Искусство танца
рабочая программа (10 класс)

Меет Людмила Михайловна

Данная программа актуальна для детей и их родителей, так как обучающиеся получают развитие своих физических данных, творческих способностей и расширяют свой кругозор в мире искусства. Нынешнее поколение детей проявляет интерес к новым направлениям в музыке и танцах. Предлагаемая программа учитывает потребности молодежи в получении знаний по современным направлениям в хореографическом искусстве. Классический и народно-характерный танцы воплощают традиции и служат основой для восприятия современных танцевальных направлений. Своеобразие условий работы с детьми требует изменения подхода к порядку изучения материала и принципам преподавания. Данная программа создана с учетом обобщения традиционных и современных направлений в хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_tantsa.docx513.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Хореографический ансамбль.

Искусство танца»

Возраст учащихся: 15 -18 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчики:

Людмила Михайловна Меет,

Марина Радиковна Султанова,

педагоги дополнительного образования


Пояснительная записка

Художественная направленность программы позволяет реализовать детям свой творческий и личностный потенциал через многообразие хореографического искусства. С его помощью создаются условия для социального, культурного, профессионального самоопределения ребенка, развития личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни. Дети учатся ставить и достигать жизненные цели, владеть собой, сотрудничать, создавать прекрасное и ценить его.

Данная программа актуальна для детей и их родителей, так как обучающиеся получают развитие своих физических данных, творческих способностей и расширяют свой кругозор в мире искусства. Нынешнее поколение детей проявляет интерес к новым направлениям в музыке и танцах. Предлагаемая программа учитывает потребности молодежи в получении знаний по современным направлениям в хореографическом искусстве. Классический и народно-характерный танцы воплощают традиции и служат основой для восприятия современных танцевальных направлений. Своеобразие условий работы с детьми требует изменения подхода к порядку изучения материала и принципам преподавания. Данная программа создана с учетом обобщения традиционных и современных направлений в хореографии.

Отличительные особенности

  • Обучение детей в раздельных группах мальчиков и девочек, разработанное описание принципов и методических особенностей обучения мальчиков.
  • Содержание программы включает в себя освоение различных стилей и направлений танца.
  • Программа включает в себя разные направления деятельности: постановочную, репетиционную, культурно-образовательную, – а также творческую мастерскую.
  • Программа позволяет включить в активную концертную деятельность коллектива более 70 номеров.

Адресат программы.

Данная программа рассчитана на детей школьного возраста (15-18 лет). Мальчики и девочки занимаются в отдельных группах, т.к. по половому признаку даётся определенная силовая нагрузка. В освоении программы участвуют подготовленные дети, которые по результатам итогового занятия по программе «Хореографический ансамбль. От классики до модерна» прошли отбор. Также во время учебного года в ансамбль могут быть зачислены дети, которые пришли подготовленные из других хореографических коллективов и соответствуют требованиям образцового ансамбля.(см. Приложение 1)Непременным условием для зачисления в ансамбль является медицинское заключение об отсутствии физических противопоказаний  к занятиям по хореографии.

Характеристика этапов образовательного процесса с точки зрения возрастных особенностей обучающихся

Все психические процессы в юношеском возрасте совершенствуются. Внимание юноши и девушки могут удерживать при длительном объяснении. Восприятие индивидуализируется, абстрактно-логическое, образное мышление получает завершающее развитие. Ребята могут усваивать весьма отвлеченные теоретические понятия, абстракции, находить проблемы, формулировать их, анализировать, сравнивать. Только в этом возрасте можно давать задания на самостоятельную отработку танцевального материала.

Старшеклассники становятся менее эмоциональными, но их эмоции глубже. Они учатся понимать и сопереживать. В сфере мотивации – независимы, имеют собственные мотивы деятельности, главный из которых – самосовершенствование. В связи с самоопределением интерес к обучению возрастает. На этом возрастном этапе возможна высокая степени сплоченности ребят. Если стоят конкретные творческие задачи, то группа может достичь стадии коллектива.

Цель:развитие общей культуры и творческих способностей детей, взаимодействие со сверстникамии педагогом, формирование дружеской атмосферы внутри ансамбля, научить ставить цели и достигать их.

Задачи:

Обучающие:

Изучать репертуар разных танцевальных направлений, связанный с традициями мировой культуры, истоки современного танца. Расширять представления о современном танце, спектре его направлений, основах композиции.

Развивающие:

Совершенствовать исполнительское мастерство, индивидуальный творческий стиль. Развивать постановочные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать академическую культуру и манеру исполнения. Способствовать самоопределению и самореализации обучающихся. Воспитывать активное ценностно-значимое отношение к жизни, способствовать профессиональному самоопределению.

Условия реализации программы.

Программа обучения рассчитана на детей школьного возраста от 15 до 18 лет. Длительность освоения – 2 года.

Прием в ансамбль проводится по результатам итогового занятия по программе «Хореографический ансамбль. От классики до модерна». Дети, прошедшие эту программу, переходят на обучение по программе «Хореографический ансамбль. Искусство танца». Также, на основе индивидуального просмотра, в начале года и в течение всего учебного, проводится дополнительный набор детей в сформированные группы. Поступающиев ансамбль должны иметь определённые физические данные, знания и навыки в хореографии: гибкость, шаг, выворотность, прыжок, знание терминов классического и современного танцев, музыкальность, умение вращать, технику выстукиваний и дробей, умение запоминать и воспроизводить новый материал.(см. Приложение 1)

Один раза в год проводятся открытые уроки, на которых отслеживаются результаты обучающихся. На итоговом занятии по окончанию каждого года, могут быть отчислены дети, которые не соответствуют уровню подготовки образовательного ансамбля или по каким-либо причинам (здоровье, семейные обстоятельства, переезд) покидают коллектив. В связи с тем, чтогруппы не сохраняются в полном составе, по решению педагогического совета их могут соединить или расформировать на любом году обучения.

Формы и методы проведения занятия

Основные формы проведения занятий:

  • учебное занятие,
  • репетиция,
  • игра,
  • концерт.

Основными формами организации деятельности детей являются:

  • фронтальная
  • групповая,
  • коллективная,
  • индивидуальная.

Занятия проводятся раздельно с группами девочек и мальчиков. Постановочно-репетиционные занятия организуются по специальному графику. Существуют постановочные репетиции, сводные репетиции, репетиции отдельных номеров, генеральные репетиции программ.

Реализация образовательной программы предполагает использование персептивных методов обучения:

- словесных: беседа, объяснение, обсуждение, анализ структуры музыкального произведения;

- наглядных: показ, использование аудио- и видеоматериалов, использование наглядных материалов (иллюстраций, картин, фотографий);

- практических: игра, упражнение, импровизация, анализ и самоанализ движений.

Принципы осуществления программы

1. Индивидуальный подход к ребенку. Состоит в учете особенностей, раскрытии возможностей ребенка, выявлении одаренных детей, проведении индивидуальных консультаций с родителями.

2. Доступность обучения. Содержание занятий подбирается с учетом возможностей детей. Система открытых занятий, родительских собраний, коллективных праздников обеспечивают максимальную доступность и открытость учебно-воспитательного процесса.

3. От простого к сложному. Содержание программы строится с учетом постепенного усложнения материала и увеличением нагрузки на детей.

4. Преемственность. Передача старшими обучающимися репертуарных номеров и традиций коллектива младшим участникам ансамбля.

5. Дифференцированный подход. Дифференциация осуществляется в раздельном обучении девочек и мальчиков. Формирование групп и построение образовательного процесса происходит с учетом их способностей, темпа обучения группы.

6. Комплексное воспитание. Изучение на практике многих направлений танца физическое, музыкальное, нравственное развитие, гастрольные поездки обучающихся отобранных из нескольких групп разного возраста .

7. Вариативность. Предполагает увеличение или уменьшение нагрузки на обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Педагог варьирует содержание программы с учетом комплектования групп на основе индивидуализации и дифференциации групп.

8. Принцип разнообразия. Репертуар для обучающихся составляется и пополняется исходя из возрастной категории, степени сложности, актуальности.

9. Принципы работы с мальчиками

Обособленность. Занятия мальчиков проводятся отдельно от девочек, чтобы избежать на начальном этапе скованности детей друг перед другом, уделить больше внимания воспитанию мужских качеств, необходимых в искусстве танца.

Соревновательная заинтересованность. В образовательном процессе учитывается увлеченность, стремление быть первым, самосовершенствоваться, лидировать. Обучающиеся обязательно знают объем движений и умений, который необходимо выучить сегодня, завтра, за год. При подведении итогов вводится соревновательный элемент, отмечаются достигнутые успехи.

Темповая заинтересованность. Темп занятия с мальчиками выше, чем у девочек. Необходимы частая смена рисунков, видов упражнений, деятельности. Чередование движений, требующих сосредоточенного исполнения, с темповыми. Переключение мышечных и волевых процессов.

Силовая заинтересованность. Интерес мальчиков к танцам связан с возможностью проявления силы, ловкости, выносливости, воли, координации – физических возможностей. Реализуются эти качества при выполнении трюковых элементов и трюков, поддержек.

Репертуарная заинтересованность. Репертуар содержит разнообразные танцевальные номера, которые интересны мальчикам и исполняются только ими. Это динамичные, трюковые, интересные по сюжету танцы. Сольные, парные и групповые номера в смешанном исполнительском составе раскрывают индивидуальность обучающихся, позволяют проявлять мужские качества.

Ансамблевая заинтересованность. Стремление быть командой – естественное желание мальчиков и ценность для ансамбля. Через навыки взаимодействия, отношения в коллективе, реализуется роль мальчика-партнера в танцах, социализация в обществе.

Особенности образовательного процесса.

В процессе обучения у разных педагогов выявляется основной состав концертной группы, который может формироваться из обучающихся разного возраста и групп. Концертная деятельность строится на выступлениях, организованных внутри коллектива – это праздники и открытые занятия, а также выступлениях на фестивалях и отчётных концертах. Обучающиеся должны знать репертуарные номера соответствующие их возрасту. Для выступления на профессиональной сцене из разных групп формируется основной состав исполнителей, которые справляются с хореографическим материалом на должном уровне. На усмотрение педагогического совета обучающиеся могут быть не допущены к выступлениям и открытым занятиям по причине болезни, пропущенных занятий или неуспеваемости.

Кадровое обеспечение.

Педагог в классе является главным человеком, который управляет образовательным процессом. Он должен стать авторитетом для обучающихся, и следить за техникой безопасности на уроке. Музыкальное сопровождение каждого занятия обеспечивают концертмейстеры ансамбля. Они помогают детям разобраться в характере музыки, слышать сильную долю и репетировать под их аккомпанемент в любом темпе.

Материально-техническое оснащение: станки, зеркала, аудиотехника для проведения игр под музыку на аудионосителях и репетиций, телевизор для просмотра видеоматериалов, коврики для проведения занятий по партерной гимнастики, рояль и пианино для проведения занятий.

Планируемые результаты.

В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:в процессе обучения по данной программе у ребёнка формируется самооценка, культура общения и поведения в социуме, он научится существовать в коллективе, помогать сверстникам, приобщится к искусству танца и приобретет навыки здорового образа жизни.

метапредметные результаты:обучающие освоят танцевальный этикет, правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы, будут способны использовать полученные умения и навыки репетиционной, концертной, постановочной, культурно-образовательной, творческой деятельности в адаптации к социальным условиям, разовьют чувство стиля и художественный вкус, коммуникативные способности и способы социального взаимодействия;

предметные результаты:обучающиесяовладеют основной терминологией танца, познакомятся с  наследие классического танца, основными положениями и понятиями танца современного, изучат культуру, быт, нравы танцев народов мира. Будут способны создавать различные сценические образы, передавать в движениях стилевые, национальные, ритмические и темповые особенности образа, освоят основы актѐрского мастерства, разовьют танцевальность и выразительность исполнения, научатся ориентироваться в пространстве и создавать и держать рисунок в танце. Будут знать репертуарные номера, получат возможности для творческой самореализации. Полученные умения и навыки репетиционной, концертной, постановочной, культурно-образовательной, творческой деятельности помогут адаптироваться в социуме.


Учебный план на 2 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

1 год

2 год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1.

Презентация программы

2

-

2

-

-

-

Просмотр.

2.

Классический танец

81

4

77

81

4

77

Показ педагогом, исправление ошибок зачёт

3.

Народно-характерный танец

81

6

65

81

6

65

Показ педагогом, исправление ошибок зачёт

4.

Современный танец

81

4

77

81

4

77

Показ педагогом, наблюдение, зачёт

5.

Постановочная деятельность

72

4

68

72

4

68

Показ педагогом.

6.

Репетиционная и концертная деятельность

72

4

68

72

4

68

Отработка выученного материала.

7.

Творческая мастерская

27

-

27

27

-

27

Наблюдение.

8.

Культурно-образовательная деятельность

16

6

10

18

18

-

Лекции, посещение концертов и театров.

ИТОГО

432

28

404

432

40

392


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореографический ансамбль. Искусство танца»
на __________________  учебный год

(Календарный учебный график составляется ежегодно каждым педагогом
на каждую группу обучения, и утверждается приказом по учреждению
)

ФИО педагога

Год обучения

№ группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

36

36

36


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Хореографический ансамбль.

Искусство танца»


1 год обучения

Задачи первого года обучения:

Обучающие:

Изучать репертуар разных танцевальных направлений, связанный с традициями мировой культуры, истоки современного танца.

Развивающие:

Совершенствовать исполнительское мастерство, индивидуальный творческий стиль.

Воспитательные:

Воспитывать академическую культуру и манеру исполнения. Способствовать самоопределению и самореализации обучающихся.

Содержание программы

1-го года обучения

  1. Презентация программы.
  2. Классический танец.

Теория: Сольный танец. Вариации из балетов «Дон Кихот», «Жизель», «Спящая красавица».

