Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.
материал по теме

Иванова Ирина Геннадьевна

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_shkola_puti_vzaimod.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

Цель: мотивировать родителей на взаимодействие со школой.

 Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только  семья, влияет на него. Но вот он поступает в детский сад, школу, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось. В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать неизвестно? Вот об этом мне и хотелось сегодня вместе с вами поразмышлять.

 Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелого гармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы наш ребенок став взрослым мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким), был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию), мыслил здраво, был самостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим, в меру альтруистичным (самоотверженный, бескорыстный) и в меру эгоистичным.

 Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание для общества, воспитание для ребенка. Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.

 Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.

Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.

Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.

Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.

Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.

Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.

Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. надо находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталось определить только формы такого объединения. Некоторые из них существуют и в нашей школе: это классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные тематические консультации родителям, посещение семьи на дому, походы и экскурсии детей вместе с родителями. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан и функционирует Управляющий Совет школы, работают родительские комитеты, совет школы. Все эти объединения помогают укреплять материально-техническую базу школы, классным руководителям помогают организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу  родителей и обучающихся над проектами и творческими работами.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребёнка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые может быть втянут и ребёнок:

- всегда помнить, что и родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребёнка

- не стесняйтесь сказать о волнующих вас вопросах – если вы не спросите, то вопросы останутся и проблема не уйдёт.

- не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи

- воспринимайте критику позитивно, делайте выводы

- не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей – это может вызвать отрицательную реакцию

- если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину.

- помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребёнка.

И в заключение хочется сказать о том, многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети не виноваты, что наше общество больное.   Если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том , что мы декларируем.

 Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие ус-ловия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов   и общественности. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.   Именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность.  Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.  

Воспитание – дело обоюдное и очень важное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...

Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...


 

Комментарии

Иванова Ирина Геннадьевна

В статье рассказывается о проблемах семейного воспитания