Индивидуальная методическая разработка "Интеграция РДШ в воспитательное пространство"
методическая разработка

Степанов Дмитрий Александрович

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Индивидуальная методическая разработка

На тему

Интеграция РДШ в воспитательное пространство

МКОУ «Брединская СОШ № 4

Выполнил: Степанов Дмитрий Александрович,

учитель физики

П. Маяк, 2021 г.

Введение

Теория воспитания - исторически сложившийся и окончательно сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. Исторически принято выделять следующие виды воспитания: нравственное, физическое, эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое, трудовое и др.

До 2015 года все эти виды воспитания были нацелены на создание национального воспитательного идеала, представленного в Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В это время появились единые целевые установки, были определены единые задачи духовно-нравственного воспитания.

На сегодняшний день приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является  включение всего социума в единую воспитательную систему для развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Одним из федеральных партнеров реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года позиционируется Российское движение школьников.

Проблема данной разработки заключается в отсутствии у образовательных организаций  достаточного опыта в работе с детско-юношескими общественными движениями, в том числе и с «Российским Движением Школьников».

Цель разработки: внедрить детскую общественную организацию «Российское движение школьников» в воспитательный процесс образовательной организации на примере МКОУ «Брединской средней общеобразовательной  школы №4».

Задачи:

  1. Ознакомление с деятельностью Российского Движения Школьников всех участников воспитательного процесса;
  2. Создание первичного отделения РДШ в школе;
  3. Составление плана работы первичного отделения;
  4. Поиск партнеров-спонсоров;

Российское Движение Школьников

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация  «Российское движение школьников» (далее – РДШ) создана Указом № 536 Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года.

Целями РДШ являются:

        содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения;

        содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

        создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и интересам;

        становление гражданской позиции подрастающего поколения путем коллективного взаимодействия на благо России.

РДШ является важной составляющей системы воспитания образовательной организации начального, основного, среднего общего и дополнительного образования. РДШ в части воспитания обеспечивает формирование высоконравственных, социально успешных граждан.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников.

Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьника. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Этому способствует реализация в воспитательном процессе школы содержания разновозрастных мероприятий и проектов Российского движения школьников, которые построены в логике формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности (таблица 1).

Виды воспитывающей деятельности

Социально значимые знания

Социально значимые отношения

Социально значимый опыт

Проблемно-ценностное общение

Всероссийский проект «Классные встречи» РДШ, Всероссийские проекты РДШ «Твой выбор» и «Блог героя»

Всероссийские проекты «Дискуссионный клуб РДШ», «Командная лаборатория «КоЛаб», «Контент на коленке», Всероссийские акции РДШ в формате «Дни единых действий»

Всероссийские проекты РДШ «Академия гражданина» и «Лига решений»

Трудовая деятельность

Всероссийский проект РДШ «Впорядке»

Всероссийский проект РДШ «Клуб экономных школьников (КЭШ)»

Всероссийский проект РДШ «Клуб экономных школьников (КЭШ)»

Социальное творчество

Всероссийский конкурс РДШ «Добро не уходит на каникулы»; Проект «РДШ – территория самоуправления»

Всероссийский конкурс РДШ «Добро не уходит на каникулы»; Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления»

Всероссийский конкурс РДШ «Добро не уходит на каникулы»; Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления»

Художественное творчество

Всероссийские онлайн-квизы РДШ по значимым датам в сфере культуры

Всероссийский проект «Творческая мастерская РДШ», онлайн-акции РДШ по значимым датам в сфере культуры

Всероссийский проект «Творческая лаборатория РДШ»

Спортивно-оздоровительная деятельность

Всероссийские проекты РДШ «Веселые старты» и «Сила РДШ». Всероссийский фестиваль РДШ «Футбол в школе»

Всероссийский турнир по шахматам на кубок РДШ, Всероссийский проект РДШ «Здоровое движение», Президентские спортивные игры, Президентские спортивные состязания

Всероссийский проект РДШ «Игры отважных» (16-17 лет), Президентские спортивные игры, Президентские спортивные состязания

Военно-патриотическая деятельность

Всероссийский проект РДШ «Моя история», Всероссийский конкурс экскурсий по школьным музеям «Школьный музей»