Практика: Экзерсис у станка

1. III-е port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и с переходом

2. Полуповороты с ногой, вытянутой вперед или назад на 45˚ и 90˚ с plie-releve ededans; c plie-releve en dehors

3. Battement foundu на 90˚

4. Preparation для tours из положения ноги, открытой в сторону на 45˚

5. Temp releve как preparation к tour en dedans и en dehors

6. Battement developpe с plie-releve и demi rond de jambe

7. Developpe-balloter

8. Grand rond de jambe developpe наполупальцахизпозывпозу

9. Grand battement jete наполупальцах

Экзерсиснасерединезала

1. Round de jambe par terre en tournant

2. Jete en tournant на 1/2 поворота

3. Grand plie с port de bras

4. Battement tendu en tournant en dehors et en dedans no 1/8, 1/4 круга

5. Demi rond de jambe на 45˚ en dehors et en dedans наполупальцахина demi-plie

6. Battement foundu:

- наполупальцах en face ивпозах;

- с plie-releve и demi-rond de jambe на 45˚ en face навсейстопеинаполупальцах;

- double на всей стопе и на полупальцах;

- на 90˚ en face на всей стопе.

7. Battement soutenu:

- на полупальцах всех направлениях en face и в маленьких позах на 45˚;

- на 90˚ en face и в позах на всей стопе.

8. Battement frappe на полупальцах и с releve на полупальцах

9. Flic–Flac en face на всей стопе, с окончанием на полупальцы

10. Pas tombe с продвижением и окончанием sur le con-de-pied, носком в пол и на 45˚

11. Pascoupeнаполупальцы.

12. Rond de jambe en lair en dehors et en dedans наполупальцах.

13. Petit temp releve en dehors et en dedans на всей стопе и с окончанием на полупальцы

14. Battement releve let et battements developpe:

- в arabesque на всей стопе;

- en face и в позах (кроме arabesque и ecartee) с подъемом на полупальцы и в demi plie;

- с demi-plie и с переходом с ноги на ногу en face и в позах.

15. Grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans en face иизпозывпозунавсейстопе.

16. Temps lie 90˚ с переходом на всю стопу.

17. Поворот fouette en dehors et en dedans на 1/4 и 1/2 круга из позы в позу носком в пол.

Прыжки (Allegro)

1. Tour ввоздухе-tour en laire

2. Echappe-battu сусложненнойзаноской

3. Royal

4. Entrechat-cinq

5. Entrechat-trois

6. Jete battu

7. Brise вперединазад

8. Brise dessus-dessous

9. Soubresaut

2. Народно-характерныйтанец.

Теория: История костюма. Дуэтный танец. Особенности танцевального стиля цыганского народного танца. Характер исполнения польского сценического танца «Мазурка». Практика: Экзерсис у станка

1. Flic-flac с поворотом стопы; веер из double-flic по 1/16

2. Подготовка к веревочке и упражнение для бедра с прыжком на присогнутой ноге; прыжком и опусканием на подъем

3. Опускание на подъем и переход на другую ногу

4. Усложненные упражнения для гибкости корпуса (перекаты корпуса по палке)

5. Grand battement jete с увеличением размаха

6. «Винт»

7. Подготовка к револьтату

8. Каблучные движения по III, V, VI позициям:

- с поочередным переводом ноги с пятки на носок и обратно;

- со скользящим ударом полупальцами работающей ноги;

- с переступаниями на полупальцах;

- с «ковырялочкой»;

- с перескоками и раскрыванием в прыжке ноги на пятку

Польский сценический танец «Мазурка» Позы, ходы, вращения в парах, прыжки и выпады на колено. Цыганский народный танец. Основные движения: Позиции ног: все позиции классического танца, невыворотные позиции Позиции рук: три позиции классического танца с отогнутыми кистями. Движения кистей: «взмахи», мелкие «потрясывания» от запястий. Ходы и движения на месте:

1. Мелкие скользящие шаги подряд на вытянутых ногах

2. Переменный шаг с отбрасыванием ноги назад от колена

3. С отбрасыванием ноги в сторону, от колена

4. Ход назад с открыванием ноги вперед

5. Шаг в сторону, скрещивая ноги

6. Шаг на полупальцах с откидыванием ноги от колена в сторону

7. Мужской ход с хлопушкой

8. Чечетка с подскоком на опорной стопе

9. Чечетка, соединенная с переступанием на полупальцы по IV-й позиции ног, полупальцы одной ноги, накрест другой

10. Проходка с юбкой

11. Движения на полу (работают руки)

12. Круг по полу (сесть на широко расставленные колени, описать круг руками по полу, выгибая корпус)

13. Тряска плечами на высоких полупальцах

14. Ход в сторону через припадание

15. Вынос ноги накрест

16. Прыжки на месте с юбкой; с платком в руках

17. Вариации движений с платком

18. Тряска плечами в прогибе на полу

19. Быстрые вращения на месте

20. От классического танца пришло много движений, которые ассимилировались народными движениями:

- перекидные jete;

- sissonne;

- saut de basque;

- renverse;

- revoltade;

- chaine;

- balance

3. Современныйтанец.

Теория: История возникновения и развития современного танца. Практика: Развитие подвижности позвоночника: исполнение спиралей, twist, contraction, re-lease, high release, наклонов торса во всех направлениях, Изоляция и музыкально-ритмическая координация: полиритмия и полицентрия – движение трех центров на месте и с продвижением; использование различных ритмов в исполнении движений (акцентировано, медленно, плавно). Вращения: изучение поворотов без точки. Основные танцевальные шаги и прыжки: изучение шагов gliding. Импровизация. Выражение пластики в разных стилях и формах. Импровизационная «битва». Свободное движение под голос, звуки. Элементы контактной импровизации с полом и в паре. Игры «Синхронное движение», «Танец рук», «Лови», «Импульс», Элементы взаимодействия и партнеринга: игры «Сидим без стула», «Спиной к спине», «Воображаемый мяч», «Ты это можешь?», «Снежный ком», «Сиамские близнецы». Упражнение «Две точки опоры». Танцевальные комбинации в различных стилях: contemporary, R&B.

4. Постановочная деятельность.

Теория: Разножанровые хореографические произведения.

Практика: Разучивание эталонов хореографического творчества, авторских особенностей танцевальных произведений; лучших номеров, созданных за годы существования ансамбля наиболее одаренными его участниками. Работа с интересными профессиональными балетмейстерами по осуществлению оригинальных идей.

1. «Во имя жизни»

2. «Колокольчик»

3. «Сон»

4. «Танец с саблями»

5. «Цыганский»

6. «Березы»

7. «Комбат»

8. «Русские узоры»

9. «Бессарабская молодость»

10. «Преданья старины глубокой»

- «Пролог»

- «Ледоход»

- «Присуха»

- «Частушки»

- «Коляда»

11. «Солдаты удачи»

12. «Мужские игры»

13. «Ожидание»

14. «Широка река»

15. «Заклинание»

16. «Этнос»

17. «Свидание на хуторе»

18. «Сирота казанская»

19. «Бока»

20. «Хип-хоп»

21. «Мечты»

5. Репетиционная и концертная деятельность.

