БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
статья по биологии (11 класс) на тему

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. Аннотация: В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. В статье рассматриваются особенности бинарных уроков: этапы подготовки, структура бинарного занятия, значение интегрированных занятий. Ключевые слова: интегрированный урок, бинарный урок, групповая работа, межпредметные связи, деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии

Л. М. Карасева, преподаватель химии

        Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)

        Аннотация: В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. В статье рассматриваются особенности бинарных уроков: этапы подготовки, структура бинарного занятия,  значение интегрированных занятий.
Ключевые слова: интегрированный урок, бинарный урок, групповая работа, межпредметные связи, деятельностный подход.

        Современные условия требуют новых подходов в реализации современных стандартов  образования. И в тоже время имеющаяся методика обучения переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

        Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый – т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования [1].

        Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.
Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо  частей или элементов (сл. Ожёгова).

        Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

        В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют два преподавателя.

        Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике,  а также:

  • служат средством повышения мотивации изучаемых дисциплин;
  • создают условия для практического применения знаний;
  • развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивают аналитические способности и изобретательность;
  • обладают огромным воспитательным потенциалом;
  • на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях,  то есть знания формируются на IV уровне.

Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются  взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.

                Урок по теме ведут два преподавателя, например, биологии и химии, которым необходимо примерно в равной степени представить изучаемый материал с разных точек зрения.

        В изучаемых дисциплинах необходимо выделить близкие по содержанию темы. Значительную роль  играют  психологическая и методическая совместимость преподавателей, готовящих бинарное занятие.  

Подготовка к проведению бинарных уроков выполняется в определённой последовательности:

  • анализируется фактический материал, который может служить темой урока;
  • определяется мотивация изучаемой темы;
  • учитывается объём и уровень знаний учащихся по дисциплинам;
  • выявляются межпредметные связи не только между изучаемыми дисциплинами, но и устанавливается взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального цикла;
  • выбирается  наиболее рациональная форма занятия: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-исследование и т.д.
  • определяется тип занятия: урок изучения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, комбинированный урок [3].

Общая структура таких уроков включает:

  • вступление - постановка цели, задачи урока, актуализация опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
  • основную часть - раскрытие содержания учебного материала;
  • заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

        В ГБПОУ ДЗМ «МК №6»   регулярно проводятся бинарные занятия по  дисциплинам  «Биология» и «Химия». Проанализировав содержание программ, были определены такие темы как «Белки», «Углеводы», «Жиры, липиды». Наиболее рациональной для преподавателей  и интересной для студентов формой занятия была выбрана форма урока-игры с элементами урока-исследования. В ходе занятия студенты были распределены малыми группами. Групповая форма работы студентов наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным дисциплинам.  Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. В процессе групповой работы повышается интерес студентов к изучаемому материалу. Совместная работа сплачивает студентов, развивает чувство взаимопомощи, поддержки и коллективной ответственности за результат исследования. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Правильно организованная групповая работа позволяет повысить результаты учебной деятельности студентов и расширить их представления об изучаемом материале [2].

В данной статье мы приводим конспект занятия по теме «Жиры. Липиды».

№ специальности:  34.02.01

      Дисциплины:    химия, биология

Количество часов:     2  

Тема занятия: Жиры. Липиды.

Вид занятия: Урок комбинированный

Тип занятия6 бинарное

Курс: 0

Специальность:  сестринское дело

Место проведения занятия: кабинет  химии

Цели занятия:

  • обобщить и повторить знания о липидах (жирах) , полученные при изучении курса биологии;
  • расширить представления о жирах  с точки зрения их химических свойств;
  • показать практическое значение липидов (жиров) в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни. 

Знать: состав, строение, классификацию липидов (жиров), роль их в организме и в повседневной жизни человека, химические свойства жиров.

Уметь: применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.

Междисциплинарные  связи:

Обеспечивающие: математика, химия, биология.

Обеспечиваемые: фармакология, гигиена, физиология, патология.

Методы и приёмы обучения:

 1) информационно-развивающие (беседа);

 2) репродуктивные (работа с учебником и дополнительной литературой, пересказ, инструктаж, выполнение лабораторной работы по инструкции);

 3) словесно – репродуктивные (выполнение тестовых заданий);

 4) исследовательский, частично-поисковые (наблюдение);

Средства обучения:

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих жиры.

Раздаточный материал: таблица «Функции жиров»,  тестовые задания, инструкция к лабораторной работе, лабораторное оборудование и реактивы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Структура занятия

Элементы

занятия

Время

(хронометраж)

Деятельность

  студентов

Деятельность преподавателя

1

Оргмомент

2 мин

Приготовление к началу занятия

Организация группы для проведения занятия. Д/З.

2

Мотивация

2 мин

Выслушивают сообщение преподавателя

Постановка целей и задач занятия

3

Актуализация опорных знаний

12 мин

Выступления студентов с сообщениями о строении и функции жиров с биологической точки зрения (с точки зрения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, медицины)

Активизация студентов на изучение материала

4

Изучение нового  материала

40 мин

Изучение химических свойств жиров.  Выполнение лабораторной работы.

Объяснение материала,  коррекция ответов, уточняющие вопросы. Анализ выполнения лабораторной работы.

5

Закрепление и обобщение изученного материала

20 мин

Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, выполнение упражнений и решение задач.

Проверка правильности выполнения заданий

6

Дискуссия «Роль жиров»

7 мин

Выступления студентов

Комментарии преподавателя

7

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.

7 мин

Обсуждение итогов занятия.

Комментарии преподавателя. Подведение итогов.

        Бинарные уроки, проведённые в нашем колледже, показали, что они вызывают большой интерес как у студентов, так и у преподавателей.  Такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами и помогают обучающимся  по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку студентам  предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.

Список литературы:

  1. Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 2008.
  2. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.
  3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Гл. 11. / под. ред. С. А. Смирнова. М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей мат...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Статья на тему: "Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей"

Пример использования межпредметных связей в обучении....

Бинарный урок одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов

Статья о использовании бинарных уроков в преподавании различных дисциплин....

Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...