программа "Здравствуй, театр!"
рабочая программа

Ирина Васильевна Метлицкая

программа по театрализованной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdravstvuy_teatr_2018-19.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №6»

Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

“Здравствуй, театр!”

Программа по театрализованной  деятельности

для детей  от  5 до 7 лет

И. В. Метлицкая

Музыкальный  руководитель

г.Назарово

2014г

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по театрализованной деятельности «Здравствуй, театр!» разработана для детей дошкольного возраста 5 -7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально - коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому развитию.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.              

                     

Направленность  программы:

Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности; функциональное предназначение-общекультурное; форма организации-групповая.

Программа  разработана на основе программы Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия», реализуется в студии по театрализованной деятельности «Здравствуй, театр!»

Новизна программы:

Программа дополнена  разделами:

  • культура и техника речи, который объединяет разные виды упражнений (дыхательные, артикуляционные, дикционные и интонационные), а также творческие игры со словом.
  • ритмопластика, который включает в себя комплексные ритмические, пластические этюды, музыкальные игры и упражнения

Актуальность программы:

В настоящее время в современном  обществе  резко   повысился  социальный  престиж интеллекта и  научного знания.  С  этим   связано   стремление   дать детям  знания, научить   их  читать, писать и  считать, а не способность  чувствовать,    думать и творить.   Педагогическая  установка   в  первую очередь  на  развитие      мышления       превращает    социально-духовную  сущность    ребенка во   вторичную ценность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой   выдумки  у   некоторых  первоклассников, психологи   часто ставят   диагноз: «недоиграл», т.е.  не  натренировал   свою  фантазию  и   воображение  в    непредсказуемом и  радостном  процессе «сотворения  игры».  Как  правило, такие дети   не  умеют   занять себя   в  свободное  время  и на  окружающий  мир   смотрят без    удивления  и   радостного    интереса, как  потребители, а не как  творцы.

        Существует и другая  важная  проблема, волнующая  педагогов и  психологов. В  период      психологической  адаптации  ребенка к    школе   у  первоклассников возникают  страхи,   срывы, заторможенность, а  у других, наоборот, развязность и  суетливость. У детей  часто отсутствуют навыки  произвольного    поведения, недостаточно развиты     память и  внимание. Самый  короткий  путь эмоционального  раскрепощения     ребенка, снятия  зажатости, обучения      чувствованию  и   художественному    воображению  - это путь через  игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать     театрализованная деятельность.  

Педагогическая целесообразность программы:

Воспитательные    возможности   театрализованной  деятельности огромны:  ее   тематика  не ограничена   и  может   удовлетворить   любые   интересы  и  желания       ребенка.   Участвуя  в ней, дети знакомятся   с  окружающим  миром  во всем  его  разнообразии  -  через образы, краски, звуки,  музыку, а  умело поставленные   воспитательные       вопросы    побуждают думать, анализировать, делать выводы  и  обобщения.

     Раздел «Ритмопластика»  обеспечивает развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности телодвижений.  Упражнения в разделе «Культура и техника речи» развивают дыхание и свободу речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Творческие игры со словом, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять.  В  процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний  активизируется   словарь  ребенка,  совершенствуется       звуковая   культура речи.  Исполняемая роль, особенно   диалог с другим  персонажем, ставит   маленького актера   перед  необходимостью  ясно, четко, понятно  изъясняться.

        Раздел «Театральная игра» развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение  общаться со сверстниками. Занятия   сценическим искусством не только  вводят детей  в мир   прекрасного,  но и  развивают  сферу  чувств,  будят  соучастие, сострадание, развивают  способность    поставить   себя  на   место  другого, радовать и  тревожиться  вместе  с  ним.

Цель программы - Формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра. 

Задачи:        

  • расширять и систематизировать  знания детей о театре, знакомить с театральными профессиями, атрибутами театрального представления, особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств;
  • учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения и действия соответственно логике событий, осмысленно пользоваться языковыми, интонационными и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, движения)
  • воспитывать инициативность, доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  •  развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства      
  •   развивать чувство ритма и координацию движения; развивать речевое дыхание и артикуляцию;   дикцию на материале скороговорок и стихов
  • поощрять исполнительское  творчество, развивать   способность свободно и  раскрепощено   держаться  при  выступлении, побуждать к импровизации средствами  мимики,    выразительных движений  и  интонации  и  т.д.); развивать  творческую самостоятельность детей  в  театрализованной деятельности

        

        

    Программа составлена для детей 5-7 лет.

