Интеграция образовательного и досугового пространства в УДОД
статья

Орлова Ольга Валерьевна

Безусловно, неотъемлемой частью полноценного развития личности учащегося и подрастающего поколения в целом является образование, а интеграция обучающего и досугового пространства позволит получить такой комплекс образования, который включает в себя не только предметы специализации, но и возможности реализовать свой творческий потенциал в культурно – досуговых мероприятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_dosuga_i_obrazovaniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова О.О.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД Центр творческого развития

и гуманитарного образования «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Интеграция досугового и образовательного пространства в УДОД

Значение вовлечения и погружения детей в атмосферу русских народных традиций

 Сегодня мы много говорим об упадке культуры в целом и музыкального исполнительства в частности. При этом на самом высоком уровне давно идут разговоры о российской национальной идее. При этом в современном урбанистическом обществе подчас сильно предубеждение к русским народным инструментам. Убеждена, что понимание роли русских народных инструментов может поспособствовать созданию этой национальной идеи и национального самосознания.

Но современные дети не знают своих корней. Они урбанистичны. С одной стороны подросток окружен музыкой постоянно. Но в большинстве случаев пристрастие детей сводится к популярной эстрадной музыке, ТВ-проектам, и потому уровень культуры школьников воспитывается стихийно и непредсказуемо. Современные дети достаточно эгоистичны. У них в большей степени развито чувство «эго» - «Я». С другой стороны (по утверждениям современных психологов) им не хватает живого коллективного творчества и общения.

    Приобщение подрастающего поколения, детей, подростков, к основаниям народной культуры  через  их знакомство с ее традициями, обрядами, яркими праздничными действами, помогает формированию эстетически развитой, нравственной, социально активной личности.

Частью этого процесса является организация обучения подрастающего поколения игре на народных инструментах, обеспечивающего преемственность в развитии национальных традиций и формирующего условия для сохранения русской музыкальной культуры. Как подтверждение - функционирование сектора народных инструментов во многих учреждениях дополнительного образования. В нашем учреждении такой сектор тоже существует практически со дня основания (тогда еще!) Школы Искусств, 15 лет. Педагоги сектора обучали детей игре на русских народных инструментах индивидуально, затем появился ансамбль, затем и оркестр. И несколько лет назад  мы  поняли, что  обучение игре на инструментах требует дальнейшего развития и выхода.

 Создание длительной досуговой программы в нашем секторе – пегагогическая необходимость. И, проработав методическую литературу по созданию досуговых программ, в нашем секторе появилась досуговая программа «Русь Праздничная», которая реализуется в нашем Центре с 2006 года. Эта программа  является результатом интеграции с образовательными программами педагогов секции: «Обучение игре на домре», «Обучение игре на баяне, аккордеоне», «Детского оркестра русских инструментов «Млада» как формирующих базовые умения и навыки детей, которые используются в досуговой программе. Основные участники программы – воспитанники сектора русских народных инструментов, дети 7-15 лет.  

            В основе программы «Русь праздничная» -  цикл русских традиционных сезонных народных праздников, которые реализуются в виде 5 мероприятий – интерактивных действий.

1. «У наших ворот всегда хоровод».

2.  «Дожинки или праздник последнего снопа».

3. «Русское Рождество».

4.  «Масленица».

 5. «Зеленые святки».

Народный праздник является всеобъемлющей формой народного творчества, аккумулирует все виды искусства и художественной деятельности, факторы и средства народной педагогики, производит яркое эмоциональное впечатление. Участвуя в праздничном действе,  ребенок осваивает глубинные духовные ценности, созданные народом, к которому он принадлежит, знания, накопленные в традиционной и современной культуре, способы деятельности и взаимоотношений людей друг с другом, с природой, обществом.

Эти мероприятия осуществляются как интерактивные театрализованные действия, с визуализацией, драматизацией и музыкальным сопровождением воспитанников секции народных инструментов при активном взаимодействии с залом  -   детьми, родителями, зрителями.

Актуальность программы нельзя недооценить. Она связана с потребностью современной социальной, досуговой и музыкальной практики в возрождении и развитии народной музыкальной культуры, в активном привлечении социально-культурных средств для ее возрождения и поддержания.

