Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
статья на тему

Пешкова Светлана Владимировна

 

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающей

компетентности воспитанников детского дома

 посредством валеологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx172.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ДЕТСКИЙ ДОМ «СЕМЬЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

наименование опыта:

«Формирование  здоровьесберегающей

компетентности воспитанников детского дома

 посредством валеологии»

Автор:  Пешкова Светлана Владимировна,

воспитатель семьи(группы),

I квалификационная категория

Ноябрьск, 2011 год

«Нужно поддерживать крепость тела,

чтобы сохранить крепость духа»

 В. Гюго

ИПМ[1] – 1

Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.

Проблеме здоровья россиян в последние годы уделяется достаточное внимание со стороны государственной власти. Так, в 2004 году в послании президента России В.В.Путина Федеральному собранию Российской  Федерации задача «улучшить состояние здоровья российской нации» называлась безотлагательной необходимостью.  А в Послании  Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что   «…наряду с внедрением новых технологий  профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни».  Значимость выделенной проблемы обусловлена пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально – полезной и главное будущей трудовой деятельности нынешнего воспитанника – выпускника детского дома.  

Самая большая ценность для человека – здоровье. К сожалению, люди поздно начинают понимать это и принимают  меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья. У воспитанниковдетских домов проблемы со здоровьем возникают очень часто, это обусловлено  проживанием в неизолированном обществе, а в коллективе, да и  врождённые отклонения отягощают здоровье. Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости гигиенических процедур и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными. Какими способами и средствами выработать у воспитанника осознанное отношение к своему здоровью?  Ведь как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружает его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело - это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко когда среди этих  авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Чтобы что-то  любить, надо   это знать. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что дети приобретут знания и умения по вопросам оздоровления. Всем хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого нужно делать. Поэтому ведущей темой моего опыта является «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

ИПМ – 2

Теоретическая база опыта.

Валеология[2]- это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Официально «валеология» - это наука о здоровом образе жизни.

 Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. В отличие от других наук о человеке, здоровье определяется как самостоятельная категория, сущность которой может быть определена количественно и качественно, а также управляема на разных уровнях – физическом, психическом и социальном.

Аристотель утверждал, что здоровье человека определяется соответствием или несоответствием его собственной внутренней форме и цели его бытия, а заключается в полном раскрытии всех заложенных в человеке потенций.

Далее, в эпоху Возрождения и Реформации, человеческое здоровье  считалось одной из наиболее значимых ценностей, именно в это время его проблематика значительно разрабатывается и появляется много подходов и технологий его сохранения и укрепления.                                                                      

В буржуазную эпоху в науке главенствует механистическое объяснение здоровья и его роли в жизни человека: Р. Декарт в своей попытке объяснить процессы жизнедеятельности организма человека свойствами и законами материи называют этот организм механической машиной и поясняет, что живое от неживого отличается лишь структурно как работающие часы отличаются от остановившихся.

По мнению шотландского мыслителя А. Смита «…жизнь и здоровье составляют  главный предмет заботливости,  внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всём, что касается нашей  безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели».

Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессоры – энциклопедисты С.Г.Зыбелин, Н.С. Максимович – Амбодик, С. Елин,  А.П.Протасов, и др. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев и др. Труды учёных второй половины ХIХ в.  Э. Бока, Г.А. Захарьина, С.П. Боткина, И.М.  Сеченова, Н.И. Пирогова привлекли внимание различных слоёв российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначали приоритеты в отечественной науке на рубеже веков.  Среди авторов ХХ века следует отметить  также И.Т. Назарова, А.Е. Адрианова, И.И. Шувалова, С.А. Аптаева, В.А.Холодову, Т.В.Благодарову и др.

Основы сохранения и укрепления здоровья через формирование здорового образа жизни заложили С.П. Боткин, В.М. Бехтерев и П.Ф. Лесгафт.

Проблема здоровья звучит в трудах многих педагогов. Так, Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребёнка – это комплекс санитарно – гигиенический  норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических  и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».  Значительное место в исследованиях отводится  ценностному компоненту, исходя из того, что именно ценность  здоровья в жизни человека выступает как  ключевая  категория,  поскольку здоровье является  необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.

