реализация межпредметных связей через уроки гуманитарного цикла
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Чалбаева Марина Владимировна

Предметная дифференциация школьного образования облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает разрозненное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин, их интеграция.

Интеграция - значит объединение в одно целое. На данном интегрированном  уроке    встретятся сразу несколько школьных предметов: математика, литература и русский язык.   На первый взгляд они разные… Великий русский геометр Н.И. Лобачевский и Омар Хайям; женщина-математик С.В. Ковалевская и М.Ю. Лермонтов; ученый М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин… Но Софья Васильевна Ковалевская говорила  о математике так: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе». Справедливость этого высказывания и будет доказана на данном уроке. Приобретенные знания по некоторым темам математики, русского языка и литературы найдут своё   практическое применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Аннотация

                           Реализация межпредметных связей через уроки гуманитарного цикла

Автор: Чалбаева Марина Владимировна, г. Апатиты, МБОУ СОШ№ 15, учитель русского языка и литературы

Соавтор: Чалбаева Ирина Николаевна, г. Санкт-  Петербург, ГБОУ СОШ № 120, учитель математики

Предметная дифференциация школьного образования облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает разрозненное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин, их интеграция.

Интеграция - значит объединение в одно целое. На данном интегрированном  уроке    встретятся сразу несколько школьных предметов: математика, литература и русский язык.   На первый взгляд они разные… Великий русский геометр Н.И. Лобачевский и Омар Хайям; женщина-математик С.В. Ковалевская и М.Ю. Лермонтов; ученый М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин… Но Софья Васильевна Ковалевская говорила  о математике так: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе». Справедливость этого высказывания и будет доказана на данном уроке. Приобретенные знания по некоторым темам математики, русского языка и литературы найдут своё   практическое применение.

                                                                                                     

           Введение 

 Одним из уровней интеграционного процесса в обучении является создание интегрированных уроков, т.е. уроков, объединяющих в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного явления, понятия или темы. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через  него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) сформированность  представлений о школьном предмете как части мировой культуры и о его месте в современной цивилизации; 2) сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки. [3]

       Таким образом,  в современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих  свойством широкого переноса. Поэтому чем многосторонне учитель подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее он решает проблему развития у учащихся стремления к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний. С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения проблемы, а также  решения сложных проблем реальной действительности.

«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных, оказываются более значимыми, чем успехи в стандартной предметной деятельности , и  в связи с этим повышаются ценности нового вида деятельности.

Таким образом, межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации процесса обучения.

Так сложилось, что в нашей семье есть учитель предметов гуманитарного цикла  и учитель математики. Именно интеграция этих предметов оказалась для нас значимой и интересной. Нами создан целый цикл уроков,  связывающий математику, литературу и русский язык для разных классов и тем.

   Интегрированный урок математики в 6 классе по теме «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».

К планируемым результатам следует отнести:

  • предметные: систематизация   знаний и умений  учащихся по теме «Арифметические действия с  положительными   и отрицательными числами»
  •  УУД
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • регулятивные: планировать решение учебной задачи; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий
  • познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; уметь устанавливать аналогии
  • личностные: формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

Оборудование: презентация, содержащая изображения известных персон, встречающихся в сообщении; кроссворд для каждой группы; памятка по основным правилам стихосложения для каждого ученика;   материалы для домашней работы.  

Ход урока

Архивариус: С.В.Ковалевская – русский математик и механик, первая в мире женщина – профессор математики; наиболее важные исследования относятся к теории вращения твердого тела, исследовала задачу равновесия кольца Сатурна, работала в области небесной механики, математической физики. Написала целый ряд литературных произведений.

Омар Хайям – персидский поэт, математик, астролог, философ. На протяжении всей своей жизни писал стихотворные афоризмы, в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке. Великим вкладом в математику считается, что именно Хайям дает классификацию уравнениям и представляет решения уравнений 1,2 и 3 степеней.

М.Ю.Лермонтов – русский поэт, прозаик, художник. Для поэта алгебра была не только наукой, которую проходят в военных учебных заведениях, он много занимался ею для себя. Главная часть стих-ия «Бородино» состоит из 13 семистиший, т.е. 91 строки. Разделив ее золотым сечением, убеждаемся, что точка деления находится в начале 57 стиха, где стоит короткая фраза «Ну ж был денек!». Эта фраза представляет собой кульминационный пункт, завершающий часть стих-ия (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).

