Формирование, здорового климата в детском коллективе посредством содержательного, созидательного досуга
статья

       Начальная школа – один из наиболее существенных   периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые  установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем возможности  личностной самореализации в школьной среде и успешность ребёнка.

            В теории и практике социально-культурной деятельности  досуг традиционно  рассматривается, как фактор социализации, как своеобразное  пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и  саморегуляции  поведения. Досуг  является   сферой    свободного   выбора личностью областей  познания, общения, творчества. Среди существующих форм организации культурно - досуговой деятельности самой современной является «досуговая программа». Вовлекая детей и родителей  в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, педагог создает условия для  полноценного развития  личностного, физического, интеллектуального потенциалов ребенка, формирует установки на социально-значимые нормы, расширяет знания членов  классного коллектива в  сфере организации содержательного созидательного досуга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_stepanova_lyudmila_evgenevna.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ, ЗДОРОВОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ  КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО, СОЗИДАТЕЛЬНОГО ДОСУГА

Степанова Л. Е.,

методист культунно-досугового направления

ГБОУ Дом детского творчества

Петродворцового района Санкт -Петербурга

          Начальная школа – один из наиболее существенных   периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые  установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем возможности  личностной самореализации в школьной среде и успешность ребёнка.

           То, по какому  пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный, творческий и интеллектуальный фундамент  во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости    педагогов и родителей.

           Дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Огромную роль в формировании атмосферы доброжелательности  и сплоченности в классе,  в раскрытии и становлении самобытной личности младшего школьника может сыграть    полноценно и предметно - ориентированно организованная  коллективная досуговая деятельность.

           В теории и практике социально-культурной деятельности  досуг традиционно  рассматривается, как фактор социализации, как своеобразное  пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и  саморегуляции  поведения. Досуг  является   сферой    свободного   выбора личностью областей  познания, общения, творчества. Среди существующих форм организации культурно - досуговой деятельности самой современной является «досуговая программа». Вовлекая детей и родителей  в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, педагог создает условия для  полноценного развития  личностного, физического, интеллектуального потенциалов ребенка, формирует установки на социально-значимые нормы, расширяет знания членов  классного коллектива в  сфере организации содержательного созидательного досуга

           Однако стоит заметить, что, проводя отдельные, не связанные между собой досуговые программы,  возможности реализации целей и педагогических задач ограничены. Осмысление данных категорий подтолкнуло  к созданию длительной досуговой программы   «Праздник круглый год».  Программа  представляет собой систему празднично-игровых программ, подчиненных общей цели и  имеет стержневую основу, которая выражается в игровой ситуации.

           В Доме детского творчества реализуется длительная досуговая программа «Праздник круглый год», которая  отвечает современным требованиям  проект стратегии развития системы  образования  Санкт - Петербурга на 2011-2020 год «Петербургская школа 2020» Реализация программы доступна и не ресурсоемка, не требует больших материальных вложений. В ее основе лежит личностно-ориентированный подход к детям, способствующий социальной и воспитательной возможности включения детей в систему развития детской созидательной инициативы и формированию празднично - игровой культуры.

Программа реализуется с помощью  следующих принципов:

Принцип гуманизации - принимать всех членов классного коллектива такими, какими они есть. Уважать  ребенка и уделять каждому одинаковое количество внимания, независимо от уровня его развития и  личностных качеств. Принцип гуманизации способствует установлению отношений взаимной ответственности и доверия в коллективе.

Принцип индивидуальности – выявлять индивидуальные особенности, достоинства каждого ребенка и способствовать реализации его  потенциала.

Принцип творческого сотрудничества – предполагает творческое взаимообогащение и развитие детей и взрослых, совместное участие  в принятии решений, касающихся улучшения творческой жизни  в классном коллективе. Овладение способами созидательной и содержательной досуговой  деятельности.

Принцип равенства - предполагает равное право участия в определении сферы деятельности в рамках общей концепции длительной досуговой программы.

Принцип успешности - обеспечивает позитивную основу для  развития ребенка, его самооценки, радостного мироощущения.

          В основу данной длительной досуговой  программы  положена система празднично - игровых программ, состоящая из трех блоков, где дети и взрослые могут найти себе занятие по интересам, раскрыться  с лучшей стороны.

         Программа носит ступенчатый характер. Каждый последующий блок расширяет социальную сферу взаимодействия ребенка с окружающим его миром.

Программа включает в себя три блока:

Первый блок «Знакомые незнакомцы».

Досуговые программы первого блока создают условия для позитивной адаптации ребенка в классном коллективе,  способствуют формированию и сплочению коллектива взрослых и ребят, раскрывают их индивидуальные особенности. В результате прохождения первого блока программы происходит познание ребенком себя, своих возможностей и ближайшего ему окружения.

Второй блок  «Петергоф - моя малая Родина».

Досуговые программы второго блока   расширяют социальное  пространство   посредством изучения истории и традиций родного края, способствуют воспитанию у детей  чувства патриотизма, гордости за  родной город, чувства сопричастности и ответственности за сохранение исторического наследия своего края.

Третий блок «Будь здоров!»

           Знакомя ребят с правилами поведения в различных  жизненных ситуациях и необходимостью их выполнения, досуговые программы третьего блока   способствуют формированию  сознательного, ответственного отношения детей к своей жизни и здоровью. Ребенок учится анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в расширенном социальном пространстве.  

