"Техника освоения современных приёмов игры в исполнительской практике аккордеониста"
учебно-методический материал

Колосова Татьяна Эрнстовна

 В оригинальных композициях последних лет,написанных для баяна и аккордеона, всё чаще прослеживается тенденция использования современных композиторских техник и исполнительских приёмов. В материале освещены основные направления работы над  исполнительскими приёмами. Даётся подробная информация, начиная с исторической справки до практического применения новых элементов музыкального языка XX века. Подробно исследуется природа освоения и развития приёмов, совершенствования навыков, которые помогают в повышении эффективности занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tehnika_osvoeniya.doc417.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 г. Мичуринска»

Доклад

«Техника освоения современных приёмов игры

в исполнительской практике аккордеониста».

Выполнила

преподаватель МБУДО

«Детская музыкальная школа №1 г. Мичуринска»

Колосова

Татьяна Эрнстовна

Мичуринск 2017


Современные сочинения музыкантов-композиторов последних лет прочно вошли в репертуар народных отделений музыкальных школ и школ искусств. На смену непритязательным бытовым пьесам, как правило, песенного и танцевального характера приходят произведения в более сложном музыкально-языковом и образно-смысловом понимании.

В оригинальных композициях всё чаще прослеживается тенденция применения новых элементов музыкального языка XX века, использование современных композиторских техник и исполнительских приёмов. Музыкальный материал этих произведений наполнен яркими и понятными детям образами, благодаря чему музыка легко запоминается и сразу привлекает внимание учащихся, помогая через решение художественных задач в приобретении и совершенствовании исполнительских навыков, создании необходимой творческой атмосферы в классе, повышении эффективности занятий.

Современный уровень обучения игре на аккордеоне, специфика самого инструмента как эстрадного предполагает широкое использование современных приёмов игры, которые наиболее часто встречаются в исполнительской практике юных музыкантов: тремоло мехом, глиссандо, вибрато, шумовое глиссандо, удары по корпусу инструмента, по меху, нажатие воздушного клапана и переключение регистров.

Оригинальные исполнительские приемы

Тремоло мехом. В переводе с итальянского «tremolo» означает «дрожание». Является наиболее ярким и эффектным приёмом, который исполняется равномерным чередованием разжима и сжима. Появился он благодаря виртуозной игре гармонистов, которой издавна славилась Россия. В середине XIX века существовали такие виды гармоник, у которых высота звука менялась в зависимости от направления движения меха. Игра на таких инструментах требовала от исполнителей большого мастерства. Часто меняя мех на одном звуке или аккорде, гармонисты добивались своеобразного звукового эффекта, который и предвосхитил появление современного тремоло мехом. А затем уже знаменитые композиторы-музыканты XX века Ф. Рубцов в концерте №2 для баяна с оркестром русских народных инструментов, С.Коняев в «Концертной пьесе», В. Кузнецов в «Саратовских переборах», В. Золотарев в концертных произведениях развили этот прием и ввели его в свои сочинения.

Прием достаточно сложный в освоении. Хотя существует мнение, что тремоло можно начинать осваивать на начальном этапе обучения. Во-первых, учащийся концентрирует внимание на смене направлений движения меха. Во-вторых, регулировка ремней таким образом, чтобы гриф инструмента упирался в бедро правой ноги, а корпус и мех стояли на левом, способствует возникновению физического тонуса в мышцах, необходимого для освоения игрового приема. Однако в каком бы возрасте ни началась работа над тремоло, прежде всего, необходимо учитывать физиологическую предрасположенность ребенка к выполнению разного рода двигательной работы за инструментом. И это является одним из главных условий формирования технического навыка.