На современном этапе  аспект валеологического образования, формирования и сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений нашел отражение в публикациях М. В. Артюхова, В. Г. Боровика, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, И. А. Свиридовой и др.

Несмотря на огромный интерес в науке к проблеме формирования и сохранения здоровья детей, следует отметить, что  в работах рассматриваются разные аспекты здоровья детей. И имеет место недооценка комплексного, системного решения данной проблемы для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, нуждающихся в специальном, специфическом подходе к формированию и сохранению их здоровья, включая валеологическое образование и воспитание.

ИПМ – 3

Технология реализации ведущей педагогической идеи.

Долг каждого воспитателя  детского дома заключается не только в том, чтобы дать качественные знания воспитанникам, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. В детском доме  разработана и реализуется с 2009г комплексно-целевая программа здоровьесбережения  воспитанников «Здоровье на всю жизнь», соразработчиком  которой  я являюсь.  Цель программы - формирование  новой идеологии,  утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса  в детском доме. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского дома.  Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.  Программа призвана объединить образовательно-воспитательный процесс и службы детского дома (медицинскую, психологическую, социальную) в деле здоровьесбережения воспитанников, выпускников и педагогов детского дома.

Одна из характернейших особенностей детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут объяснить детям, то, что их интересует, их любознательность пропадёт.Поэтому мною был составлен  сборник по здоровьесбережению через познание своего тела.  Это ступенька в мир здорового образа жизни.  Сборник  будет полезен воспитателям,  воспитанникам и всем тем, кому небезразлично здоровье детей, кто хочет сформировать здоровый образ жизни у детей, через познание своего тела. Где в доступной форме воспитанникам даются валеологические знания об организме человека и процессах, происходящих в нём. Знание ребёнком своего тела поможет правильно заботиться о нём, и вести здоровый образ жизни. Это пособие расскажет, как устроен организм человека и из каких отдельных органов он состоит. Это важно знать любому человеку – ведь каждый орган имеет определённое строение и выполняет конкретную работу. От того как соблюдается режим дня и закаливается ли организм, будет зависеть здоровье ребёнка. Каждый ребёнок, получая знания о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.

Сборник включает в себя следующие разделы:

  1. Головной мозг.
  2. Спинной мозг.
  3. Центральная нервная система.
  4. Наши нервы.
  5. Опорно-двигательная система.
  6. Развитие скелета.
  7. Кости. Из чего состоят кости. Маленькие и большие кости.
  8. Мышцы.
  9. Кожа. Осязание.
  10. То, что растёт. Волосы. Ногти.
  11. Пищеварительная система. Пищевод и желудок. Кишечник.
  12. Зубы. Язык. Вкус.
  13. Дыхательная система. Наши лёгкие. Трахея и голосовые связки.
  14. Обоняние. Нос. Путь кислорода.
  15. Кровь. Кровеносная система. Как остановить кровь.
  16. Сердце.  Как работает сердце.
  17. Иммунитет.
  18. Печень.
  19. Почки.
  20. Органы чувств. Шестое чувство
  21. Глаза.
  22. Слуховой  аппарат.
  23. Почему мне снятся сны.

А также сборник содержит интересные факты, которые могут повысить познавательный интерес у детей, например:

  1. За среднюю продолжительность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови.
  2. Один американский  учёный подсчитал, что тело взрослого человека массой 65 кг  состоит из воды, которой  хватает  на стирку 2 рубашек,  железа –для изготовления одного гвоздя,  волос на один парик, фосфора – на 12 коробок спичек, и яда чтобы убить одну блоху.
  3. У человека примерно 3000 вкусовых сосочков. У коровы их около 35 000, а у кита их мало или вообще нет.
  4. «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он употребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему  он не живёт 100 лет». Это высказывание принадлежит американскому  пропагандисту здорового образа жизни Полю Брегу.

Поэтому в этом сборнике представлена необходимая информация для знакомства ребёнка со своим телом, для укрепления здоровья. Сборник содержит краткую информацию, чтобы ознакомить ребёнка со своим телом и научить заботиться  о нём, т.е. вести здоровый образ жизни. Помочь ребёнку вырасти здоровым, прививать навыки здорового образа жизни –  главная  задача учреждения для детей-сирот.

