Программа вокального кружка "Дети солнца"
рабочая программа

Программа вокального кружка "Дети солнца" для обучающихся с умственной отсталостью 7 - 16 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka_2016_-_2019gg.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15»

города Магнитогорска

Программа вокального кружка

«Дети солнца»

1 группа – 7 – 9 лет

2 группа – 10 – 14 лет

3 группа – 15 – 16 лет

Разработала:

Педагог дополнительного образования

Юровская Н.П,

Магнитогорск, 2016

  1. Пояснительная записка.

Музыкальное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

Практика показывает, что в процессе занятий музыкой у таких учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

В настоящее время существуют проблемы:

-        проблема коррекционно-развивающей работы. В качестве общих
эмоциональных      нарушений      можно      назвать      замкнутость,      страхи,
агрессивность, а также множество негативных эмоций.
Зачастую ученики с ограниченными возможностями здоровья отличаются   малой дифференцированностью и однообразием эмоций. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, неактивность,  несамостоятельности.

-проблема  низкого музыкального уровня  школьников.   Не   секрет,   что
современные  массовые  формы   музыки   способны   вывести   школьника   из
нормального    психического    состояния    и    толкнуть    его    на    поступки,
противоречащие человеческим нормам. Урок музыки — 1 час в неделю — не
решает этой проблемы.

Актуальность вышеперечисленных проблем, отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловили необходимость разработки данной программы.

Программа направлена на воспитание музыкальных способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью  в возрасте 7 — 15 лет, а также на коррекцию некоторых дефектов их развития (памяти, мышления, слухового восприятия, речи...), недостатков характера и поведения (неуравновешенность, противоречивость, замкнутость, пессимизм). 

Новизна.

 Оптимизации образовательного процесса в образовательных учреждениях способствует создание специальной культурно-развивающей среды, которая оказывает значительное влияние на формирование индивидуальной культуры ребенка. Одной из составляющих создания данной среды стала разработка программы вокального кружка.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказания. Знакомя детей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, дети получают положительный заряд энергии.

Данная программа направлена на развитие творческих вокальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят им более успешно адаптироваться в обществе. Программа учитывает ограничения жизнедеятельности детей и способствует их преодолению через включение в творческую деятельность.

Занятия в вокальном кружке  способствуют:

  • коррекции психофизического развития учащихся, воспитанию эстетического вкуса, приобретении новых, полезных в самостоятельной жизни умений и навыков,
  • -нормализации поведенческих проявлений, снижению уровня негативных эмоциональных переживаний, на смену которым приходит состояние оптимизма, уверенности в собственных силах: научившись подчинять свою активность звучащей музыке, дети и в других ситуациях продвигаются в самостоятельной организации поведения;
  • -пение, дыхательные упражнения, логоритмика, танцевально-ритмическая деятельность укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную ёмкость легких, общую и мелкую моторику
  • повышают возможности социальной адаптации учащихся, являются одним из средств защиты их от безработицы в условиях рыночной экономики.
  • ориентированы на конечный результат, дают возможность каждому принять участие в концертах, фестивалях, проявить свои возможности и показать способности.

Цель: Создание условий для формирования музыкальной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья  как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

•        образовательные:

- формировать    духовные    качества    личности    ребенка,    расширять музыкальный кругозор;

-        формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки;

-        учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.

•        воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке;
  • воспитывать культуру чувств, поведения;
  • воспитывать музыкальный вкус;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до
    конца.

•        развивающие:

  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;
  • развивать творческие способности детей.
  • Коррекционные:
  • -  корригировать отклонения в интеллектуальном развитии,
  • -  корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи,
  • -  помочь самовыражению школьников через занятия музыкальной деятельностью,
  • - способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Одной из особенностей работы с вокальным ансамблем является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучения происходит на фоне возрастного роста и развития, особенностей психофизического состояния детей.

Для детей младшей и средней группы ансамбля характерна недоразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (до1-до2) Для детей основной группы ансамбля характерно осмысленное пение, владение правильным дыханием, пение в диапазоне

 (сольм-ре2-).

Из данных характеристик вытекают требования к репертуару ансамбля.

