Мы поссоримся, мы помиримся.
учебно-методический материал

Шалунова Ольга Петровна

Направленность: нравственное воспитание

Цель: формирование у учащихся умения решать конфликтные ситуации.

Задачи:

Образовательная: умение выстраивать разговор с товарищем без конфликта. Учить внимательно относиться к своим товарищам.

Воспитательная: Воспитывать чувство сотрудничества, сердечности, доброты; доброжелательность, этические нормы поведения; создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим.

Развивающая: Развивать умение действовать совместно и оценивать результата совместного общения; развивать преодоление агрессии.

Планируемые результаты: Умеют решать конфликтные ситуации, не создают конфликтные ситуации. Сотрудничают друг с другом; доброжелательны к товарищам; соблюдают нормы поведения; совместно оценивают свое общение.

Планируемые УУД:

Личностные:

-осознание влияние конфликта на отношения людей;

-проявление уважения к одноклассникам;

-соблюдение норм и правил поведения в обществе.

Коммуникативные:

-владение диалогом и монологом;

-уметь сотрудничать и понимать друг друга;

-преодолевать и не создавать конфликтные ситуации.

Познавательные:

-восприятие информации;

-знать новые понятия.

Регулятивные:

анализировать свои поступки и поступки окружающих.

Форма проведения: беседа с играми

Ресурсы, оборудование: мягкая игрушка; листы бумаги; презентация; муляжи фруктов.

Ход мероприятия:

Организационный момент

-Присаживайтесь.

Основной этап

Беседа «Конфликты».

-Часто ли ссоритесь с друг с другом?

-Что же означает слово «конфликт» в вашем понимании?

-Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Несмотря на высокий уровень тревоги и негативные переживания, сопровождающие конфликт, нередко он является не только неизбежным, но и необходимым выходом из сложившейся ситуации, способом прояснить ситуацию и восстановить нарушенное равновесие во взаимодействии людей, позволить им прийти к взаимному согласию в совместной деятельности.

Беседа «О конфликтах и ссорах».

-Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному. Совсем плохо - драка, война. Плохо - грубые слова, обзывательства. Тихие ссоры - когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

-Кто из вас как ссорится?

-Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?

-Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.

-Но если она случилась, как же помириться?

- Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему?

- Вы не знали как? Или не хотели?

- Какой может быть выход из ссоры?

- Какие способы примирения используете вы?

- Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?

• Соблюдай правила.

• Не смейся над товарищами.

• Не жадничай.

• Уступай.

• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

- Кто в вашем классе умеет мирно жить?

- Кто знает «мирилки»?

1. Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда. (Повторяю вместе с детьми)

2. «Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!»

- Хорошие слова? Не забывайте их!

 

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

- Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Машей и Настей играли в мяч, и мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Настя начала громко смеяться, а Маша горько заплакала.

- Почему Маша заплакала?

 

- Правильно ли поступила Настя?

 

- А с вами такое бывает? Бывает, чтобы поссорившись с кем-то, вы начинали плакать?

- Послушайте, ребята, стихотворение «Слезы» (Читает стихотворение Р. Сефа «Слезы»)

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей …
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.

- Можно ли помочь слезами горю?

-Отчего вы чаще всего плачете?

- Можете ли вы не плакать совсем? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать?

-Ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие?

 

-Разберем несколько ситуаций.

 

-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю;

- свое мнение.

 

-Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.

Два козлика.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика.

Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

 

-К чему может привести неуступчивость и упрямство?

-Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

 

-Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным.

-Следующие ситуации:

-Обедая, ты нечаянно, махнув рукой, задел кружку и разбил ее. Взрослых рядом в этот момент не было. Что ты сделаешь с разбитой кружкой?

 

-На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?

 

-Молодцы, вы правильно поступили.

-Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?

-Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет?

-Давайте отдохнем.

 

-Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Послушайте сказку « Две козы» и подумайте, почему героям удалось избежать ссоры.

 

-На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

 

-Как козам удалось избежать конфликта?

 

-Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

-Когда вам удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса?

 

-А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

 

-Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта (на слайде).

 

-А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Снег», так сказать выплеснуть эмоции и энергию наружу. У вас на партах у каждого лист бумаги. Скомкайте его. А теперь я вам разрешаю покидаться «снежками» в друг друга.

Проигрывание ситуаций:

Цель: помочь использовать в реальной жизни ребенку эффективные способы поведения Инструкция: Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

 

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

 

- Мама принесла три апельсина, тебе и сестре /брату, как ты поделишь их? Почему?

 

- Одноклассники играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

 

-Молодцы! Все справились с заданием.