    Продолжительность  образовательного процесса 2 года.

    Занятия  продолжительностью  30 минут проводятся  в  вечерние  часы, в регламентированное  время, один раз в неделю.

        Дети  приглашаются  в   студию без каких-либо требований, по желанию. Оптимальное  количество детей на занятии – 15-20 человек. Если  детей  в группах больше, то целесообразно делить  каждую группу на две  подгруппы, но не  менее  10  человек  в  каждой.  

Ожидаемые результаты:

                

  • дети имеют представление о театре, знакомы с театральными профессиями, особенностями  театрального искусства;
  • дети владеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
  • дети умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • дети проявляют  интерес  к театральному искусству;
  • дети самостоятельно исполняют  и передают образы сказочных персонажей.
  • дошкольники  взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

        

Содержание занятий по театрализованной деятельности  включает в  себя:

1. « Театральные игры»        - общеразвивающие  и специальные театральные игры, игры драматизации; упражнения для  социально-эмоционального развития  детей; коррекционно-развивающие  игры, коммуникативные игры. 2. «Ритмопластика» - этюды-превращения («учись владеть своим  телом»), образные  упражнения; этюды на  развитие  детской  пластики;  ритмические  минутки (логоритмика); этюды на  развитие   выразительной   мимики,   элементы    искусства  пантомимы, танцы.

 3. «Культура и техника речи» - упражнения по дикции (артикуляционная  гимнастика); игры на развитие речевой   интонационной   выразительности;

диалогические         стихи, творческие игры со словами; скороговорки.

4. «Основы театральной культуры» - беседы о театре; просмотр  кукольных спектаклей; посещение театра; электронные презентации о театре; беседы о культуре поведения в театре.

5. «Работа над спектаклем»        - подготовка  (репетиции)  и  разыгрывание     разнообразных   сказок  и инсценировок; знакомство не  только с   тестом  сказки,   но  и средствами  ее драматизации  - жестом, мимикой,  движением, костюмом, декорациями (реквизит),  мизансценой  и  т.д. 

        Ход   занятий  предусматривает   чередование  различных    обучающих   приемов:   беседа, этюды,   театральные  игры, просмотр  сказки, игры-хороводы,  игра-спектакль.

        По итогам  года  и полугодия  ставятся  спектакли.

Для  того  чтобы   влиять на  развитие  творческих способностей детей, необходимо  изучать особенности  их воображения  и оценивать  уровень их развития.  Для  этого следует фиксировать результаты:

- диагностика (сентябрь - май);

- постановка  спектаклей два раза  в год;

- проведение   праздников (в  течение года), конкурсов, концертов.

        

Методическое обеспечение:

        ♫         фортепиано;

♫        магнитофон, аудиокассеты;

♫         видеомагнитофон, видеокассеты;

        ♫          иллюстрации;

        ♫        костюмы, декорации;

        ♫        атрибуты  к занятиям;

        ♫        музыкальные  инструменты;

        ♫        дидактические  игры, музыкально-дидактические  игры.

Список  используемой  литературы

  1. Антипина А.Е., «Театрализованная  деятельность в детском саду» «Сфера», 2003г.
  2. Кошманская  И.П., «Театр в детском  саду» «Феникс», 2003г.
  3. Кряжева Н.Л. «Развитие  эмоционального мира детей», «Академия развития». 1997г.
  4. Новикова Р.П., «Эстетическое  воспитание  и развитие творческой  активности детей»  «АРКТИ», 2004г.
  5. Синицинына Е., «Умные слова» серия  «Через  игру к  совершенству» «Лист», 2010г.
  6. Сорокина Н.Ф.,  «Играем в  кукольный театр» «АРКТИ», 2004г.
  7. Тарасова К.В., «Дети  слушают  музыку» «Мозаика-синтез», 2010г.
  8.  Царенко Л., «От потешек  к  Пушкинскому балу»  2006г.
  9.  Чистякова М.И.,  «Психогимнастика»,  Москва, 1990 г.
  10.  «Чудаки. Веселые стихи», «Просвещение»,2007г.
  11.  Шорыгина Т.А.,  «Красивые сказки» «Книголюб», 2003г.
  12.  Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «Мозаика-синтез» 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...