Теория: Анализ собственно техники исполнения и художественное осмысление движений, развитие образа.

Практика: Совершенствование сложных координационных навыков. Подбор репертуара для обучающихся, исполняющих сольные партии и развитие их индивидуальности исполнения.

6. Творческая мастерская.

Практика: Организация и подготовка танцевальных номеров-подарков для выпускников ансамбля. Разработка законченных хореографических номеров для городских мероприятий.

7. Культурно-образовательная деятельность.

Теория: Современное искусство и балет: взаимосвязи и взаимовлияние. Роль психологии в творческом процессе. Национальные традиции и балет.

Практика: Участие в мастер-классах различных направлений танца.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся изучать репертуар разных танцевальных направлений, связанный с традициями мировой культуры, истоки современного танца.

Разовьют исполнительское мастерство, индивидуальный творческий стиль.

Воспитают академическую культуру и манеру исполнения.

Календарно-тематическое планирование
на _____________ учебный год

(КТП составляется ежегодно каждым педагогом на каждую группу обучения
согласно расписанию)

Программа: «Хореографический ансамбль. Искусство танца»

Год обучения: 1

Группа(ы): _____________

Педагог дополнительного образования: __________________________________

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов по программе

Даты занятий

1.

Презентация программы

2

2.

Классический танец

81

3.

Народно-характерный танец

81

4.

Современный танец

81

5.

Постановочная деятельность

72

6.

Репетиционная и концертная деятельность

72

7.

Творческая мастерская

27

8.

Культурно-образовательная деятельность

16

ИТОГО

432

Репертуарный план

1. «Во имя жизни»

2. «Колокольчик»

3. «Сон»

4. «Танец с саблями»

5. «Цыганский»

6. «Березы»

7. «Комбат»

8. «Русские узоры»

9. «Бессарабская молодость»

10. «Преданья старины глубокой»

- «Пролог»

- «Ледоход»

- «Присуха»

- «Частушки»

- «Коляда»

11. «Солдаты удачи»

12. «Мужские игры»

13. «Ожидание»

14. «Широка река»

15. «Заклинание»

16. «Этнос»

17. «Свидание на хуторе»

18. «Сирота казанская»

19. «Бока»

20. «Хип-хоп»

21. «Мечты»

План воспитательной работы

Название мероприятия

Место проведения

Дата проведения

1.

2.


2 год обучения

Задачи второго года обучения:

Обучающие:

Расширять представления о современном танце, спектре его направлений, основах композиции.

Развивающие:

Развивать постановочные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать активное ценностно-значимое отношение к жизни, способствовать профессиональному самоопределению.

Содержание 2-го года обучения

1. Классический танец.

Теория: Экскурс в историю балета. Исполнители и балетмейстеры классического танца. Практика: Экзерсисустанка

1. Tour c temp releve en dehors и en dedans

2. Tour с положением открытой ноги в сторону на 45˚ en dehors и en dedans

3. Developpe с коротким balance во всех направлениях и позах

4. Developpe с 1/2 поворота к палке и от палки на целой стопе, на полупальцах и с plie и с releve

5. Developpe tombe на 90˚во всех направлениях

6. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans

7. Grand temps releve

8. Grand battement jete balance

9. Battements developpe сбыстрым demi-rond en dehors и en dedans или en dedans en dehors (dici-dela)

10. Rond de jambe en laire en dehors и en dedans на 90˚ сокончаниемвпозынаполупальцах (1-2 rond)

11. Grand battement jete споворотом fouette en dehors и en dedans на 1/2 круга

12. Port de bras с ногой, открытой на 90˚ вперед и назад

13. Grand battement jete-passe

14. Tours из V позиции (дваоборота)

15. Tours en dehors и en dedans c окончанием в позы на 45˚ и на 90˚

16. Tours en dehors и en dedans c ногойвположении sur le coup de pied (1 – 2 оборота)

Экзерсис на середине зала

1. Temps lie на 90˚во всех направлениях

2. Медленный поворот из позы в позу с ногой на 90˚

3. Tour fouette на 45˚

4. Grand fouette c efface вперед до efface назад и обратно

5. Два tour сногойна coup de pieds со II, IV, и V позиции en dehors и en dedans

6. Tour sur le coup de pied c различныхприемов:

- c tombe;

- our degage (или tour en dehors) ;

- tour pique (или tour en dedans);

- tour сположенияоткрытойногивсторонуна 45˚;

- tour c temp releve.

7. Preparation и tour coup de pied c grand plie по I, V, и II позициям

8. Preparation и tour a la seconde со II позиции en dehors и en dedans

9. Preparation и tour c IV позиции dehors и en dedans вбольшихпозах

10. Temps lie par terre c 2 tours en dehors и en dedans

11. Grand fouette en tournant(сокончаниемв III arabesque ина croise вперед

12. Grand battement jete balance f le seconde

13. Два tours sur le cou-de-pied c grand plie по I, II, V позициям en dehors и en dedans

14. Grand fouette сшага-coupe на croise сокончаниемв I arabesque

15. Grand fouette en face(итальянское)

16. Наклоны и подъем корпуса в I arabesque

17. Renverse:

- из attitude croise (en dehors);

- изпозы croise вперед (en dedans);

- изпозы croise впередчерезпозу ecartee вперед (en dedans)

Прыжки (Allegro)

1. Rond de jambe en lair sauté en dehors и en dedans

2. Tombe en tournant (sissonne tombe)

3. Sissonne foundu на 90˚

4. Grand assemble сразличныхприемов:

- сшага coupe;

- с glissade;

- сприема sissonne tombe-coupe;

- сприема pas faille

5. Grand jete сшага; с glissade; с pas couru

6. Grand sissonne ouverte споворотом

7. Jete passe

8. Grand jete

9. Grand assemble en tournant

10. Grand pirouette

11. Grand jete-pas de chat

12. Grand pas de chat

Упражнения на пальцах Движения предыдущих этапов исполняются в усложненных танцевальных комбинациях. Упражнения на пальцах сочетаются с заносками и маленькими прыжками.

1. Pas echappe на одну ногу

2. Pas echappe на одну ногу - в обратном направлении

3. Jete на пальцах

4. Temps lie на пальцах

5. Sissonne simple

6. Sissonne ouverte на 45˚ на II позицию

7. Sissonne на I arabesque

8. Туры на пальцах:

- подготовительные движения к турам (preparation);

- en dehors и en dedans из V и IV позиций;

- с degage;

- подиагонали (tour pique);

- soutenu;

- fouette.

2. Народно-характерный танец.

Теория: Манера и стиль академического венгерского и испанского танцев.

Практика: Экзерсис у станка

1. Pas tortille с двойным поворотом стопы

2. Developpe:

- с tour;

- с прыжком из III позиции;

- с воздушным tour;

- c «голубцом» поVI позиции.

3. Grand battement jete:

- balansoire;

- в сочетании с опусканием на подъем и колено;

- круговой grand battement jete.