Подведение итогов

-Подведем итоги. Посмотрите на слайд, закрепим наши знания, как мы должны вести себя, чтобы не было конфликтов:

«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»

«В споре будь сдержан и тактичен»

«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»

-Что такое конфликт?

-И напоследок мы поиграем в игру «Ругаемся овощами». Как вы понимаете, во время конфликта люди начинают обзывать, оскорблять друг друга. А я хочу научить вас не оскорблять плохими словами, а проявить юмор. Я вам дам игрушку мягкую, вы кидаете друг другу ее и обзываете товарища названиями овощей. Например, ты красный помидор.

 

-Молодцы ребята! Спасибо вам за занятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantn_poved.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Занятие с младшими школьниками по профилактике девиантного поведения

«Мы поссоримся, мы помиримся»

Подготовила и провела: Шалунова О.П.

Педагог дополнительного образования

2019 год

Направленность: нравственное воспитание

Цель: формирование у учащихся умения решать конфликтные ситуации.

Задачи:

Образовательная: умение выстраивать разговор с товарищем без конфликта. Учить внимательно относиться к своим товарищам.

Воспитательная: Воспитывать чувство сотрудничества, сердечности, доброты; доброжелательность, этические нормы поведения; создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим.

Развивающая: Развивать умение действовать совместно и оценивать результата совместного общения; развивать преодоление агрессии.

Планируемые результаты: Умеют решать конфликтные ситуации, не создают конфликтные ситуации. Сотрудничают друг с другом; доброжелательны к товарищам; соблюдают нормы поведения; совместно оценивают свое общение.

Планируемые УУД:

Личностные:

-осознание влияние конфликта на отношения людей;

-проявление уважения к одноклассникам;

-соблюдение норм и правил поведения в обществе.

Коммуникативные:

-владение диалогом и монологом;

-уметь сотрудничать и понимать друг друга;

-преодолевать и не создавать конфликтные ситуации.

Познавательные:

-восприятие информации;

-знать новые понятия.

Регулятивные:

анализировать свои поступки и поступки окружающих.

Форма проведения: беседа с играми

Ресурсы, оборудование: мягкая игрушка; листы бумаги; презентация; муляжи фруктов.

Ход мероприятия:

Организационный момент

-Присаживайтесь.

Основной этап

Беседа «Конфликты».

-Часто ли ссоритесь с друг с другом?

-Что же означает слово «конфликт» в вашем понимании?

-Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Несмотря на высокий уровень тревоги и негативные переживания, сопровождающие конфликт, нередко он является не только неизбежным, но и необходимым выходом из сложившейся ситуации, способом прояснить ситуацию и восстановить нарушенное равновесие во взаимодействии людей, позволить им прийти к взаимному согласию в совместной деятельности.

Беседа «О конфликтах и ссорах».

-Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному. Совсем плохо - драка, война. Плохо - грубые слова, обзывательства. Тихие ссоры - когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

-Кто из вас как ссорится?

-Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?

-Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.

-Но если она случилась, как же помириться?

- Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему?

- Вы не знали как? Или не хотели?

- Какой может быть выход из ссоры?

- Какие способы примирения используете вы?

- Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?

• Соблюдай правила.

• Не смейся над товарищами.

• Не жадничай.

• Уступай.

• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

- Кто в вашем классе умеет мирно жить?

- Кто знает «мирилки»?

1. Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда. (Повторяю вместе с детьми)

2. «Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!»

- Хорошие слова? Не забывайте их!

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях. 

- Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Машей и Настей играли в мяч, и мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Настя начала громко смеяться, а Маша горько заплакала.

- Почему Маша заплакала?

- Правильно ли поступила Настя?

- А с вами такое бывает? Бывает, чтобы поссорившись с кем-то, вы начинали плакать?

- Послушайте, ребята, стихотворение «Слезы» (Читает стихотворение Р. Сефа «Слезы»)

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей …
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.

- Можно ли помочь слезами горю? 

-Отчего вы чаще всего плачете? 

- Можете ли вы не плакать совсем? Почему? 

-Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать?

-Ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие?

-Разберем несколько ситуаций.

-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю;

- свое мнение.

-Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.

Два козлика.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика.

Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

-К чему может привести неуступчивость и упрямство?

-Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

-Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным.

-Следующие ситуации:

-Обедая, ты нечаянно, махнув рукой, задел кружку и разбил ее. Взрослых рядом в этот момент не было. Что ты сделаешь с разбитой кружкой?

-На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?

-Молодцы, вы правильно поступили.

-Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?

-Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет?

-Давайте отдохнем.

-Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Послушайте сказку « Две козы» и подумайте, почему героям удалось избежать ссоры.

-На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

-Как козам удалось избежать конфликта?

-Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

-Когда вам удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса?

-А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

-Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта (на слайде).

-А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Снег», так сказать выплеснуть эмоции и энергию наружу. У вас на партах у каждого лист бумаги. Скомкайте его. А теперь я вам разрешаю покидаться «снежками» в друг друга.

Проигрывание ситуаций:

Цель: помочь использовать в реальной жизни ребенку эффективные способы поведения Инструкция: Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла три апельсина, тебе и сестре /брату, как ты поделишь их? Почему?

- Одноклассники играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

-Молодцы! Все справились с заданием.

Подведение итогов

-Подведем итоги. Посмотрите на слайд, закрепим наши знания, как мы должны вести себя, чтобы не было конфликтов:

«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»

«В споре будь сдержан и тактичен»

«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»

-Что такое конфликт?

-И напоследок мы поиграем в игру «Ругаемся овощами». Как вы понимаете, во время конфликта люди начинают обзывать, оскорблять друг друга. А я хочу научить вас не оскорблять плохими словами, а проявить юмор. Я вам дам игрушку мягкую, вы кидаете друг другу ее и обзываете товарища названиями овощей. Например, ты красный помидор.

-Молодцы ребята! Спасибо вам за занятие.

2.1 Игры, способствующие снижению агрессии в поведении

Цель: Создать условия для снятия агрессии у обучающихся и научить их в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

«СПУСТИ ПАР»

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спусти пар». Играют в нее так:

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар». Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

Инструкция: Сегодня я вам разрешаю поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д. Берете игрушку или мяч и кидаете друг другу, кому вы хотите, но чтобы никто не остался без участия.

«ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН»

Ведущий: Представьте, что вы попали в волшебный магазин , где можете приобрести все, чего вам не хватает, любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери ,все что хочешь, но плати. Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.

Организуется пространство: из участников выбираются приказчик- помощник ведущего, рекламный агент, призывающий посетить магазин , и очередь из участников. Указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущий ведет торг, приказчик приносит со склада качества,они продаются как товар. Далее ведется обсуждение: как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?

«КАРИКАТУРА»

Инструкция: В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»

Инструкция: « Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение {педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук „У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У-у-у!», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

«КЛЯКСЫ»

Инструкция: Подготовить чистые листы бумаги, жидкую краску (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Примечания:

  1. Дите, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.
  2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
  3. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоений).

«ЖУЖА»


Инструкция: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

2.2 Игры на сплочение коллектива

Цель: Создать условия для формирования учащихся взаимодействовать в детском обществе, что будет способствовать сплочению коллектива.

«РИСУНОК НА СПИНЕ»

Инструкция: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

«ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ»

Оборудование: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Посадите детей в круг, объясните им, что им нужно создать одну «паутину», связывающую их между собой. При этом учащиеся могут высказать свои добрые слова и чувства друг другу. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша)! Ты мне нравишься, потому что...». Следующий участник обращается с той же фразой, с которой обращались к нему. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Примечание: Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты...».

«ОСТРОВ ДРУЖБЫ»

Оборудование: Газета.

Инструкция: Перед игрой ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться на оставшемся маленьком клочке. Таким островом спасения для нас будет служить газета».

«РУКА К РУКЕ»

Примечание: для игры необходимо нечетное число игроков.

Инструкция: Водящий произносит: «Рука к руке! Все меняются местами!». И все участники игры, в том числе и ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится водящим. Игра продолжается. Можно отдавать команды: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Колено к колену» и т.д.

«РУЧЕЕК»

Инструкция: В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.

«ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»

Инструкция: Играют взрослый и ребенок или дети. Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. 

Примечание: Важный момент! В игре взрослый должен находиться на уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Инструкция: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

2.3 Игры на развитие чувства самоуважения и уважения других

Цель: обучать учащихся находить то положительное, что есть в них самих и в их товарищах.

«МОИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Инструкция: Учащиеся сидят в кругу. Кто-нибудь из них, по желанию, выходит в круг и показывает жестами и мимикой своё любимое занятие: езда на велосипеде, компьютерные игры и т.д. Остальные отгадывают, что это за занятие.

«ДОБРЫЙ ГНОМ»

Оборудование: карандаш и листок бумаги, список «добрых гномов».

Инструкция: Каждый учащийся пишет своё имя на листке бумаги и складывает листок в несколько раз. Учитель перемешивает листочки в шляпу, чаше и т.п. и раздаёт их учащимся, причём никто не должен вытащить «себя» или рассказывать, кто ему достался. Теперь учитель объясняет правила игры: для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Это означает, что вы в течение определённого времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», все узнают позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все эти добрые дела не должно быть потрачено ни копейки. Следует сразу же договориться, какого рода это должны быть сюрпризы: например, самому что-нибудь смастерить, помочь товарищу в учёбе, убрать за него его рабочее место и т.п. Поскольку младшие школьники часто забывают о своих поручениях или заданиях, нужно в ближайшие дни периодически интересоваться, кто уже заметил какие-либо следы «добрых гномов» и кто это мог быть. Детям, которым трудно самим что-нибудь придумать, нужно помочь советом.

