МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства– одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь. «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм. Для осмысленного усвоения знаний и умений, обучающимися необходима собственная познавательная деятельность.

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей является актуальной, но не менее актуальной является проблема формирования и поддержания интереса к изобразительной деятельности у учащихся. Способность удивляться – ценнейшая способность человека, а современного школьника трудно «удивить», «зацепить».

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для школьников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако данные статистики показывают, что к 13 - 14 годам многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. В своей практике мне тоже пришлось столкнуться с данной проблемой. Причины, которые снижают интерес у обучающихся к изобразительному творчеству – неумение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата. Главной задачей учителя является формирование и поддержание у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству.

В.А.Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно - природный процесс познания мира учащимися, а познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. Поэтому, я считаю, что при обучении детей изобразительному искусству нельзя обойтись без межпредметных связей.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства– одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности.

В своей работе я поставила для себя следующие цели и задачи:

- заинтересовать учащихся искусством;

- научить любить искусство;

- понимать и наслаждаться искусством.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. В своей работе по обучению детей изобразительному искусству я стараюсь использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения изобразительного искусства, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия темы урока в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, лучшего понимания изучаемого материала я привлекаю исторический материал, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания, тем самым осуществляя связь урока изобразительного искусства с историей, краеведением, литературой, биологией и математикой.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

Учителям, работающим в сельских школах, часто приходится совмещать преподавание разных предметов. Я, помимо уроков изобразительного искусства, веду уроки литературного краеведения, ОРКСЭ, провожу занятия кружка по художественно-эстетическому направлению, предметные недели, вместе с детьми участвую в конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Это дает мне дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей.

 На уроках по изобразительному искусству я и обучающиеся читают стихи известных поэтов, соответствующие теме урока, сочиняют заголовок к своему рисунку, подбирают литературные фрагменты, связанные с описанием природы, человека, животного. После прочтения предлагаю детям сделать не только словесное описание эпизода, но и проиллюстрировать прочитанное, выразить свои эмоции, чувства при помощи рисунка, проиллюстрировать наиболее понравившиеся фрагменты. При изучении темы пейзажа «Красота родного края» я обращаюсь к творчеству не только известных мировых художников, но и рассказываю детям о творчестве балаковских художниках, но и художниках односельчанах, используя краеведческий материал. В нашем селе жил свой талантливый художник – А. Начин. У учащихся есть возможность увидеть оригиналы его картин.

На занятиях кружках перед началом работы для определения темы занятия также использую литературное творчество (загадываю загадки, читаю детские стишки).

Нельзя обойтись на уроках изобразительного искусства без связи с историей. При изучении произведений изобразительного искусства я постоянно обращаюсь к историческим источникам, дети получают индивидуальные задания, готовят сообщения о жизни и творчестве художников, истории создания картин, знакомятся с их историческим сюжетом (Например, на уроках в 5 классе знакомимся с историей народных промыслов, искусством и бытом Древнего Египта, Востока, Средневековья. В 6 классе – с творчеством художника, В. И. Сурикова, в его картинах «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков В Берёзове» отражена история нашей страны и её исторические личности и т.д.). При изучении темы «О чем рассказывают нам гербы» в 5 классе во вступительной беседе мы обращаемся не только к символам нашего государства, но и знакомимся с гербом и флагом нашей малой родины.

Не так давно в школах введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики», на занятиях помимо познавательной деятельности используется и творческая изобразительная деятельность детей. Многие художники обращались в своем творчестве к религиозной и светской теме. Так, например, в 4 классе при изучении темы «Совесть» предлагаю ребятам, рассмотреть и проанализировать картину Ф.Решетникова «Опять двойка», по теме «Нравственные идеалы» нарисовать образ леди и джентльмена и т. д.

При изучении тем, связанных с изображением людей, животных, птиц я обращаюсь к таким предметам, как биология, природоведение, используя знания детей по строению и анатомии.

Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний, в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел объясняю детям, что симметрия имеет место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, и в технологии изготовлении.

При проведении предметных недель по изобразительному искусству, ребятам даются задания на развитие их творчества, фантазии. В рамках недели предлагаю ответить на вопросы викторины, её целью является закрепление имеющихся знаний и поиск ответов на вопросы викторины.  

Итогами внеурочной деятельности по предмету является наличие призовых мест учащихся на конкурсах различного уровня, где осуществляется связь с предметом технологии.

Мною замечено, что на уроках с использованием межпредметных связей повышается уровень знаний детей по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. В результате моей деятельности согласно поставленным задачам, было подтверждено, что использование межпредметных связей на уроках изобразительного искусства не только оправдано, а даёт положительный результат.

Список литературы

  1. Н. Н. Ростовцев "Методика преподавания ИЗО в школе;
  2. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы.
  3. Зверев И. Д. Межпредметные связи   в современной школе. - М.: 2006.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

Интернет ресурсы

https://infourok.ru › ИЗО, МХК; www.openclass.ru/node


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи математики и изобразительного искусства

В статье рассмотрены межпредметные связи математики и изобразительного искусства...

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

Бинарный урок по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" 5 класс

В данном материале содержится разработка урока по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" и презентация. Урок разработан для учеников 5 класса по программе Неменского Б. М,...

Реализация межпредметных связей на уроках искусства

Во всем царит гармонии закони в мире все суть ритм, аккорд и тон.Джон Драйден. XVII век.«Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областям, в процессе которой...

Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».

Данный  урок по предмету «Музыка»  относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...