    Кроме того мной  используются  серии занятий  по здоровьесбережению «Уроки здоровья». Разработанные  занятия могут служить  основой к воспитательским часам.  Конспекты занятий  имеют  не только информационную, но и практическую направленность. Темы конспектов разнообразные, например:

  1. «Из чего я состою»
  2. «Чтобы кожа была здоровой»
  3. «Твой режим дня»
  4. «Какая пища полезней» и т.д.

Практический материал включает наглядность, которая  изготовлена  совместно с детьми   – это модели внутренних органов,которые выполнены в виде мягких модулей и  крепятся с помощью «липучки»  к фартуку,  также самостоятельно сшитом  воспитанниками. Так    дети, с помощью наглядного пособия, узнают расположение внутренних органов, учатся  следить за осанкой с помощью маленькой модели позвоночника, сделанной из деревянных катушек и проволоки. Технологию  использования такого рода пособий я представлю на открытом занятии.

Так же использую в работе  тематический сборник загадок, в  котором собраны загадки о  теле и здоровье.  Для коррекционной работы с детьми у которых нарушен интеллект необходимо использование различных  способов развития логического мышления, способности  к размышлению и умозаключении, чему как раз способствуют загадки. В   пособии «Сборник загадок по ознакомлению со своим телом» собраны  тематические загадки, направленные на знакомство  со своим телом.

Кроме того,  использую  валеологические сказки (См.Приложение№1) , которые необходимы для младшего возраста и для работы с воспитанниками с задержкой в развитии.  Они помогут разнообразить информацию об организме и помогут в игровой форме получить знания о своём теле и здоровье. Прочитав ребёнку сказку можно закрепить имеющиеся знания и дать новые.  Сказки:

  1. «Жильцы крови»
  2. «Колдунья – грязь» - правила личной гигиены.
  3. «Гигиена кожи»
  4. «Спорт – здоровье»
  5. «Сказка о короле прикусе и зубе мудрике»
  6. «Сказка о зубах»

Прививать здоровьесберегающий образ жизни у детей помогает  художественное слово к режимным моментам. Например, стихотворение  «Микроб» (См.Приложение №2) поможет детям в увлекательной форме  объяснить, что такое болезнетворные, вредные микробы, а заодно создаст мотивацию к умыванию и соблюдению правил личной гигиены. Названия стихотворений к режимным моментам:

  1. «Радость умывания»;
  2. «Микроб»;
  3. «Уши»;
  4. «Про глаза»;
  5. «Муха – чистюха»;
  6. «Радость – выглядеть опрятно»;
  7. «О пользе овсяной каши»;
  8. «О картошке»;
  9. «Хлебушко»;
  10. «Сахар»;
  11. «Радость сна и покоя»;
  12. «Радость режима дня»;
  13. «Секрет бодрости».

         Эти стихотворения- шутки  вызовут у ребёнка только положительные эмоции: улыбку, смех, радость, что само по себе очень важно, особенно в работе с  воспитанниками детского дома.

Для более эффективного усвоения навыков детям предлагаются памятки(См.Приложение№3), которые помогут ребёнку самостоятельно закреплять знания о своём теле и вести здоровьесберегающий образ жизни:

  1. «Правила здорового сна»;
  2. «Правила личной гигиены»;
  3. «Берегите зрение»;
  4. «Чтобы зубы не болели»;
  5. «Стихи о здоровье»;
  6. «Берегите слух»;
  7. «Секреты здоровья».

Роль педагога в формировании  у ребёнка ценности  здоровья несомненна. Если педагог сам убеждённый  сторонник здорового образа жизни, при этом он ещё убеждён в своей миссии пропагандировать  это - он может добиться хороших результатов.  Педагог не только должен  иметь собственное понимание всего этого процесса, но и сам  обладать достаточно высоким  уровнем здоровья. Мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит  обоими  глазами  и работает обеими  руками». Если таковым будет  педагог,   успех решения проблемы практически  обеспечен.

В своей деятельности по формированию здоровьесбережения я успешно реализую следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированный подход в привитии здоровьесберегающего образа жизни через валеологические знания - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования  в валеологии- создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  1. способность человека к выбору;
  2. умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  3. поиск смысла жизни, творчество;
  4. формирование образа “Я”;
  5. ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  6. автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Методы, подходы личностно-ориентированного образования  в валеологии.