Подбор репертуара осуществляется с точки зрения его педагогической полезности для развития певческих способностей обучающихся. Репертуар рассматривается в разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии, фразировка, динамическое оттенки, доступность детям данной категории.

Для адаптации в обществе детей очень важно участие их в мероприятиях. Дети учатся выходить на сцену, выступать перед зрителем, осваивают азбуку сценической культуры. Ощущение внутренней свободы снимает мышечное напряжение, способствует установлению эмоциональной связи между участниками объединения, родителями, педагогами, раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка, развитию творческих способностей, формированию умения существовать в коллективе.

         

В основе программы лежат следующие принципы:

  • этическое отношение к личности ребенка;
  • конструктивное общение;
  • диалогичность;
  • добровольность.

     Работа вокального кружка строится по следующим направлениям:

  • индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
  • работа с  вокальными  ансамблями,  состоящими  из  детей  с  хорошими
    музыкальными данными;
  • Программа рассчитана на три возрастных группы:
  • Младшая группа – это дети 7- 9лет,
  •  средняя группа – – дети 10–14 лет
  • старшаягруппа – 15–16лет.
  • Занятия 2 раза в неделю по 3 академических часа в группе. Всего в году 102 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 12 человек.
  • В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
  • Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
  • Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
  • Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
  • Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
  • Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
  • Формы и режим занятий
  • Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
  • Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  • Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
  • Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
  • На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
  • – наглядно-слуховой;
  • – наглядно-зрительный;
  • – репродуктивный;
  • Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
  • Каждое занятие строится по схеме:
  • – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
  • – дыхательная гимнастика;
  • – речевые упражнения;
  • – распевание;
  • – пение вокализов;
  • – работа над произведением;
  • – анализ занятия;
  • – задание на дом.
  • Концерты и выступления.
  • Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
  • Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
  • Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
  • Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
  • Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
  • Выставка фотоматериала из выступлений студии.
  • Итоговое занятие.
  • Урок-концерт.
  • Успехи, результат.
  • Беседа о вокальной студии.
  • Отчетный концерт.
  • Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
  • музыкальные инструменты (синтезатор);
  • магнитофон; музыкальный центр,
  • аудиокассеты; фонотека,
  • музыкальная литература, распечатки нот.

Описание технологии реализации программы

Для успешной реализации программы следует стремиться к созданию на занятиях атмосферы сотрудничества, соучастия, так как педагогика сотрудничества — это педагогика развития личности. Гуманно-личностный подход в процессе кружковой работы помогает детям самостоятельно мыслить, помогает воспринимать музыкальные произведения, личностно проживая их. А это значит - музыка становится для них добрым другом, собеседником, затрагивает струны разума и сердца.

Простор коррекционной работы музыкального руководителя с воспитанниками коррекционной школы очень широк: от развития коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия) до коррекции недостатков их характера и поведения (неуравновешенность, противоречивость, пугливость и бесстрашие, пессимизм и чрезмерная веселость, безучастие и повышенная возбудимость и т.д.).

Решить основную коррекционную задачу учителя музыки - снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников - позволяет здоровьесберегающий подход к внеклассной музыкальной деятельности.

Основными средствами реализации здоровьесберегающих технологий являются:

-вокалотерапия (голос — это своеобразный индикатор здоровья человека; если ребенок поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется; после вокальных занятий дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека);

-логоритмика (выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух);

-фольклорная терапия (благодаря естественности и органичности народных песен быстро налаживается точность интонирования, элементы движения способствуют общему укреплению и развитию организма);

-терапия творчеством (занятия искусством пробуждают в детях дремлющие творческие способности, всплеск творческой активности благотворно действует на их психику).

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы (словесный метод); по ходу беседы исполняет фрагменты песни (наглядно-слуховой метод); сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей {стимулирующий метод); выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами (метод эмоционального воздействия); дети слушают, сравнивают и анализируют отдельные фрагменты песни (наглядно-слуховой метод, метод анализа и сравнения); определяют идею произведения (метод обобщения). Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

1.Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

2.Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.

3. Основная часть:

 -  прослушивание музыкального произведения;

— разбор текста песни;

— работа с труднопроизносимыми словами;

— разучивание музыкального произведения;

— работа над выразительностью исполнения.

