Развитие инженерного мышления обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность
статья

Развитие инженерного мышления обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_f.r.z.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие инженерного мышления обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.

В настоящее время производственные предприятия испытывают острый дефицит специалистов технического профиля, обладающих современными знаниями в области автоматизации проектной конструкторско-технологической подготовки производства и управления инженерными данными на базе современных программно-технических комплексов. Для того чтобы привлечь специалистов данного профиля, современные производственные предприятия в различных отраслях промышленности предлагают все более выгодные условия трудоустройства для выпускников учебных заведений. Повышение спроса рождает повышение предложения и, как следствие, растет конкуренция в данной области.

Учреждения дополнительного образования детей технического профиля не только не остаются в стороне от вышеуказанных процессов, но и имеют возможность оказывать на них влияние.

Современная педагогическая деятельность в системе дополнительного образования  предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Еще ДАНИЛОВ Михаил Александрович, главным результатом образования называл не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Отсюда - основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии в образовательном и воспитательном процессе учреждения дополнительного образования:

  • целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;
  • приближённость образовательной  деятельности к научному познанию;
  • столкновение обучающихся с противоречиями между новыми исследовательскими и конструкторскими задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у воспитанников потребность преодолеть это противоречие;
  • постановка обучающегося в позицию исследователя, первооткрывателя, развитие не только познавательного инженерного мышления, но и лидерских качеств, целеустремленности, здоровой творческой амбициозности.
  • применение в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем; выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения;
  • основная позиция обучающегося в учебном процессе - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);
  • основная позиция педагога – партнер, научный руководитель по учебному исследованию.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности воспитанника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы и формы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Проект - слово иноязычное, уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния), что, собственно, и реализуется в творческих объединениях наших учреждений.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности, качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать  ребенку учиться, исследовать, проектировать и конструировать, направлять его познавательную деятельность.

Получение знаний через проектную деятельность позволяет воспитаннику всесторонне изучить рабочий материал и получить качественно новые знания, основанные на объединении конструкторских и инженерных решений, технологического моделирования, ручного и станочного труда,  работы,  выполненной в автоматическом режиме.

Учащиеся получают существенный практический опыт работы конструктора, технолога, оператора ЧПУ и рабочего-станочника.

При разработке проекта обязательно вводятся элементы исследовательской деятельности. (Само слово «исследование» отражает суть деятельности исследователя: по «следам», косвенным признакам, собранным фактам, восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Такая деятельность востребует и развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки, которые являются составляющей инженерного мышления.

Подтверждением эффективности применения проектной деятельности, направленной на развитие инженерного мышления, являются формирующиеся личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В групповых  проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Формирование личностных качеств: способности к рефлексии и самооценке, умении делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности происходит через включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение.

Получив твердые технические знания и практические навыки, овладев техническим мастерством в учреждениях дополнительного образования, изучив все этапы и формы проектно-исследовательской деятельности, по окончанию прохождения образовательной программы наши воспитанники могут быть уверенными в своей будущей конкурентной способности на рынке труда, которая, несомненно, будет востребована.  

Список источников:

  1. Материалы Интернет-портала «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
  2. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. – С. 479
  3. Пастухова И. Инструмент социального взросления // Лицейское и гимназическое образование, №3, 2001.
  4. Туктаева Л.И. Дорога открытий // Сборник статей, серия инструктивно-методическое обеспечение содержания образования МКО. - М., 2001.
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

В данной статье представлен  опыт использованся технологии проектного обучения при реализации дополнительной общеобразовательной программы "Робототехника: конструирование и программирование...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....