  1. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей;
  2. образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного воспитаннику;
  3. выделение групп воспитанников по знаниям, способностям;
  4. распределение воспитанников по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  5. отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Компетентностный подход реализации программы по привитию здоровьесберегающего образа жизни через познание своего тела  предполагает не усвоение воспитанником  отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовательном процессе.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования:

  1. научить получать знания для здоровья (учить учиться);
  2. научить соблюдать здоровьесберегающий образ жизни

(учение для сохранения здоровья);

  1. научить жить (учение для бытия);
  2. научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе привития здорового образа, и не только в детском доме, в школе, но и под воздействием  друзей, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается воспитанник.

Современные здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Принципы здоровьесберегающих  технологий  направлены на укрепление физиологического и психологическогоздоровья. Это:

  1. принцип двигательной активности;
  2. принцип оздоровительного режима;
  3. принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  4. принцип реализации эффективного закаливания;
  5. принцип психологической комфортности;
  6. принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента);

Коррекционные технологии

         Мной подмечено, что комфортное начало и окончание дня  вот,  что обеспечивает положительный эмоциональный настрой  воспитанников. А так же, постоянное использование в работе с детьми:

  1. использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!";
  2. умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе";
  3.  рисование  различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

Эмоциональный климат в семье (группе) во многом зависит от доброжелательного тона воспитателя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Педагог  без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех,с позиций здоровьесбережения  важен  не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение дня, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.

ИПМ – 4

Диагностика педагогической  деятельности.

В детском доме  дважды в год проводится диагностирование уровня воспитанности детей  для выявления приоритетных направлений работы. По результатам с 2009 года (См.Приложение №4)  можно сделать вывод, что знания детей о своем организме и владение охранными способами здоровья  сформированы  не в полной мере и требовали дополнительных знаний. Дети испытывали трудности в:  

  1. проявлении интереса в ежедневном выполнении комплекса утренней гимнастики;
  2. проявлении интереса к посещению  тренажерного зала, спортивных секций, бассейна, катка;
  3. отказе от употребления табачных изделий,  спиртных напитков, наркотических и токсических веществ;
  4. умении одеваться в соответствии с погодными условиями;
  5. знании причин возникновения некоторых болезней;
  6. знании элементарных средств и методов лечения (в т.ч. народных);
  7. владении навыками оказания первой медицинской помощи;
  8. знании профилактических мер против болезней;
  9. знании правил поведения при несчастных случаях.

     Сравнивая данные исследования уровня воспитанности (См.Приложение№5) детей семьи за октябрь 2009 года,  март и октябрь  2010 года, март и октябрь 2011 года можно сказать, что по шкалам  навыки здорового образа жизни и владение основой медицинских знаний произошло повышение показателей. Некоторые промежуточные снижения показателей обусловлены тем, что некоторые воспитанники, согласно возрастным особенностям, вступают в подростковый период, но при определённой коррекции в работе с вновь прибывшими детьми, показатели постепенно стабилизируются.  То есть видна положительная динамика.

Также для диагностики педагогической деятельности используются тестовые задания по валеологии(См. Приложение№6). Так по результатам тестирования Данный тест писало 20 человек.

От 0 до 20 очков набрал один воспитанник.

От 20 до 70 очков набрало 10 воспитанник.

От 110 и выше набрало 9 воспитанник.

Каждая группа, набравшая определённое кол-во очков, получила соответствующие рекомендации. Дети  выполняли работу с интересом. Активно участвовали в обсуждении о здоровом образе жизни.

Считаю, что поставленная цель достигнута.

Специфика детского дома такова, что воспитанники постоянно меняются, но, благодаря традициям семьи (группы), и определённым приёмам работы  по формированию валеологической культуры, вновь прибывшие дети быстрее принимают установленные в семье правила и нормы, активно участвуют в мероприятиях  детского дома, так как валеологическое воспитание включает вопросы не только физического здоровья, но и вопросы духовного развития.

ИПМ – 5

Результативность педагогического труда.

      Моя деятельность как воспитателя детского дома отмечена грамотами, дипломами, и благодарностями различных уровней.

2009 год:        

  1. Грамота за активное участие в методической работе детского дома по вопросам здоровьесбережения воспитанников;

2010 год:

  1. «Благодарственное письмо» за участие в городском конкурсе «Я гражданин России»;
  2. «Благодарственное письмо» за подготовку воспитанников к городскому фестивалю творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;
  3. Благодарственное письмо за подготовку воспитанников в городском конкурсе «Дорогой добра»
  4. Диплом за результативную подготовку команды воспитанников детского дома к Всероссийской Ярмарке школьных компаний в г. Тула.
  5. Благодарность за качественную подготовку воспитанников к конкурсным программам в рамках городского  фестиваля творчества школьников «Восхождение к истокам»
  6.  Благодарственное письмо» за подготовку воспитанников к 8 городскому фестивалю творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;
  7. Диплом участника окружного конкурса «Мы памяти этой верны»;
  8. Благодарственное письмо за активное участие в совместном проекте МУК «Музейный ресурсный центр» и МОУ детский дом «Семья», посвящённому празднованию дня города и Дня нефтяной и газовой промышленности;
  9. Благодарственное письмо за участие в городской выставке творческих работ педагогов образовательных учреждений «Созвездие талантов»;
  10. Благодарственное письмо за подготовку воспитанников 17 городском конкурсе-выставке детского художественно – прикладного творчества, посвящённого 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

2011 год:

  1. Диплом за 2 место в конкурсе педагогического мастерства «Панорама методических идей» (нетрадиционные методы оздоровления детей;
  2. Благодарственное письмо за подготовку воспитанников 18 городском конкурсе-выставке детского художественно – прикладного творчества, посвящённого Международному  Дню авиации и космонавтики;
  3. Благодарность за  участие в 13 городской конкурс – выставке детского художественно – прикладного творчества «Дорога к Храму»
  4. Благодарственное письмо за подготовку участников х юбилейного городского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;

Публикации в интернете:

  1. Пешкова С.В. Воспитательский час «Привычки» //www.45minut.info/load/163-1-0-546,2011г.

Заключение

Долг каждого воспитателя и педагога, работающего с детьми-сиротами  заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.  Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям раскрыл В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаврючина Л.В.  Здоровьесберегающие технологии  в ДОУ: Методическое пособие. –М: ТЦ Сфера, 2008.-160с.
  2. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-120 с.
  3. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты  в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007.-224 с.
  4. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2001 – 256с.
  5. Орехова  Т.Ф. организация процесса здоровьесберегающего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.-355с.
  6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.
  7. Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.
  8. Брэгг П. Чудо голодания. – М., 1991.
  9. Быструшкина Н.Г., Чернова Е.Г. Направления психопрофилактической работы по сохранению здоровья педагогов. // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск, 2001. – с. 88-89.
  10. Ермакова Е.Н. Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста. // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1999. – 16с.
  11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 444 с.
  12. Ермолаев Ю.А. Физиологические знания в системе педагогического образования, 1979.
  13. Железняк Ю.Д. и др. Валеология и физическая реабилитация. – М., 1996.
  14. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. – СПб., 1995.
  15. Зеленкова В. Комплекс мероприятий для пропаганды здорового образа жизни, проводимых в рамках недели ОБЖ. //ОБЖ. – 2000. - №12.
  16. Зусманович Ф.Н. Валеология. // Учебное пособие. – Курган, 1998. – 58с..
  17. Козлова О. Реализация принципа сохранения здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса. // Завуч. – 2000. - №5.
  18. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
  19. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.
  20. Коупан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб: Питер 2000, - 288 с.
  21. Кружилина Т. Здоровое поколение (программа для учащихся 1-11 класс). // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. - №6.
  22. Кузнецов А.П. Физиология иммунной системы //Учебное пособие. – Курган, 1998.
  23. Кураев Т.А., Алейников Т.В., Думбай В.Н. Физиология центральной нервной системы// Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Деникс 2000 – 384 с.
  24. Кучина Н.В., Шаламова Е.Ю., Филиппова И.Б. Здоровьесохраняющие технологии в учебно-воспитательном процессе // Методические материалы. – Курган, 1998.
  25. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М.: Наука,  1991.
  26. Минина Е.М. Организация валеолого-педагогической деятельности в гимназии // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Курган, 2000. – 21с.
  27. Общий курс физиологии человека / Под ред. Ноздрачева Н.Д. М.: Высшая школа, 1991.
  28. Осин В.И. Валеология. – Краснодар, 1997.
  29. Основы валеологии // Учебное пособие /Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. – 205с.
  30. Основы физиологии здоровья /Под ред. Ф.Н. Зусмановича, А.П. Кузнецова. – Курган, 2001.
  31. Селуянов В.Н. Технологии оздоровительной физической культуры. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 172с.
  32. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. – Челябинск-Шадринск. – 2001.
  33. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков М.: Академия, 2000. – 400с.
  34. Тверская Н. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. // Завуч. – 2001. - №6.
  35. Филиппова И.Б. Модель валеологической службы: Методические материалы. – Курган, 1996.
  36. Филиппова И.Б. Основные проблемы и опыт решения вопроса оздоровления детей в образовательных учреждениях Курганской области. // Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе: Научно-практическая конференция. 1 часть. – Курган, 1996. – с. 3-5.
  37. Фриш Г. Самое важное – здоровье ребенка. // Народное образование. – 1998. - №9.
  38. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы, укрепления здоровья и долголетия. – Рязань, 1997.
  39. Чепурных Е. Здоровый образ жизни  и профилактика наркомании. // Народное образование. – 1999. - №10.
  40. Штода Л.З., Кузнецов А.П. Основы валеологии для педагогов: назревшая необходимость // Зауральское педагогическое обозрение. – 1996. - №1. – с.40-41.
  41. Штода Л.З., Филиппова И.Б. Программа по валеологии для учащихся общеобразовательных школ Курганской области. – Курган, 1997.

