образовательная программа дополнительного образования "Лепка и папье-маше "
рабочая программа

Лисова Ирина Геннадьевна

образовательная программа дополнительного образования "Лепка и папье-маше "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

«Медведевский районный дом детского творчества».

РЕКОМЕНДОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества»

Директор МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» __________ А.В.Николаева

Протокол № 1

от « 30 » августа  2016г.

 « 30 » августа  2016г.

.

                       

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Лепка и папье-маше»

                                                             Направленность программы:

                                                             Художественное творчество

                                                             Возраст обучающихся- 7-14 лет

                                                             Срок реализации: 1 год

                                                             Программу составила:

                                                             Лисова Ирина Геннадьевна -

                                                             педагог дополнительного образования

пгт. Медведево, 2016 год

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

        Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

    Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной, с солёным тестом в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

    Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

   Лепка  –  это  один  из  видов  изобразительного  творчества,  в  котором  из пластических  материалов  создаются  объемные  (иногда  рельефные)  образы  и  целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность  моделировать мир и свое представление о нем  в  пространственно-пластичных  образах,  это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки  кусочек  пластилина,  глины  или  теста  и  не  просто  моделирует,  а  делает  самые настоящие открытия. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит  то,  что  создал,  но  и  трогает,  берет  в  руки  и  по  мере  необходимости  изменяет. Основным  инструментом  в  лепке  являются  руки, следовательно,  уровень  умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером  из  муки  или  крахмала).  Чем  разнообразнее  ассортимент   материалов,  тем шире экспериментальное поле. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета  и  формы,  но  и  восстанавливает  внутренний  баланс  организма  и  душевного равновесия,  то  есть  оказывает  на  ребенка  определенное  психотерапевтическое воздействие.  Лепка  –  одно  из    полезнейших    занятий   для   детей. Обучающиеся  приучаются более  внимательно  рассматривать  предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии.

Искусство  папье-маше  уходит  своими  корнями  в  японскую  («харико»,  VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной  пульпы,  шедшей  на  изготовление  бумажных  листов,  можно было  при  желании  формировать  разнообразные  фигурки.  В  Европу  эта технология была завезена в XVIII  –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага». В России папье-маше стало массово использоваться в XVIII  –XIX веках для формовки  декоративных  предметов:  ларцов,  архитектурных  деталей,  масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д. Применение  папье-маше  для  изготовления  различных  предметов  обихода дает  простор  фантазии,  нестандартному  мышлению,  то  есть  оказывает влияние  на  развитие  и  формирование  творческих  навыков.  Наличие множества  методов  для  изготовления  массы  папье-маше  от  очень  простых, до  сложных  с  применением  специальных  химикалий,  дает  возможность обучать  этому  искусству  детей.  Данный  вид  декоративно-прикладного искусства  приносит  пользу  для  психического  развития  детей.  Также  папье-маше  можно  рассматривать  как  один  из  методов  сбрасывания  напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и  для  взрослых.  Папье-маше  отлично  развивает  мелкую  моторику  рук, поэтому  его  можно  рекомендовать для  занятий  в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы  с  инструментами,  а  также  овладевает  различными  видами художественной  деятельности  –  рисованием,  аппликацией,  навык моделирования.  Дети,  освоившие  технику  папье-маше,  знакомятся  с различными  формами  предметов,  что  способствует  развитию пространственного  мышления  и  наиболее  точного  восприятия  предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.  Овладевая  техникой  папье-маше,  ребенок  учится контролировать  свои  эмоции,  таким  образом,  данный  вид  прикладного искусства  влияет  и  на  эмоционально-волевую  сферу  развития  личности. Очень  важным  является  то,  что  на  занятиях  дети  не  только  осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых  и  подвижных  игр.  А  ролевая  игра,  являясь  источником  развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью  воспроизведения и  моделирования. Таким  образом,  папье-маше  – как  вид  прикладного  искусства  является  способом  психологической разгрузки;  влияет  на  развитие  творческого  воображения  и  мышления; способствует  развитию  целостного  восприятия  форм,  цвета  предметов; способствует  концентрации  внимания  и  развивает  зрительную  память.  Так же  папье-маше  влияет  на  развитие  эмоционально-волевой  сферы  личности, формируя  ряд положительных  личностных  качеств.  С  помощью  занятий по папье-маше  развивается  умение  ставить  перед  собой  цель  и  достигать желаемого  результата,  в  свою  очередь,  развивая  и  мотивационную  сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию  личности  детей  и  имеет  большое  психологическое  и педагогическое значение.