Тремоло мехом выполняется быстрым и равномерным чередованием разжима и сжима. Во время работы над тремоло необходимо постоянно контролировать ощущение свободы левой руки и сбрасывать накопившееся статическое напряжение – только тогда будет возможно долгое тремолирование. Лучше всего начинать тремолировать почти при полном сжиме с небольшим запасом меха, т.к. при раскрытом мехе тремоло играть трудно. Наилучший эффект достигается движениями левой руки не влево-вправо (разжим-сжим) как кажется на первый взгляд, а влево-вниз (разжим) и вправо-вверх (сжим), т.е. по диагонали. Первоначальные навыки освоения приема легко выработать на простых упражнениях:

1.Взять аккорд, сделать разжим (V). В момент разжима ощущать только минимальное усилие левой руки, достаточное для нужной динамики. После разжима снять напряжение, ощутив полную раскованность.

2.Сделать сжим (Г). Проконтролировать усилие, а затем свободу левой руки, как при разжиме. Повторить упр.1 и 2 несколько раз.

3.Сыграть основную ячейку тремоло – разжим/сжим (VГ). Исполнить несколько раз VГ, отдыхая между ячейками 2-3 секунды (контролируя в этот момент ощущение свободы левой руки). Пауза дает возможность сконцентрировать внимание и приготовиться к исполнению следующей ячейки.

4. Сыграть полную схему приема (VГVГ), слегка выделяя первую долю. Повторить несколько раз с паузами после четвертой доли. Затем перейти к исполнению нескольких схем подряд (VГVГ; VГVГ). Играть тремоло необходимо в среднем темпе, при этом первоначальный импульс приходится на первую долю, тогда как вторая, третья и четвертая доли будут исполняться инерционными движениями.

Подытоживая сказанное можно сделать вывод, тремолирование будет свободным и естественным, если левая рука выполняет на разжим и сжим правильные движения и на инерционных долях сбрасывает напряжение.

Триоли мехом исполняются чередованием разжима и сжима (разжим снятием руки делится на две доли). Если в пьесе требуется исполнение триолей на протяжении длительного отрезка, то мех постепенно начинает расходиться, поскольку на разжим приходятся две доли, а на сжим – одна. Чтобы как можно дольше сохранить мех в собранном состоянии, нельзя с одинаковой силой играть все три доли, наиболее ярко исполняется первая доля (разжим). Вторая доля на сжим звучит почти с такой же силой, уравновешивая расход воздуха и возвращая мех в исходное положение. Третья доля должна исполняться наименее сильно (разжим). Для более полного овладения виртуозной игрой мехом полезно научиться играть эти триоли в обратном порядке: сжим-разжим-сжим.

Рикошет – равномерное чередование ударов верхней и нижней частей меха. Этот прием впервые был использован в финале второй сонаты В. Золотарёва. В качестве исходной позиции для его освоения следует слегка развести мех и, не нажимая клавиш, попеременно смыкать верхнюю и нижнюю его части. Как и при исполнении тремоло, левая рука делает движения в большей степени вниз-вверх, чем влево-вправо.

1 элемент – разжим верхней частью меха. Нижняя часть сомкнута.

2 элемент – общее направление движения меха – на сжим, верхняя часть сжимается, а нижняя в это время расходится. Вторая доля длится до смыкания верхней части меха. В момент смыкания начинается третья доля.

3 элемент – сжим нижней частью меха (верхняя сомкнута).

4 элемент – разжим верхней частью меха после смыкания нижней (момент смыкания фиксирует начало четвертой доли). Во время исполнения всего этого цикла пальцы с клавиш не снимаются.

Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после четвертой доли рука снимается, аккорд берется заново и начинается новый цикл. Получается, что четвертая доля предыдущего цикла и первая последующего исполняются разжимом верхней частью меха, который делится снятием руки. Существуют две разновидности трехдольного рикошета: со снятием руки с клавиш и без снятия. В современной аккордеонной исполнительской практике применяются и более сложные разновидности этого приема – пятидольный, а также непрерывный рикошет. При пятидольном или непрерывном рикошете удары производятся не только верхней и нижней частями, но также внутренней и внешней частями меха. При исполнении сложных рикошетов следует помнить, что первая и пятая доли исполняются на разжим, а вторая, третья и четвертая доли – общим движением меха на сжим. Для исполнения рикошета требуются хорошая координация движений и слуховой контроль.