        Приложение№5

Приложение№1

Валеологические сказки

Приложение№1

Тема: «Состав крови».

«Жильцы крови».

Жили-были клеточки крови. Каждая имела своё имя: красную звали - эритроцит, а белую - лейкоцит. Как-то раз стали они спорить между собой, кто из них важней и нужней человеческому организму.

Стал говорить эритроцит: «Если бы меня не было, то клеточки организма не смогли бы получить кислород, питание и не смогли бы избавляться от вредного углекислого газа. Клеточки стали бы слабыми и больными и в конце концов погибли бы».

Стал говорить лейкоцит: «Если бы не было меня, то организм бы погиб от нашествия микробов и бактерий. А я их могу уничтожить. Я их просто пожираю.

Так кто же из них важней? Конечно же, они нужны оба, и оба важны для организма человека, а значит, им нужно жить в мире.

Тема: «Правила личной гигиены».

«Колдунья - Грязь».

Если ты бывал в лесу то знаешь, что всегда после яркой солнечной полянки можно попасть в тёмную чащу, где тебя встретят старые гнилые пни, болотный мох, сырость и грязь. Там, оказывается, где-то в таком потайном, хмуром уголке леса, находятся владения старой колдуньи Грязи. Но беда в том, что никто не знает, где она живёт, ведь таких укромных мест очень много. Поэтому справиться с этой колдуньей ни кто не может.

Пользуется она этим всё время, рассылает свои слуг разносить грязь, микробов, болезни, приносить уныние и скуку в дома. Взмахнёт своим черным плащем, и полетят микробы во все стороны. А ведь они такие маленькие, что глазами ты их никогда не увидишь. Ты срываешь яблоко с ветки, а они уже там, берешь в руки любимую игрушку, а они на ней спрятались: пользуются своей невидимостью. Малейшая неосторожность - и микробы смогут проникнуть внутрь организма. Теперь держись! Войско микробов с каждой минутой будет увеличиваться. Беда для всех живущих в маленьком доме твоего организма. Теперь своими силами не справиться с грозным войском колдуньи Грязи, придётся обращаться за помощью за волшебными пилюлями, который теперь выпишет доктор Айболит.

Волшебная пилюля - это маленький кораблик, на борту которого находится сотни защитников - борцов против войска колдуньи. Но не бойся, малыш! Хочешь совет: подружись с Мойдодыром. Оказывается, против любого колдуна есть маленькое простое средство - маленькое волшебство. Все микробы и даже сама колдунья Грязь страшно боятся простой воды и мыла. Они просто уничтожают войско колдуньи, не позволяют им проникнуть внутрь человеческого домика - организма.

