Статья на тему: "Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей"
статья по теме

Толкачева Елена Владимировна

Пример использования межпредметных связей в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей

Е.В.Толкачёва, преподаватель,

Л.А. Рябкова, преподаватель,

Калужская область, Козельский район,

г.Сосенский, ГБОУ СПО «Сосенский

радиотехнический техникум»

e-mail: elvito@yandex.ru, тел.: 8 (48442) 4-24-04.

Задачи воспитания в процессе обучения могут успешно решаться в условиях сближения предметов гуманитарного цикла на основе теории межпредметных связей (далее – МПС). Выявлена возможность сочетания литературоведческих, исторических, лингвистических и обществоведческих понятий в формировании ценностных ориентаций личности учащегося.

МПС призваны обеспечивать взаимосвязь содержания изучаемого предмета с соответствующим содержанием других предметов, как родственных циклов, так и всех других циклов учебного плана с тем, чтобы для учащихся каждый учебный предмет представлялся одной из существенных граней единой картины материального мира.

МПС – дидактическое условие, обеспечивающее всестороннее, систематическое и последовательное отражение в структуре и содержании учебного предмета объективных взаимосвязей, существующих между всеми предметами учебного плана и их приложениями в жизни. МПС расширяют познавательные интересы учащихся, возбуждают активность их мысли, содействуют всестороннему и глубокому усвоению программного материала[2].

МПС в обучении, отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

Одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов являются бинарные уроки. Что же понимает современная педагогическая мысль под бинарным уроком?

«Бинарный урок — разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» [5].

«Бинарный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.) [4].

Указанные определения, а также опыт проведения бинарных уроков позволяет выделить следующие его основные признаки:

1)на одном уроке объединяется материал двух учебных дисциплин;

2)объединяемый материал должен быть взаимосвязанным (например, материал о Великой Отечественной войне как историческом событии с точки зрения истории и как явлении, ставшем источником возникновения целого направления в советской литературе);

3)урок ведут два преподавателя-предметника.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

  •  развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
  •  расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  •  способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  •  служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
  •  развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  •  развивает аналитические способности и изобретательность;
  •  обладает огромным воспитательным потенциалом;
  •  позволяет учащимся принимать творческие решения в нестандартных ситуациях[3].

Учебное занятие, описание которого приводится ниже, представляет собой бинарный урок по дисциплинам «История» и «Литература».

Историко–литературная композиция «У войны – не женское лицо»

Преподаватель 1. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами! Сегодняшний урок мы посвящаем женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.

Преподаватель 2. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «МАТЬ». Но милосердие - их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперской», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

Учащийся 1 с биографией К.С.Осадчевой. 

Учащийся 2 с биографией М.П.Смирновой. 

Учащиеся исполняют песню из репертуара группы «Любэ» «Там, за туманами...»

Учащиеся разыгрывают сцену из книги Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Преподаватель 1. Медсестры, пулеметчицы, зенитчицы... Ежедневным трудом на фронте и тылу женщины совершали героические поступки. Но был и другого рода героизм.29 ноября 1941 года в деревне Петрищево героически погибла Зоя Анатольевна Космодемьянская. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза. А было ей 18 лет.

Учащийся 3 рассказывает о подвиге З.А.Космодемьянской. 

Учащийся 4 декламирует отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя».

Преподаватель 2. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Учащийся 5 декламирует стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах».

Урок завершается исполнением песни из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен...»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Виноградов И.В. Герои и судьбы. – Л.: Лениздат, 1988.- 464 с.
  2. Гайдуков И.И. О межпредметных связях в подготовке учителя математики./ Межпредметные связи в обучении. Межвузовский сборник научных трудов.- Тула; Изд-во Тул.гос.пед.инст. им. Л.Н.Толстого, 1980- 100 с.
  3. Плониш Ю. Ю. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-познавательного процесса.-http://методкабинет.рф/index.php/publications/biologiya/328-plonish.html
  4. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".-1993.http://www.zipsites.ru/books/ross_ped_ents/
  5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышен...

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосиб...

Бинарный урок одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов

Статья о использовании бинарных уроков в преподавании различных дисциплин....

СТАТЬЯ. Реализация межпредметных связей через проектную деятельность.

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность...