Методическая разработка «Исскуство - вышивание»
методическая разработка

Методическая разработка

«Исскуство - вышивание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo-vyshivanie.docx366.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Искусство - вышивание»

Разработал:

 педагог дополнительного образования

 Гренкова Ольга Петровна

т\о «Умелые руки»

2019 год

Натянутый на пяльцах холст 
Манит своею новизною, 
Как будто говорит со мною, 
Хоть с виду скромен он и прост. 

Несёт в своей он чистоте 
Цветы, иконы и картины, 
Как в море, в нём живут глубины 
И небеса на высоте. 

                             Евгения Краснова 

Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани нитками с помощью иголки было известно в далёкой древности. Наиболее ранние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 веках до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания владели древние греки и римляне, арабы. В средние века, благодаря крестовым походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях.  

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. По народному поверью, вышивка должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой земли — фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.

Одежду шили из выкроенных, по прямой, отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная). Также она имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста

женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор – скромнее и проще.

В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого холста, а на нем четко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила канвой для вышивки, крестом вышиты гроздья винограда, цветы, ягоды красные, а листья черные. Такие цвета характерны для славянской вышивки. Но русская народная вышивка бывает и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом. В книге «Русское народное прикладное искусство» о таком виде вышивки, как крестецкая строчка так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов, розеток, звездочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор получится симметричным, спокойным, уравновешенным... Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне. Поэтому все изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным». Свое название крестецкая строчка получила от поселка Крестец, что на Валдае.

Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) - приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.

Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: А.Г. Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», В.А.Тропинина «Золотошвейка»

В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

 

Инструменты для вышивания

Ножницы.

Ножницы можно взять любые, но в случае неправильно вышитых крестиков (от ошибок в работе нитко не застрахован) лучше брать ножницы с острыми концами, т.к. ими легче подцеплять нитки.

Напёрсток

Напёрсток используется  при вышивании без пялец, при подшивании краёв изделия, для проталкивания иглы через ткань, когда прошивается несколько слоёв плотной ткани, и т. д. Лучше приобрести металлический наперсток.Надевается наперсток на средний палец правой руки.

Маркеры

Для вышивания маркер является необходимым. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером на вышивке омечают место для вышивания тем или иным цветом, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером канву расчерчивают на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме. Смываемые маркеры бывают для темной и светлой канвы. Следы от маркера для светлой канвы следует смывать только холодной водой, при смывании горячей водой следы могут остаться навсегда. Следы от маркера для темной канвы можно, наоборот, смывать водой или обрабатывать горячим утюгом.

Органайзер.

Для хранения мулине во время вышивания используют органайзеры. Органайзеры бывают разные. Нитки при этом вынимают из упаковки и каждую вставляют в иголку, затем иголку с ниткой вставляют в специальное отверстие в органайзере и подписывают. Существуют также органайзеры, к которым нитки привязываются, т.е. в иголку их вставлять не нужно.

Магнитные и увеличивающие доски.

Для того, чтобы не запоминать то место на схеме, которое в данный момент вышивается, существуют магнитные доски. Схема кладется на магнитную доску, а сверху крепятся рейки, которые ставят на фрагмент схемы. Увеличивающие доски работают по такому же принципу, только с той разницей, что в середину такой доски встроена лупа, которая увеличивает значки на схеме.

Технология вышивки крестиком

Для вышивки крестиком, в зависимости от опыта и выбранного сюжета для вышивки, можно приобрести все материалы для вышивания по отдельности, либо достаточно купить набор для вышивания, где есть все необходимое.                                                       Если вы приобрели канву, нитки по отдельности, то нужно сначала подготовить канву для вышивания: нанести рисунок. Если вы сами создали схему для вышивки или приобрели ее в магазине, нужно сначала неразмеченную ткань для вышивки расчертить маркером. Какой маркер приобрести (в зависимости от цвета канвы),  смотрите в разделе "Инструменты для вышивания".  Ткань расчерчивают на равные квадраты (например 10х10 или 20х20 квадратиков канвы) в соответствии со схемой вышивки. Чем меньше квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем вышивают в соответствии со схемой тем или иным цветом.  Все больше и больше становятся популярными вышивальные наборы. На канве уже нанесен рисунок и рукодельнице достаточно вышить нитками определенного цвета, указанными на рисунке. Эта техника вышивания называется «печатный крест». Опытные рукодельницы используют счётный крест – покупают канву без рисунка, в этом случае вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков. Подготовленную ткань необходимо аккуратно, без перекосов закрепить в пяльцы.  Вообще рекомендуют начинать вышивать из центра работы, тогда внешний вид готовой работы будет более эффектным. Как показывает практика, многие предпочитают вышивать с одного из углов, двигаясь по кругу.

Вышивка крестом: закрепление нити.