4.Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)

Одной из массовых форм кружковой работы являются праздники. Их тематика может быть самой разнообразной: календарные праздники (Новый год, Масленица...), посвященные знаменательным датам (Международный женский день 8 Марта, День Побед и т.д)

  1. Содержание программы

Детям   предлагается   разнообразный   песенный   репертуар,   в   который обязательно должны быть народные    и композиторские песни, детские и эстрадные. При выборе той или иной песни определяется её актуальность для духовного багажа ребенка. Основные критерии отбора песенного репертуара:

  • психолого-педагогические,        возрастные,        индивидуальные
    возможности детей;
  • художественное       достоинство       песни,       её        воспитательная
    направленность;
  • доступность диапазона, интонационные, ритмические особенности
    мелодии.

В репертуар кружка включены лучшие песни композиторов России: А. Пахмутовой, В. Шаинского, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, и др., а также песни известного композитора Александра Ермолова.

Еще один блок в репертуаре народные песни и попевки.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

1 группа.

 « Я и мой голос» Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

2 группа.

« Я вам спою». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается расширение диапазона.

3 группа.

« Вместе петь чудесно». Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться популярные произведения. Повышается исполнительское мастерство, как ансамблевое, так и индивидуальное. Крепнет желание публичного выступления.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Программа составлена из расчета 9 часов в неделю и рассчитана на учащихся 9-17 лет.  Занятия проводятся по группам: 3 группы (по3 часа в неделю). Занятия проводятся как в групповой, так и индивидуальной форме.

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Содержание учебного материала.

I группа.

 Цель:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению;
  • заложить основы начальных навыков вокального исполнительства.

Задачи:

  •  формирование навыков певческого дыхания;
  • формирование начальных навыков певческой артикуляции;
  • формирование певческой установки;
  • формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

до-си 1октавы;

развитие координации движений.

                                         1.Вводное занятие.

       Знакомство учащихся. Ознакомление обучащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).

       Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

                                           2.Постановка голоса.

         Формируем  правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен.  Выравнивание гласных, активность работы артикуляционного аппарата.

  Певческая установка и навыки певческого дыхания.  Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала.

          Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.

3. Постановка вокального дыхания.

Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.

Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», « Кошечка», «Комарик» и др.

        Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой).  Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию.

Развиваем способность слушать свои ощущения. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции.  Распевки  на дикцию: «Едет паровоз», «Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти)

5.Репертуарная практика.

Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.

          Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности.       Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.

6.Сценическая  практика.

      Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.

Изучение правил пользования микрофонами.

7. Основы музыкальной грамоты

Музыкальный звук. Основные характеристики музыкального звука. Учимся слушать звуки. Основные музыкальные жанры  - песня, танец, марш. Высота музыкального звука. Ритм и длительность звуков.

8. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

(слушание музыки)

Примерный репертуарный список.

Упражнения:

  • распевки до-до, лё-лё и др. по терциям;
  • артикуляционные упражнения;

Распевки: из материала детских песен, «Я пою», «Братец Яков», «Андрей-воробей».

Песни: казачья песня «Если хочешь быть военным». Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем», Б. Савельев «Если добрый ты»; В. Шаинский «Песня Крокодила Гены», В. Шаинский «Все мы делим пополам»; Д. Трубачев «У нас спортивная семья»; А. Ермолов «Бедный ежик»; Д. Тухманов «Аэробика для Бобика»; С. Богуславский «Песня о пограничнике»;  И Николаев «Что манит птицу». «Осень, осень, осень снова к нам пришла», Осенняя». «Дед Мороз», «Новогодние снежинки».

II группа.

 Цель:

  •  развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона).