Оригинальные приемы игры, органично вплетаясь в музыкальную ткань произведения, усиливают те или иные звуковые эффекты, тем самым напрямую служат более полному и точному раскрытию художественного образа. Они привлекают внимание слушателей к ярким и важным моментам пьесы. Таков прием глиссандо (ит. glissando) – быстрое скольжение пальцев вверх и вниз по клавиатуре в новую позицию. Название произошло от французского «glisser», что означает скользить. Один из ранних примеров глиссандо на струнных смычковых инструментах встречается у итальянского композитора и скрипача Карло Фарины в «Экстравагантном каприччо» (1627 г.) В этой сюите для скрипки и ансамбля, состоящей из пьес развлекательного характера, композитор впервые применил глиссандо как натуралистический прием подражания. В произведениях для клавишных инструментов впервые прием встречается у французского композитора Ж.Б. Моро в его сборнике «Первая книга пьес для клавесина» в 1722 году. Известно, что Моцарт, Бетховен, Вебер, Равель эпизодически применяли глиссандо в своих произведениях. Нельзя не отметить тот факт, что глиссандо в те времена лучше звучало на клавесине или фортепиано старых конструкций, из-за легкой и не очень глубокой «венской» клавиатуры.

На аккордеоне, для качественного звучания, необходимо мех вести с натяжением, т.е. нужна хорошая подача воздуха в меховую камеру. Скольжению вверх или вниз по клавиатуре в новую позицию поможет движение абсолютно свободной, не зажатой руки. Выполняется скольжение на аккордеоне движением 2 и 3 пальцев при участии 1 пальца вниз, а вверх опора сосредотачивается на 1 пальце при участии 2 и 3 пальцев. Что касается исполнения глиссандо, то его свободное звучание во времени вовсе не означает метроритмической неорганизованности. Глиссандо в такте должно быть ритмизованно и приходиться на определенные доли такта, как в предлагаемом примере:

Глиссандо исполняется на вторую долю такта, на счет «и». Однако этот прием можно сыграть следующим образом:

На счет «раз и» звучит четвертная длительность, на счет «два» выполняется глиссандо и выдерживается восьмая пауза, которая дает возможность подготовиться к вступлению в первую долю следующего такта. В этом случае приём будет более выпуклым, а игра понятной и ясной. Он сразу привлечет внимание своей красотой и точностью исполнения. Из этого следует, что задача педагога заключается в том, чтобы проконтролировать правильность не только технического, но и ритмического выполнения приема.

Нетемперированное глиссандо имеет уникальную технику исполнения, не имеющую ничего общего с другими видами глиссандо. Современные композиторы давно пытаются выйти за рамки темперированного строя. Проблема лишь в том, что довольно узкий круг музыкальных инструментов на практике может воплотить их замыслы. Нетемперированное глиссандо имеет следующую технику исполнения: аккордеонист нажимает нужную клавишу (как правило, в нижнем регистре), затем одновременно с натяжением меха клавиша медленно опускается в исходное положение, высота тона при этом будет понижаться. Понижение звука объясняется тем, что сильное натяжение меха при почти опущенном клапане максимально увеличивает давление воздуха на голос, из-за чего он начинает детонировать.

В XX веке, когда диссонансное звучание стало своего рода нормой музыкальной ткани, все чаще в произведениях разных авторов встречается один из наиболее колористических приемов – кластер. В переводе с английского кластер (cluster) означает скопление, кисть, пучок, рой, гроздь. Это гармоническое «шумовое пятно», образованное одновременным звучанием соседних звуков или заполнение секундами какого-либо интервала. Термин «кластер» впервые этому приему дает американский композитор, первооткрыватель новой музыки Генри Коуэлл в своих сочинениях (1912-1917 гг). Он разработал целую систему нетрадиционного исполнения на фортепиано, в которую входили эксперименты на струнах рояля, ритмизованные удары по корпусу инструмента и прочие новации. Однако всемирную славу Коуэллу принесло создание техники кластеров. До Коуэлла кластеры применяли другие авторы, но именно он дал им теоретическое обоснование, рассматривая их как одновременное соединение верхних обертонов натурального звукоряда и, следовательно, естественный результат поступательного гармонического развития. Кроме того, Генри Коуэлл изобрел для кластеров специальную нотацию.

