«Культуротворческий проект-спектакль «Бал Грация», как одна из форм интеграции образовательного пространства в системе кадетского образования»
статья

Статья освещает направление работты хореографа в кадетской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Культуротворческий проект-спектакль «Бал Грация», как одна из форм интеграции образовательного пространства в системе кадетского образования»

Методическое сопровождение по предмету «Хореографии» разработана в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Председателя Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.

Дополнительное образование детей направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Предлагаемая методическая разработка направлена на развитие навыков общей культуры, представления об общечеловеческих нравственных ценностях, на оздоровление психоэмоционального и физического состояния обучающихся, на формирование гармонично развитой личности в социальной среде.

Содержание методического сопровождения определяется с учетом основной деятельности (хореографии), возрастных особенностей учащихся, индивидуального и дифференцированного подхода обучающихся в условиях кадетской школы.Занятия проводятся в форме: учебного урока, репетиции, выступления, открытого учебного урока, экскурсии.

Актуальность:

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление эстетического образования.

Среди множества форм художественного общекультурного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования обучающихся, для их гармоничного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Хореографическое творчество - основа для возрождения нравственных и духовных традиций, средство приобщения к культуре, национальному культурному пространству, к формированию исторического и национального самосознания.

Новизна:

Современные требования и технологии предусматривают особые образовательные         потребности. Взяв за основу одну из задач Концепции        развития дополнительного образования детей 2014-2020гг., а именно:

- проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений,мною было разработано методическоесопровождение по теме: «Культуротворческий проект-спектакль «Бал Грация» как одна из форм интеграции образовательного пространства в системе кадетского образования»

Педагогическая наука и практика свидетельствуют, что воспитание и дополнительное образование расширяют границы базового школьного образования наиболее эффективно при условии их интеграции, которая является необходимым фактором создания условий для самоопределения личности, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом.

Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование при обеспечении единства урочной  и внеурочной деятельности (хореографии) методом интеграции.

Новый качественный уровень требует не только обновления содержания образования(программ по хореографии), но и предусматривает новые формы организации педагогического процесса, разработки инновационных методических сопровождений, в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества. Это в первую очередь, должно изменить мышление педагогов, стереотипы их профессиональной деятельности. Сам педагог всегда должен быть готов к творчеству, новизне, инновациям.

Урок хореографии, где за основу берется классический, народный, бальный, современный танцы,  с последующей постановкой отдельного танцевального номера, использование и применениенетрадиционной формы, а именно постановки хореографического спектакля: «Бал Грация»; где возможно одновременное изучение разных танцевальных жанров  в течение учебного занятия. Считаю, что это нововведение должно быть успешным, и оно решает конкретные задачи в системе кадетского образования.

Значимость методической разработки:

Культуротворческий проект-спектакль«Бал Грация» способствует кадету-воспитаннику обрести образ человека культурного, духовного, способного развиваться самостоятельно, проявлять себя в творчестве и делать творчество частью своей жизни. Проект-спектакль – художественное, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах, относится к крупной форме хореографического произведения. Такая масштабная работа позволяет занимать разновозрастные группы воспитанников-кадет и привлекать исполнителей различного уровня подготовки. Включение большого числа воспитанников-кадет в хореографическую деятельность способствует повышению их творческой активности и эстетической культуры.

Осуществление такой формы хореографической деятельности, как проект-спектакль «Бал Грация», способствует:

  • Интеграции образовательного пространства через  освоение и объединение в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусство, музыку и художественное слово;
  • Интеграции с предметами общеобразовательного цикла (история, литература,  география, музыкальная культура)кадетского образования;
  • Внедрению художественно-эстетического, общекультурного пространства – как фактора интеллектуального совершенствования, влияющего на раскрытие творческого потенциала воспитанников-кадет;
  • Повышению значимости культуры и искусства в образовательном пространстве, в условиях кадетской школы;
  • Улучшению качества общекультурного образования воспитанников-кадет.

В прикладном значении обучающиеся кадетских классов знакомятся с основами хореографического искусства, развивают мастерство исполнения, навык пространственного мышления, формируют оптимально-конструктивный костно-мышечный аппарат. Поэтому особое внимание уделяется технике и методике выполнения, что и является основой безопасности учебного (трудового) процесса.

Педагогическая целесообразность:

Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощает собственно художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие  и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Необходимые для творческой деятельности технические навыки и приемы исполнения, манера исполнения оказывают сильнейшее и непосредственное (невербальное) воздействие на эмоционально-волевую сферу сознания обучающихся кадет.

Занятия дополнительного образования  по предмету хореографии в организационном и учебно-методическом плане школьного кадетского образования представляет собой сложившуюся и устойчивую единицу учебного процесса.

Идейная основа методического сопровождения это принцип свободного развития творческой личности, целенаправленное формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, путем изменения позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах, построения образовательного процесса, применяя  методы и приемы интеграции.

Совместная  деятельность культуротворческого проекта «Бал Грация»  (педагога дополнительного образования и учителя-предметника) – пространство взаимодействия общего и дополнительного образования. Именно в рамках этого пространства возникает возможность достижения планируемых результатов:

  • включение большого количества воспитанников кадет (5-11 классы);
  • повышение творческой активности и эстетической культуры;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

 - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Результаты интеграции для обучающихся:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;
  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
  • Расширяет тематику изучаемого материала;
  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;
  • Увеличивает спектр учебных предметов;
  • Повышает роль самостоятельной работы;
  • Реализует лучшие личностные качества.

Межпредметные связи:

 При создании культуротворческого проекта «Бал Грация», в процессе интеграции взаимосвязанного материала двух или нескольких предметных дисциплин  (например: хореографии, истории, музыки, литературы), происходит приобщение обучающихся кадет к единым общечеловеческим ценностям. Органичное сочетание, интеграция разнопредметных знаний и умений, направленное на качественное преобразование, способствует формированию у воспитанников-кадет убежденности в связанности предметов,в целостности картины восприятия.

Анализируя характер движений,  пространственное построение танца, его ритмический рисунок, обучающиеся могут получать сведения по истории, географии, геометрии, музыкальной грамоте, изобразительному искусству, анатомии, иностранному языку.

Подготовка культуротворческого проекта «Бал Грация» (исторические балы) обусловлено потребностью и желанием педагога, и воспитанников погрузиться  в соответствующую историческую эпоху, создать целостную картину восприятия важного исторического события (бала), вжиться в образы исторических персонажей и прочувствовать атмосферу того времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосиб...

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...

Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе

Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....

Методическая разработка «Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров, как одна из форм открытого образовательного пространства»

В данной методической разработке рассмотрена новая форма общения педагога с родителями на примере социальной сети «Вконтакте», а также мобильных месcенджеров Watsap и Viber. Методическая р...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

О НЕОБХОДИМОМТИ РАСШИРЕНИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА в системе дополнительного естественнонаучного образования.

Проблема поиска путей повышения интереса учащихся  к предметам в свете преобразований стандартов и современных требований к образованию. - Актуальность использования инновационных технологий...