Задачи:

  •  развитие  певческого дыхания (развитие навыка пения на опоре);
  • развитие  навыков певческой артикуляции;
  • закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «си» малой октавы до «до» 2-ой октавы;
  • развитие навыков звуковедения: пение  легато, нон легато, стаккато;
  • развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
  • работа с микрофоном под фонограмму (-1);
  • упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов;
  • воспитание пластичности движений и музыкальности;
  • Содержание учебного материала.
  •                                             1.Вводное занятие.
  •       Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
  •                                            2.Постановка голоса.
  • Певческая установка и навыки певческого дыхания.  Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»
  •         Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен,  пение упражнений аcapella.
  •         Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие активности работы артикуляционного аппарата.  Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
  •         Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.
  • 3. Постановка вокального дыхания.
  • Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
  • Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Кошечка» и др.
  •        Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания (см. приложение). Отработка правильного диафрагматического дыхания. Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.
  • 4. Пение учебно-тренировочного материала.
  •         Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.  
  •          Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись выступления с последующим прослушиванием и просмотром записи.
  •          Дикция и  правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Упражнения на подачу звука.
  • 5.Репертуарная практика.
  • Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса.
  • Технические  моменты репертуара. Работа над унисоном. Художественный этап в отработке репертуара - пение  осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).
  • Тренинг на эмоции и сценическую речь.
  • 6. Сценическая  практика.
  • Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты.
  • 7. Основы музыкальной грамоты
  • Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Ритм и длительности звуков. Пауза. Темп. Мажор и минор. Унисон. Типы голосов.
  • 8. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  телевизионных фестивалях, конкурсах.
  • 9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.
  • (слушание музыки)

Примерный репертуарный список.

Упражнения:

  • распевочные слоги в любых комбинациях ;
  • дыхательные и артикуляционные упражнения;

Распевки: «Музыкальная лесенка»,  двухголосная распевка «Порушка»

Песни: песни Ю. Верижникова («Наша школа», «Осень»); Ю. Таран «Звезда Россия»; композиция группы Файвета Фемили «Привет! Доброе утро, мир»; Е. Гребнева «Весна», «Дорога»; Ю. Давидюк «Боевые ордена»; Е. Плотникова «Счастье русской земли»; С. Ярушин «Доброта»; В. Алексеев «Здравствуй, школа». Е. Крылатов «Снежинка», «Три белых коня». «Мы такие разные». «Наши судьбы». «Радуга желаний».

III группа.

 Цель:

  •  расширение параметров ансамблевого исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся).

 Задачи:

  •  развитие  певческого дыхания (увеличение продолжительности выдоха);
  • развитие  навыков певческой артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
  • развитие тембровых возможностей голоса (развитие и укрепление ощущения своих резонаторов);
  • развитие динамических возможностей голоса;
  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
  • работа с микрофоном под  фонограмму (-1);
  • развитие способности двигаться в музыке и с музыкой.

                                        Содержание учебного материала.

                                            1.Вводное занятие.

       Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного учреждения.  Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

                                           2.Постановка голоса.

        Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.

Певческая установка и навыки певческого дыхания.  Артикуляционный аппарат. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Развитие певческого диапазона до 1,5 октав.

          Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во время пения.  Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.

          Продолжаем работу по выработке навыков резонирования и активности работы артикуляционного аппарата.  Поиск  своей манеры пения и сценического образа.  

          Продолжение работы в упражнениях над унисоном, на выравнивание тембров.         Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни и запись выступления  с последующим прослушиванием и просмотром записи.

3. Постановка вокального дыхания.

«Искусство пения есть искусство дыхания». Певческое дыхание и развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.

Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Кошечка» и др.

       Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Цезуры. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка» и др.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей) в различных темпах.

Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.

Внятная дикция - значимая составляющая хорошей песни. Скороговорки. Чистоговорки.  

Орфоэпия певческая. Снятие зажимов и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества.

          Артикуляционная гимнастика (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти). Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр. Секрет вокальной  кантилены.

         Вокальные каноны; упражнения на развитие гармонического слуха.

5.Репертуарная практика.

 Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои этапы – слушание песни, её анализ, разучивание и осмысливание текста песни, отработка мелодии песни (отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов). Способ исполнения – манера пения.

Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь.

6. Сценическая  практика.

Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с  различными танцевальными движениями.

         «Мелочи» сценического  поведения и концертного костюма исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.

          Учащийся должен уметь работать с микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.

7. Основы музыкальной грамоты

Основы нотного письма. Метр и такт. Темп.. Одноголосие. Имитация.  История русской песни.

8. Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

(слушание музыки)

Примерный репертуарный список.