4. Скачки

5. Веер на воздух по 1/8 и 1/16

6. Поворот на 180 и на360 при опускании на подъем

7. Revoltade

8. Движение на полном приседании:

- grand rond de jambe;

- developpe (вмужскомклассе).

9. Поворот через два колена

Венгерский народный танец. Основные движения. Положения рук:

1. На талии в кулачках

2. Опущены вдоль корпуса

3. Обе руки придерживают юбку (женское)

4. Одна рука на талии, другая придерживает юбку (женское)

5. Обе руки согнуты в локтях и подняты вверх, кисть свободна, ладонь направлена вперед, пальцы вверх; кисть может делать небольшие повороты.

Положения рук в паре: обе руки лежат на плечах партнера; руки девушки на плечах юноши, руки юноши на талии девушки. Основные движения:

1. Чардаш (одинарный, двойной, чардаш с поворотом, чардаш быстрый, парный чардаш)

2. Перекрестный ход

3. Ход с каблука

4. Ключ

5. Отскоки из стороны в сторону

6. Pas de bourree

7. Pas de bourree по III позиции

8. Ход с голубцами

9. Боковой ход с голубцами

10. Боковой ход с поворотом бедер

11. «Велосипед»

12. Соскок с выбросом ноги вперед

13. Растяжка

14. Соскоки во II позицию

15. Вращения:

- вращения типа soutenu;

- парное вращение перекрестным ходом;

- парное вращение, положив, одну руку на плечо друг друга;

- переходы девушек с вращением.

16. Парные соскоки с полупальцев на всю стопу

17. Заключение

18. Хлопки и хлопушка с отскоком в сторону

19. Хлопушка с перескоком с ноги на ногу

20. Хлопушка по голенищам сапог

21. Хлопушка с прыжком

22. Хлопушка с соскоком во II позицию

Венгерский академический танец. Основные движения:

1. Balance

2. Основной венгерский ход

3. Остановка с ударом в ладони

4. «Веревочка»

5. Подготовка к голубцу («подбивание»)

6. Голубец с продвижением в сторону

7. Saut de basque

8. Balance-голубец

9. Опускание на подъем с продвижением вперед

10. До-за-до (спина за спину)

11. Ход с выносом согнутой ноги к колену

12. Голубец с вращением на месте (закрытый поворот)

13. Ход с кабриолем

14. Вращение партнерши с соединенными руками

Испанский академический танец Положения рук:

1. Одна рука в I позиции другая за спиной

2. Одна рука в III позиции другая за спиной

3. Одна рука в I позиции другая в III поз

4. Одна рука в I позиции другая во II поз

5. Одна рука в III позиции другая во II поз

Элементы испанских сценических академических танцев.

1. Сценическийход pas de basque

2. Balance

3. Glissade

4. Sisson-has de bourree

5. Battement tendu

6. Sissonne с поворотом

7. Шассе с ударом стопы в пол

8. Ход с выбросом ноги вперед

9. Подготовка к renverse

10. Renverse

11. Выстукивающиедвижения

12. Pas de chat

13. Rond de jambe спрыжком

14. Rond de jambe на plie

3. Современныйтанец.

Теория: Танцоры и хореографы современного танца (А. Дункан, М. Бежар, Б. Фосс).

Практика: Развитие подвижности позвоночника: соединение упражнений для позвоночника в развернутые комбинации, с использованием падений, уровней, поворотов. Изоляция и музыкально-ритмическая координация: полиритмия и полицентрия в разных стилях (джаз, hip-hop, афро-джаз). Вращения: исполнение вращений, со сменой точек, направлений, уровней.

Основные танцевальные шаги и прыжки: исполнение основных танцевальных шагов на месте и продвижением в разных стилях (джаз, hip-hop, модерн и др.) с использованием полиритмии; прыжки «jump», «leap», «hop» со сменой точек, направлений и уровней, ритмически усложненные. Импровизация: игры «Музыкант и инструмент», «Отражение», «Отношения», «Шагай под настроение».

Импровизационное исполнение в стилистике репертуарных номеров. Сочинение этюдов на основе импровизации. Элементы взаимодействия и партнеринга: перераспределение веса в поддержках; упражнение «Взаимодействуем частью тела»; танцевальные экспромты. Танцевальные комбинации в различных стилях: афро-джаз, хаус.

4. Постановочная деятельность.

Теория: Хореографические произведения с использованием новых ритмов, темпов, течений, усложненных пластических рисунков и координации.

Практика: Создание новых номеров или цельных программ самостоятельно обучающимсяи и с помощью педагогического коллектива ансамбля на высоком профессиональном уровне. Сочиняются хореографические произведения с использованием новых ритмов, темпов, течений, усложненных пластических рисунков и координации.

1. «Адажио на муз. Альбинони»

2. «Адажио памяти Л. Паваротти»

3. «Баба-Яга»

4. «Деревенский Дон Жуан»

5. «Венгерская сюита»

6. «Волшебное озеро»

7. «Цыганяска»

8. «Зима»

9. «Русский танец»

10. «Удалые казаки»

11. «Хасидский танец»

12. «Встреча»

13. «Игра в карты»

14. «Кабаре»

15. «Колокольчик»

16. «Кошки»

17. «Разговоры, разговоры»

18. «Судьба»

19. «Танго втроем»

20. «Танго со стульями»

21. «Турбо – спейс»

22. «Хэлло, Америка!»

23. «Под дождем»

24. «Шум прибоя»

25. «Кумушки»

26. «Мы»

27. «Хорошее настроение»

28. «Песня»

29. «Магия белых ночей»

30. «Вчера, сегодня, завтра»

31. «Дуэт Лисы Алисы и Кота Базилио»

32. «Русские березы»

33. Испанский танец

5. Репетиционная и концертная деятельность.

Теория: Интерпретация хореографии на основе балета «Жизель».

Практика: Интерпретация хореографического текста номеров, подчинение техники задачам образного содержания участниками ансамбля. Оттачивание деталей и нюансов, тонкое ощущение линий, контуров, оттенков.

6. Творческая мастерская.

Практика: Организация и проведение театрализованных представлений по собственным сценариям с привлечением младших участников ансамбля. Поиск нестандартных решений в процессе воплощения замысла с помощью импровизации, используя стилевые особенности.

7. Культурно-образовательная деятельность.

Теория: Создание самостоятельных хореографических композиций: работа с музыкальным материалом, хореографической лексикой, законами драматургии, исполнителями, костюмами и реквизитом. Великие постановки в хореографии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Расширят представления о современном танце, спектре его направлений, основах композиции. Разовьют постановочные навыки. Воспитают активное ценностно-значимое отношение к жизни, способствовать профессиональному самоопределению.

Календарно-тематическое планирование
на _____________ учебный год

(КТП составляется ежегодно каждым педагогом на каждую группу обучения
согласно расписанию)

Программа: «Хореографический ансамбль. Искусство танца»

Год обучения: 1

Группа(ы): _____________

Педагог дополнительного образования: __________________________________

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов по программе

Даты занятий

1.