Способ 1.

http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/uzel-sp1.gif

Способ 2.
http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/uzel-sp2.gif                http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/uzel-sp2a.gif                http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/uzel-sp2b.gif

При вышивании не делают узелков, иначе на готовой работе поверхность будет неровной. Начиная вышивать нитку можно закрепить 2 способами (см. рисунки): 
Крепеж нитки под стежками, выполняется как в начале вышивания, так и в конце, чтобы спрятать кончик.ровной. Начиная вышивать, нитку можно закрепить 2 способами: 
Крепеж нитки под стежками, выполняется как в начале вышивания, так и в конце, чтобы спрятать кончик.Используется, когда вышивают в четное число нитей. Нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок, не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления остается совсем незаметным.
Иные рукодельницы, относящиеся к своим работам очень серьезно, начинают и заканчивают нитки под крестикам. Так получается очень аккуратная изнанка, но времени, увы, потребуется гораздо больше. 
Хлопковую нитку для работы обычно берут длиной по локоть, металлическую — короче из-за их постоянного спутывания.

Полный крестик.

http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/shemakrestikov.gif

Основное правило вышивки крестиком: все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой. В результате вышивка будет выглядеть эффектно и выразительно, да и вышивать удобнее. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.Обычно в руководствах советуют вышивать от центра, направление вышивания будет «расходящимся», снежинкой. Возможен вариант, когда в схеме дается указание вышить какой-то фрагмент полукрестом. Если в описании особо не оговаривается направление стежков, то их делают в том же направлении, что и верхние стежки крестиков.

Также применяется при вышивке крестиком 1/4 и 3/4 крестика.

3/4 и 1/4 крестика.

3/4 и 1/4 креста используются для того, чтобы контуры объектов на вышивке не получались ступенчатыми. 
На рисунке и схеме показано выполнение 3/4 и 1/4 крестика.

Для 3/4 крестика основное правило такое же как и для полноценного крестика — верхний стежок должен лежать в том же направлении, что и все остальные.
Такие стежки удобней всего делать на ткани типа льна, вышивая полный крестик через 2 нити (тогда стежок 1/4 придется на просвет между 2 нитками), на канве Аида вышивать сложней.

Если на схеме в одном уголке нарисован значок, то вышивать нужно 3/4 крестика, как показано на схеме. Если на схеме указано сразу 2 значка в одной клеточке, то придется определить, какой цвет вышить 3/4 крестика, а какой -  1/4 крестика. Для этого на схеме нужно определить основной цвет. Например  на вышивке на переднем плане ваза с цветами, а на заднем плане расположено окно. На границе этих двух областей часто на схемах указано вышивание в одной клеточке сразу 3/4 и 1/4 крестика. Ваза с цветами расположена на переднем плане, поэтому границы вазы следует вышивать - 3/4 креста, область окна, граничащую с вазой и цветами вышивать 1/4 крестика.http://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/3-4-1-4-krest-shema.gifhttp://www.natadom.ru/images/stories/vishivka/3-4-1-4-krestika.gif

Вышивка крестиком салфетки с цветами

http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2012/05/211.jpeg

Размер готового изделия: 58×46 см.

Потребуется:

- льняная канвовая ткань с неравномерной плотностью переплетения 44×32 клетки = 10×10 см размером 66×54 см;
- нитки мулине синего, голубого, зеленого, светло-зеленого, желтого, розового и темно-розового цветов;
- игла для вышивания.

Техника выполнения: вышивка крестом, шов “строчка”.

Описание работы.

Обработать края ткани швом “зигзаг”. В каждом из углов салфетки выполнить вышивку цветочных мотивов по схеме, располагая их на расстоянии 9-10 см от срезов ткани. Вышивать нитями мулине в 4 сложения, 1 крестик в 1 клетке ткани. Веточки выполнить швом “строчка” нитью зеленого цвета.

Готовую вышивку отутюжить с изнаночной стороны через влажную ткань. Выполнить подгибку шириной 2 см, подгибку приутюжить.

Схема рисунка для вышивки салфетки с цветами

http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2012/05/113.jpeg

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 1. Гринофф Джейн. Вышивка крестиком. Настольная книга. М.: Издательство: Эксмо, 2006.

2.       Ерёменко Т.И. Иголка-волшебница. Просвещение, 1987.

3.       Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка. М.: Лёгкая индустрия, 1980.

4.       Литвинец Э.Н. Учись вышивать. Серия «Сделай сам». М.: Знание, 1991.

5.       Сычева П. В. Вышивка. Горноалтайск, изд-во  « Альтернатива», 1991.  

6.       Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история. ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по спецкурсу "Вышивание шёлковой тесьмой"

Работа содержит подробное описание спецкурса, примерную программу, а также приложение со схемами вышивки....

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией...

Методическая разработка к уроку в соответствии с ФГОС "Вышивание лентами", 7 класс

Методическая разработка к уроку "Вышивание лентами" включает все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. Указаны предметные и метапредметные результаты проведения урока....

Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"

В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....

Методическая разработка к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»

Технологическая карта к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»по вышиванию лентами  «Мешочек для телефона»...