Примечание: Важно не допускать, чтобы дети смеялись над другими.

«ОТГАДАЙ, КТО Я?»

Материал: бумага и карандаш для каждого игрока.

Инструкция: Каждый учащийся пишет на листке разные свои свойства / черты / интересы (только сугубо индивидуальные, например: «Я люблю лиловый цвет в одежде, но на мне сейчас синяя юбка»), складывает листок втрое или вчетверо и передаёт его вам. Вы читаете вслух листок за листком. Дети отгадывают, о ком идёт речь.

2.4 Игры на умение управлять своими эмоциями

Цель: Формирование у учащихся умений управлять своими эмоциями в межличностном общении.

«ЧУВСТВА И ЖИВОТНЫЕ»

Инструкция: Нужно бросать игральный кубик два раза. Число, выпавшее первый раз, обозначает номер эмоции из столбика слева, а число, выпавшее при втором бросании кубика, – номер животного. Задача игрока – пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Все должны угадать, что за зверь и какую эмоцию он испытывает.

гнев медведь

презрение слон

страх кошка

радость петух

удивление лягушка

вина собака

«ЗЕРКАЛО»

Инструкция: Ребёнок будем зеркалом. Кто-то из учеников должен изобразить на лице какую-либо эмоцию (например, гнев – губы сжаты, брови нахмурены; удивление – рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

«УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ КОТА»

Инструкция: Педагог и дети рассматривают картинки с изображением кота. Педагог предлагает детям определить, какое у кота настроение, представить ситуацию, когда такое настроение может быть и изобразить данную эмоцию.

 «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

Оборудование: карточки с разными оттенками настроения.

Инструкция: Детям предлагается выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

2.5 Игры на снятие напряжения

Цель: создать условия для снятия напряжения, развитие взаимопонимания, взаимодействия сверстников.

«ЕРАЛАШ»

Инструкция: Всем участникам даётся задание – выделить одного человека из группы, не говоря ему об этом. Затем по команде ведущего все участники одновременно начинают движение, при этом каждый участник должен обойти три круга вокруг выбранного им объекта.

«ОЛЕНИ»

Инструкция: Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени?» А хотите узнать, как это они делают?» Это целый ритуал. Правым ухом вы трётесь о правое ухо партнёра, а в завершение приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на одного человека и церемония повторяется. Передвижение повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут своё исходное положение.

«ШАРИКИ»

Оборудование: воздушные шарики.

Инструкция: Группа разбивается на мини группы (от 3 до 5 человек). Группы распределяются по помещению так, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий. Каждая группа получает воздушный шар. Задача группы: удержать воздушный шар в воздухе без помощи рук. Ведущий усложняет задание, называет ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (локоть, голова, колени, правое плечо и т.д.). И последнее задание: удержать шар в воздухе, не используя другие части тела. Это задание можно выполнить, если одновременно дуть на шарик.

«ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Инструкция: Звучит веселая музыка, дети встают друг за другом и крепко держаться друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот увертывается от нее. Во время игры необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг – друга.

«Шалтай-Болтай»

Ход игры: Здравствуйте дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Ведущий: Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Я.Маршак)

Дети поворачивают туловище влево-вправо, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали лодошками, потрясли руками. Похлопали еще раз. Молодцы!

«ИГРА С МУРАВЬЕМ»

Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Н. В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем"

Презентация к уроку литратуры в 10 классе по повести Н. В. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В презентацию включена словарная работа, иллюстрации, отражающие...

Конспект урока по обществознанию для 6 класса по теме «Давай помиримся или какие бывают конфликты».

Данный материал подходит для изучения темы "конфликт" в курсе обществознания в 6 классе. Ученик научится распознавать конфликтные ситуации; улучшит свои аналитические способности;  воспитает умен...

Разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе Тема: «Давай помиримся!»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. (Старинная народная мудрость) ...

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»

Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...

Опорный конспект по теме: "Давай помиримся!"

Опорный конспект для учащихся по теме "Давай помиримся!" в курсе обществознания 7 класса...

Обществознание 7 класс. 15 урок. "Давай помиримся"

Урок подготовлен для учащихся 7 класса, которые изучают обществознание по учебнику Соболевой О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013....

«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)

Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических  знаний  теории конфликта, навыков  позитивного поведения в конфликтных ситуациях   серье...