УР.  Сегодня мы не только закрепим и обобщим приобретенные знания по некоторым темам математики, русского языка и литературы, но и найдем им практическое применение, попробуем соединить полученные знания в искусстве стихосложения. Мы будем складывать стихотворение по правилу математики. А зачем сочинять правила в стихах?

УМ. Сейчас мы с вами будем отвечать на вопросы, связанные и с математикой, и с русским языком. Последнее слово и будет темой нашего нового стихотворного правила. Будьте внимательны, на каждое правило будет предложено устное задание.

1-й вопрос. Натуральное число, на которое делится данное число без остатка  (ДЕЛИТЕЛЬ)

 УР. Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему звуков больше?

УМ. Назовите все делители числа 24.

2-й вопрос. Натуральное число, которое без остатка делится на данное число. (КРАТНОЕ)

УР. Какая это часть речи?

УМ. Найти НОК чисел 3, 32, 24.

3-й вопрос. Как называется число, которое имеет  только два делителя: 1 и само число? (ПРОСТОЕ)

УР. Какая орфограмма спряталась в корне? Проверьте.

УМ. Из чисел 31, 25, 100 и 47 выберите простые. Как называются остальные числа?

4-й вопрос. Продолжите фразу : « СОКРАЩЕНИЕ – это…( деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от 1).

УР. Выделить корни в слове «деление» и «делитель»? Как называются такие слова?

УМ. Сократите дробь: 8/6;   36/12;  35рх/21р.

5-й вопрос. Какое понятие означает частное двух чисел. (ОТНОШЕНИЕ)

УР. Какой суффикс и окончание в этом слове?

УМ. Что показывает отношение?

6-й вопрос. Равенство двух отношений. (ПРОПОРЦИЯ)

УР. Назовите приставку в этом слове; почему пишется О, а не А?

УМ.  С Машей  и с Пашей делили мы конфеты: 6 на 3 – будет 2, 8 на 4 – 2. Вот такая порция – верная пропорция? Составить, прочитать и проверить пропорцию.

7-й вопрос. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. (МАСШТАБ)

УР. Какие две орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне, спрятались в этом слове?

8-й вопрос. Название чисел, ряд которых состоит из натуральных чисел, им противоположных и нулю. (ЦЕЛЫЕ)

УР. Сколько слогов в этом слове?

УМ. Сколько целых чисел находится между числами -5 и 3?

9-й вопрос. Какой математический знак указывает на числа, противоположные натуральным. (МИНУС)

УР. Дайте характеристику звуку [м`]

УМ. Решите уравнения:  -х = 217;       -а = 58,4;           -у = - 3,517.

10-й вопрос. Число, показывающее положение точки на прямой. (КООРДИНАТА)

УР. Сколько в этом слове твердых согласных звуков?

УМ. Между какими целыми числами на координатной прямой расположены числа - 9,08 ;   2,6.

11-й вопрос. Расстояние от начала координат до точки в единичных отрезках.   (МОДУЛЬ)

УР. Определите род, число и падеж этого существительного.

УМ. Вычислите: |- 710| + | -290|; |240|: |- 80|.

12 –й вопрос. Математическое действие. (СЛОЖЕНИЕ)

Сообщение учащегося. Для того, чтобы определить значение слова «сложение», я обратился к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и выяснил, что это слово многозначно. Во-первых, сложение — это арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое. Например: правило сложения от-

рицательных чисел. Во-вторых, сложение — это сочинительство, выдумка. Например: правила стихосложения.

УМ. С устным счетом справились, ключевое слово определено — это «сложение». Но не о сложении натуральных чисел поведем мы сегодня речь, с этим вы знакомы еще с первого класса.

 Нас интересуют правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, изученные совсем недавно и являющиеся важными для дальнейшего успешного обучения математики. Но для того, чтобы сложить стихотворение, нам необходимо вспомнить правила стихосложения, и поэтому за помощью обратимся к литера-

туре.

УР.