Будь аккуратен всегда. Каждый раз, перед тем как что-нибудь съесть вкусненькое, хорошо вымой руки с мылом, обязательно промой кипяченой водой фрукты и овощи. Следи за чистотой своей одежды. И я уверена, что колдунья Грязь испугается и не будет тебя беспокоить своими опасными набегами. Здоровья и радости, тебе, малыш!

Тема: «Гигиена кожи»

В одном городе, на соседних улочках, жили два друга - Весельчак и Угрюмчик. Весельчак - неугомонный хлопотун, всё делал с сияющей улыбкой. Проснется утром, откроет окошко: «Здравствуй солнышко! С Добрым утром все, все, все!» Протянет солнышко ему свою тёплую руку, и засветится Весельчак, как солнышко, одаривая всех своим прекрасным настроением. Любая работа ему в радость. Сделает зарядку - эх, хорошо! Включает холодный душ - эх, здорово! Лучшие его друзья - мыло, мочалка, зубная щётка. Ещё мгновение, и сияет чистотой его комнатка, ловят солнечных зайчиков умытые окошки и зеркала. Не дружат с ним лишь пылинки: прогоняет он их из комнатки. После жаркого трудового дня ожидает его банька натопленная. Убегайте все микробы, уходи усталость!

Приложение№1

А вот и Угрюмчик! Солнце уже высоко - а его всё нет. А окна, двери закрыты. Не то, что человеку, а солнечному лучику, капельки свежего воздуха не проникнуть в эту крепость. И слышится из-за двери только ах! И ох!

Постучимся и зайдем. Здесь так темно, что и не увидишь, куда идти. Всё разбросано, грязь и пыль кругом. АПЧХИ! Так и заболеть недолго. Лежит Угрюмчик под кучей одеял - немытый, нечёсаный.

Насморк, кашель, голова болит. Что же делать? Решил Весельчак другу помочь. Ребята, давайте вместе продолжим эту сказку и подскажем Весельчаку как помочь его другу.

Тема: «Спорт - Здоровье»

«Мишутка - Спортсмен».

В одном лесу жили-были зверята: лисёнок, волчонок, бобрёнок, медвежонок, барсук, бельчонок, ёжик. В лесу этом дружном им было нескучно. И каждый на маму и папу похож.

В этом лесу жил Мишка-Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что не возьмется, не чего не получается: то забор завалит, то молоток сломает. Пойдет играть в футбол - отдавит малышам все лапы. А в чехарду зовут играть - бурчит: «У меня сил не хватает».

«Ребята! А как Вы думаете, можно Мишке помочь?»

Стал мишка физкультурой заниматься, а чтобы ловким стать, всё время про себя бурчал волшебные слова:

«Я Мишутка - Нетопчумда Я Гимпамбо - Научумбо Намбо томбо захотембо И немного попотембо. Наклонямбо, приседамбо. Будет Миша здоровамбо!»

То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким. А на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве, в 1980 году. С тех пор не одна игра, не одно большое дело в лесу не обходилось без Мишки, теперь уже спортсмена.

А как Вы думаете, что помогло нашему Мишке?

Тема: «Мышцы»

«Правильная осанка».

Мы все в детстве, конечно же, читали сказку «Три поросёнка». У ленивых поросят, которые не хотели приложить силы для улучшения своего домика, жилища разрушились от лёгкого дуновения ветерка, а у трудолюбивого поросёнка домик не смог разрушить и сильный ураган. Так представь, что твой организм - это маленький домик, внутри которого живут наши органы: сердце, лёгкие, печень, где каждый житель имеет своё место, и помогает ему в этом крепкие стены - наши мышцы. Если мышцы будут слабыми, то жители не будут надёжно защищены. Они начнут болеть, а значит, будешь болеть и ты сам. Поэтому необходимо укреплять свои мышцы - тренировать их, выполнять физические упражнения. Что же может произойти, если хозяин домика - организма лентяй и не хочет его укреплять? Мышцы станут слабыми, они не смогут удержать позвоночник в прямом положении. У человека ухудшиться осанка, голова опуститься вниз, плечи и спина станут сутулыми. У него всегда будет плохое настроение. Из-за болезни человек будет выглядеть угрюмым, непривлекательным, с ним никто не захочет дружить.