Актуальность программы заключается в:

  • сохранении музыкальных традиций русского народного оркестра;
  • создание условий для уважительного отношения к историческому прошлому России;
  • развитии и сохранении у детей интереса к "живой", не компьютерной музыке в условиях мегаполиса;
  • воспитании  личности ребенка на основе познания русской народной культуры и музыкального творчества;
  • обеспечении творческого досуга детей.

Также крайне актуальным аспектом, на мой взгляд, является активная театрально-исполнительская деятельность  участников программы. Дети выступают в Социальных Домах дневного пребывания для пожилых людей Василеостровского района, в Обществе блокадников, в Доме милосердия для детей и в ДОУ района и города.

Особенности реализации программы.

1. Интерактивный цикл праздничных обрядов рассчитан на учебный год, проводится в концертных залах Центра для воспитанников и родителей, прежде всего секции народных инструментов, а также всех желающих  участвовать в интерактивном проекте.

2. Программа осуществляется силами педагогов и воспитанников  секции народных инструментов, обязательным условием реализации которой являются музыкальные номера в исполнении детей, а часть обрядов проходит под музыкальное сопровождение педагогов.

3. В каждом мероприятии участвуют приглашенные коллективы не только других секций Центра, но и музыкальные, фольклорные коллективы учреждений дополнительного образования города, что способствует активному творческому взаимодействию и сотрудничеству детей и педагогов.

4.  Каждый из праздников подается как театрализованное интерактивное действо, в центре  которого визуализация старинных русских обычаев и быта на основе  мультимедийных технологий (видеороликов) по теме того или иного обряда, обычая, а также  аудио – сопровождение.

5. В каждом из праздников предусмотрено исполнение воспитанниками - инструменталистами не только музыкальных номеров, но и  ролей театрализованного действа.

6. Предусмотрено участие детей, педагогов и  родителей в изготовлении костюмов, подготовке декораций и реквизита.

Интеграция задач образовательной и досуговой программы.

Безусловно, неотъемлемой частью полноценного развития личности учащегося и подрастающего поколения в целом является образование, а интеграция обучающего и досугового пространства позволит получить такой комплекс образования, который включает в себя не только предметы специализации, но и возможности реализовать свой творческий потенциал в культурно – досуговых мероприятиях. «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры» (С.Гессен, «Основы педагогики»). Основная цель образования, по Гессену - становление творческой личности и приобщение ее к культурным ценностям, открывающим новые возможности ее самореализации.

Развитие личности ребенка – это многоэтапный процесс его включения в социум и культуру посредством оптимизации социально-культурной среды, стимулирования различных видов культурно-досуговой деятельности. Однако в реальности педагогические ресурсы образовательной и досуговой деятельности учреждений дополнительного образования не интегрированы в рамках единой системы, компоненты которой дополняли бы друг друга. С одной стороны, досуговые программы не всегда востребуют комплекс знаний и навыков образовательных программ. С другой, в рамках обучения не в полной мере используются возможности культуры в стимулировании процесса развития личности воспитанника. Если на организационном уровне причина подобной ситуации очевидна, то с точки зрения методологии данная проблема обусловлена трактовкой культуры, образования и досуга как функционально самодостаточных систем со специфическими ценностями, целями и технологиями. Такая позиция обрекает на изначальное, концептуальное противопоставление, как соответствующих отдельных направлений, так и доминирующих видов деятельности, и прежде всего в части разрыва процессов потребления культурных ценностей и их созидания, инкультурации (т.е. процесса освоения индивидом норм общественной жизни и культуры) и самореализации.

Досуг в свою очередь – это возможность ребенка заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Инновационным и эффективным подходом для повышения уровня культуры и образования учащихся является интеграционный подход к досуговому пространству учреждений дополнительного образования, который требует единства всех направлений и сфер образовательного процесса. Этот подход сделал актуальной проблему обеспечения постоянного эстетического воздействия на детей с целью формирования культурных ценностей. Отсюда – постоянно возрастающий, особенно в последнее время, интерес к комплексным и интегративным формам работы, к новым технологиям, которые сочетают в себе использование самых различных средств, приемов и методов.