Всероссийские военно-спортивные игры: «Зарничка» (7-10 лет), «Зарница» (11-13) , «Орленок» (14-17 лет), Всероссийский конкурс краеведческих презентаций «Я познаю Россию»

Всероссийский конкурсы РДШ «Делай, как я!» и «Штаб актива ВПН», Всероссийский конкурс уникальных экскурсионных региональных маршрутов «Прогулки по стране»

Экологическая деятельность

Всероссийский конкурс «Экологическая культура» (личный)

Всероссийский конкурс «На старт, экоотряд!» (командный), Всероссийский проект «Экобаза»

Всероссийские проекты РДШ «Сезоны фенологии» и  «Экотренд»

Познавательная деятельность

Всероссийский проект РДШ - цикл онлайн-разговоров с настоящими учеными «Объясните нормально!»

Всероссийское детское научное онлайн-сообщество «РДШ – Наука», Всероссийский проект РДШ «Научное ориентирование»

Всероссийский «Турнир трех ученых» по решению междисциплинарных кейсов

Становясь социально-педагогической реальностью, воспитательным пространством, РДШ позволяет положительно влиять на саморазвитие и самоопределение обучающихся, тем самым дополняя семью, школу и  учреждения дополнительного образования.

Инициаторами создания РДШ в Брединской СОШ №4 стали взрослые (педагогический коллектив) и дети. Была создана группа инициативных коллег и, конечно, актив РДШ из обучающихся 7-10 классов. По решению группы учителей и обучающихся принято решение о создании на базе «Брединской СОШ №4»  первичного отделения РДШ. Председателем первичного отделения избран Степанов Д.А., кандидатура которого одобрена советом Регионального отделения РДШ Челябинской области.

Помимо председателя первичного отделения, был создан совет отделения, состоящий из представителей от каждого класса. Каждый член совета первичного отделения выбрал одно из четырех направлений деятельности РДШ: личностное развитие, военно-патриотическое направление, гражданская активность, информационно-медийное направление.

Направление «Личностное развитие» самое масштабное направление. Включает популяризацию ЗОЖ, творческое развитие, популяризацию профессий.

Направление «Гражданская активность» в первую очередь направлено на развитие добровольчества во всех его проявлениях, а так же призвано активизировать стремление школьников к организации деятельности в рамках работы музейных, поисковых отрядов и отрядов экологической направленности.

Направление «Военно-патриотическое» это организация работы военно-патриотических клубов и вовлечение в неё детей, организация профильных и образовательных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ. Реализуется в партнерстве с Юнармией и различными силовыми структурами и ведомствами.

Направление «Информационно-медийное» призвано разработать и реализовать модели многофункциональной системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ, создать систему взаимодействия с информационно-медийными партнерами.

Четыре направления деятельности Российского движения школьников согласуется с направлениями программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с программой воспитательной работы класса. Мероприятия РДШ позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в том числе базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися.

Участие детей в конкурсах, акциях и проектах Российского движения школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших особенно выдающиеся способности.

Российское движение школьников способствует улучшению условий для развития детей. Разнообразие мероприятий РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности современных школьников.

Содержание РДШ обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы и может использоваться при реализации программы воспитания и социализации образовательных организаций, при реализации программ работы классных руководителей. Это способствует совершенствованию воспитательной системы школы, так как направлено на развитие личности ребёнка.

Дети активно участвуют в акциях, конкурсах и проектах РДШ, тем самым обеспечивается развитие личностных и метапредметных результатов образования.

Прогнозируемые результаты внедрения РДШ в воспитательное пространство школы

 Каждый подросток с 8 лет до окончания школы может стать участником любого проекта РДШ. Взрослый в РДШ – это тот, кто идет рядом и готов подсказать и помочь, а не тот, кто выполняет все за ребенка. Этот принцип построения деятельности воспитывает в подростках самостоятельность и ответственность, уверенность и целенаправленность.

С 8 до 11 лет - это ступень, когда общество, включая семью, школу, дополнительное образование, общественные организации вовлекают ребенка в систему единых ценностей: человеколюбия, взаимопомощи и д.р.