А давайте проведём такой эксперимент: измените осанку, выпрямите туловище, разверните плечи, поднимите голову - и ваше настроение непременно улучшиться. Не зря говорят о людях с правильной осанкой, твёрдой походкой: это гордые, красивые люди, они уверены в себе, значит, с ними можно иметь дело.

Приложение № 2

  Радость умывания.

Письмо ко всем детям

по одному очень важному делу

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

 Я прошу вас, мойте чаше

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой.

 Из реки иль из колодца.

 Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою.

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите - не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода!

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Ваш Тувим.

Это стихотворение дол ж но стать гимном чистоте и культуре здоровья! Оно может быть написано в комнате гигиены, оформлено в виде плаката, сопровождаться поясняющими рисунками и моделями, привлекающими внимание детей. Его легко выучить с воспитанниками и вспоминать в подходящих ситуациях.

По содержанию и по продолжительности это стихотворение доступно восприятию и пониманию детей старшего дошкольного возраста. В сокращенном виде, отрывками может быть прочитано младшим дошкольникам.

В этом стихотворении заложена проблемная ситуация. которую интересно будет решать детям, начиная с 5 лет. Ключевой вопрос заключается в том, почему детский поэт не хочет общаться с грязнулями, почему они так неприятны ему?


Приложение № 3

Приложение № 5

Приложение № 6

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

(Тест)

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% — отработы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших

привычек, от наших усилий по его укреплению.

Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем:

долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

1 .Как часто ты моешь руки:

Очки

— около 20 раз в день;

0

— только перед едой и после туалета;

5

— когда сильно в чем-нибудь испачкаю?

20

2.Сколько раз ты чистишь зубы:

— 2 раза (утром и вечером);

0

— 1 раз;

5

— вообще не чищу?

15

З.Как часто ты моешь ноги:

— каждый вечер перед сном;

0

— когда заставит мама;

10

— только когда купаюсь целиком?

20

4.Как часто ты делаешь зарядку:

— ежедневно;

0

— когда заставят родители;

15

— никогда?

25

5.Как часто ты простужаешься:

— 1 раз в 2 года;

0

— 1 раз в год;

5

— несколько раз в год?

15

6.Как часто ты ешь сладости:

— по праздникам и воскресеньям;

0

— почти каждый день;

20

— когда и сколько захочу?

30

7.Как часто ты плачешь:

— не могу вспомнить, когда это;

было в последний раз;

0

— пару раз на неделе;

15

— почти каждый день?

25

8.0т чего ты плачешь:

— от боли;

0

— от обиды;

10

— от жалости?

20

9.Сколько ты гуляешь:

— ежедневно от 1,5 до 2 часов;

0

— ежедневно, но меньше часа;

10

— иногда по выходным?

20

10.Когда ты ложишься спать:

— в 21-21.30;

0

— после 22 часов;

10

— после 24 часов?

35

11 .Соответствует ли твой вес росту

и возрасту:

— соответствует или чуть меньше;

0

— немного больше;

10

— значительно превышает норму?

50

12.Сколько времени ты проводишь

у телевизора:

— не больше 1,5 часов, часто

с перерывом;

0

— больше 3-х часов;

10

— смотрю все, что нравится и сколько хочется?

30

13.Сколько времени ты тратишь на уроки:

— около 1,5 часов;

0

— почти 2 часа;

10

— больше 3 часов?

50

14.Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

— с легкостью;

0

— под конец устаю;

15

— с трудом и одышкой;

25

— не могу?

35

15.Ходишь ли ты в спортивную секцию

или танцевальный кружок:

— да;

0

— нет?

15

Теперь займемся подсчетом. Если набралось:

от 0 до 20 очков          ты в полном порядке;

от 20 до 70 очков        у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для

здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;

от 70 до 110                  ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;

от 110 и выше                можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился?

Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет


[1]ИПМ – информационно-педагогический модуль (краткое конструктивное описание информации).

[2]Валеология (лат. vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. logos — учение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"

Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...

Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".

Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...