РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по психологии

Бархолова Любовь Ивановна

Для детей начальной школы игровая деятельность играет очень важную роль, потому что в дошкольном возрасте игровая деятельность является основным занятием для детей. Уже в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_barholova_li.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бархолова Любовь Ивановна

МБОУ Боханская СОШ № 2

Педагог-психолог

Для детей начальной школы игровая деятельность играет очень важную роль, потому что в дошкольном возрасте игровая деятельность является основным занятием для детей. Уже в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную.

О. С Газман определяет игровую деятельность как особую сферу человеческой активности, в которую личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. С поступлением в школу и включившись в новый вид деятельности, дети продолжают играть. Игровая деятельность, в свою очередь сохраняет свое развивающее значение. Поэтому опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение. Она предшествует учебной деятельности и, следовательно, лежит в ее основе. У детей в начальных классах слабо выражены коммуникативные способности, из-за отсутствия опыта взаимодействия в коллективе. У детей с поступлением в школу расширяется круг общения: появляются новые друзья, любимые учителя, но из-за слабо выраженных коммуникативных способностей, дети чаще всего бывают очень замкнутыми. Младшим школьникам тяжело контактировать с незнакомыми людьми, со сверстниками, и именно игровая деятельность облегчает этот процесс. Уроки становятся увлекательными, дети с радостью включаются в учебный процесс, информация усваивается намного легче, школьники начинают взаимодействовать, не боясь друг друга.

В процессе учебной деятельности ребенок развивается физически, формируются психологические новообразования, проявляются индивидуальные качества личности. Всё это является основой, которое обеспечивает развитие на следующем возрастном этапе. С каждым годом в образовательных организациях усложняются образовательные программы, поэтому меняется и качество знаний учеников, и как следствие, дети должны изучать и запоминать намного больше информации. Изменяется и взаимоотношение детей к сверстникам, взрослым, отношение к окружающему миру.

Коммуникативные способности начинают формироваться именно в начальной школе, потому что происходит активное формирование личностных качеств ребенка, он начинает выражать своё мнение, школьники учатся рефлексии. Рефлексия в начальной школе является главным элементом, дети начинают высказываться по проделанной работе, делают самоанализ, учатся оценивать свою деятельность, находить причины успехов и неудач.

В начальной школе формируются умения брать на себя ответственность за свои поступки, правильно организовывать досуг, строить отношения с одноклассниками и взрослыми людьми, которые окружают ребенка.

Учебная, а в дальнейшем и трудовая деятельность, будет напрямую зависеть только от самого ребенка, от того как он научился взаимодействовать с окружающими его людьми. Именно активное использование игровой деятельности в учебном процессе позволяет успешно формировать и закреплять позитивное отношение ребенка к учебной деятельности.

Уже в начальной школе дети начинают приучать себя к дисциплине, учится организовывать индивидуальную и групповую деятельность, школьники начинают ценить коллективную деятельность, учатся слушать и слышать сверстников, уважительно относится к другим детям. Именно в младших классах начинают закладываться все общепринятые нормы и правила общения, которым школьник будет следовать всегда и везде независимо от окружения.

Взаимодействуя в игровой форме на уроке, ребенок психологически раскован, он делает всё, что считает необходимым и это способствует проявлению личностных качеств, которые положительно влияют на выполнение сложных задач в учебной работе.

В процессе игровой деятельности развивается каждый ребенок, ему легче запоминается материал, школьники становятся открытыми, жизнерадостными вырабатывается организационные навыки, развивается выдержка, умение работать в команде, коммуникабельность.

На уроках учебный материал может сложно запоминаться, а игровая деятельность облегчает этот процесс, он становится увлекательным и интересным, у детей повышается настроение, они настраиваются на рабочее настроение, которое помогает облегчить процесс познания учебного материала. Благодаря игровой деятельности ребенок незаметно для себя познает радость учебного процесса, ведь материал легче усваивается, запоминается, у детей появляется желание узнать что-то новое.

Участие младших школьников в игровой деятельности способствует активному формированию самоутверждения, развивает в ребенке настойчивость, стремление к успеху, а также развития коммуникативных способностей, которые уже становятся фундаментом для дальнейшей жизни ребенка в трудовой деятельности и других различных областях жизни.

В игровой деятельности результат не имеет главное значение, важен сам процесс, в котором дети задействованы, то есть процесс переживаний, связанный с выполнением игровых действий.

В процессе игровой деятельности дети стремятся к точному повторению, они не копируют поведение своих одноклассников, а вносят свои идеи, включают свою фантазию. У детей существуют свобода фантазирования, возможность коллективного взаимодействия, дети проявляют инициативность, учатся говорить, не боясь других детей. Игровая деятельность приносит детям радость, дети становятся открытыми, у них отсутствует боязнь критики со стороны сверстников и учителей.

Игровая деятельность в начальной школе является неотъемлемой частью учебного процесса, благодаря ей ребенок развивается в разных направлениях, проявляет свои индивидуальные качества, развиваются его коммуникативные способности, которые необходимы в процессе учебной деятельности, а так в дальнейшем и трудовой деятельности.

Благодаря игровой деятельности у детей развиваются коммуникативные умения, мыслительные способности, появляются определенные склонности, расширяется их кругозор, формируются высокие нравственные качества.

Игровая деятельность представляет собой сложную многомерную последовательность поведенческих актов, существенно видоизменяющихся по мере роста и развития ребенка.

Литература

1.Волков Б. С. Возрастная психология // В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 343 с.

2.Назаретян А. П. Коммуникативность и коммуникативные способности. М.: Наука, 2006. 236 с.

3.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Тривола, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано

Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...

Развития двигательных качеств младших школьников в виде игровой деятельности.

Даная статья акцентирует внимание на важную роль урока физической культуры в жизни ребёнка. В ней описывается как игровой вид деятельности влеяет на развитие детей. Наводятся примеры того, что игра на...

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

     Данный методический материал презентации можно использовать на итоговом занятии по английскому языку  в рамках программы по дополнительному образованию "Учимся гов...

Консультация для родителей " Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков у младших школьников"

   Счастье – это когда тебя понимают!Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с ...