Классический танец

81

2.

Народно-характерный танец

81

3.

Современный танец

81

4.

Постановочная деятельность

72

5.

Репетиционная и концертная деятельность

72

6.

Творческая мастерская

27

7.

Культурно-образовательная деятельность

18

ИТОГО

432

Репертуарный план

1. «Адажио на муз. Альбинони»

2. «Адажио памяти Л. Паваротти»

3. «Баба-Яга»

4. «Деревенский Дон Жуан»

5. «Венгерская сюита»

6. «Волшебное озеро»

7. «Цыганяска»

8. «Зима»

9. «Русский танец»

10. «Удалые казаки»

11. «Хасидский танец»

12. «Встреча»

13. «Игра в карты»

14. «Кабаре»

15. «Колокольчик»

16. «Кошки»

17. «Разговоры, разговоры»

18. «Судьба»

19. «Танго втроем»

20. «Танго со стульями»

21. «Турбо – спейс»

22. «Хэлло, Америка!»

23. «Под дождем»

24. «Шум прибоя»

25. «Кумушки»

26. «Мы»

27. «Хорошее настроение»

28. «Песня»

29. «Магия белых ночей»

30. «Вчера, сегодня, завтра»

31. «Дуэт Лисы Алисы и Кота Базилио»

32. «Русские березы»

33. Испанский танец

План воспитательной работы

Название мероприятия

Место проведения

Дата проведения

1.

2.

Оценочные и методические материалы к программе «Хореографический ансамбль. От классики до модерна»

Методическое обеспечение

№п\п

Раздел программы

Форма проведения занятий

Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Введение  в танец

Фронтальная, групповая

беседа, игра

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, инструкции по ТБ, коврики.

рефлексия, беседа.

2.

Волшебная скакалка

Фронтальная, групповая

показ, упражнения, игра, объяснения

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, скакалка.

зачёт, открытое занятие

3.

Партерная гимнастика

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

показ, упражнения, игра, объяснения

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, коврики, скакалки, реквизит.

зачёт, открытое занятие

4.

Акробатические упражнения

групповая, парная, индивидуальная

показ, упражнения, игра, объяснения

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, коврики, гимнастические маты, станок, реквизит.

зачёт, открытое занятие

5.

Силовые упражнения

групповая, парная, индивидуальная

показ, упражнения, игра, объяснения

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит.

зачёт, открытое занятие

6.

Импровизационные и образные  игры

групповая, парная,

игра, импровизация, показ

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит

беседа, наблюдения, этюды.

7

Подготовка и проведение открытого занятия

Фронтальная, групповая

показ, упражнение, игра, беседа, объяснение, импровизация.

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, реквизит

Карта оценки

8

Классический танец

Фронтальная, групповая,

парная

показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеома-териалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция,

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит.

зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа.

9

Народно-характерный танец

Фронтальная, групповая,

парная

показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеоматериалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция,

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит.

зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа.

10

Современный танец

Фронтальная, групповая,

парная

показ, упражнение, игра, объяснение, беседа, иллюстрация, показ видеоматериалов, анализ движения, анализ структуры музыкального произведения, лекция,

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит.

зачёт, контрольный показ, открытое занятие, танцевальный этюд, мастер-класс, беседа.

11

Постановочная деятельность

Фронтальная, групповая,

парная

показ, упражнение, игра, импровизация, объяснение, обсуждение.

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, зеркало, реквизит.

танцевальный номер, концерт

12

Репетиционная и концертная деятельность

Фронтальная, групповая,

парная

показ, упражнение, игра, импровизация, объяснение, обсуждение.

фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски и флешки, зеркало, реквизит.

танцевальный номер, концерт

13

Творческая мастерская

Фронтальная, групповая

беседа, наглядный метод, игра, реферат, импровизация, обсуждение.

фортепиано, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит, иллюстрации

рефлексия, беседа, творческая работа, танцевальный этюд

14

Культурно-образовательная деятельность

Фронтальная, групповая

беседа, наглядный метод, игра, реферат, импровизация, обсуждение.

фортепиано, DVD-проигрыватель и DVD-диски, зеркало, реквизит, иллюстрации

рефлексия, беседа, творческая работа, танцевальный этюд

Информационные источники

Список литературы для педагога

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 1964.

2. Баланчин Д., Мэйсон Ф. 101 рассказ о большом балете. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.

3. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб: ЛЮКСИ, РЕСПЕКС, 1996.

4. Блазис К. Полный учебник танца. // Классики хореографии. – М.-Л., 1937.

5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М, 1987.

6. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебное пособие – Л.-М.: Искусство, 1963.

8. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. – М.: ГИТИС, 1994.

9. Гваттерини М. Азбука балета. – М.: БММ АО, 2001.

10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2002.

11. Говорушина Т. К., Воробейкова Т. С., Лебедева Л. Ю., Колябина Т. Д. Здоровьесбере-гающая деятельность учреждения дополнительного образования (из опыта работы Дома детского творчества Московского района Санкт-Петербурга). – СПб, 2005.

12. Годин М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. – М., 1991.

13. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.

14. Здоровье – основа творчества (из опыта работы Дома детского творчества Московского района по формированию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования). Серия РОСТ. – 2005. – №29.

15. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. – М., 1990.

16. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX веков. – Калининград: Янтарный сказ, 2004.

17. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиоза у дошкольников. – Л., 1963.

18. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М.: Издательство МГУКИ, 2004.

19. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегральная танцевально-двигательная терапия. – СПб: Речь, 2006.

20. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. – М.: ВЛАДОС, 2002

21. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. – Л., 1981.

22. Кузьминская О. Джазовая гимнастика. – Варшава, 1985. (польский язык)

23. Лифиц И.В. Ритмика. Учебное пособие. – М. 1999.

24. Лопухов Л., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – СПб: Лань, Планета музыки, 2007.

25. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца: Учебное пособие. – СПб: СПбГУП, 1999.

26. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития: Академия, 2000.

27. Музыка и хореография современного балета. / Сост. Г.Д. Кремшевская. – М.: Музыка, 1977.

28. Нехендзи А.Н. Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи. – Л.: Искусство, 1971.

29. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. – М.: Когито-Центр, 2003.

30. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.: ГИТИС, 2000.

31. Пичуричкин. С. Имидж творческого коллектива. – М.: Издательский дом «Один из луч-ших», 2005.

32. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

33. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. – М.: Искусство, 1968.

34. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений СПО. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

35. Риттер-Клейнганс М. Гимнастика позвоночника. – М., 1997.

36. Руднева С.Д. , Фиш Э.М. Музыкальное движение. – СПб: Издательский центр Гуманитарная Академия, 2000.

37. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. Очерки. Либретто. Сценарии. – М.: Искусство, 1977.

38. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986.

39. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

40. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., 1998.

41. Ткаченко Г.Т., Народный танец. – М., 1971.

42. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. – М., 1994.

43. Устинова Т.А. Лексика русского танца. – М.: Редакция журнала Балет, 2006.

44. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца. Учебное пособие. – Орел: ОГИИК, 2002.

45. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Новое слово, 2004.

Список литературы для обучающихся и родителей

1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М., 1973.

2. Бежар М. Мгновения в жизни другого. – М.: Главная редакция театральной литературы в/о «Союзтеатр», 1989.

3. Гульянц Е.И Сказка о Золушке, балете и музыке. – М., 1972.

4. Гульянц Е.И. Три сказки. – М., 1973.

5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: Учебное пособие для студентов хореографических факультетов вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. центр. Вла-дос, 2004.

6. Еремина М. Роман с танцем. – М.: Танец, 1998.

7. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.

8. Касл К. Балет (детская энциклопедия). – М., 2001.

9. Красовская В. М. История русского балета. Учебное пособие. – Л., 1978.

10. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М., 1991.

11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М, 1985.

12. Поэль К. Младшая муза. – М., 1997.

13. Секрет танца./Сост. Васильева Т.К. – СПб, 1997.

14. Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М.: АСТ: Астрель,2001.

15. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1975.

16. Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 1966.

17. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.

Интернет источники

www.dancehelp.ru – В помощь педагогам. Сайт располагает видеоинформацией современного характера.

www.horeograf.ru – Литературные издания для хореографов.

Группы В Контакте DanceHelp.RU, horeograf.COM– информация о мастер-классах, современных постановках и новых методиках проведения занятий для детей.


Контроль результативности обучения

Карта отслеживания результативности к образовательной программе детского образцового хореографического ансамбля «Калинка» «Хореографический ансамбль. Искусство танца» предназначена для самостоятельной оценки педагогом эффективности своего труда. Возрастной диапазон освоения программы от 8 до 11 лет на 2 года обучения.

Цель программы: развитие общей культуры и творческих способностей воспитанников, до профессиональная подготовка одарённых детей путём приобщения к миру хореографического искусства.

Задачи программы:

обучающие:

  • изучать традиционные номера разных танцевальных направлений, связаных с традициями мировой культуры и классического балета;
  • расширять представления о современном танце, спектре его направлений, основах композиций;

развивающие:

–        совершенствовать исполнительское мастерство, индивидуальный творческий стиль;

  • способствовать развитию абстрактного мышления;
  • развивать постановочные навыки;

воспитательные:

–        воспитывать академическую культуру и манеру исполнения;

  • способствовать самоопределению и самореализации воспитанников;

валеологические:  

–        создавать педагогическую среду для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

–        формировать сознательное отношение к гигиене и охране физического здоровья у обучающихся.

Карта отслеживания результативности к образовательной используется в следующих целях: фиксировать динамику достижения образовательного результата, выявить проблемные зоны и скорректировать работу с учетом полученных данных. Предлагаемый вариант заполнения карты основан преимущественно на данных педагогического наблюдения, что соответствует специфике обучения танцевальному искусству.

Карта отслеживания образовательного результата представляет собой таблицу, состоящую из трех разделов: личностные характеристики, предметная компетентность, количественные показатели. К карте прилагается шкала оценки, в которой определяются показатели и критерии их оценки. Рекомендуется заполнять данную карту не менее трех раз в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце второго. В конце учебного года на основании этих данных составляется диаграмма, отражающая динамику группы и позволяющая выявить проблемные зоны. Например, отсутствие возрастающего результата по одной из групп показателей или неравномерное развитие личностных характеристик, личных достижений и предметной компетентности могут составлять проблемную зону, устранение которой требует от педагога изменение подхода к реализации образовательной программы. Подобная работа не требует владения специальными методиками диагностики; педагогу-практику предлагается рассмотреть только те показатели, которые могут быть оценены методом педагогического наблюдения, исходя из личного опыта и собственного видения цели и задач обучения, прописанных в образовательной программе. При заполнении аналогичной карты отслеживания образовательного результата по другим образовательным программам возможно использование контрольно-измерительных материалов.

Основная суть отслеживания образовательного результата с использованием карты заключается в сопоставлении реального итога совместной деятельности педагога и ребенка с теми теоретическими знаниями и видами практической и творческой деятельности, которые предусмотрены образовательной программой. Такой подход эффективен в плане совершенствования методического и программного обеспечения образовательного процесса.

Подобная карта может быть разработана к любой образовательной программе. Алгоритм действий в таком случае следующий:

  1. изучение образовательной программы с точки зрения точности формулировки ожидаемых результатов, отбор наиболее значимых показателей, составление таблицы в MicrosoftExcel;
  2. разработка шкалы и критериев оценки образовательных результатов по каждому из показателей;
  3. заполнение карты отслеживания образовательного результата в начале, в середине и в конце учебного года, автоматизированный подсчет средних показателей по каждой группе показателей;
  4. автоматизированное составление графика в конце учебного года;
  5. изучение графика, выявление проблемных зон, анализ причин расхождения запланированного результата и реального (если таковое просматривается);
  6. планирование работы на следующий учебный год, пополнение учебно-методического комплекса, корректировка образовательной программы (при необходимости).

Шкала оценки к карте отслеживания образовательного результата

к программе «Хореографический ансамбль. Искусство танца»

детского образцового хореографического ансамбля «Калинка»

  1. Личностные характеристики
  1. Поведенческие характеристики затрагивают проблемы коммуникативной компетентности, управляемости и дисциплинированности ребенка. Навыки общения в значительной мере зависят от самооценки. Максимально высоко оцениваются поведенческие характеристики ребенка с нормальной самооценкой, обладающего развитой способностью к сотрудничеству, то есть желанием и умением принимать участие в общем деле. Дисциплинированность является внешним проявлением других поведенческих характеристик, она связана со способностью к самоконтролю и эффективному взаимодействию с членами коллектива и педагогом.
  2.  Интерес к занятиям – личностная характеристика, которая свидетельствует о степени сформированности у ребенка осознанного отношения к занятиям и собственной компетентности по предмету. Максимально высоко оценивается интерес к занятиям, если он не навязан ребенку извне, а поддерживается самостоятельно. Кроме того, учитывается, насколько ребенок осведомлен о том, каких реальных усилий потребует от него освоение вокального искусства, подкрепляет или снижает его интерес преодоление трудностей.

Критерий оценки личностных характеристик – частота проявления признака.

3 балла — качество проявляется всегда;

2 балла — качество проявляется часто;

1 балл — качество проявляется редко;

0 баллов — качество не проявляется.

  1. Предметная компетентность
  1. Знание терминологии основных танцевальных направлений – знание названий движений экзерсиса у станка и на середине классического и народно-характерного танцев и основных направлений современного танца. Максимально высоко оцениваются полностью сформированные танцевальные навыки в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.
  2. Умение импровизировать и создавать образ – развитие абстрактного мышления с помощью различных музыкальных произведений (классических, народных, современных), умение ставить номера и воплощать образ, заданный педагогом.  Максимально высоко оцениваются полностью сформированные танцевальные навыки в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.
  3. Хореографическое мастерство и артистизм – знание репертуара, правильное исполнение танцевальных комбинаций, элементов классического и народно-характерного танцев,умение при исполнении точно и красочно раскрыть образ, грамотно использовать элементы сценического движения, включая мимику, жесты и пластику. Достижение поставленных целей, воплощение абстрактных образов с помощью импровизации. Максимально высоко оцениваются полностью сформированные исполнительское мастерство и артистизм в соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы.

