Реализация межпредметных связей через проектную деятельность в образовательной области «Технология» - статья
статья по технологии

материалы по предмету Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpred.svyazi_cherez_proekt.deyat_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность в образовательной области «Технология»

Князева Инна Владимировна

Основное отличие нового ФГОС ООО от предыдущего Стандарта заключается в изменении требований к планируемым образовательным результатам учащихся личностным, предметным и метапредметным. При этом инструментом достижения этих результатов рассматриваются универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Реализация этих целевых установок предполагается в рамках системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществить переход от субъект–объектных отношений в образовании к отношениям, подразумевающим совместную деятельность учителя и ученика формирование у ученика позиции исследователя, первооткрывателя. Основным содержанием и результатом образования становится обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам проблемно-поисковой деятельности.

Большую роль в реализации этих целевых установок играет организация проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Опыт педагогической деятельности позволяет утверждать, что учебное проектирование особенно эффективно на уроках, разработанных на основе межпредметного взаимодействия.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке, в жизни общества и государства. Реализация межпредметной интеграции играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками основными приемами познавательной деятельности, общими для всех наук. С помощью многосторонних межпредметных связей (когда ведущий предмет связан не менее чем с тремя) не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении

частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Рассмотрим особенности планирования и осуществления межпредметного проекта.

  1. Подготовительный этап.
  1. выявление и постановка проблемы, личностно-значимой для учащихся, которую можно решить в рамках проектной деятельности с опорой на разные образовательные области (учебные предметы).
  2. выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов. Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна для учеников.

Уровень развития современной науки на данный момент таков, что практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук. Нельзя не отметить еще одну особенность развития современной науки: она оказывает все большее влияние на жизнь общества, более остро встает проблема моральной ответственности ученых за судьбу своих открытий.

  1. постановка задач проектной деятельности, исходя из выбранной темы.

В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать несколько групп задач.

  1. определение методик, применяемые в проектной деятельности.

Сочетание различных методик при работе над проектом поможет ученику в полной мере проявить свои способности, позволит индивидуализировать процесс обучения.

  1. Исследовательский (поисковый) этап.
  • в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники.

•        выбор источников сбора и анализа информации для определения критериев и характеристик продукта проектной деятельности (для каких функций предназначен объект труда, какие потребности он удовлетворяет);

•        выбор способов сбора и анализа информации;

  • сбор и уточнение информации (основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, расчёты, изучение источников, исторического материала и т.п.),
  • выявление и обсуждение альтернативных решений проблемы, возникших в ходе выполнения проекта («мозговой штурм»),
  • выбор оптимального варианта решения проблемы.
  1. Планирование работы.
  • планирование вида продукта проектной деятельности как результата решения проблемы);
  • составление плана работы над проектом (время работы, материалы, стоимость, принцип действия и устройства объекта труда, его внешний вид, оборудование, инструменты и приспособления необходимые для его изготовления, безопасные приемы работы и экологические аспекты изготовления эксплуатации и утилизации).

В рамках межпредметной деятельности целесообразно разбить проект на отдельные направления в соответствии с учебными предметами, консультирование по этим направления осуществляют учителя предметники. Особенностью группового проекта на данном этапе является необходимость, общего руководства, целью которого является координирование работы учащихся. В ходе обсуждения вырабатываются единые требования к содержанию и оформлению индивидуальных заданий.

  1. Технологический (практический) этап.
  • составление инструкционной карты технологической последовательности изготовление продукта проектной деятельности с заданными характеристиками, удовлетворяющего выявленные потребности
  1. Заключительный (оценочный) проекта.
  • экономический расчет готового продукта
  • экологическое обоснование изготовления готового продукта по эксплуатации и утилизации готового продукта
  • определение аспектов для возможности усовершенствования продукта труда,
  • выбор формы защиты проекта (презентация, деловая игра, инсценировка событий, реклама, соревнование, спектакль, концерт, праздник, экскурсия (в том числе и виртуальная).
  1. Защита проекта.

Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта.

Так как на первом этапе выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы и методики, успешно прошла защита проекта.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, групповой межпредметный проект:

  • позволяет включить в деятельность большее количество учащихся;
  • использовать метод межвозрастной интеграции;
  • именно такие проекты позволяют в полной мере формировать компетенции культурно-досуговой деятельности.

