«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
статья по теме

Разуваева Е. С.

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. о. Саранск Республики Мордовия

Педсовет №4

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Тема выступления:

«Принципы и правила работы с «трудными» родителями»

                                                         

                                                                    Подготовила: учитель математики

                                                                                     Разуваева Е. С.

Саранск 2014

Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Работа классного руководителя с детьми невозможна без работы с родителями.

Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, вдумчивые родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые, весьма достойные родители не имеют знаний в области детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей. В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей.

Но часть родителей неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

Кто же они «трудные» родители?

  1. Во-первых сюда можно отнести неблагополучные семьи.

В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы.

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой,  манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения.

Неблагополучные семьи – это аморальные в разных отношениях родители. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.

2. Во-вторых: родители «трудных» детей.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка, у которого наблюдаются: отклонение в поведении, прогулы, правонарушения.

Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходит в школу. В таких случаях, классному наставнику необходимо установить с родителями тесный контакт.

Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он досконально разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг откровенности и взаимопонимания с родителями.

Для работы с «трудными» семьями нужна целая команда: классный руководитель, специалисты школьной социально-психологической службы, администрация школы, школьный инспектор, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция. 

  1. В-третьих, «проблемные» семьи.

 - Учитель, в своей работе, сталкивается с разными семьями. Это и семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. 
Большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должного внимания ребёнка.

- Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам: разлад в семье,  развод в семье, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью. Сюда можно отнести и неполные семьи, где родители находятся  в разводе,  или мамы воспитывают детей одни (матери-одиночки).

- Семьи с низким общеобразовательным и культурным уровнем, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

  1. родители, не идущие на контакт со школой.

- Самая большая группа семей, составляющая основную, преобладающую долю - это родители, которые не занимаются воспитанием своих детей, действуя по формуле: «Мы их отдали вам, вот и воспитывайте!». Родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей; Наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Непросто установить отношения сотрудничества с такими семьями. Такие семьи закрыты для внешнего мира. А чем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.

- Большая проблема в работе классного руководителя - семьи, где ребенок –

объект безрассудного обожания, где ему все дозволено, все внимание сосредоточено на нем при безразличном или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающим его в школе детям.

Примеры: из опыта работы:

В своей работе классного руководителя я встречалась с разными родителями: в основном конечно это положительные родители, которые окружают своих детей вниманием и заботой, занимаются их воспитанием, интересуются их успехами в учебе. Но встречаются и семьи, где есть проблемы.

  1. Семья Ашенковой Алёны. Ребёнок воспитывался с бабушкой с 5 до 9 класса. Мама работала в Москве. Алёна на год старше своих одноклассников, раньше остальных повзрослела, стала общаться с мальчиками, перестала учиться, всё свободное время проводила на улице с друзьями. Мама вернулась из Москвы когда Алёна перешла в 9 класс и сразу же сталкнулась с проблемой, что ребёнок её не слушает, путём обмана уходит на улицу. Однажды мама позвонила мне вся в слезах, прося о помощи. Мама с дочерью сильно поругались, Алёна сказала, что она ей не мать, так как её воспитанием занималась бабушка. Мама взяла шланг и выпорола дочь. На что Алёна собрала вещи и ушла из дома. Я как классный руководитель связалась с Алёной по телефону и после долгой беседы и уговоров вернуться, Алёна всё же меня послушала. Вечером мама с благодарностью сообщила, что за долгое время впервые они поговорили излив друг другу души, наплакались и обнялись. До этого момента я как классный руководитель ни разу не видела мамы и не общалась с ней по телефону, только с бабушкой. После этого случая мама мне звонила довольно часто, интересовалась успехами дочери в учебе.
  2. Семья Милкиной Анастасии. Мама воспитывала дочь одна. Её работа находилась в в районе нашей школы, Настя всегда была под контролем своей мамы, но ещё с начальной школы девочка уличалась во лжи. В 5 классе начиналось всё с малого: надоело Насти сидеть на уроках она находила причину, чтобы учителя её отпускали с уроков. Мама, знала, что дочь врёт, но продолжала потакать ей. К 7-му классу Настя забросила учёбу, пропускала уроки без уважительной причины. С трудом девочку перевели в 8 класс и мама забрала ребёнка на Украину. Каково же было моё удивление, когда после I четверти 9 класса Настя вернулись в наш класс. Началось всё сначала: каждый вечер я общалась с Настей и её мамой. То они передерутся, то мама на целый день запирала дочь одну в квартире, то мама говорила, что она не справляется со своими обязанностями. Просила забрать дочь в приют «Надежда», лишить её материнских прав. Говорила, что убьёт её. И каждый вечер не спеша разбираясь в очередном конфликте между мамой и дочерью, спокойно, вежливо, успокаивала разбушевавшихся родственников. Девочка закончила учёбу со справкой.
  3. Семья Тыднева Артёма. Обучаясь ещё в начальной школе Артём состоял на внутришкольном контроле: у ребёнка отсутствовало  желание учиться, наблюдались пропуски занятий по неуважительной причине, в поведении со старшими  и одноклассниками агрессивен. Мама воспитывает ребёнка одна и считает, что её сына должна воспитывать школа. В поведении, в пропусках уроков, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. Родительские собрания мама не посещает, крайне редко приходит в школу, и то только по просьбе классного руководителя. На проблемы сына в школе, мама реагирует не совсем адекватно. Очень часто грозит школе полицией и министерством образования. Общаться с ней крайне сложно, она слушает и слышит только себя. При разговоре я пытаюсь успокоить Наталью Викторовну, разговариваю с ней спокойно и мягко.
  4. Семья Шабанова Виталия. За время учебы Виталий зарекомендовал себя как ученик, не выполняющий требований учителей. К урокам не готовится. домашнее задание не выполняет, систематически пропускает уроки без уважительной причины, находясь при этом дома за компьютером.

Бабушка и дедушка во всём ему потакают,  сами родители не уделяют должного внимания воспитанию ребёнка, мотивируя большой загруженностью на работе. Семья Виталия отказывается общаться со школой, игнорируя все просьбы классного руководителя. Однако сами родители не могут проконтролировать посещаемость и успеваемость Виталия. В школу они приходят крайне редко, только когда вызывает администрация. Совместная работа школы с семьёй привела к незначительному, но положительному результату. Посещаемость ребёнка улучшилась. Надеюсь, что общими усилиями, мы сможем допиться того, что семья Шабановых поймёт важность взаимодействия семьи и школы и Виталий закончит школу с аттестатом основного общего образования.

 Последствия жизни и воспитания «трудными» родителями. Они всем хорошо известны:
- детская безнадзорность и беспризорность,

- побеги из дома,

- половая распущенность,

- правонарушения,

- алкоголизм,

- наркомания и токсикомания.

4.что делать?

Как строить работу с «трудными» родителями?Слайд6

Каждый учитель знает, что одно дело "трудные" ученики и совсем другое – "трудные" родители. Вторые, как оказывается, гораздо труднее первых. Как работать с "трудными" родителями? Профессионально, спокойно, с оптимизмом и юмором. И главное, работать.

Правила работы:

 

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1.  Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2.  Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6.  Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1.  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

 2.     Индивидуальный подход.

3.     Сотрудничество, а не наставничество.

4.     Готовимся серьезно.

5.     Динамичность.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

6. Вывод

В заключении хочется подчеркнуть: любая работа требует усилий, энергии, отдачи. И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать!

Превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...

Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»

цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...