          Реализация программы  предполагает   тесное сотрудничество  взрослых и ребят.

(см схему взаимодействия педагогов, родителей, детей)

Схема взаимодействия педагогов, родителей и детей.

 

          В процессе реализации программы  широко применяются игровые технологии совместно с творческой деятельностью, ориентированные на деятельное и эмоциональное восприятие  содержания. Эмоциональному восприятию способствует и театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, способствует появлению чувства искренности и веры. Через включенность ребенка в игровое действие педагог  влияет на его поведение, мысли, чувства, желания, развивает познавательную активность. В ходе длительной досуговой программы  участники получают навыки общения, обретают уверенность в своих силах, осмысливают ситуацию собственного выбора и успеха. Это, в свою очередь, приводит к саморазвитию и самоактуализации личности.

Длительная досуговая программа «Праздник круглый год» имеет инновационный характер и представляет собой систему празднично – игровых программ, подчиненных общей цели.

Программа «Праздник круглый год» имеет свои характерные отличительные  особенности.

     Одной из отличительных особенностей  данной  программы является   заданная игровая ситуация каждого блока и сквозной герой (игровой персонаж), который по сюжету программы сопровождает классный коллектив в течение  года.

 Игровой  персонаж в чем-то похож на самих ребят: умеет смеяться и озорничать, удивлять и играть, но главное, он вместе с детьми и взрослыми наполняет жизнь яркими и радостными событиями, становится членом коллектива, которого всегда ждут, радуются встречи с ним. Вместе с тем, сквозной герой является педагогом, старшим другом, создающим  условия, при которых ребенок, проживая заданные игровые ситуации, вырастает в собственных глазах и в глазах товарищей, приобретает жизненный опыт, способствующий его развитию и формирование позитивной самооценки.

           Следующей отличительной особенностью программы является  проведение рефлексивного обсуждения, что способствует становление рефлексивного сознания .

Рефлексивное обсуждение условно подразделяется на две части:

Первая часть - заполнение индивидуальной  книги личностного роста «Лесенка успеха» .

Вторая часть – коллективное обсуждение происходящего на игровой программе.

Первая часть рефлексивного обсуждения проводится следующим образом:

Каждый  ребенок заполняет  индивидуальную   книгу личностного роста «Лесенка

успеха», используя систему символов: «искорка» « солнышко», «лучик».

Детям  предлагается обсудить, кто в этот раз являлся:

«искоркой» (идейным вдохновителем),

«солнышком»  (организатором),

«лучиком»  (активным участником).

 В зависимости от характера выполняемой деятельности

дети  раскрашивают  в соответствующие цвета: красный, оранжевый, желтый - элементы своих книг. В каждом блоке используются разные тематические элементы.

В первом блоке программы - это «кирпичики», из которых  выстраивается  «Чудо-замок». Во втором блоке – это «паруса на фрегатах флотилии». Спектры волшебного зонтика, на котором прилетел герой,-  в третьем блоке.

В зависимости от степени активности и включенности ребят в досуговую деятельность, количество элементов может быть разное. Одной из весомых педагогических задач является активизация детского интереса к участию в программах, что отражается в увеличение тематических элементов от программы к программе.

 Во второй части рефлексивного обсуждения   происходит коллективное обсуждение происходящего досуговой программы, с использованием методики «Недосказанное предложение»,  «Круг» и т.д.

           Во время таких  обсуждений рождаются новые замыслы, дети учатся анализировать свою деятельность, формируется «ситуация успеха». Чтобы рефлексивное обсуждение   не превратилось в оценочное суждение, на первоначальном этапе необходимо сопровождение психолога, который способен развернуть детский разговор  в сторону позитивного общения [3].

 Игровой персонаж активно принимает участие в рефлексии, потому что   ребенку легче  доверить свои проблемы, опасения, моменты радости именно ему. Ни для кого не секрет, что дети, постоянно руководимые в своей деятельности взрослыми, отличаются не критичностью и интеллектуальной несамостоятельностью, поэтому, инициируя и разворачивая разговоры детей в рефлексивном  обсуждении, педагог- организатор создает условия, позволяющие ребенку услышать разные точки зрения, разные оценки. Собственное «Я» наполняется новым содержанием: это и оценки других значимые,  равные,  и знание о своих возможностях в этой деятельности и собственная самооценка.

  По окончании  мероприятия проводится классный час, на котором обсуждается степень участия детей  в досуговой программе и на подготовительном этапе.

 На сегодняшний день становится актуальной    длительная досуговая программа

«Праздник круглый год». Программа создает условия для  формирования у детей навыков организации  свободного времени, способствует формированию рефлексивного сознания, обучает детей и родителей различным способам организации содержательного, созидательного досуга, культурно и духовно обогащающих их личность, а также способствует формированию сплоченного коллектива взрослых и детей, укрепляет связь со школой, что  является особо значимым фактором в социализации ребенка в обществе.

Список использованной литературы:

  1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.
  3. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений, – М.: Просвещение, 1984. – 190 с.
  4. Мирошниченко Т.А. Организация диагностической деятельности в образовательном учреждении. -  Волгоград: Корифей, 2009. – 330с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический климат в детском коллективе

презентация к мо классных руководителей...

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».

В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика  коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...

Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета

        Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...