил лакируется бесцветным мебельным лаком с той стороны, где он гладкий, ровный и наиболее красивый. Если необходимо, то полоска коры очищается. Спил должен хорошо просохнуть. Далее определяется место расположения композиции на спиле и с обратной стороны наклеивается петелька. Спил готов к работе.

    nhy

    ghj

    Основа – лоза. Лоза – это ивовые прутья. Заготовка лозы происходит два раза в год: в осеннюю и весеннюю  обрезку  деревьев. Сразу после сбора их чистят: снимают ножницами кору до белой древесины. Очищенный прут сгибают в петельку так, чтобы толщина обоих концов была приблизительно одинакова. Слишком тонкий прутик отрезают. Петельку из лозы обматывают нитками и завязывают на узелки. Таким образом, делается нужное количество петелек. Все петельки должны быть приблизительно одинаковой толщины древесины, но различные по размеру петелек. Далее нужно расположить эти петельки так, чтобы получился красивый рисунок основы. Концы петелек при этом будут накладываться один на один, под эти концы кладется кусочек картона и заливается клеем (типа «Момент», «Уникум», «Феникс», «Марс»). Места переплетения петелек в основе закрепляются двумя узелками ниток (воизбежания распада основы). После высыхания клея лоза готова к работе (см. образцы основ).

    getImage,1

    gff

    Если необходима окраска лозы, то это происходит до сбора петелек в основу. Каждая петелька окрашивается по отдельности и по мере высыхания собирается в основу. Окраску можно производить тушью, гуашью или акварельными красками, но при этом  добавить немного клея ПВА. Клей добавляется для того, чтобы прочной была окраска.

    Основа – рамка. Рамки заранее покрывают мебельным лаком, дают хорошо просохнуть и только после этого подбирают необходимый фон для будущей композиции. Для фона можно использовать цветной картон, бархатную бумагу, однотонную ткань и др. Фон вырезают размером чуть меньше, чем сама рамка,  приклеивают клеем ПВА. Определяют, где будет располагаться композиция и с обратной стороны наклеивают петельку. Рамку необходимо положить под небольшой пресс, т.к. при высыхании клей может «повести» рамку. После того, как рамка просохнет, она готова к работеcvbn

    22. Алгоритм построения композиции на любой основе

    1. Выбор места расположения композиции.
    2. Для основы композиции берутся листья, лучше всего зеленые (туя, кипарис, самшит), т.к. композиция  выглядит  более ярко на этом фоне; или искусственные листья.
    3. Над листьями выкладывается кермек, гипсофилла для передачи объемности композиции.
    4. В центр букета помещается цветок или группа цветов.
    5. Для передачи высоты композиции вставляются колосья, различные злаки.
    6. Для передачи большей выразительности букета добавляются различные мелкие детали (колоски, сорго, пижма,  бессмертник, тысячелистник и др.).
    7. Если необходимо, то составленный букет в процессе приклеивания поправляется, корректируется, добавляется  необходимый природный материал.

    sawe

    hyf

    Такая последовательность работы облегчает составление композиции, но это не строгое правило. Можно смело третий пункт ставить завершающим, а при опыте пятый пункт – ставить третьим.

    Существуют показатели творческой деятельности: новизна продукта (субъективная), оригинальность, вариативность решений, интеллектуальная активность, эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций»  в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

    23. Домашние обереги

    100_8140

    Оберег-подкова

    101_1820

    Оберег-плетень

    16

    Оберег-веник

    Крестец

    Кукла-оберег«крестушка»

    узелковая кукла

    Кукла-оберег«узловая»

    Мировое дерево

    Кукла-оберег«на палочке»

    Столбушка

    Кукла-оберег «столбушка»

    Зольная кукла

    Кукла-оберег «кувадрик»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_132936.jpg

    Кукла-оберег «крупенечка»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_132940.jpg

    Кукла-оберег «пеленашка»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_132941.jpg

    Кукла-оберег «столбушка»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_132950.jpg

    Кукла-оберег «столбушка»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_132933.jpg

    Куклы-обереги

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6001/pinigina.1e/0_6447e_443de84f_XXL.jpg

    Кукла-оберег «коза»

    http://city.is74.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_148180.jpg

    Кукла-оберег

    «десятиручка»

    Кувадка

    Кукла-оберег «мартинички»

    Мартинички

    Кукла-оберег «мартинички»

    Пеленашка

    Кукла-оберег «пеленашка»

    24. Правила пользования термопистолетом

    Похожее изображение

    1. Подготовьте рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.