  • Распевание по трезвучию в диапазоне квинты, распевочные слоги в любых комбинациях :
  • дыхательные и артикуляционные упражнения;

Песни: Ю. Михайлов «Наши судьбы», «Будем счастливы». «День учителя». Т. Залужная «Хорошая погода», «Сон».  И. Крутой «Я пою».  Песни А. Церпята («Мир», «Половинки», «Здравствуй, солнце».) «Мир, который нужен мне». «Давайте жить». Е. Обухова «Радуга желаний».  М. Минков «Дорога добра».  А. Иевлев. «Радуга желаний». «Ты звезды зажигай». «Здравствуй, Родина». Ю. Верижников. «Наша земля»

III. Тематическое планирование

1 группа

№ п/п

Тема

Кол. час

Инд. занятия

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

15

3

 

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Знакомство и формирование навыков двухголосного пения.

Вокальные навыки.

15

3

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

21

4

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

24

9

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

112

4

8

Подготовка и проведение праздников.

Участие в праздничных мероприятиях, конкурсах, благотворительных акциях.

15

5

В году – 34 недели.
3 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год 102 час

2 группа  

№ п/п

Тема

Кол. часов

Инд.

занятия

 

 

 

 

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

25

8

 

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

21

8

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Вокальные навыки.

Двухголосное пение.

15

7

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

7

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

25

14

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

25

11

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

18

11

В году – 34 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 136 час.

3 группа  

№ п/п

Тема

Кол. часов

Инд.

занятия

 

 

 

 

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

21

3

 

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

21

3

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Вокальные навыки.

Двухголосное пение.

15

7

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

7

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

18

8

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

12

3

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

8

6

В году – 34 недели.
3 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 102 час.

IV. Необходимые условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

  1. Наличие репетиционного зала (музыкальный зал).
  2. Фортепиано
  3.  Музыкальный центр, компьютер.
  4.  Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  5. Электроаппаратура.
  6. Зеркало.
  7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
  8. Нотный материал, элементарная партитура, подборка репертуара, подборка текстов песен.
  9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  10. Записи, фотографии  выступлений, концертов.

V. Планируемый результат.

  • Ожидаемые результаты обучения
  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
  • Дети 7-9 лет должны
  • знать/понимать:
  • • строение артикуляционного аппарата;
  • • особенности и возможности певческого голоса;
  • • гигиену певческого голоса;
  • • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • уметь:
  • • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • • петь легким звуком, без напряжения;
  • • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
  • звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
  • дети 10-13 лет должны
  • знать/понимать:
  • • соблюдать певческую установку;
  • • жанры вокальной музыки;
  • уметь:
  • • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • • точно повторить заданный звук;
  • • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
  • • петь чисто и слаженно в унисон;
  • • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • • дать критическую оценку своему исполнению;
  • • принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
  • дети 14-17 лет должны
  • знать/понимать:
  • • основные типы голосов;
  • • жанры вокальной музыки;
  • • типы дыхания;
  • • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • • реабилитация при простудных заболеваниях;
  • •образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
  • уметь:
  • • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • •импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
  • У них более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого возраста принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
  • Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
  • Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

VI.  Учебно-методический комплекс.

  1. Учебно- методический комплект «Искусство слушать». Учебная книга, книга для семейного чтения, методическое пособие,  хрестоматия
  2. Хрестоматия и фонохрестоматия под руководством Д.Б. Кабалевского М.: 1977 г.
  3. Румер М., Грищенко К. Данилевская Л. Музыка: книга для общеобразовательной школы., М.: 1982.
  4. Грищенко К., Румер М., Сергеев А. Пение: М.: 1967 г.
  5. Карцева С. Музыкальная фонотека в школе. М.: 1976 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

Программа вокального развития "Акварельки"

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрас...

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» по декоративно- прикладной композиции профильной смены «Радуга» для одарённых детей на базе спортивно-оздоровительного центра имени Валентины Терешковой г. Курск

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер...

Методическая разработка сценария открытого занятия педагога Гончарука В.Е. в форме литературно-музыкальной гостиной (концертная программа) "Не отнимайте солнце у детей!"

Знакомство детей и родителей с репертуаром литературного и музыкального наследия российской культуры советского времени. Тема  посвящена  Великой Отечественной войне. Дети в форме гостиной п...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность

Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск...