Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

   Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса.

В свою очередь интегрированные уроки позволяют учителю:

° сократить сроки изучения отдельных тем;

° ликвидировать дублирование материала по разным предметам;

° уделить больше внимания тем целям, ~ учитель выделяет в данный момент обучения;

° снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Особенности интеграции уроков ИЗО

ИЗО способствует восприятию литературного произведения, развитию внимания, воображения. Литературное чтение призвано не только научить детей читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. Так, знакомя детей с прекрасными образцами литературы и искусства, нужно добиться эмоционального подъема у ребенка, возникновения у нег желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному. Учащиеся, под руководством учителя рисования, создают свой пейзаж по заданной теме или по желанию. Иллюстрация в тексте важна для комплексного восприятия детьми лит-го произведения.

На уроках рус.яз. целесообразно использование интеграции изобразительного искусства при подготовке к словарной работе, особенно в 1 и во 2 классах. Например, обсуждается написание слова – помидор. Учитель рисования предлагает заменить букву “о” на …помидор. Здесь можно использовать иллюстрации или натуральные предметы. Дети выполняют рисунки на отдельном большом листе цветными карандашами. Затем с учителем русского языка записывают словарное слово в тетрадь. Занятия проходят в игровой, непринужденной форме, что облегчает запоминание.

Интеграция уроков математики и ИЗО помогает осваивать учащимся некоторые математические понятия. Целесообразнее проводить интеграцию на 1-2 г. обучения, когда дети на ассоциативной основе знакомятся с понятиями треугольника, прямой, луча, отрезка, линий замкнутых и открытых. Конечно, в этом случае возникают трудности с отбором материала. Нужно очень тщательно продумывать и составлять планы интегрированных уроков, следя за тем, чтобы межпредметная связь была необходимой. Практически, на каждом уроке рисования мы сталкиваемся с межпредметными связями математического, геометрического плана. Это и правильное построение предметов, и поиск упрощенных геометрических форм: овалов, прямоугольников, трапеций.

Природоведение – один из предметов, создающих необходимую основу, нач. базу для изучения отдельных дисциплин. Использование художественных произведений, создание детьми на уроках природоведения и экологии ярких иллюстративных образов является необходимым элементом для интеграции изобразительного искусства в дальнейшем с предметами естественно-математического цикла.

ИЗО может активно способствовать творческому мышлению учащихся в ходе изучения многих разделов истории. Большое значение в формировании мировоззрения младших школьников имеет искусство изучаемой эпохи. Знакомясь с произведениями дети получают знания о материальной жизни общества (орудиях труда, оружии, одежде, жилищах), о духовной жизни (идеи, взгляды, чувства). У учащихся при помощи ИЗО развивается ассоциативная память. Так, при упоминании о каком-л. историческом событии, картины помогут вызвать ряд ассоциаций, деталей, подробностей, которые забылись со временем. Интегрированные уроки истории требуют большой подготовительной работы и разнообразного наглядного материала.