Основные правила стихосложения

  1. Тема. (О ком? О чём?)
  1. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов.
  1. Двусложные размеры стиха:

А) ямб

Б) хорей

2.2. Трехсложные размеры стиха:

А) дактиль

Б) амфибрахий

В) анапест

  1. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк

А) Парная      1 – 2 ;  3 – 4

Б) Перекрестная 1 – 3; 2 – 4

В) Кольцевая (опоясывающая):   1 – 4 ;  2 – 3

  1. Изобразительно – выразительные средства

А) метафора                             Г) звукопись

Б) олицетворение                    Д) сравнение

В) эпитет                                  Е) инверсия

 Класс разделен на три группы. Каждая группа получает рифмованные правила из курса математики.

1-я группа. Противоположные числа

Плюс пять и минус пять

Всем нам нужно отличать.

Они совсем не сложные,

А противоположные.

УР. О чем это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы.  [Парная.]

УМ. Как формулируется правило в учебнике? [Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами.].

2-я группа. Основное свойство пропорции

Пропорцию проверить можем:

Попарно члены перемножим

Крайние и средние,

Найдем произведения.

Произведения равны

И пропорция верна.

УР. О чем это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. [Парная.] Окончания каких строк не совсем связаны? [Пятой и шестой.]

УМ. Как формулируется правило в учебнике? [Если произведение крайних членов равно произведению

средних членов пропорции, то пропорция верна.]

3-я группа. Нахождение дроби от числа

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь взять и умножить.

УР. О чем это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. [Перекрестная.] Можно ли определить вид рифмы первой и третьей строк? Это холостой стих — незарифмованные строки среди рифмованных.

УМ. Как формулируется правило в учебнике? [Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.]

Повторение пройденного

Вернемся к ключевому слову кроссворда — СЛОЖЕНИЕ. Вспомним, как формулируются правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками в нашем учебнике.

Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно:

1) сложить их модули;

2) поставить перед полученным числом знак «минус».

Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно:

1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;

2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

Работа в группах

Задание. Стихотворные правила сложения разрезаны на слова. Сложите:

1-я группа: правило сложения отрицательных чисел; рифма – парная, в третьей строке – обращение;

2-я группа: правило сложения чисел с разными знаками; рифма – парная, в третьей строке – вводная конструкция в скобках;

3-я группа: правило на обе темы; рифма – парная, три четверостишия, в последней строфе – диалог.

УР. Вот что у нас получилось:

1-я группа:

Сложить два числа отрицательных —

Дел для нас нет замечательней.

Сложите два модуля, дети,

Поставьте знак «минус» в ответе.

2-я группа:

Числа разных знаков мы сложить мечтаем.

Из большего модуля меньший вычитаем,

А в ответе ставим (нет ничего проще)

Знак того слагаемого,

Модуль которого больше.

3-я группа:

Если уж захочется очень вам сложить

Числа отрицательные, нечего тужить:

Надо сумму модулей быстренько узнать,

К ней потом знак «минус»

Взять да приписать.

Если числа с разными знаками дадут,

Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут:

Больший модуль быстро очень выбираем,

Из него мы меньший вычитаем.

Самое же главное — знак не позабыть!

— Вы какой поставите? —

Мы хотим спросить.                                                                                

— Вам секрет откроем, проще дела нет:

Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

УР. Почему в стихах, с которыми мы сегодня работали, почти нет изобразительно-выразительных средств?

[Стихи по математике.]

Заключение

        Можно сделать вывод, что метапредметность изучаемой дисциплины представляет собой неотъемлемую часть современного урока не зависимо от его направленности и специализации. В любом предмете, в любой теме есть такие вопросы и задачи, которые в будущем молодому поколению помогут стать более социализированными и адаптированными к повседневной жизни. [2, c.2] Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. [1, c.6]

Литература:

  1. Давыденко, Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой : автореф. дис.  д-ра пед. наук / Т.М. Давыденко. – М., 2009. – 36 с.
  2. Лубчук Т.В. и др. Интегрированные уроки как средство реализации синергетического подхода в обучении. Пед.науки № 5. – Ставрополь, 2012. – 8с.
  3. http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС

В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...

Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».

Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность»....

СТАТЬЯ. Реализация межпредметных связей через проектную деятельность.

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность...

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках. Актуальность и значимость

Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания, учащихся на качественно новом уровне, ...