Занятия проводятся в форме  бесед (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть), 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 1 год.

Цель программы:

формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

 Задачи программы:

  • Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;
  • Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;
  • Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
  • Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности;
  • Воспитание лидерских качеств.

 

Задачи обучения:

 

Образовательные:

- научить особенностям работы с материалами для лепки;  

-дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа;

- научить применять способы объемной лепки;

- знакомить с  традициями народного искусства по лепке;

Развивающие:

- развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;

                - развивать творческие способности и задатки;

- развивать умение наблюдать, выделять главное;

Воспитательные:

-воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям.

Тематическое планирование (1-4 класс)

Названия раздела

теория

практика

Всего/ч

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Работа с солёным тестом.

1

1

2.1

Грибная поляна.

1

3

4

2.2

Пир на весь мир.

1

3

4

2.3

Подводное царство рыб.

1

3

4

Выставка поделок.

3.

Работа с глиной.

1

1

3.1

Лепим простые формы.

1

2

3

3.2

Семейка ежей.

1

3

4

3.3

Прекрасное вокруг.

1

3

4

3.4

Вылепим сосуд.

1

4

5

3.5

Новогодние поделки.

1

2

3

3.6

Филимоновская игрушка.

1

3

4

3.7

Дымковская игрушка.

1

3

4

3.8

Лепим кувшинку.

1

3

4

Выставка поделок.

4.

Работа с бумагой. Папье-маше.

1

1

4.1

Блюдце и чашка.

1

8

9

4.2

Плюшевый мишка.

1

4

5

5

Итоговое занятие. Выставка поделок.

1

1

Итого:

18

44

62

Тематическое планирование (5-7 класс)

Названия раздела

теория

практика

Всего/ч

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Работа с солёным тестом.

1

1

2.1

Осенний урожай.

1

3

4

2.2

Пир на весь мир.

1

4

5

2.3

Фоторамка.

1

5

6

Выставка поделок.

3.

Работа с глиной.

1

1

3.1

Животный мир.

1

3

4

3.2

Петух.  Символ 2017 года.

1

3

4

3.3

Дымковская игрушка.

1

3

4

3.4

Филимоновская игрушка

1

3

4

3.5

Каргопольская игрушка.

1

3

4

3.6

Букет. Панно.

1

3

4

Выставка поделок.

4.

Работа с бумагой. Папье-маше.

1

1

4.1

Лебединое озеро.

1

5

6

4.2

Мишка на поляне.

1

5

6

4.3

Сказочный дуб.

1

5

6

Итоговое занятие. Выставка поделок.

1

1

Итого:

17

45

62

Инструкция по технике безопасности при работе с материалами для лепки:

 

1. Перед началом работы  необходимо одеть фартуки.

2. Нельзя делать резких движений стекой при работе  в направлении  радом сидящего человека.

3. При работе, материал для лепки находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках.

4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5.  При завершении работ готовые изделия сушат на специально отведённых стеллажах.

6.  После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость.

7.  По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

                                

 Этапы практической работы по лепке:

 

1.  Передача общего строения.

2.  Уточнение общего строения.

3.   Проработка основных деталей.

4.   Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды.

5.   Просушивание изделия.

6.   Обработка поверхности изделия наждачной бумагой.

7.   Покраска основной краской.

8.   Продумывание элементов раскраски на альбомном листе.

9.   Раскрашивание готового изделия.

10. Покрывание лаком.

 

Обучающиеся должны знать:

- общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда;

- правила организации рабочего места;

- правила и приёмы обработки  материалов;

- правила общения.

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;

- различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;

- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

- выполнять правила и приёмы обработки материалов.

 Тематическое планирование 1-4 класс.

Название раздела.

Содержание работы.

1.

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка на год. Инструктаж по ТБ (правила поведения в классе; ТБ при работе с инструментами).                          Организация рабочего места.

2.

Работа с солёным тестом.

Немного истории.                                              Способы приготовления солёного теста.    Инструменты и материалы при работе с солёным тестом.

2.1

Работа с солёным тестом.        Грибная поляна.  

Лепим простые формы.                                               Из простых форм лепим грибы.                             Объёмная композиция «Грибная поляна» с использованием природных материалов (веточки, шишки, мох, сухая трава и т.д.).

2.2

Работа с солёным тестом.                 Пир на весь мир.

