Межпредметные связи математики и изобразительного искусства
статья по теме

Рассказова Юлия Николаевна

В статье рассмотрены межпредметные связи математики и изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи математики и изобразительного искусства.

У детей рано складывается «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет преимущество – целостность. Часто, с приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, бывают мало связаны между собой. Но знание целостно – таким оно и должно предстать перед учеником.

 В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играют межпредметные связи учебных дисциплин, интеграция учебного процесса. Результатом интеграции является создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина, В.Н. Максимова) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

Наше школьное методическое объединение учителей естественно-математических наук долгое время работала над темой межпредметных связей математики с другими предметами.  Наша школа деревенская, небольшая, поэтому эта тема как нельзя актуальна для нас, так как у нас нет «чистых» предметников. Учителя ведут два, а то и три предмета. Я, например, по образованию учитель математики, но в свое время мне предложили вести изобразительное искусство, и вот уже на протяжении 15 лет я преподаю эти два предмета.

 Конечно мне, как учителю математики, намного проще «увидеть» математику в изобразительном искусстве и показать, как она «работает» там.

Одно из великих достижений художников эпохи Возрождения заключалось в создании математической схемы, известной под названием теории линейной перспективы.

С правилами линейной перспективы мы начинаем знакомить учащихся, начиная уже с 1 класса, на чисто интуитивном уровне, используя понятия «близко, значит большое», «далеко, значит маленькое». И так постепенно, «дорастаем» до того, чтобы в 6 классе в 4 четверти, когда по математике, кстати, изучается координатная плоскость, доказать  учащимся, что написанные в реалистической живописной манере картины двумерны. Но, если они нарисованы в соответствии с законами математической теории линейной перспективы, то глядя на них, мы испытываем такое ощущение, будто рассматриваем трехмерную сцену. Хорошим примером такого рода «объемных изображений» может служить «Афинская академия» Рафаэля.

С еще одним математическим понятием – «золотым сечением», которое, кстати, ввел Леонардо да Винчи, учащиеся знакомятся при изучении искусства Древнего Египта и Древней Греции. Уроки можно построить так, чтобы дети наглядно убедились, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях, что математика не только царица наук, но и основа искусств. В принципе, последнюю фразу «математика не только царица наук, но и основа искусств» можно взять темой проектной деятельности учащихся.

Для детей младшего школьного возраста характерна непроизвольная память, эмоциональность; их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. Поэтому им математические знания преподношу в игровой, занимательной форме.

Так, например, в 1 классе при изучении темы «Узоры на крыльях» строю урок так, что дети сами «подмечают» симметричность крыльев бабочки, узоров на крыльях. И вместе, в игровой форме стараемся придумать название такому замечательному свойству, потому что я специально не говорю, что это симметрия. Дети придумывают  много  интересных названий, но Мастер Украшения рассказывает им о том, что оно называется симметрией. Детям всегда это слово очень нравится и они с удовольствием приводят примеры симметричных фигур.

Дальнейшее знакомство с симметрией проходит на уроках по теме «Узоры, которые создали люди. Орнамент». Учащиеся создают свой орнамент, используя виды симметрии.

Также в 1 классе есть интересная тема «Строим город», где в сказочной форме мы совершаем путешествие в пространство, отрываясь от плоскости (альбомного листа).

Используя ИКТ, мы попадаем в сказочную страну, где правит царица Геометрия. У царицы есть ее верноподданные слуги – Цилиндр, Конус и Призма. В этой стране все весело и дружно жили в красивых городах, построенных Цилиндром, Конусом и Призмой. Но злой волшебник и маг Волмуг решил разорить страну и превратить ее в безжизненную пустыню. Он разрушал города, которые быстро вновь отстраивали Конус, Цилиндр, и Призма. Тогда Волмуг разозлился и превратил слуг в безжизненные листы бумаги.  Далее я прошу детей помочь царице Геометрии – сложить из листов эти тела и построить новый волшебный город. На первом уроке мы конструируем цилиндр, конус и призму, работая с Мастером Постройки. А на втором уроке строим волшебный город для царицы Геометрии.

Таким образом, использование межпредметных связей  математики и изобразительного искусства  является важнейшим методическим приемом, который эффективно можно использовать в учебно-воспитательном процессе, способствуя повышению качества знаний учащихся, формированию достаточно прочных умений и навыков, систематизации учебно-познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи: математика и физика.

Мы, учителя математики, часто слышим упреки от учителей физики, что подготовка учащихся по математике не соответствует требованиям. Вполне возможно, что математикам следует прислушаться к этому мнению...

межпредметные связи математики и литературы

Статья о реализации межпредметных связей математики и литературы....

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства– одно из необходимых условий развития художественного творчества...

Урок межпредметных связей математика - география "Координатная плоскость"

Урок был проведен совместно с учителем географии....

Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...

Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов

Физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате экспе...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...