Кластер в музыке существует уже почти 300 лет. Впервые в 1738 году французский композитор Ж.Ф. Ребель использовал его в своей оркестровой сюите «Стихии», изображая смятение, суету, космический хаос. Доподлинно известно, что Доменико Скарлатти включал звучание кластера в свои сонаты. А Джузеппе Верди в опере «Отелло» кластер использовал как колористическое средство, с помощью которого изображается буря. Композиторы XX века, в том числе С. Прокофьев и И. Стравинский применяли кластер, как выразительное средство особой повышенной экспрессии. В музыке кластер используется эпизодически, как эффектный и красочный прием, выполняется как ладонью, так и кулаком, нажимая сразу несколько клавиш на клавиатуре. Этот прием всем хорошо известен с детства. Нет такого ребенка, который бы, подойдя к роялю, удержался от искушения ударить по клавиатуре одной или сразу двумя ладонями. Именно так технически выполняется кластер.

В работе над кластерным приемом используются все виды туше: нажим, толчок, удар. Кластерное глиссандо, как и обычный кластер, исполняется либо открытой ладонью, либо кулаком. В современных композициях прием звучит красочно и ярко.

Одним из самых выразительных средств в музыке является вибрато (ит. vibrato, лат. vibratio) – колебание. Исполняется мелкими пульсирующими движениями правой и левой руки, что приводит к пульсации меха при непрерывном его движении и вызывает колебание динамики. Вибрато придает звучанию экспрессию, особую эмоциональную насыщенность. Впервые прием появился в XVI-XVII веке. Хотя ещё в первой половине XII века в трактате, посвященном игре на виоле и лютне, Сильвестр Ганасси писал об особом приеме игры, при котором ведение смычка сопровождается легкими колебательными движениями левой руки. В это время уже были оценены огромные музыкально-выразительные возможности вибрато. В классической скрипичной школе прием применялся лишь эпизодически как украшение. И только у Паганини вибрация превращается в мощное эмоциональное средство, которое впоследствии становится одним из важнейших элементов музыкального искусства скрипача.

Конструкция аккордеона и баяна предоставляет широкий выбор технологий исполнения этого приема, исполнитель выбирает наиболее подходящий вид вибрато в каждой ситуации, учитывая такие параметры, как частота и амплитуда колебания. Исходя из техники исполнения, различают: управляемое вибрато правой руки (с упором в гриф), напряженное «дрожание» правой рукой, кистевое вибрато левой руки. Эти разновидности выполнения приема наиболее часто используются в обучении.

Для образования вибрато необходимо, чтобы определенная группа мышц пришла в колебательное состояние и передала свою пульсацию воздушному давлению в мехе инструмента. На аккордеоне для получения вибрато также необходимо участие мышц, которые создают давление воздуха в мехе. Это мышцы предплечья левой руки. При таком механизме возникновения вибрато исполнитель физически не зажат, частота и размах легко регулируются, а исполнительский аппарат остается полностью свободным. Практика показывает, что это один из наиболее распространенных способов достижения вибрато. Вопрос в том, когда можно начинать работу по освоению вибрато на аккордеоне. Среди средств выразительности этот прием занимает особое место по сложности. Но думается, что в начальный период обучения обращаться к использованию вибрато нецелесообразно в связи с недостаточным уровнем владения инструментом и, как правило, низкими музыкально-эстетическими критериями. Только когда музыкальность и исполнительская техника становятся достаточно развитыми, можно приступить к занятиям по изучению природы вибрато и методики освоения этого средства выразительности.