Лепим простые формы (шарики, капли, колбаски, жгутики, полоски, лепёшки).                                     Из простых форм лепим: завитушки, плетёнки, пирожки, пирожные, вареники.                        Объёмная композиция «Пир на весь мир».  

2.3

Работа с солёным тестом.         Подводное царство рыб.

Лепим простые формы (шарики, капли, лепёшки, жгутики, полоски).                                                Лепим  рыбку (по выбору учащегося).                    Кол-ое панно: «Подводное царство рыб». Оформление морского дна водорослями и ракушками.

Выставка поделок.

3.

Работа с глиной.

Глина в жизни человека.                                          Где мы берём глину.                                               Инструменты и приспособления при работе с глиной (стека, подкладной материал, блюдце для воды, тряпочки, скалка).                              Инструктаж по ТБ (вспоминаем).               Организация рабочего места.                            Подготовка глины к работе:                                           - как правильно приготовить глину к работе;            - разминание глиняного куска руками.      Последовательность работы с глиной.

3.1

Работа с глиной. Лепим простые формы.

Лепим простые формы (шар, яйцо, капля, колбаска, жгутики, завиток, лепёшка, морковка).                    Из каких простых форм состоят сложные предметы, окружающие нас в жизни. Анализ форм.

3.2

Работа с глиной. Семейка ежей.

Лепим ежа.                                                                               Лепим простые формы (шарики, капли).                 Из простых форм лепим ежа.                                                

3.3

Работа с глиной. Прекрасное вокруг.

Лепим чашу с фруктами.                                              Отработка приёма: лепим из целого куска.

3.4

Работа с глиной. Вылепим сосуд.

Способ лепки жгутиками.                                   Раскатываем жгутик (длинный, короткий, тонкий, с острыми концами).                                          Простейшие приёмы декора изделий из глины: налепы.                                                                   Украсим сосуд завитками, каплями, шариками, листочками.

3.5

Новогодние поделки.

Изготовление новогодних поделок (игрушки, сувениры, открытки) из бросового материала.

3.6

Филимоновская игрушка.

Лепим филимоновского петуха.                       Знакомство с народным художественным промыслом филимоновских мастеров.       Особенности росписи филимоновских игрушек (элементы, основные цвета красок).                  Лепка с натуры по образам народной игрушки.           Отработка приёмов: лепка из целого куска путём вытягивания.                                                  Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предмет устойчивым.                     Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов (наглядный материал).

3.7

Дымковская игрушка.

Знакомство с народным художественным промыслом дымковских мастеров.                Особенности росписи дымковских игрушек (элементы, композиции, цвета красок).              Лепка с натуры по образам народной игрушки. Отработка приёмов:                                                      - лепка из целого куска с добавлением деталей;       - овладение простейшими приёмами декора изделий (защипы, налепы).                                Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предмет устойчивым.                   Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов (наглядный материал).

3.8

Лепим кувшинку.

Лепим отдельные детали (лепестки).

Используя приемы налепа и прищипывания собираем цветок.

Составление композиции.

Роспись готового изделия.

Выставка поделок.

4.

Работа с бумагой.

Папье-маше.

«Удивительный мир папье-маше».

Немного из истории.

Беседа с показом изделий из папье-маше.

Знакомство с двумя основными способами работы в технике папье-маше:

  1 способ: наклеивание обрывков бумаги слоями  (маширование);

  2 способ: лепка из бумажной массы.

4.1

Папье-маше.

Блюдце и чашка.

Способ 1:

Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги.

Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги.

Роспись готовых изделий.

4.2

Папье-маше.

Плюшевый мишка.

Способ 2:

Изготовление (бумажной) массы папье-маше.

Лепим плюшевого мишку.

Просушка.

Покраска готового изделия.

5.

Итоговое занятие.

Выставка работ детей.

Анализ проделанной работы.

 

Тематическое планирование 5-7 класс.

Название раздела.

Содержание работы.

1.

Вводное занятие

Ознакомление с планом работы кружка нам год.

Инструктаж по ТБ (правила поведения в классе; ТБ при работе с инструментами).

Организация рабочего места.

2.

Работа с соленым тестом.

Немного истории.                                            Способы приготовления соленого теста.

Инструменты и приспособления при работе с соленым тестом.

2.1

Работа с соленым тестом.    Осенний урожай.

Лепим простые формы.

Лепим корзину с фруктами, ягодами или грибами (по выбору учащегося).