    2. Установите пистолет, откинув ножку-подставку.

    3. Вставьте вилку в розетку, включите кнопку на корпусе (если имеется)

    4. Поместите клеевой стержень в отверстие задней части корпуса до упора.

    5. Необходимо выждать 4-5 минут, чтобы клей нагрелся и расплавился.

    6. Клеевой пистолет готов к работе, когда на носике появится капля клея,

    склеиваемая поверхность должна быть сухой, очищенной от пыли и обезжиренной.

    7. Для подачи клея нажмите курок. Количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий.

    8. Будьте внимательны во время работы, расплавленный клей может нанести ожоги.

    9. Не оставляйте включенный термопистолет без присмотра.

    Список литературы для педагога:

    1.Ануфриев, Г.М. Превращение ивового прутика. Лучшие поделки.

    Ярославль, 2000. -230 с.
    2.Белецкая, Л. В. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев.

    -М.: Нов. Москва, 2009.-190с.
    3.Зайцева, А.В. Поделки с тиснением на бумаге.-М.:- ЭКСМО, 2009.-236 с.
    4.Королёва, Е.В.-Проблемные ситуации в школе и способы их решения. - М.: АРКТИ, 2007.-140 с.
    5. Кашлева,  Н.В., Дмитриева, Ж.В., Игнаткина, Т.В. Школьная проектная лаборатория.- Волгоград: Учитель, 2009.-87с.
    6.Локрина, Т.Н. Композиции с берестой.- М.: Нов. Москва, 2005. -130с.
    7. Онищенко, В.В. Букеты: живые и искусственные цветы.:- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-137с.
    8. Перевертень, Г.И.Аппликации из соломки.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.-122с.
    9. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов:- М.: Донецк: Сталкер,2008. -118 с. 
    10.Соловьёва, А.С. Искусство флористики. Цветочная живопись - М.: Беларусь, 2002. - 99 с.
    11.Спичакова, С. В.  Современные композиции.-М.: Москва: Ниола 21-ый век, 2005. -144 с.
    12.Стецюк,  В.Б. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: АСТ-Пресс, 2002.-72 с.
    13. Хессайон, Д.Р. Об аранжировке цветов. Искусство составления букетов и композиций из цветов. – М.: Кладезь-Букс, 2005.-108 с.

    Список литературы для учащихся:

    1.Базулина, Л.В. Новикова И.В. Стоподелок из природных материалов.

    – Ярославль: Холдинг, 2003.-128с .
    2.Гирндт, С. Поделки из природных материалов. – М.: « Айрис-Пресс», 2005.-88 с.
    3. Дубровская, Н.В. Аппликации из семян и косточек:-М.:АСТ; СПБ: Сова, 2008.-165 с.
    4. Захарнюк,  П.Н. Картины из цветов и листьев. Перевод с французского и издание на русском языке. Издательская группа « Контэнт», 2008.-83 с.

    5.Полунина, В.И. Гербарии: С оставление композиций и орнамента.

     – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-58 с.
    6.Перевертень, Г.И. Чудеса из пуха.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.-59с.
    7. Перевертень, Г.И. Аппликации из соломки.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.-89 с.
    8. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов.

    - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.-84 с.
    9. Чернова Е.В. Пластилиновые картины.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-131 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

    Методические рекомендации "От природы к творчеству"

    Уважаемые педагоги дополнительного образования, учителя технологии, воспитатели групп продленного дня, учителя начальных классов ! Вашему вниманию представлен интересный познавательный материал ...

    Мастер-класс по составлению Новогодней флористической композиции от студии флористики «Солнечный мир»

    Данный материал представляет информацию о том, как своими руками составить простейшую новогоднюю композицию, которая создаст праздничное настроение и ощущение приближения сказочного Нового ...

    Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов " Мир профессий"

    Проблема выбора будущей профессии остро стоит перед каждым выпускником школы, его родителями и близкими людьми. Программа курса « Мир профессий» расширяет кругозор знаний о профессиях у уч...

    Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"

    Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...

    Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"

    Данный материал содержит информацию:         1. Краткий теоретический курс  по программе «От природы к творчеству» ;         2. Техно...