Заключительный этап представляет собой комплексный интегрированный урок, на котором учащиеся представляют информацию, обосновывают сделанные выводы и дают оценку их практической значимости. На комплексный интегративный урок приглашаются учителя консультанты педагоги-предметники работающие над проектом.

Комплексный урок позволяет ученикам объединить накопленные в ходе проектной деятельности материалы, оценить работу других учащихся (групп) и соотнести её с результатами собственной деятельности.

Особенности межпредметного проекта определяют требования к подготовке учителем этого занятия. Использование межпредметных связей одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.

Учителю необходимо:

  • анализировать программы смежных предметов, выявить разделы (темы) в рамках которых формируются компетенции необходимые для межпредметного проекта,
  • выявить точки соприкосновения в содержании учебного материала предмета технологии и других учебных предметов,
  • определить совместно с учителями предметниками временные рамки в календарно-тематическом плане,
  • составить собственное календарно-тематическое планирование с опорой на вышеуказанную информацию,
  • разработать систему по включению учебного материала других образовательных областей реализации учебного предмета технология,
  • совместно с учителями предметниками разработать материалы по применению формируемых компетенций в образовательной области «Технология»,
  • разработать совместно с учителями предметниками задания для формирования метапредметных УУД учащихся,
  • в других предметах при проведении лабораторных и практических работ запланировать определение каких-либо свойств, качеств, материалов, организмов, способов решения задач для использования полученной информации в рамках учебного предмета технология.

Использование межпредметного проектирования актуально при изучении учебного предмета «Технология», который является интегрированным курсом, синтезирующим научные знания из основных общеобразовательных школьных дисциплин и показывающий их использование в сферах экономики, обеспечивающим учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения, и адаптации к современным условиям.

Межпредметные связи в программах по технологии основываются на знаниях разных предметов и объектов изучения. В технологическом цикле таковыми являются технические и технологические явления и процессы, материалы, а также методы учебного познания и приемы познавательной деятельности.

Но осуществление межпредметных связей возможно лишь в случае наличия в содержании соответствующих учебных курсов и знаниях, обучающихся информации об этих объектах изучения. Это научные факты (сведения о назначении, устройстве, особенностях, принципе работы, типах, основных параметрах, материалах изучаемых объектов), понятия (совокупности суждений об этих объектах и процессах), законы и закономерности (отношения между параметрами технических и технологических объектов и процессов, которые выражаются формулами).

В образовательной области «Технология» учебное проектирование представляет собой комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологии их обработки. Именно в этом проявляется большой потенциал проектной деятельности в реализации межпредметных связей с основами наук.

Учебное проектирование дает возможность стимулировать развитие творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности, приобщать к экономическим отношениям, характерным для формирующегося рынка. Сбор необходимой информации, изучение спроса и предложения, т.е. проведение элементов маркетингового исследования, требует умения общаться с различными категориями населения, обоснование проекта зависит от умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, что также связано с культурой коммуникативной деятельности. Восприятие оценки результатов проектной деятельности тесно связано с адекватной самооценкой, проявлением уважения и такта, терпимости и выдержки.

Проекты по технологии в большинстве своем носят комплексный, межпредметный характер и требует использования знаний по многим школьным дисциплинам (природоведение, биология, физика, химия, черчение, ИЗО, геометрия, история).

Учебное проектирование при изучении курса технологии выполняет роль системообразующего фактора, способствующего интеграции учебных предметов, что помогает преодолевать дробность образования, помогает применять на практике полученные знания по основам наук.

Список литературы:

  1. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 2004 – 160 с.
  2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе: М.: «Педагогика», 2001. – 160 с.
  3. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения: М.: Просвещение, 2001. – 96 с.
  4. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ, 2000.
  5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.- 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межпредметные связи в проектной деятельности

формирование метапредметных компетенций в исследовательской деятельности,развитие межпредметных связей...

Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».

Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность»....

Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»

Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к д...

реализация межпредметных связей через уроки гуманитарного цикла

Предметная дифференциация школьного образования облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает разрозненное представление о мире и его законах, в которых не всё связа...

СТАТЬЯ. Реализация межпредметных связей через проектную деятельность.

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность...

Развитие межпредметных связей через игровую деятельность в общеобразовательном учреждении

В современном мире, преподаватель должен идти в ногу со временем, отслеживать технологические новинки и знакомить с ними своих учеников. Но хотят ли ученики этого? Необходимо увлечь детей техническим ...

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках. Актуальность и значимость

Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания, учащихся на качественно новом уровне, ...