Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества
статья по русскому языку на тему

иванова татьяна сергеевна

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.

Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям  ФГОС нового поколения. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и коммуникациям.

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему, Торохтий В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.

Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.

Семья – важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.

Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям  ФГОС нового поколения. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической  готовности,  необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость  создания модели взаимодействия   на основе сотрудничества и взаимопомощи.

        Цель — эффективное взаимодействие школы и семьи для успешной социализации обучающихся.

      Задачи:

1. Учитывать дифференцированный, личностно-ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.

 2.Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.

3.Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.

4.Формировать у обучающихся осознанное отношение к будущему ответственному родительству как важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи как социального воспитательного института, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде.

 

Ожидаемые результаты  работы:

 учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;

 взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;

использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Однако практика  показывает,  что некоторые родители не имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.

Совместно с   родителями,   педагогический коллектив школы  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Формы взаимодействия школы с родителями.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения.

В научной педагогической литературе (Т.П. Елисеева, Н.К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.

По мнению специалистов (Н.Е.Щуркова, Ф.П.Черноусова, Т.А.Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

Родительское собрание

Родительский лекторий

Конференция по обмену опытом

Вечер вопросов и ответов

Диспут-размышление по проблемам воспитания

Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

«Дни открытых дверей»

Взаимодействие с родительским комитетом

Взаимодействие с творческими группами

Групповые консультации

Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

Клуб

Беседа

Посещение на дому

Консультация-размышление

Выполнение индивидуальных поручений

Переписка

Телефонный разговор


Рассмотрим кратко каждую группу форм взаимодействия педагогов и родителей.

Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Конференция, по обмену опытом – чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут-размышление по проблемам воспитания – размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.
Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Другой вариант «Дня открытых дверей» проводятся для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году.

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. 

Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями.

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Посещение на дому – особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие учителя используют переписку. Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта. Индивидуальная консультация - распространенная форма взаимодействия с родителями, которая может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой.

Традиционными стали совместные внеклассные мероприятия с детьми и родителями.

Родители классов обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий.

Ежегодно составляется план работы с родителями на основе анализа деятельности за предыдущий год.

По плану проводятся общешкольные родительских собрания, встречи со специалистами служб системы профилактики, центра помощи семье и детям. Организуют отчетные концерты или готовят праздничные музыкальные номера и поздравления родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи. Организуем выставки творческих работ учеников.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Существуют разные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные; коллективные, групповые, индивидуальные.

Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление вашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

педагогическому просвещению родителей;

умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

Список использованной литературы

  1. ФЗ «Об Образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 с изм. и доп.
  2. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.
  3. Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. / Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа».
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. – М., 20011.
  5. Методические рекомендации о взаимодействии общеобразовательного учреждения с семьей.// Вестник образования. – 2001. - №8. – с.24-33.
  6. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  8. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.
  9. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. / Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. – Екатеринбург, 2010.
  10. Торохтий В.С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума. // Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М., 2007.
  11. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.
  12. http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...

Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...