Конспект урока по обществознанию для 6 класса по теме «Давай помиримся или какие бывают конфликты».
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Михайлова Юлия Алексеевна

Данный материал подходит для изучения темы "конфликт" в курсе обществознания в 6 классе. Ученик научится распознавать конфликтные ситуации; улучшит свои аналитические способности;  воспитает умение общаться с окружающими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект урока

                                    по обществознанию

                                   для 6 класса                                  

                                   Михайловой Юлии Алексеевны

Тема урока: «Давай помиримся или какие бывают конфликты».

Цель урока: изучить понятие " конфликт" и его сущность;

Задачи урока:

  научить распознавать конфликтные ситуации;

  развивать аналитические способности;

  воспитывать умение общаться с окружающими людьми.

Основные понятия:

конфликт; социальный конфликт; конфликтная ситуация.

Конспект урока «Давай помиримся или какие бывают конфликты».

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте  ребята! Меня зовут Юлия Алексеевна! Начнем наш урок.

  1. Повторение раннее пройденного.

Учитель: Существуют разные типы человеческих взаимоотношений. Какие типы отношений вы знаете?

Ученик: К типам человеческих взаимоотношений относятся: агрессия, соперничество или конкуренция, индивидуализм, сотрудничество и альтруизм.

Учитель: В чем заключается главная особенность альтруизма, как вида человеческих отношений?

Ученик: Особенность альтруизма заключается в том, что человек руководствуется не своими интересами, а интересами других.

Учитель: Человек не может долго обходиться без общения. Общается он много, с разными людьми, из разных групп и коллективов. Люди могут иметь разные мнения по тем или иным вопросам, вследствие чего могут возникать разные споры и противоречия или если мнения очень разные, то могут появиться и конфликты.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что подразумевается под конфликтом?

Ученик: Конфликт- это столкновение.

Учитель: Верно, конфликт – это не просто столкновение, а столкновение противоречивых интересов, важных для всех его участников. Это определение запишите в тетрадь.

Конфликты изучаются учеными. Какая наука изучает конфликты?

Ученик: Конфликты изучает наука конфликтология.

Учитель: Верно, запишите это в тетрадь. Противоречивые интересы существуют всегда и сохраняются всегда в независимости от того, появится конфликт или нет. Естественно, что каждый человек в своей жизни достаточно часто сталкивается с конфликтами. Как правило, конфликт вызван противоречием интересов. Эти интересы составляют предмет конфликта. Соответственно интересы являются причинами конфликтов.

Открываем учебник на странице 88-89, читаем и находим виды интересов. Какие виды интересов бывают?

Ученик: Есть два основных вида интересов: блага и мнения.

Учитель: Верно, что в себя включают блага?

Ученик: Блага могут быть разными: например, вещь, власть или даже другой человек.

Учитель: Правильно, когда благом является человек, то такую ситуацию называют ситуацией «любовного треугольника», когда третий человек лишний. Что относится ко второму виду интересов?

Ученик: Ко второму виду интересов относятся мнения, мысли, идеи и духовные ценности, мнения, которые нельзя разделить между собой.

Учитель: Верно, приведите примеры.

Ученик: Например: чувство личной гордости, музыкальные пристрастия, политические убеждения.

Учитель: Верно, запишем это в тетрадь.

Для того чтобы возник конфликт нужен повод. Повод часто возникает случайно и непосредственно не зависит от участников конфликта. Но повод может быть подан не самим участником конфликта. В особых случаях причина конфликта кроется в личных качествах его участников. Существуют такие личности, для которых споры и конфликты – постоянный способ самовыражения, таким образом, они стараются утвердиться и повысить свое положение в обществе.

Конфликт не может возникать без участников. По составу участников конфликты бывают:

А)  Внутриличностные;

Б)   Межличностные;

В)   Конфликт принадлежности;

Г)   Межгрупповые;

Д)   Конфликт с окружающей средой.

Приведите примеры для каждого вида конфликтов.