Участвуя в различных интересных событиях, в том числе с привлечением партнерских организаций, младший школьник принимает эту общую систему ценностей вместе со своими товарищами из всех уголков России. Включение в деятельность родителей будет способствовать и их воспитанию в том числе, «приращению» их к единой системе ценностей.

11-15 лет это период проб себя в разных проектах. Становясь организаторами различных событий, подростки получают возможность примерить на себя разные социальные роли от исполнителя до руководителя проекта. На этом этапе взрослый перепоручает часть ответственности ребенку. Начинается воспитание лидеров. Подросток, который не готов принять ответственность за одно дело, с удовольствием берется за другое.

Главная задача взрослого на этом этапе – показать подростку все возможности для самореализации. Очень частой ошибкой современной системы образования, а точнее отдельных участников педагогического процесса, является практика «делать за ребенка». Возможно, это обусловлено недостатком времени на объяснения или неуверенностью в качестве работы, выполненной детьми. РДШ исключает такую практику. Все участники проектов, вышедшие на Федеральный уровень, приглашаются на профильные смены, финальные события. А это значит, что ребенку, оказавшемуся в числе делегации, вдали от педагога, придется потом самостоятельно выполнить подобное задание, общаться по сути проекта с участниками из других регионов. Таким образом, педагог становится лишь помощником, в то время, как ребенок – активным участником.

Роль родителей на этом этапе заключается в проявлении интереса к деятельности подростка, наполнение его информационного пространства положительным контентом. Воспитание культуры общения в социальных сетях является неотъемлемым элементом воспитания современных детей. Отказ родителей от социальных сетях «ВК» и «Инстаграмм» или запрет пользования ими детьми приводит лишь к негативным последствиям и деструктивному поведению в будущем. Ребенок, не знакомый с основными правилами общения в сети, становится легкой наживой для мошенников и разрушающих личность молодежных субкультур. Интерес родителей к информационному пространству ребенка, вовлечение их в отдельные проекты в качестве помощников способствует не только укреплению семейных отношений, но и воспитанию ответственного отношения к своим близким.

16-18 лет – это время, когда подготовка к сдаче экзаменов не позволяет принимать участие в долгосрочных проектах. При этом школьники могут принимать в полной мере участие в самоуправлении, выступать организаторами отдельных событий.

Данное деление очень условно. Но внедрение его в школьную систему воспитания в таком виде даст непременно положительный эффект.

Примерный план внедрения мероприятий РДШ  в воспитательное пространство школы:

  1. Создание рабочей группы из учителей и обучающихся для принятия решения о создании первичного отделения РДШ;
  2. Подготовка доклада на педагогическом совете для ознакомления коллег с деятельностью РДШ;
  3. Принятие участия в классных родительских собраниях для ознакомления родителей с деятельностью РДШ;
  4. Выбор председателя и совета первичного отделения РДШ;
  5. Отправка документов образовательной организации в региональное отделение РДШ для создания первичного отделения;
  6. Получение сертификата, подтверждающего создание первичного отделения в образовательной организации;
  7. Проведение учредительного собрания первичного отделения РДШ;
  8. Регистрация первичного отделения на сайте РДШ;
  9. Обучение совета первичного отделения на сайте корпоративного университета РДШ;
  10.  Проведение собрания совета первичного отделения для составления  плана  мероприятий РДШ  на учебный год;
  11.  Включение мероприятий РДШ в календарное тематическое планирование  программы по воспитанию школы;

Заключение

Изменяя практику работы педагогов, путем усиления взаимодействия РДШ с социальными партнерами, школой, семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации, это объединяет лучшие воспитательные практики, и формируют единое воспитательное пространство школы, района, региона и всей страны.

Деятельность Российского движения школьников вписывается  в воспитательную систему школы. РДШ способствует формированию лидерских качеств у школьников, устойчивой мотивации к достижению социально значимых целей.

Организация выступает важным фактором развития личности ребенка, её социализации, является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности и развития социально творческого потенциала.

Практика подтверждает, что формы работы, предлагаемые Российским движением школьников, позволяют ребятам принять участие во всероссийских мероприятиях, а педагогу обеспечить интеграцию внеурочной деятельности и воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...