Мастер-класс «Здоровье детей – на кончиках пальцев» или «Кукла-закрутка»
методическая разработка (5 класс)

Романченко Ольга Владимировна

 Цель: Знакомство педагогов с возможностями развития мелкой моторики рук учащихся на занятиях по изготовлению русской народной куклы-закрутки.

Задачи. 

1. Научить мастерить тряпичную куклу  бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановить и сохранить для новых поколений такое  явление, как народная традиционная кукла.

3. Показать педагогам здоровьесберегающие возможности занятий ручным творчеством.

  Цель: Знакомство педагогов с возможностями развития мелкой моторики рук учащихся на занятиях по изготовлению русской народной куклы-закрутки.

Задачи. 

1. Научить мастерить тряпичную куклу  бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановить и сохранить для новых поколений такое  явление, как народная традиционная кукла.

3. Показать педагогам здоровьесберегающие возможности занятий ручным творчеством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Мастер-класс

«Здоровье детей – на кончиках пальцев» или «Кукла-закрутка»

C:\Users\CHip\Desktop\фото.романченко\DSCN1740.JPG

Педагог дополнительного

образования

1 кв.категории Романченко О.В.,

руководитель объединения

«Школа мастерства»

2018 г. 

 Цель: Знакомство педагогов с возможностями развития мелкой моторики рук учащихся на занятиях по изготовлению русской народной куклы-закрутки.

Задачи. 

1. Научить мастерить тряпичную куклу  бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановить и сохранить для новых поколений такое  явление, как народная традиционная кукла.

3. Показать педагогам здоровьесберегающие возможности занятий ручным творчеством.

Оснащение мастер-класса: презентация, индивидуальные технологические карты «Изготовление куклы-закрутки»

Материалы:

- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;   

- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

- белые  нитки;

- синтепон (вата) для объема;

- лента- тесьма для пояса.

Инструменты: ножницы.

Ход  мастер-класса.

Педагог:

Добрый день, уважаемые коллеги.

(Педагог рассказывает немного из истории кукол-закруток, одновременно,  знакомя присутствующих с образцами кукол через выставку изделий и с помощью мультимедийной презентации)

Педагог:

Хочется начать свой мастер-класс словами великого педагога современности В.А.Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования у детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Учеными давно доказано, что развитие мелкой моторики рук детей, способствует развитию устной речи ребенка, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга ребенка, благоприятно влияет и на психоэмоциональное здоровье ребенка.

Сегодня я представлю свой опыт работы по развитию мелких мышц пальцев и кистей рук, тактильных ощущений посредством материалов, используемых в технологии изготовления народной тряпичной куклы-закрутки.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры, имеющие большую историю и определенную значимость. Через куклу на Руси воспитывались очень важные человеческие качества. Есть такая примета: если дети много и усердно играют в куклы – в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде. Верили, что кукла сохраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним – и в играх, и во время сна. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

        Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Её наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребёнку. Поэтому безликая кукла одновременно являлась и оберегом. А поскольку она изображает человека, то является партнёром ребёнка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.

        Шитье кукол доставляет огромную радость. Это занятие увлекательное в любом возрасте, стоит только начать. Итак…

Педагог:

Этапы нашей работы последовательно описаны в наших технологических картах занятия, которые лежат у Вас на столах.

1 шаг. Кусок ватина и белую ткань скатываем в рулон, перевязываем в двух местах – на линии шеи и талии. Вот мы получили «тулово».

C:\Users\CHip\Desktop\ЗАГРУЗКА сентябрь\detsad-360406-1458048468.jpg

2 шаг. Делаем голову с ручками. Квадратом из белой ткани накроем «тулово» и туго завязываем, образуя шею.

C:\Users\CHip\Desktop\ЗАГРУЗКА сентябрь\detsad-360406-1458048884.jpg

3. Сформируем ручки, перетянем ниткой кисти рук, оставшуюся ткань затянем на месте талии. Получилась кофточка с рукавами. Основа готова.

C:\Users\CHip\Desktop\ЗАГРУЗКА сентябрь\detsad-360406-1458049021.jpg

4. Волосы и косы делаем – из эластичного чулка.

5. Юбочка – из круглого цветного лоскутка (в центре сделать отверстие).

C:\Users\CHip\Desktop\фото.романченко\DSCN1769.JPG

6. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Оформляем куклу бусами, лентами (по придуманному образу).

C:\Users\CHip\Desktop\фото.романченко\DSCN1737.JPG

Наша игрушка готова!  Вот у нас и получилась кукла- берегиня, которая наполнила нас доброй, положительной, созидательной энергией здоровья!

Успехов Вам, мастера-кукольники!

Список используемой литературы:

  1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М., 1993 г.
  2. Журнал «Народное творчество», 2001 г, №5, 32-35 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "В здоровом теле здоровый дух"

План конспект занятия по туризму...

Мастер - класс "Наше здоровье в наших руках"

Тема : Наше здоровье в наших рукахЦель: содействовать сохранению и укреплению здоровья , формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.Задачи:...

Мастер-класс «Твоё здоровье – твой выбор». Использование кейс-метода

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание устойчивого негативного отношения к курению, расширение знаний о вреде курения....

Мастер класс "Мы здоровью скажем ДА!"

пробудить интерес участников друг к другу, настроить на совместную работу....

Мастер-класс "Неделя здоровья"

Целью данного мастер-класса было желание поделиться с коллегами своим пониманием: как включить обучающихся, сделать их активными участниками проведения недели здоровья в образовательном учреждении. А ...

Мастер-класс "Мы здоровью скажем ДА!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23778517","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23778520","attributes":{"alt":"","...