Ученик: Внутриличностный конфликт – человек недоволен самим собой, своей внешностью, поступками;

межличностный конфликт – человек обещал что-то сделать, но в последний момент отказался или вообще не сделал;

конфликт принадлежности -  конфликт между людьми из разных групп: богачи и бедняки или болельщики;

межгрупповой – конфликт между разными социальными группами;

конфликт с окружающей средой – человек конфликтует с общественным мнением, социальными нормами: нарушение правопорядка.

Учитель: Правильно, запишем это в тетрадь.

В общем смысле любой из этих конфликтов можно назвать социальным, поскольку он связан с обществом. В узком смысле слова социальными называют только конфликты больших социальных групп: войны, восстания, революции и др.

Кроме основных участников конфликта есть еще и неосновные, т.е. кто наблюдает за ситуацией или конфликтом со стороны. Они играют важную роль – влияют на ход конфликта.

Давайте разберем иллюстрацию на странице 90.

(Вопросы к иллюстрации:

- Назовите основных и неосновных участников конфликта.

- Кто еще, на ваш взгляд, может участвовать в конфликте?

- Как присутствие простых наблюдателей может повлиять на ход конфликта? )

Каждый человек выходит из конфликта по разному: кто-то игнорирует конфликты, пытается их избежать, делают вид, что никакого противоречия нет; другие приспосабливаются, поступаются своими интересами, стараются скрыть свои проблемы; третьи стараются идти на взаимные уступки; следующие соперничают, стремятся максимально удовлетворить свои интересы или наконец пытаются найти наиболее  оптимальный выход из конфликта с максимальным учетом все интересов сторон.

Игнорировать конфликт или подавлять внутреннее недовольство не лучший способ разрешения конфликта, т.к. он не исчезает. Надо уметь правильно вести себя в ситуации, когда конфликт уже выявился.

Существует три основных пути разрешения конфликта:

  1. Переговоры;
  2. Посредничество;
  3. Арбитраж.

Запишем пути разрешения конфликта в тетрадь.

Самим участникам бывает трудно посмотреть на ситуацию со стороны, тогда для разрешения конфликта они прибегают к помощи третьих лиц, т.е. посредников. Если же посредники обладают по сравнению с участниками конфликта каким-либо преимуществами (знаниями, опытом, более высокой должностью), то они становятся арбитрами.

 Приведите собственные примеры к каждому способу разрешения конфликта.

Ученик:  Переговоры – друг отобрал игрушку и вы решаете конфликт между собой. Посредничество -  конфликт из-за сломанной ручки не завершить и вы просите помочь  еще одного друга.

Арбитраж – в решении конфликтной ситуации помогают родители или директор школы.

Учитель: Роль конфликтов нельзя оценить однозначно, все зависит от того, как разрешается конфликт и чем заканчивается. Если конфликт решается с помощью силы, то последствия будут отрицательными. Если же конфликт решен положительно,  мирным путем, то он выполняет важные положительные функции:

- снимает напряжение

- обнаруживает имеющиеся противоречия

- выявляет проблемы между сторонами

- помогает определить позиции сторон.

Таким образом, он служит началом решения проблемы, т.е. является источником плодотворного развития событий.

  1. Закрепление пройденного.

Учитель: Что такое конфликт?

Ученик: Конфликт – это столкновение противоречивых интересов, важных для всех его участников.

Учитель: Назовите причины конфликтов?

Ученик: Причинами конфликтов являются интересы; основные виды интересов - это блага и мнения (мнения, мысли и ценности).

Учитель: Какие виды конфликтов вы знаете?

Ученик: Конфликты могут быть: внутриличностными, межличностными, межгрупповыми, конфликты принадлежностей и могут быть конфликты с окружающей средой.

Учитель: какими способами можно разрешить конфликт?

Ученик: конфликт можно решить через переговоры, посредничество и арбитраж.

  1. Орг. Конец.

Учитель: Ваше домашнее задание: чтение  § 9 и выполнение задания № 1, 4 на страницах 82-83 в рабочей тетради.

Урок окончен. Всем спасибо, до свидания!