"Проект Семь и школа как механизм взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ"
методическая разработка по внеклассной работе (11 класс) по теме

Светлакова Наталья Викторовна

В данной работе представлен проект "Семья и школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Семья и школа» как механизм в развитии воспитательного пространства  ОУ

В современном обществе школа становится всё более  открытой социально- педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. В результате его развиваются обе стороны.

Родители становятся настоящими партнёрами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно- творческих дел. Только тройственный союз: школа- семья- ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности.

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость в разработке социально – значимого проекта «Семья и школа».

      Создание единого воспитательного пространства ОУ является главной идеей проекта.

       Цель проекта: создание оптимальных условий для конструктивного взаимодействия и позитивных взаимоотношений семьи и школы.

       Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:         Задачи:

  1. Повышение психолого- педагогической компетентности родителей, обеспечивающей оптимизацию детско - родительских отношений.
  2. Изучение семьи  на основе личностно- ориентированного и системного подходов; Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  3. Определение наиболее эффективных форм взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
  4. Обеспечение динамики участия родительской общественности в учебно- воспитательном процессе.

В своем проекте мы рассматриваем механизмы взаимодействия семьи и школы через процесс взаимодействия семьи и школы.

 Мы предполагаем, что реализация данного проекта обеспечит плодотворное сотрудничество семьи и школы.

     Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели ряд исследований:

    Изучение социального статуса семей показало, что жизненный уровень семей ниже среднего, хотя в 2007-2008 уч. году наблюдается повышение социального статуса семей. Этот показатель зависит от повышения общего уровня жизни и стабильности экономики страны на этот период времени.

     Анализ социального статуса родителей показал, что 70% родителей имеют статус рабочих, 35% родителей являются безработными. Причём, прослеживается увеличение процента безработных.

     В ходе данного анализа были выявлены следующие проблемы.

  • Уровень жизни большинства семей соответствует показателю «низкий» и «ниже среднего».
  • Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.

В силу выше обозначенных проблем, в том числе и неблагоприятных внешних факторов в  сложных современных условиях, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ОУ.

        Одним из путей такого взаимодействия мы считаем активное включение родителей в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

       Сравнительный анализ участия родителей в образовательном процессе показал, что уровень активности родителей низкий. Поэтому возникла необходимость в разработке данного проекта. Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

       На Подготовительном этапе

1.Были определены участники проекта:

  • Администрация МОУ ООШ №7
  • Инициативная группа разработчиков проекта
  • Родительская общественность
  • Совет старшеклассников ОУ.
  1. Разработана нормативно- правовая база проекта.
  2. Была создана Модель взаимодействия семьи и школы, в ней определены 6 основных направлений взаимодействия школы с семьёй:
  • Консультативно – диагностическое
  • Управление в сотрудничестве
  • Работа с проблемными семьями
  • Взаимодействие классного руководителя с родителями
  • Привлечение  родителей к участию в образовательном процессе
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся  

В рамках проекта была разработана программа, которая стала одним из механизмов его реализации.

        Цель программы:

         Активизация взаимодействия школы и семьи через использование различных форм и методов работы.

       Задачи:

  1. Изучение и формирование банка современных форм и методов работы с семьёй.
  2. Внесение изменений и коррективов в нормативно- правовую базу ОУ, разработка новых локальных актов.
  3. Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой.

На экспериментальном этапе осуществлялась пробация модели взаимодействия в учебно- воспитательном процессе, корректировка программы.

Итогом второго этапа  стала разработка Критериев и показателей эффективности совместной работы школы с родителями.

Было определено 8 основных критериев оценки, в содержании которых заложены все 6 основных направлений программы. Каждому  критерию относятся по 2-3 показателя,  которые  переведены в  баллы.

  Данная система мониторинга позволит определить эффективность созданной структуры, соотнести с желаемым результатом и внести необходимые коррективы.

Следующий этап Практико-внедренческий предполагает реализацию программы и внедрение мониторинга результативности деятельности школы с семьёй.

Предполагаемым результатом реализации проекта будет:

  1. Повышение уровня психолого- педагогической, правовой культуры родителей.
  2. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и негативным зависимостям в детской и подростковой среде.
  3. Оказание практической помощи родителям при возникновении воспитательных проблем.
  4. Повышение мотивации к ЗОЖ.
  5. Улучшение микроклимата в семьях учащихся.

                                Светлакова Наталья Викторовна,

заместитель директора по УВР МОУ ООШ №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ...

Доклад"Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса"

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы  Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главны...