Аккордеон – инструмент относительно молодой, обладающий певучим звуком и огромными художественными возможностями. И очень жаль, что вибрато используется в единичных случаях (как сонорный эффект), хотя практика показывает важность и необходимость применения его в музыкальных инструментах с «управляемым» звуком. Аккордеон не составит исключение, использование вибрато учащимися сегодня становится актуальной задачей.

К оригинальным способам звукоизвлечения на аккордеоне можно отнести всевозможные специфические шумовые приемы: шумовое глиссандо, удары по меху и корпусу, скольжение по решетке правого полукорпуса, звучание воздушного клапана и т. д.

Шумовое глиссандо – специфический прием, относящийся к разновидности глиссандо. Этот прием носит чисто изобразительный характер. Выполняется скольжением пальцев по клавиатуре при неподвижном мехе. Если в правой руке выполняется шумовое глиссандо, а в левой звучит аккомпанемент, то шумовое глиссандо выполняется легким скольжением по клавиатуре.

К оригинальным способам звукоизвлечения на аккордеоне можно отнести удары по корпусу и меху инструмента. Наиболее эффектным является удар по полой меховой камере. Его следует производить всей плоскостью ладони по центру достаточно сильно раскрытого меха. При правильном исполнении можно получить достаточно громкий низкий и гулкий звук, который соответствует необходимым музыкальным краскам. В исполнительской практике используются удары по корпусу аккордеона, скольжение по решетке правого полукорпуса либо по сборкам раскрытого меха. Для лучшего эффекта такие скольжения следует производить ногтевой фалангой первого пальца, либо второго, третьего, четвертого и пятого пальцев, плотно сгруппировав их. Композиторы используют даже такие звукоизобразительные приемы, как звучание воздушного клапана аккордеона или переключение регистров.

В целом подобные приемы наиболее широко распространены в оригинальных современных композициях последних лет, написанных специально для аккордеона. Яркий образный строй этих сочинений, заложенный практически во всех произведениях, позволяет решить творческие задачи, развить образное мышление, сформировать необходимые основы музыкальности и выразительности исполнения. И в этой связи современные исполнительские приемы игры обретают все большую популярность в исполнительской практике аккордеонистов. Они значительно обогащают арсенал художественно-выразительных средств инструмента. Вместе с тем любые средства никогда не должны превращаться в самоцель. Все оригинальные приемы игры следует направлять только на достижение конкретного образного результата.

Литература

1. Имханицкий, М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне: Учебное пособие по курсу методики обучения игре на баяне (аккордеоне) / М. Имханицкий. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997.

2.  Липс, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Липс. – М., 1985.

3.  Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано / Г. Цыпин. – М., 1984.

4.  Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 6-изд. / Г. Нейгауз. – М.: Классика-XXI, 1999.

5.  Бажилин, Р. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие / Р. Бажилин. – М.: Изд-во В. Катанского, 1999.

6.  Бойцова, Г. Юный аккордеонист. Часть 3 / Г. Бойцова. – М.: Музыка, 2012.

7.  Цыпин, Г. Исполнитель и техника / Г. Цыпин. –  М., Академия, 1999.

8.  Галактионов, В. Движение меха в работе баяниста / В. Галактионов. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ

Доклад о психофизиологических процессах во время исполнительской деятельности...

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.03. «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» основной профессиональной образовательной программы МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» по специальности 53.02.01

Комплект контрольно-оценочных средств разработан для проверки освоения профессиональных и общих компетенций по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники", 1 курс 1 семестр, форма ...

Конспект открытого урока в 4 классе «Обучение технике передачи и приёма мяча в тег-регби»

Урок по теме "Обучение технике передачи и приёма мяча в тег-регби" был проведён в рамках школьного конкурса педагогического мастерства " Лучший открытый урок"...

Методическая разработка занятия по мини - футболу для группы второго-третьего года обучения. Тема занятия: Технико -тактические приёмы игры.

В данной разработке представлены игровые упражнения с ударами по воротам, способы обучения и тренировки технико-тактических действий при выполнении комбинаций "Стенка", "Двойная стенка...

Методическая разработка «ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ВВЕДЕНИЕ  В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться о разработке профессиональной метод...