Объемная композиция: «Осенний урожай».

 

Работа с соленым тестом.            Пир на весь мир.

Лепим простые формы.

Из простых форм лепим торты, пирожные, заплетушки, завитушки, плетенки.

Объемная композиция: «Пир на весь мир».

2.3

Работа с солёным тестом. Фоторамка.

Рисование фоторамки.

Создание композиции фоторамки.

Изготовление формы фоторамки из картона.

Лепка на форме.

Украшение фоторамки методом налепа и прищипывания отдельных мелких деталей.

Покраска готового изделия.

Выставка поделок.

3.

Работа с глиной.

Глина в жизни человека.

Где мы берем глину.

Инструменты и приспособления при работе с глиной (стека, доска, посуда для воды, тряпочки, скалка).

Инструктаж по ТБ (условия безопасной работы).

Организация рабочего места.

Подготовка глины к работе:

- как правильно подготовить глину к работе;

- разминание глиняного куска.

Последовательность работы с глиной.

3.1

Работа с глиной.  Животный мир.

Лепка животного (по выбору учащегося).

Отработка приема: лепка из целого куска.

Объемное изделие.

Объемная композиция: животный мир.

3.2

Работа с глиной. «Год петуха».

Лепим петуха из отдельных деталей (простых форм) методом налепа и прищипывания.

Объемное изделие.

Покраска готового изделия.

3.3

Работа с глиной. Дымковская игрушка.

Лепим дымковскую игрушку(по выбору учащегося).

Знакомство с народным художественным промыслом дымковских мастеров.                Особенности росписи дымковских игрушек (элементы, композиции, цвета красок).              Лепка с натуры по образам народной игрушки. Отработка приёмов:                                                      - лепка из целого куска с добавлением деталей;      

 - овладение простейшими приёмами декора изделий (защипы, налепы).                                

Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предмет устойчивым.                   Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов (наглядный материал).

3.4

Работа с глиной. Филимоновская игрушка.

Лепим филимоновскую игрушку (по выбору учащегося).

Знакомство с народным художественным промыслом филимоновских мастеров.       Особенности росписи филимоновских игрушек (элементы, основные цвета красок).                  

Лепка с натуры по образам народной игрушки.           Отработка приёмов: лепка из целого куска путём вытягивания.                                                  Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предмет устойчивым.                     Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов (наглядный материал).

3.5

Работа с глиной. Каргопольская игрушка.

Лепим каргопольскую игрушку (по выбору учащегося).

Знакомство с народным художественным промыслом каргопольских мастеров.                Особенности росписи каргопольских игрушек (элементы, основные цвета красок).                   Лепка с натуры по образам народной игрушки.    Отработка приёма: лепка из целого куска путём вытягивания.                                                   Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предмет устойчивым.                   Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов (наглядный материал).  

3.6

Работа с глиной. Букет.

Рисуем композицию «Букет».

Лепим панно.                                                       Конструируем рамку для панно.

Выставка поделок.

4.

Работа с бумагой.

Папье-маше.

«Удивительный мир папье-маше».

Немного из истории.

Беседа с показом изделий из папье-маше.

Знакомство с двумя основными способами работы в технике папье-маше:

-наклеивание обрывков бумаги слоями (маширование);

-лепка из бумажной массы.

4.1

Папье-маше.

Лебединое озеро.

Способ 1.

Лепка формы лебедей из пластилина.

Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги.

Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги.

Покраска готовых изделий.

Создание коллективной композиции: «Лебединое озеро».

Украшение.

4.2

Папье-маше.

Мишка на поляне.

Способ 2.

Изготовление (бумажной) массы папье-маше.

Продумывание композиции работы.

Лепим мишку на поляне.                                  

Просушка.

Покраска готового изделия.

4.3

Папье-маше.

Сказочный дуб.

Коллективная работа: «Сказочный дуб».

Использование больших коробок (вырезаем форму ствола дуба).

Путем наклеивания слоев бумаги получаем объем ствола дуба.

Изготовление (бумажной) массы папье-маше.

Массой папье-маше обклеиваем дуб (создаем кору дуба).                                                                    Покраска готового изделия.

5

Итоговое занятие.

Выставка работ детей.

Анализ проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Программы учебных курсов «Батик», «Папье-маше», «Нетканый гобелен»

Конспективное изложение наиболее интересных вариантов заданий по учебным темам прикладного характера. Было предназначено для нереализованного преподавания в художественной студии для взрослых. Может б...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...