Необходимо отметить, что трактовать и проводить досуговую работу следует не в качестве организованной «сверху», а как проявление детской инициативы и их самодеятельности. В данном случае речь идет об организации коллективной, эмоциональной жизни ребят, что связано с удовлетворением потребностей в художественном оформлении и осмыслении событий, жизнедеятельности и досуга любого детского творческого коллектива.

Взаимодействие игровых форм досуговой и образовательной программы

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в учебных заведениях дополнительного образования является применение игровых технологий в процессе преподавания.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Повышение эффективности и результативности учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у воспитанников интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего обучения. Одним из средств решения этой задачи являются игровые технологии.

Преимущества использования игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения повышает мотивированность детей, обладает отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога «поиграть на занятии».

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Мониторинг психологических аспектов детей – участников досуговой программы. Диагностика детей, не участвующих в досуге.

Завершающим этапом по данному направлению является педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности знаний у учащихся о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на приобретѐнные знания, навыки и умения.

Методы отслеживания результативности реализации досуговой программы эффективно осуществляется с помощью:

- систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;

- проведения опросов детей и родителей;

- анкетирования;

- беседы (интервью) с родителями;

- организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);

- анализа творческих работ учащихся.

Значение результата обучения и воспитания через взаимодействие двух видов деятельности: досуговой и образовательной. 

Характеристика досугового пространства, с точки зрения культуры его организации и проведения, охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. В культурно-досуговом пространстве происходит процесс интеграции, расширения и умножения социальных связей ребенка с внешним миром, через которые осуществляется социализация личности учащегося в деятельности и общении.

Ведь основные приемы, которые используются при подготовке каждого мероприятия

– создание микроколлективов – это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел;

– «мозговая атака» – это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание «банка идей», т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи;

– отбор идей – это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений;

– защита идей – это когда каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение способствуют возникновению и закреплению взаимопонимания, совместным переживаниям. Эмоциональное состояние в ходе мероприятий сближает учащихся, а положительные эмоции, пережитые впечатления ассоциируются с представлениями о так называемом «творческом братстве». Помимо этого ребенок раскрывает в себе массу способностей: организаторских, коммуникативных, ораторских, чувство коллективности и раскрытие творческого потенциала в целом. Интеграция досугового пространства в образовательную деятельность в УДОД позволяет детям реализовать полученные знания в практические навыки, которые используются:

- при разучивании обрядовых хороводов, для последующей организации зала интерактивным действом (дети на сцене – дети и родители в зале)

- при создании реквизита (разработка костюмов, декораций)

- в репетициях театрализованных сценок, визуализирующих обряды как элемент народного праздника

- при сочинении детьми стихов по теме праздника и их разучивании

- в совместном с детьми поиске пословиц, поговорок, попевок из  устного народного творчества, как элементов праздника

- при создании слайдов, разработке визуального оформления

- при поиске фонограмм и обработке аудиоматериалов

 - в работе с ансамблями: разучивании русских народных песен на инструментах.

Рассматривая роль досуговой программы во взаимодействии с образовательной, можно смело утверждать, что она выступает своеобразным центром объединения и взаимодействия тех сфер, которые могут изменить личность наших детей.

Таким образом, сочетание образования и досуга в УДОДе превращают образовательное пространство в четкий инструмент всестороннего развития ребенка, т.е. дети получают не только профессиональные навыки, но и ценностно-ориентированные качества, приобретают в целом багаж духовных, моральных и нравственных качеств.

Хочется закончить свое выступление словами Аристотеля: «Тот, кто не имеет досуга, достоин сожаления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...

Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...

Двуязычное образование как средство интеграции обучающихся в межкультурное пространство

Теоритическое обоснование значимости билингвального обучения, статические показатели внедрения методик билингвального образования  в разных странах мира, а также  актуальность  его разв...

Доклад Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.

    Т.В.Пашаева, МБОУ СОШ № 2 , г. Буйнакска,учителя родного ( кум.) языка   Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культу...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...