МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьников в процессе учебной деятельности Валентина Волевна Онишина
учебно-методический материал

Смирнова Светлана Геннадьевна

МОДЕЛЬ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьников

в процессе учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Валентина Волевна Онишина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onish._model_zdor._vyst.docx249.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление 15.04.19г. на конференции в Люберцах: Развитие интеллекта школьника в технологии здоровьесбережения

№1 «Модель здоровьесбережения школьника»

№2

        Человеку в современном мире приходится учиться постоянно (новая техника, новые отношения). Опора на память больше невозможна, необходимо иметь компетенции, позволяющие информацию выбирать, обрабатывать, присваивать, комбинировать, транслировать. И все это в узких временных рамках, без специального обучения или развития психофизических возможностей.

        Чтобы знание дошло до автоматизма нужно время, практика, тренер. Это ресурсы, которые ограничены.

        Предпринята попытка формирования УУД. Но без специальной подготовки специалистов это оказалось практически невозможно. Отсюда идея новый реформы образования.

        Выживает только человек с хорошим интеллектом.

ИНТЕЛЛЕКТ – это способность.

№3

        Традиционно понятие интеллекта связывают с IQ. Однако человеку очень важно понимать свое собственное тело, управлять им - PQ, быстро нейтрализовывать стресс.

        Значение EQ сложно переоценить. Некоторые ученые считают его намного более важным, чем IQ.

        Выбор ценностей, осознание своего жизненного кредо, ОПТИМИЗМ, как человеческая (ортобиотическая) ценность – SQ.

        

№4

        Вы слышали в предыдущих выступлениях об ортобиотической концепции здоровья.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

        МОДЕЛЬ опирается именно на концепцию о трехчастном здоровье (физическом, психическом, духовном).

ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

        Ортобиотика занимается и восстановлением человека, в частности педагога, показывает стратегии выхода из профессионального выгорания и т.п.

        Помогает школьнику овладеть основами культуры здорового образа жизни.

        В нашем случае сегодня разговор идет о преломлении этих знаний для нужд ПЕДАГОГИКИ (учебного и воспитательного процесса).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

        Представлен рядом психолого-педагогических техник, являющихся, по сути, новыми эффективными стратегиями осуществления познавательного процесса (внимание, память, мышление, воображение, восприятие; речь, воля).

        Они опираются на базовые положения:

  • ортобиотики;
  • принципы гуманистической педагогики и психологии (взять знание в себе; личностно присвоить его);
  • облегчение работы с информацией за счет активизации психических, физических и духовных ресурсов личности учащегося (мотивация, одновременное включение в работу левого и правого полушария, самоисследование)
  • визуализацию образов (как метод).

№5  

ЗОТ – это технология обучения, помогающая школьнику преодолеть учебный стресс и овладеть знаниями до уровня компетенций: 

  • через структуру урока (5 этапов);
  •  через работу со своими эмоциями;
  • через осознание своих потребностей;
  • через рефлексию (саморефлексию) информации;
  • через визуализацию образа.

Сумма интеллектов (IQ; EQ; PQ; SQ):

 – гармонично развитая личность;

- стрессоустойчивая личность;

- саморазвивающаяся личность;

- мотивированная на успех личность;

- лидер для себя/лидер для других.

№6

№7

Рефлексия и саморефлексия. АЛГОРИТМ, который помогает развивать все виды интеллекта, привлекая внимание к разным аспектам жизни: физическому телу, психике, аналитическим способностям, духовной составляющей человека.

№8

Визуализация – это работа с образом, требующая внутреннего сосредоточения (человек мыслит образами).

  • Что ты видишь?
  • Что ты слышишь?
  • Что ты чувствуешь?
  • О чем ты думаешь?

Оперирование образами дает возможность мышления.

№9 Схема модели ЗОТ

Круг с буквой «Н» - это блок физического интеллекта, управления стрессом (регулятивные УУД).

Песочные часы – это блок развития логического интеллекта, умения мыслить (познавательные УУД).

Сосуд самоценности – это блок эмоционального интеллекта (коммуникативные УУД), понимание своих эмоций и эмоций других людей (героев произведения).

Пирамида Маслоу – это блок духовного интеллекта (личностные УУД). Работа на уроке с мотивацией, осознанием жизненного кредо, оптимизмом и т.п.

№10

PQ

IQ

EQ

SQ

  1. Якорение ресурсного состояния сознания

1. Стратегии правописания

  1. Шляпы мышления
  1. Творческая визуализация (вижу, слышу, чувствую)

2. Поднятие ресурса

2. Мнемотехника

2. Вербализация эмоций

2. Позитивная установка

3. Статичные игры

3. Демнабор

3. Распознавание эмоций

3. Ромб

4. Гимнастика мозга

4. Синквейн

4. Войти в образ

 героя

4. Нейрографика

№11

Что услышите на секциях?

№1 Развитие интеллекта младшего школьника с помощью техник здоровьесбережения – начальная школа

Руководитель секции – зам директора Еремина Вера Александровна

PQ (регулятивные УУД):

 – «Техники гимнастики мозга» (активизация левого и правого полушария);

- техники создания ресурсного состояния сознания.

№2 Развитие интеллекта через работу с образами в точных дисциплинах

Руководитель Гаврилова Инна Николаевна, ст. преподаватель кафедры человековедения.

IQ (познавательные УУД) – работа нетрадиционным способом через визуализацию (то есть активность правого полушария);

PQ, EQ (коммуникативные УУД) - техники управления учебным стрессом на секции (подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ).

№3 Методы интенсивного обучения в модели здоровьесбережения на предметах естественно-научного цикла

Руководитель зам дир по УВР Мараховская Наталья Степановна

IQ, EQ – интерактивные способы работы с опорой на личностное отношение (визуализация).

№4 Визуализация как метод развития эмоционального интеллекта на предметах гуматинарного цикла

Руководитель Онишина Валентина Волевна

        EQ (коммуникативные УУД). Речь пойдет о развитии эмоционального интеллекта, который в процентном соотношении достижения успеха представлен как 80% к 20% логического интеллекта. Если человек понимает свои эмоции и эмоции окружающих, он может ориентироваться в жизни и делать правильные выборы.

№5 Духовно-нравственное воспитание как основа для формирования здоровьесберегающей среды

SQ (личностные УУД). Творчество – это основа того, чтобы быть в контакте с собой, осознавать свое личностное кредо, принимать свою уникальность.

        Современные способы снятия учебного стресса с учащегося и учителя через методы арттерапии будут представлены на этой секции.

        На круглом столе подведем итоги секций. Если будут вопросы, готовы будем ответить.

№12

        Книги, изданные кафедрой человековедения и физической культуры по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Разработка модели внедрения технологии здоровьесбережения школьников в практику учебного учреждения"

Анализ здоровьесберегающих технологий. Применение  здоровьесберегающих технологий на уроке технологии. Применяетс яна уроках 5 - 9 классов....

Развитие способностей школьников в процессе проектной деятельности.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для детей. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения с...

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА Валентина Волевна Онишина, к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯШКОЛЬНИКА Валентина Волевна Онишина, к.п.н., доцент кафедры человековедения и физическойкультуры...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к курсу ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кафедральный вариативный модуль 72 часа Онишина В.В.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬк курсу  ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Кафедральный вариативный модуль72 часа  p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0....

Презентация "Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности"

laquo;Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, са...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей начальной школы игровая деятельность играет очень важную роль, потому что в дошкольном возрасте игровая деятельность является основным занятием для детей. Уже в начальной школе происходит см...