Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
материал на тему

Зевайкина Нина Михайловна

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям  ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_sovremennyh_usloviyah.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»

 

Д О К Л А Д

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Зевайкина Н.М., заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководитель 5 класса

МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»

                 

2015 г.

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени  ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования  педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.

              Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям  ФГОС нового поколения.

              Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый,  единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

                  Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической  готовности,  необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

               По плану проводятся общешкольные родительские собрания.(5 раз в год) Здесь родителей мы  знакомим с документацией  школы, с основными направлениями, задачами,  итогами  работы шкоды.. Проводим  встречи со специалистами служб  системы профилактики КДН, ПДН.  Организуем отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, с Днём Защитника Отечества, с днем 8 Марта . Организуем выставки творческих работ учеников, занимающихся в различных объединениях, проводим творческие отчеты  кружков. Тщательно продумываем тематику родительских собраний: «Роль семьи в поддержке  обучающихся», «Семейное законодательство на защите ваших прав», «Организация безопасности жизнедеятельности», «Этические средства поощрения и наказания ребёнка в семье» и др.

.           Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой. Дни открытых дверей   проводятся в удобное для родителей время - в субботу.  Педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

         Традиционными стали совместные внеклассные мероприятия    с детьми и родителями: «Праздник осени», «Радуга профессий»,  «Мамины руки», «Мы вместе и душа на месте».

На  совместные спортивные  соревнования и мероприятия  родители и дети идут с большим желанием. Проводятся  семейные праздники «Спортивная семья – здоровое поколение».

         Большая роль в работе с семьей отводится классному руководителю.  Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Члены родительского комитета совместно с классным руководителем и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию родителей,     оказывают помощь в воспитании детей класса, организуют  совместные досуговые мероприятия, анализируют, оценивают результаты данной деятельности и подводят итоги сотрудничества школы и семьи.

              Родители   классов обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют  в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий.  Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов.  

          Опыт   работы классного руководителя с семьей  и родительским  комитетом   обобщается на МО классных руководителей школы.

       Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска. Данные из социального - педагогического паспорта школы  свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, следовательно, о  снижении учебно-познавательной мотивации школьников. В школе  ведется работа с такими семьями по принципу непрерывности. Создан Совет профилактики, классные руководители  постоянно взаимодействуют с данной категорией семей.  Семьи  стоят на учете в КДН, составлен совместный план работы  с ОВД по профилактике правонарушений среди обучающихся.

       Для улучшения работы с семьей ведется  постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Диагностика   помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, у которых в семье чрезвычайно трудное положение.     Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

         Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, школьную

образовательную сеть  индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом. Консультации проводятся в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации полезны как для родителей, так и для учителей. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

       Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается личность человека, формируется его отношение к себе, своему здоровью.  Тем не менее школа   была,  есть  и  будет  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

        Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.

 Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...

Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...

Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»

цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...