Критерий оценки предметной компетентности – степень сформированности признака.

3 балла — признак сформирован полностьюв соответствии с возрастом и этапом освоения образовательной программы;

2 балла — признак сформирован частично, наблюдается незначительное отставание от уровня предметной компетентности, предусмотренного образовательной программой;

1 балл — признак сформирован частично, наблюдается значительное отставание от уровня предметной компетентности, предусмотренного образовательной программой;

0 баллов — признак не сформирован.

  1. Количественные показатели

3.1.Посещаемость занятий – количественный показатель, который косвенно свидетельствует об уровне мотивации обучающихся и качестве освоения образовательной программы.

Критерий оценки посещаемости занятий – примерное процентное соотношение посещенных и пропущенных занятий.

3 балла — посетил все/почти все занятия;

2 балла — посетил более половины занятий;

1 балл — посетил менее половины занятий.

3.2. Личные достижения на уровне культурно-массовых мероприятий – количественный показатель, свидетельствующий об уровне предметной компетентности обучающихся и качестве освоения образовательной программы.

3 балла — занял призовое место в общероссийском или международном конкурсе;

2 балла — занял призовое место в городском конкурсе;

1 балл — занял призовое место в районном конкурсе, конкурсе ДД(Ю)Т.

Способы фиксации результатов

Для проведения предварительного учета знаний предлагается использовать карту отслеживания результативности.

ФИО обучающегося

Средний показатель

 

Возраст

Показатели

1. Личностные характеристики

1

Поведенческие характеристики: дисциплинированность, навыки общения

2

 Интерес к занятиям

 

Итого

2. Предметная компетентность

1

Знание терминологии основных танцевальных направлений

1

Умение импровизировать и создавать образ

2

Хореографическое мастерство и артистизм

 

Итого

3. Количественные показатели

1

Посещаемость занятий

2

Личные достижения на уровне культурно-массовых мероприятий

Итого

Итого по каждому учащемуся



Приложение 1

Методика просмотра детей при поступлении в коллектив

Главный принцип любого педагогического воздействия – «не навреди». В условиях повышенной физической нагрузки этот принцип становится особенно актуальным. Именно с этой целью мы проводим предварительный просмотр детей, желающих обучаться на начальном этапе. При этом на подготовительный этап обучения принимаем всех. Существуют медицинские противопоказания к занятиям с повышенной физической нагрузкой:

- ортопедические;

- сильная степень близорукости и некоторые другие отклонения зрения;

- нарушения работы центральной нервной системы.

Многие родители иногда не подозревают о наличии у ребенка подобных заболеваний, и это может привести при определенной нагрузке к печальным последствиям. Поэтому при приеме мы требуем наличие медицинской справки с разрешением заниматься в танцевальном коллективе. Обучающиеся прошедшие программу «Хореографический ансамбль. От классики до модерна» переводятся на прохождение программы «Хореографический ансамбль. Искусство танца». Также в группы проходит дополнительный набор по следующим критериям:

 специальные физические данные (выворотность, шаг, подъем, гибкость, наличие прыжка, подвижность суставов);

 общие физические данные (выносливость, ловкость, координация);

 сопутствующие способности (музыкальность, выразительность).

Методика проверки различных данных пари поступлении в ансамбль

1. Специальные физические данные проверяются в пассивном положении (лежа):

- выворотность: играем в «йогов»;

- шаг: «стрелки часов» (отводим натянутую ногу в сторону, вперед);

- подъем: просим достать большим пальцем пол в вытянутом положении ног;

- осанка: посмотреть наличие лордоза или кифоза (у стены);

- прыжок: «съезжаем» по стенке вниз, не отрывая пяток (если угол между голенями и полом меньше 45° – будет хороший прыжок).

2. Общие физические данные:

- координация: упражнения для рук, марш с движением рук и т.д.

- выносливость: прыжки под музыку (пока не закончится музыка);

3. Сопутствующие способности:

- ритм: шаги под музыку, похлопать, потопать;

- темп: игра «Поезд» (медленно – быстро – медленно);

- характер музыки: «Мышки – слоны» (изменение движения в соответствии с характером музыки).

Многолетний опыт приема позволяет утверждать, что ребенка, который от природы слышит и чувствует музыку, нужно принимать в коллектив независимо от наличия или отсутствия балетных данных (их можно выработать специальными упражнениями, а чувство ритма развивается сложнее

Таблица приёма.

Критерии оценки  «+» (данные есть) или «-» (данных нет). Если у ребёнка больше минусов чем плюсов, то по решению педагога и руководителя этого ребёнка в праве не принимать в ансамбль.

ФИ ребёнка

Знание классического танца

Знание народного танца

Шаг

Координация

Гибкость

Умение быстро схватывать новый материал

Внимательность

Дисциплина

Уровень знания материала

Итог

Примечание


Приложение 2

Условия прохождения программы.

В течение учебного года педагоги следят за результатами обучающихся с помощью карты оценки. На итоговом занятии в конце каждого года обучения, по каждому ребёнку, проводится контроль его успеваемости. Педагогический совет во главе с руководителем присутствуют на занятии в качестве комиссии, которая в праве не брать обучающихся на следующий год по причине неуспеваемости.

Критерии оценки:

1 – плохо

2 – хорошо

3 – отлично

Обучающиеся имеющие меньшее количество баллов могут не допускаться до следующего года обучения. В конце 4 года обучения по протоколу открытого занятия происходит перевод обучающихся по программе «Хореографически ансамбль. От классики до модерна» на образовательную программу «Хореографический ансамбль. Искусство танца »

Протокол открытого занятия.

ФИ ребёнка

Классический  танец

Народно-характерный танец

Современный танец

Импровизация и создание образа

Знание репертуарных номеров

Внимательность

Дисциплина

Уровень знания материала

Итог

Примечание


Начальный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

         Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...

Формирование нравственных и физических качеств школьника через искусство танца

В методической разработке раскрывюется методы  активного обучения учащихся в музыкально-ритмической деятельности и танце.  Приёмы формирования нравственных, физических каченств обучающи...

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

Дункан, Айседора. Искусство танца

Искусство танца. Выдержки / Айседора Дункан; Пер. с англ. А. Панов; Предисл. О. Труль. - СПб.: Изд. Дункан-Центр, 2016.В книге представлены статьи, написанные Айседорой Дункан с 1903 по 1927 годы, и о...

"Искусство танца и музыки"

Презентация создана в  помощь  концертмейстерской работе и для выступления на мастер-классах и методических объединениях....

Образовательная программа "Искусство танца"

Программа обучения по хореографии, художественной направленности.Включает в себя: пояснительную записку,учебно- тематические планы, содержание....

статья ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...