статья ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.
статья

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнительной общеобразовательной программы в период изоляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Елена Михайловна

Педагог дополнительного образования, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжска.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнительной общеобразовательной программы в период изоляции.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникативные технологии, хореография, дополнительное образование.

Информационно-коммуникационные технологии в современном мире являются безусловным благом в обучении и развитии детей. Ещё недавно с этим утверждением были согласны практически все педагоги. Представители системы дополнительного образования наряду с педагогической общественностью страны активно осваивали всемогущий Интернет. 

Весна 2020 года внесла обоснованные сомнения в безграничные возможности этих технологий, и всеобщая эйфория от Интернета у определенного  количества взрослого населения страны сменилась неприязненным отношением ко всем нововведениям современных интернет практик, обернулась неприятием дистанционного обучения.

Проблемы и преимущества дистанционного обучения не просто коснулись, а сильно пошатнули веками отлаженную работу хореографов, поскольку их взаимодействие с учениками базируется на принципах «только глаза в глаза», «только рука в руке», так как освоение танцевальной азбуки во многом зависит от умелого применения учителем тактильно-мышечных и наглядно-зрительных приёмов обучения.

В условиях же дистанционного общения с воспитанниками невозможно использовать не только тактильно-мышечные, но даже наглядно-зрительные приемы – всеобщий одномоментный переход на дистанционку выявил несовершенное качество видеосвязи, не укомплектованность учреждений дополнительного образования современными техническими средствами обучения, а заодно и очень много пробелов в информационно коммуникационных компетенциях педагогов дополнительного образования.

Однако полностью прекратить занятия и отказаться от единственно возможной на тот момент формы обучения, тоже было нельзя, давно известно, что длительные перерывы  ведут к регрессу приобретенных умений и навыков. Всё чему дети научились ранее, без регулярной тренировки просто исчезает: не получаются отдельные элементы, не складывается общий рисунок танца, заново нужно растягивать мышцы, учиться выполнять, казалось бы уже с лёгкостью выполняемые упражнения.

Коллектив творческого объединения «Классика» привыкший к живому общению на занятиях хореографии, на репетициях, праздниках и даже в каникулы, по вине ковидной пандемии, оказался в условиях полной изоляции. Дискомфорт от такого положения прочувствовали не только мы педагоги, но и наши воспитанники – все они еще с первых дней обучения азбуке танцевального искусства хорошо усвоили, чем грозит телу и мышцам вынужденный простой.

Растерянность от изоляции сменилась оптимизмом – что унывать, когда в каждом доме есть Интернет: «…в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознанно, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь» [1].

Мы искренне поверили, что дистанционное обучение решит все наши изоляционные проблемы: «ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) — «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2].  

К сожалению, мы не смогли воспользоваться образовательными платформами, которые предлагало Министерство просвещения РФ. Учреждений дополнительного образования нет в списке, который нужно заполнить при регистрации для бесплатного доступа к порталам дистанционного обучения.

Пришлось воспользоваться теми средствами коммуникации, которыми на тот момент владели все члены творческого коллектива: телефоны, планшеты, компьютеры, социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджер «Whatsapp».

В социальной сети «ВКонтакте» в рамках группы Дворца творчества https://vk.com/public167308448 мы создали страницу творческого объединения «Классика» https://vk.com/public194199138 (105 обучающих, подписчиков – 69 человека) и с нескрываемым энтузиазмом приступили к реализации перспективных технологий удаленного обучения.

Процесс оказался очень трудоемким и занимал много времени как у педагога так и у детей, кроме того пришлось подключать к учебно-педагогической деятельности дополнительный персонал: у детей это были родители, у педагога – члены семьи.

Демонстрировать детям технику выполнения тех или иных движений сначала стали через видеосвязь. Качество картинки получалось смазанным, пришлось снимать видеоролики  (более 4820 просмотров) и выкладывать на страницу социальной сети, дети выполняли упражнение дома и отснятое родителями видео (более 100 выполненных заданий, 7037 просмотров) присылали педагогу. При таком способе общения сложно давать сиюминутные указания относительно техники выполнения движений, их писали в Whatsapp.

К тематическим мероприятиям, запланированным в учебном году, делали видеоролики (к 9 мая – более 2684 просмотров, к 1 июня – более 4719 просмотров, к 12 июня – более 2440 просмотров, ко дню матери – 1385 просмотров и т.д.) Используя обычную камеру телефона, наглядно показали детям танцевальные комбинации. Родители, опять же на телефон, снимали то, что получилось у ребят, и присылали руководителю. Чтобы соединить все отснятые ролики в один общий клип пришлось освоить несколько программ: видео-редактор «InShot», «Аdobeaudition». Создание собственного маленького фильма, вызвало приятные эмоции, дало возможность почувствовать себя режиссером, создающим необычный шедевр.

Дети почувствовали себя «звездами интернета» и с удовольствием стали принимать участие в последующих видеороликах. Хотя не все ребята захотели выкладывать на всеобщее обозрение свои таланты, не все родители одобрили публикацию фото и видео работ своих детей. Их можно понять - танец, разученный дистанционно, не под наблюдением, а по комментариям педагога в мессенджере чаще всего получается несовершенным.

Получать положительные отзывы и комментарии на странице социальной сети, конечно приятно и детям, и педагогам, но это совсем не то, что живой концерт, живые аплодисменты, глаза зрителей, волнение от предстоящих выступлений и приятное удовлетворение от четко исполненного танца. Но всё же вполне возможно использовать этот вариант как один из способов саморазвития детей, формирования самодисциплины и мотивации к учебе.

Переводить же полностью в режим дистанционного обучения детские занятия хореографией бессмысленно. И не только потому, что в учреждениях дополнительного образования нет хорошей и достаточной базы современных технических средств обучения, а программы курсов повышения квалификации не предусматривают для хореографов тот уровень знаний, который нужен для использования технологии дистанционного обучения. Самое главное при удаленном обучении отсутствует та незримая нить между педагогом и учеником, которая позволяет полноценно педагогу научить, а ребенку освоить искусства танца.

Занятия в системе дополнительного образования, особенно в области хореографии не должны: «…рассматриваться как самостоятельная форма обучения ХХI века…», они могут быть рассмотрены лишь: «…как инновационный компонент…обучения» [2].  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дистанционное обучение в школе // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/22/distantsionnoe_obuchenie_v_shkole.docx .

2.  Дистанционное обучение: форма, технология, средство //  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны. URL:  https://lib.herzen.spb.ru/text/sharov_94_236_240.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями"

В статье указаны методы с детьми с ОВЗ. Как добиться результатов при сдаче ЕГЭ по математике. В 2012 году они его успешно сдали и поступили в институты....

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

статья "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ."

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...

Статья «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Идея формирования универсальной безбарьерной доступной среды в общеобразовательных организациях возникла благодаря осознанию того, что все дети без исключения имеют равные образовательные права...